По святым местам. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы (Орел-городок)

18 мая 2022 г.

Отправляемся в Орел-городок, в храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Один из приделов храма построен по типу Кувуклии Храма Гроба Господня - находится в центре здания церкви. Иконостас храма старше самой церкви на век, а старинная икона Похвалы Пресвятой Богородицы спасла Орел-городок в средние века от набега иноплеменников. В XVII веке настоятель храма написал духовный труд - "Статир" - значительный памятник литературы того периода.

Программа «По святым местам» вновь в Соликамской епархии, и мы приехали в поселок Орел, или, как раньше говорили, в Орел-городок. Именно отсюда Ермак со своей дружиной начал продвигаться в глубь Сибири, а мы приехали сюда, чтобы рассказать вам о храме Похвалы Пресвятой Богородицы.

Священник Зотик Джанаев, настоятель храма:

– Место старое, древнее, в 1558 году царем Иоанном Васильевичем IV была дарована жалованная грамота Строганову Анике на освоение здешних мест, и с тех пор здесь началась уже современная история, были основаны два поселения на берегу Камы. Одно называлось Пыскор (или Камкор), другое – Орел-городок (или Киргидан).

В Пыскоре был организован медеплавильный завод, а в Орле-городке добывали соль. Также в Пыскоре был монастырь, куда и ушел впоследствии владелец завода Аника Строганов, так что Пыскор, скорее, духовный центр этих мест, а Орел-городок – административный.

Священник Зотик Джанаев:

Это место примечательно тем, что именно отсюда был снаряжен Ермак со своей дружиной на освоение Сибири. Здесь он был снабжен провиантом, оружием, здесь  имели возможность выплавлять пушки, современное оружие.

Ермаку часто приписывают то, что, овладев большим богатством, он сделал немало кладов, хотя главное сокровище Орла-городка у всех на виду – это старинный храм Похвалы Пресвятой Богородицы.

Священник Зотик Джанаев:

– Согласно местному преданию, когда Ермак отправился на завоевание Сибири, к этим местам подошел пелымский князь Кихек, это было примерно в 1582 году, здесь не оставалось мужчин, воинов, только старики, женщины и дети. Он встал напротив Орла-городка, местные жители собрались и с хлебом-солью, с иконой Похвалы Пресвятой Богородицы пошли к нему на поклон. Она у нас находится в местном ряду иконостаса.

В стане произошло смятение и паника – и враг ушел.

Священник Зотик Джанаев:

– Мы знаем, что Матерь Божия это место сохранила, защитила чудесным образом. Она считается Покровительницей этих мест, а икона чудотворной, храм основан в ее честь.

Малый придел храма необычной архитектуры, он, словно кувуклия в Храме Гроба Господня, стоит посреди основного здания церкви. Этот небольшой храм посвящен святому Александру Невскому, ведь свою главную битву (Ледовое побоище) он одержал именно в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Сам каменный храм был построен в 1735 году, но еще раньше, в средние века, здесь было целых три церкви, а поселение находилось на противоположном берегу реки. Но со временем вода стала подниматься, место затапливалось, и храм (да и все поселение) перенесли на другой берег.

Священник Зотик Джанаев:

– С этой стороны был бор, на эту сторону перенесли камни, и под этим храмом были заложены камни от фундамента храмов той стороны. Центральный иконостас был перенесен с той стороны, с того храма – он на сто с лишним лет старше, чем сам храм. Он даже здесь немного не поместился, и его разворачивали. Сам иконостас выполнен мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.

На данный момент здесь даже сохранился образ, написанный придворным иконописцем Иоанном Максимовым. А Строгановы не жалели денег ни на храмы, ни на богатое внутреннее убранство; известна знаменитая строгановская иконопись. Так, например, этот образ Пресвятой Богородицы «Смоленская» (или «Одигитрия» («Путеводительница»)) был написан в XVII веке. Два года назад икону отреставрировали, и сейчас она пребывает здесь, в этом храме. Но несмотря на то, что в церкви сохраняется множество старинных образов, значимая их часть до сих пор находится в музеях. Так что, приходя в Центр культуры Пермского края, внимательно читайте выставочные этикетки – может быть, вам удастся увидеть и старинные иконы из Орла-городка.

Священник Зотик Джанаев:

– Из этого храма было вывезено много икон, по переписи около пятидесяти, но есть свидетельства о том, что намного больше. Также много убранства – чаш, драгоценных риз с камнями и жемчугами с икон. Некоторые вещи и иконы сохранились в музеях, но большинство пропало.

Сам храм был закрыт лишь в 1941 году на несколько месяцев, здесь организовали лагерный пересыльный пункт для заключенных.

