Великий пост. Проповедь священника Георгия Полякова

8 апреля 2022 г.

Протоиерей Георгий Поляков, почетный настоятель храма Сретения Господня.

– Вот и наступил Великий пост.  Чем больше  мы отдаляемся от первых христиан, святых подвижников, которые сияли на заре нашей духовной жизни, тем, конечно, все труднее и труднее говорить о подвигах, о молитве, о посте. Конечно, многое изменилось в современной жизни, это мир, в котором все бегут, спешат, мир, в котором и мир-то трудно увидеть, его нет ни в жизни, ни в сердце человеческом. Развита техника, медицина, казалось бы, такие неописуемые возможности. Но все Тот же Бог, и все тот же человек, и все те же заповеди, те же пороки, те же слабости… Тем не менее, как и первые христиане, мы обращаемся к Богу со словами в Символе веры: чаю жизни будущего века.

Можно спросить у любого человека – все хотят жить, в душе человека, верующего или неверующего, живет чувство бессмертия. Или, когда мы говорим о смерти, мы говорим о смерти кого-то, но не о себе. И конечно, говоря о бессмертии, мы невольно обращаемся к Царству Небесному. Но в Царство Небесное входят святые подвижники, чистые сердцем, способные Бога зреть, блаженные люди. Как всего этого достичь? Невзирая на современные условия жизни (а все мы с вами живем в этом мире), остались все те же заповеди, звучат те же слова Христа. Такая же совершается Евхаристия, плюс еще огромный духовный опыт святых отцов. Сейчас у каждого есть возможность в руках держать Священное Писание, Евангелие, жития святых, тем не менее Церковь, как чадолюбивая мать и тонкий педагог, знает психологию людей. Не просто человека остановить, преобразить, наставить, да и не так просто в современном мире сказать что-нибудь человеку – такое в ответ услышишь! И вот Церковь предлагает нам определенное время в течение всего года – дни Великого поста.

Конечно, Великий пост в современном мире в основном воспринимается как фольклор, как некие сказки, традиции, обычаи, обряды – и за всем этим теряется смысл духовной жизни, смысл всего Великого поста. Часто каналы телевидения, да и множество даже духовных лиц, в санах, в омофорах нам байки рассказывают, что кушать, что пить и сколько.  Каждому дают свой рецепт. Монахи наперебой кричат, что они едят, что нам надо кушать. Скажите, а где же тайна Великого поста? В чем суть? Дьявол вообще не ест, но он остается дьяволом.

С другой стороны, как говорят святые отцы, Бог смотрит в сердце человека, но не в желудок. И никто из святых отцов не говорил, что, когда мы предстанем перед Богом, Бог спросит, что ты ел, что пил, сколько вычитал молитв. Никто об этом не пишет. И в Священном Писании этого нет. Я не думаю, что если человек выпьет стакан молока, то его будут судить и он будет в огне вечном гореть. Вы подумайте, что же это за Бог такой?

Так почему тогда Церковь все равно предлагает дни Великого поста? В чем тайна? В чем суть? А в том и суть. Ведь чтобы достичь Царства Небесного и быть всегда с Богом, надо быть святым человеком, Бог смотрит именно в сердце человека. И Церковь знает, что далеко не так просто человека освятить. А все святые отцы на протяжении двух тысяч лет говорят, что смысл человеческой жизни – богоподобие, быть подобным Богу в святости, в любви, не грешить, быть духоносным человеком, светлым, любящим. Как всего этого достичь? Непросто человеку измениться: сегодня он такой, но вдруг пришел в храм, свечку поставил, духовник ему «ухо прогладил» – и он ушел другим. Это ложь, это убаюкивание. Наверное, поэтому Христос сказал, что люди будут искать своих духовных учителей, тех, которые бы льстили их слуху.

