Евангелие от Луки, глава 4, стихи 22–30
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читаются два евангельских зачала: за субботу – Евангелие от Луки (Лк. 4, 31–36) и рядовое чтение того же евангелиста (Лк. 4, 22–30).
4.22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
4.23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
4.24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
4.25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
4.26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
4.27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
4.28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
4.29. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
4.30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лк. 4, 22–30)
События, о которых повествует сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, происходят в Назарете, где Иисус Христос прожил бóльшую часть Своей жизни.
Прочитав отрывок из Книги пророка Исаии в субботний день в синагоге, Христос садится, чтобы рассуждать над текстом. Именно этим словам рассуждения, словам благодати, как указывает евангелист Лука, и дивились присутствовавшие в синагоге люди. Но в какой-то момент слушавшие иудеи исполнились ярости. Произошло это после слов Христа: никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24), – и тех пояснений, в которых Спаситель похвально отозвался о язычниках.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников».
Господь приводит два примера: во-первых, посещение пророком Илией вдовы в Сарепте Сидонской. Эта женщина, доверившись словам пророка, отдала ему последнюю часть муки и масла, приготовив пресный хлеб, и за это в ее доме мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало (3 Цар. 17, 16). Также по молитвам Илии Господь воскресил и сына вдовы, явив Свою милость.
Евфимий Зигабен отмечает: «Посредством примера Он показывает, что они не были достойны знамений из-за неизлечимого своего неверия. Ведь Илия в свое время, хотя много вдов было среди израильтян, ни к одной из них не был послан Богом, как недостойных его пребывания, но только к той, что жила в городе Сарепта Сидонской страны, ради ее благочестия и готовности к добродетели, несмотря на то, что она была иноплеменница, и совершал у нее чудеса, как рассказывает Третья книга Царств. Точно так же и Он не приходит сотворить знамение ни к кому из недостойных, поскольку это не только не приносит выгоды, но и становится причиной хулы, а только к тем, которые обратятся и получат пользу».
Во-вторых, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана Сириянина, то есть сирийского вельможи, язычника по рождению и вере, который, доверившись пророку, окунулся семь раз в водах Иордана и получил исцеление.
Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «В Книге Царств мы читаем, что слово пророка избавило язычника Неемана от скверны проказы, хотя многих иудеев поразила проказа тела и души, как, например, тех четырех, которые из-за голода первыми направились в стан царя сирийского – о них Писание говорит, что они были прокаженными. Почему же пророк не позаботился о собратьях, не позаботился о соотечественниках, не исцелил родных, если он исцелял чужих, исцелял тех, кто не соблюдал закон и не имел общего с ним богопочитания? Очевидно, что исцеление зависит от доброй воли, а не от принадлежности к народу, и Божественный дар испрашивается молитвой, а не дается по природному праву. Научись просить то, что ты хочешь получить! Не приходит милость Божественных даров сама собой к людям, не радеющим о них».
Эти истории из Священного Писания были знакомы иудеям, но все же они были настолько убеждены в своей неповторимости, что, услышав это, все в синагоге исполнились ярости (Лк. 4, 28), потому как Спаситель поставил их, горделивых иудеев, ниже язычников.
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь сегодня на примере Своих земляков из Назарета показывает, как гордость изгоняет истину. Всякий человек, имеющий в своем сознании семя гордыни, никогда не сможет в полной мере прислушаться к мнению и рассуждению другого человека, так как ко всякому его слову будет относиться с пренебрежением.
Мы же с вами призваны к смирению, не возносящему ни нас, ни какое-либо общество над другими людьми, дабы всегда слышать пророческие слова Божии и получать через послушание великие Божественные дары благодати.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!