Священник Зотик Джанаев:

– Скорее всего, люди были не чисто уголовные элементы, а в основном политзаключенные, бывшая интеллигенция; может быть, и священство было, сейчас досконально неизвестно, но мы знаем, что храм не был  прокурен, стены не расцарапаны.

Уже в 1942-м храм вернули верующим, и литургическая жизнь не прекращалась.

Любовь Ивановна Хамьянова, прихожанка храма:

– Я сюда ходила маленькой еще с мамой. Тут была пристань, травка, деревья, мы ждали трамвай и ехали домой. Если было рано, то мы шли на кладбище, поминали близких – дорог, асфальта не было, шли по тропиночке. А потом я вышла замуж, уехала в Новосибирск – и сюда ходили редко. Мама всегда говорила: «Что ж вы в храм не идете? Почему вы не молитесь? Почему крестики снимаете?» Мама умерла, и я пошла в храм.  

В советское время в этом храме служил архимандрит Лев (Ахидов), сейчас это один из самых известных батюшек Пятигорской епархии, а в 1955 году это был отец Леонид, и во времена хрущевских гонений на Церковь он реставрировал храм.

Священник Зотик Джанаев:

– При нем сюда были перевезены многие иконы с окрестных храмов, которые закрывались, грабились в то время, и он много икон спас. Он потом попал на Кавказ, где крестил меня, и так получилось, что я попал сюда. Сейчас ему 94 года, он служит в Нальчике в храме во имя Иоанна Воина, до сих пор в строю.

В истории этого храма немало подвижников веры, еще в конце XVII века, в годы правления братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых, настоятель этой церкви протопоп Потап Игольнишников пишет духовный труд «Статир». Изначально статир – античная монета, она упоминается в Евангелии, когда к Иисусу Христу и апостолу Петру подошли сборщики податей на храм и спросили апостола, сделает ли его Учитель пожертвование. Петр согласился, но Христос сказал Своему ученику, что Он Сын Бога и не должен платить подати на храм Своего Небесного Отца. Но чтобы не вводить в соблазн сборщиков, Спаситель просит Петра выловить рыбу, во рту у нее и находилась монета – статир, отданная на пожертвование. Автор «Статира» отец Потап так понял эту притчу: море – мир сей, море – человеческое естество, а статир – исповедание слова Божия; 156 проповедей содержит эта книга.

Удивительно, что поучения на воскресные дни и праздники были написаны в Средневековье простым священником из глубинки, батюшка происходил из семьи крестьян и старался простым языком объяснить богословские истины для своих земляков. Причем он надеялся, что его слова и мысли станут известны людям во всей Российской державе. Живя в уральском остроге в жестокий и кровавый XVII век, он писал несвойственные тому времени мысли. «И сотворил Бог человека по образу Своему и подобию. Не сотворил царя, князя, воина, богатого, нищего, но просто – человека, существо духовное и телесное. Произволом человеческим и научением дьявольским произошли раздоры между людьми, уничтожилось равенство – всякий стал стараться присвоить себе как можно больше; снедаемые завистью, они, кажется, готовы были отделить себе и свод небесный, и светила, и капли дождевые, если бы это было возможно. От этого умножились между людьми насилия и убийства, брат восстал на брата, не щадя общей обоим природы».

Священник Зотик Джанаев:

– Это было написано в течение одного богослужебного года с поучениями на каждый день. До сих пор еще до конца не опубликовано, долго работали, и я буду надеяться, что работы будут продолжаться по изучению этого памятника, потому что это уникальный памятник в своем роде.

Орел-городок даже с литературной точки зрения место удивительное. Так, в начале XVII века была написана «Повесть о Савве Грудцыне»; действие средневекового романа происходит в Москве, Казани и в Орле-городке, причем сюжет очень похож на трагедию «Фауст», а создан почти за два века до произведения Гете.

Богатство культуры Пермского края могут оценить и туристы, и паломники, а для этого надо приехать в Орел-городок.

Протоиерей Михаил Шекель, благочинный Березниковского благочиния:

– Это то, что осталось, а представьте, что было на нашей территории Перми Великой, какие были построены храмы, монастыри и все остальное. Какая была жизнь с приходом, потому что это территория купечества, и освоение территории, и этот храм, по преданию, связаны с Ермаком – именно отсюда он начал осваивать Сибирь по Чусовой, Каме. Каждый храм уникален, он не строился под какую-то копирку, у нас очень богатая история.

Священник Зотик Джанаев:

– Уже более 400 лет здесь непрерывно идет литургическая жизнь, храм известный, любимый местными жителями, многие сюда едут венчаться, креститься – нам нравится эта традиция.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 04 декабря: 22:45
  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать