Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

23 апреля 2022 г.

– Закончился Великий пост. Буквально считанные часы остаются до окончания Страстной седмицы и начала самого большого христианского праздника – Светлой Пасхи.

Отец Владимир, скажите несколько ободряющих слов нашим зрителям...

– Мне показалось, что пост пролетел как одно мгновение. Раньше, помню, были какие-то затруднения, думалось: поскорее бы закончился пост. А в этот раз даже не успел об этом подумать, как пост уже закончился. Говорят, с возрастом время течет быстрее. Время хоть единица постоянная, но и правда сокращающаяся. Господь сократит время ради праведников.

Пост пролетел мгновенно еще, наверное, и потому, что сейчас очень удобно поститься. В каком смысле? Мне кажется, постное меню иногда превосходит меню скоромное: и всякие разносолы, и свежие огурчики, помидорчики, и травка зеленая...

– И постные пряники.

– Чего только нет! Я с легкостью перейду к скоромным дням лишь потому, что не испытал во время Великого поста особенного труда (имею в виду качество и разнообразие пищи). Но все равно эта добродетель очень важна. Хотя это скорее послушание, которое наложено Церковью на каждого из нас, христиан, – соблюдать посты. Мы исполняем то, что должны исполнить...

Хочу поздравить наших дорогих зрителей, православных христиан, с окончанием Великого поста и Страстной седмицы. Наверное, каждый по-своему переживал дни Страстной седмицы: кто-то ярче, кто-то – менее ярко. Вход Господень в Иерусалим – это дорога, ведущая Христа к страданиям, унижениям и смерти... Я всегда задумываюсь о том, возможно ли было царю какого-либо государства потерпеть те унижения, которые претерпел Господь Иисус Христос? Причем претерпел, можно сказать, молча. Когда Его распяли, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». Он мог бы с этими же словами обратиться к тем, кто ударял Его по ланитам, кто над Ним насмехался и надругался. Трудно себе представить, чтобы царь какого-либо государства перенес такие страдания и унижения, которые перенес Господь.

Вход Господень в Иерусалим – это приближение Христа к страданиям и к искуплению рода человеческого от первородного греха. Христос завершает Свой земной путь. Адам и Ева были изгнаны из Царства Божьего, и после этого человечество оказалось в страстях, люди уподобились рабам неключимым. Для того чтобы нас спасти, Господь совершил этот крестный путь (распинали на крестах только великих разбойников). Господь поднимает нас из разбойничьего состояния. Все мы в той или иной степени находимся в этом состоянии, потому что все в той или иной степени нарушаем заповеди Божии, а сейчас – все больше и больше. Мир становится невероятно страстным и податливым к разным искушениям и падениям. Господь возводит нас, как блудных детей, из этой грязи, из этого болота страстей. Человек – одно из самых драгоценных творений Пресвятой Троицы. Из рабского, униженного состояния, пронизанного грехами, Господь снова возводит человека к царскому достоинству, искупая его первородный грех, и снова открывает врата Царства Божьего для каждого желающего спастись.

Господь говорит поразительные слова: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37–38). Господь каждому из нас стучится в сердце, потому что нет воли Его, чтобы погиб один из малых сих.

Что говорить о распятии, на котором страдал Бог? Это распятие привело нас к Воскресению Христову, к Пасхе. Пасху Господню – великое торжество из торжеств – мы будем праздновать уже сегодня ночью, восклицая приветствие: «Христос воскресе!» Это приветствие все время произносил преподобный Серафим Саровский. Если Христос не умер и не воскрес, то тщетна наша вера, как говорит апостол Павел.

Так что позвольте поздравить всех с этим великим пресветлым праздником. Мы уже чувствуем вибрацию последних часов перед этим торжеством из торжеств. Весь мир, вся Вселенная готовится к этому великому событию Воскресения Христова.

Мы живем в непростое время. Совсем недавно видел видеоролик (думаю, многие видели), как Пресвятая Богородица на горе Бештау благословляла землю. Если это правда, то это свидетельствует о том, что Россия – Богом избранная страна и удел Пресвятой Богородицы. Она подтвердила этим Свою любовь к России.

Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Теперь вернемся к нашей теме. Я снова со шпаргалкой, потому что невозможно запомнить весь материал, а если буду пересказывать своими словами, то побледнеет яркость и глубина слов, изложенных святыми отцами.

Мы закончили говорить о Ное. Хочу отметить следующее. Ной является прообразом Христа. Вообще Священное Писание Ветхого Завета испещрено прообразами. И если бы мы говорили об этом, нам потребовалось бы много месяцев, а может быть, даже и лет, чтобы раскрыть эту тему. Думаю, того, что мы излагаем, в какой-то мере и степени достаточно, чтобы люди поверили, что Господь не только в пророчествах говорил о пришествии Сына Своего Господа Иисуса Христа, но и через разные прообразы возвещал об этом. Разбирать эти прообразы – очень сложная тема, которая относится, скорее, к серьезному богословию...

О роде человеческом перед Потопом сказано: наполнися земля неправды (Быт. 6, 11). Из-за этого произошел Потоп – первое наказание Божие, первое очищение человечества от греха и первое торжество праведности, если можно так выразиться. Ной стал родоначальником рода человеческого после Потопа, прообразовав таким образом Христа, Начальника новой жизни.

С Ноем в ковчеге находилась семья, трое детей. Когда ковчег остановился на горах Арарата, когда снова появилась земля, Ной поселился вместе с семьей на земле. И в будущем у его детей стали рождаться дети, то есть новый род человеческий. Но, несмотря на то, что Ной был праведным и его жизнь была высока по сравнению с жизнью других людей, он, будучи праведником, не смог соделать праведный род. Мы видим это в лице Хама. Не буду упоминать о том невежестве, которое совершил Хам по отношению к Ною, – каждый может заглянуть в Книгу Бытия и прочитать об этом хамском поступке Хама.

Через что происходит обновление мира? Через древо ковчега и через воду. Через что произошло обновление духовной жизни человечества? Через крестное древо и через кровь, истекшую из ребра Христа вместе с водою. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует о том, что видел истекшую кровь вместе с водою. Он не случайно акцентирует на этом внимание. Вода – это символ обновления человеческой жизни, потому что через крещение в воде мы обновляемся и получаем силы от Бога на новую жизнь (если не безгрешную, то стремящуюся к святости). Удивительно: все имеет глубочайший смысл и значение!

Мы завершили слово о Ное. Но есть и другие прообразы. Вспомним из Священного Писания, как Авраам возвращался после войны и его встретил Мелхиседек, царь Салимский. «Мелхиседек» в переводе на русский язык – «царь правды». Царь Салима – то есть царь мира (см. Евр. 7, 2). Об этом человеке апостол Павел говорит замечательные слова: сей Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышняго, – первее убо сказуется царь правды, потом же царь Салимский, еже есть царь мира, без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея, уподоблен же Сыну Божию... (Евр. 7, 1–3).

Христос родился без отца по плоти. Он без Матери как Бог, ибо рожден от одного Отца: Христос – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Все вышесказанное о Мелхиседеке является прообразом Христа, Который тоже не имеет ни отца (по плоти), ни матери (как Бог), не имеет родословия по духу. То есть мы видим особого человека – Мелхиседека, который является прообразом Христа, Сына Божия, нашего Спасителя.

– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю. Будем ждать следующих бесед. Чему мы посвятим нашу следующую программу?

– Думаю, постепенно будем переходить к Священному Писанию Нового Завета.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 09 июля: 03:00
  • Суббота, 09 июля: 13:00
  • Суббота, 16 июля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​