***
1. Эта книга о Каширской подвижнице ХХ века схимонахине Ольге (в миру – Марии Ивановне Ложкиной) выпущена в свет Никитским женским монастырем. Как отмечают издатели, здесь представлено краткое жизнеописание схимонахини. Краткое - потому что очень трудно описать сокровенный подвиг человека, жившего в эпоху гонений на Православную Церковь, сумевшего в это время сохранить веру, как великое сокровище, и остаться верным Христу до конца. Можно только прикоснуться к внешнему - фактам биографии, документам, свидетельствам. Все это, бережно собранное, дорого сестрам обители, которые попытались хотя бы внешне рассказать о подвижнице нашего времени блаженной памяти схимонахине Ольге.
2. В книге три части. Первая – жизнеописание схимонахини Ольги. В его основу легли архивные документы и воспоминания. Подробно рассказано о Никитском женском монастыре города Кашира, где начинался монашеский путь схимницы, и где она подвизалась около 30 лет. Говорится о времени невзгод и лишений после закрытия обители, о годах скитаний, о подвигах странничества на Каширской земле, о терпении скорбей, гонений, принудительного лечения в психиатрической больнице, о последних годах жизни схимницы, проведенных в подвигах непрестанной молитвы и юродства ради Христа.
3. Матушка Ольга прожила на земле долгий век и, дожив до глубокой старости, сохранила здоровье и силы. Была всегда энергичной, бодрой, не боялась ни жары, ни холода и за врачебной помощью никогда не обращалась. С 1952 до начала 1960-х годов она не постоянно, а периодами проживала в селе Руново Каширского района Московской области в маленькой келейке, расположенной в колокольне Преображенского храма. Матушка бывала в храме за каждым богослужением, а после службы еще долго оставалась в нем, так как к ней подходили прихожане – за советом, утешением, молитвенной помощью. Люди потянулись к вере, стали ходить в храмы, крестить детей, причащаться.
4. Но в тоже время, во время «хрущевской оттепели», началась вторая в церковной истории прошлого века волна гонений на Церковь, которая, по утверждению историков, стала не менее разрушительной по своим последствиям чем первая, кровавая. И нелегальное проживание схимонахини Ольги в храме увеличивало опасность его закрытия. Так что ей пришлось вернуться в Москву, знакомую с того самого момента, когда она приехала туда в конце 20-х годов и поселилась недалеко от Таганки, в крошечной треугольной комнате полуподвального помещения двухэтажного кирпичного дома. Жизнь ее в те времена была суровой, скудной во всем, полной лишений и тревог.
5. По воспоминаниям хорошо знавших ее людей, живя в миру, в центре большого города, матушка неукоснительно несла подвиг ночной молитвы. Те, кто часто ночевал в ее доме, никогда не видели ее спящей. Только присядет в свое кресло, а губы безмолвно шевелятся. К приходящим часто обращалась: «Молитесь, доченьки! Мир молитвой держится!» Бывая в Троице-Сергиевой лавре, матушка так же, как и в Москве, неустанно обходила окрестности. Иногда останавливалась на одном месте и горячо – подолгу! – молилась Богу. А в наши дни на местах многочасовой молитвы подвижницы стоят храмы. Один из наиболее известных - храм святого благоверного князя Александра Невского в поселке Ашукино. Находится он на территории Софринской бригады оперативного назначения Внутренних Войск МВД РФ.
6. Стоит отметить, что душа подвижницы также всегда болела о бедных отдаленных храмах, испытывавших нужду в самом необходимом. При жизни схимница благословляла своих «дочек Ложкиных» собирать для них пожертвования, ехать в самые труднодоступные селения и помогать на месте. И те ехали, помогали! Однажды две женщины с большими трудностями добрались до полуразрушенного храма святителя Николая Чудотворца в Псковской области – привезли туда богослужебные сосуды, книги, плащаницу Пресвятой Богородицы, священнические облачения. Служил в дальней церкви на берегу Чудского озера протоиерей Василий Швец, фронтовик и настоящий подвижник. Рассказывая о том случае через много лет, батюшка не мог скрыть благодарных слез... Обо всем этом повествует первая часть книги.
7. Как отмечают издатели, время стирает воспоминания, но в мире духовном нет времени, нет смерти... у Бога все живы. Матушка Ольга своей жизнью была примером послушания, смирения, наставницей молитвы, примером христианских добродетелей, утешительницей грешных и немощных, примером большой нелицемерной любви. Все, кто бывал в ее доме, вспоминают это время как дни, наполненные счастьем. Все чувствовали себя детьми одной любящей заботливой матери. Всех она встречала одинаково, с большой радостью. Пришедших приглашала к трапезе - простой, но всегда очень вкусной. Рядом с матушкой Ольгой отступали скорби, заботы, трудности, обновлялись душевные силы, и возрождалась готовность нести свой жизненный крест.
8. Блаженные часы, проведенные рядом с матушкой Ольгой, оставляли навсегда глубочайший след в душах людей. Они стремились следовать ее примеру. Во второй части книги собраны воспоминания родных матушки Ольги, ее келейниц, людей, близко знавших подвижницу, просившим ее молитвенной помощи и духовного совета. Не менее интересна, по словам издателей, и третья часть книги. В ней собраны случаи благодатной помощи Божией по молитвам верующих к схимонахине Ольге. В этой небольшой книге нет возможности опубликовать всё случаи молитвенной помощи, приведены лишь некоторые из них.
***
Почти полвека прошло со дня преставления матушки Ольги, которое пришлось на 23 января 1973 года. Все меньше людей, знавших ее, но свет ее благодатной молитвы согревает сердца верующих и в наши дни. На могиле схимницы в любое время года живые цветы. Образ кроткой, тихой, бесконечно доброй и по-матерински любящей старицы, христианской подвижницы 20 века в наше непростое время, по мнению издателей, может стать духовным ориентиром для современного человека. Эта книга посвящена блаженной памяти подвижницы и всем насельницам Никитского женского монастыря, живших в годы гонений. Память о них помогает сохранить связь с богатой духовной историей Никитской женской обители, с ушедшими поколениями подвижников и скромных тружеников ради Христа.
Читаем Ветхий Завет. «Книга Ездры. Строительство храма». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения архиепископа Иоанна (Шаховского)
Град Креста. Церковь, политика, общество. Слово митрополита Ставропольского Кирилла
«Кузбасский ковчег» (Кемерово). 16 августа
О земном и о небесном. Новый учебный год
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!