В современном мире (а я из своей практики это точно знаю) я не помню, чтобы кто-то именно менялся. Легче поменять храм, священника – как все просто! А вот тут-то дьявол и смеется над человеком. Суть покаяния в том, чтобы сам человек изменился. «Покаяние» по-гречески – «метанойя». То есть меняется человек, растет, созревает, он становится святым человеком. Но как всего этого достичь? Это действительно все очень сложно.

У меня большая практика, жизнь большая прожита, и я на всю жизнь запомнил одну женщину. Она симпатичная, в возрасте, красиво и чисто одетая, ухоженная, казалось бы, духоносный человек – но вижу, что у нее какое-то горе, она мучается. Я, конечно, читаю молитву, разговариваю, а сам все время наблюдаю, смотрю. И хотя обычно человека можно понять сразу, но тут не мог я понять: духоносный человек, лицо как икона, но что ее так гнетет? Именно гнетет. Как я ни пытался, у меня ничего не получалось, не мог понять. Тогда я ее позвал, попросил задержаться. Говорю: «У Вас такое лицо боголепное, Вы так приятно выглядите… С Вами приятно общаться. Вы удивительно прекрасный человек. Но мое сердце подсказывает, что Вас что-то очень глубоко гнетет. Но что – никак не могу в это проникнуть». А она мне говорит: «Батюшка, про меня все так думают, но где я ни бываю – обязательно там что-то возьму». То есть ворует. Я чуть не упал. Я бы никогда не подумал. Обычно я человека мгновенно чувствую, но тут ничего не почувствовал. Она говорит: «Батюшка, я мучаюсь, а с собой сделать ничего не могу». Я говорю: «Наверное, у Вас нет друзей?» – «Нет, меня все клянут. И если принимают, то только один раз». Надо же, как бывает в жизни...

И вот уже много лет прошло, а я все время вспоминаю эту женщину и думаю: вот ведь как бывает! С одной стороны, вроде видишь человека, с другой стороны – тайна, причем такая тайна, что человек даже не может сам с собой ничего сделать. Он мучается, а сделать ничего не может.

Вот поэтому я сегодня и рассказываю о том, как непросто человеку преодолеть пороки, слабости, страсти, и сам человек от них мучается. А ведь все святые люди были такие же, как мы с вами, они страдали, мучились, кровно или бескровно. Как этой святости достичь? Серафим Саровский говорит о том, что смысл человеческой жизни – стяжать Дух Святой. А как Его стяжать? Как достичь? С чего все начинается?

Я очень много в своей жизни встречал людей, которые говорили, что у них особый духовник, что где-то там особое чудо случилось, где-то Божия Матерь на стекле проявилась, – это все хорошо, но для спасения это ничего не значит. А значит для спасения только одно: чтобы ты стал лучше, чтобы сумел выбраться из оков своих страстей, приподнялся над ними. И святые отцы знали из своего личного опыта, что это совершить непросто, это надо быть таким подвижником духа! И святые отцы замечали: чтобы этого всего достичь (а достигается это всю жизнь) – надо начинать с самого простого. Как дети в школе начинают палочки писать, точки ставить, потом идут дальше, получают знания, идут в институт, профессорами становятся. Но начинается все с самого простого, элементарного. И из опыта святых отцов мы знаем, что самое простое. Они говорят, что это питание, именно питание. Но просто не есть мы не можем, жить – и не есть, нам нужно именно воздерживаться от определенных продуктов. Вчера их можно было, а сегодня нельзя. И вот человек начинает воздерживаться, не сразу, постепенно, это делается годами, приобретается опыт – постепенно человек начинает быть царем над своим желудком. Иоанн Лествичник говорит, что самый страшный господин, суровый и никогда не спящий – это человеческое чрево. Так он пишет в своей книге «Лествица». И так постепенно, постепенно человек начинает воздерживаться. Причем не надо ставить глубокие и далекие перспективы, планы, цели. Начни считать только то, что ты уже прошел. Вот сегодня прошел день – значит, уже прошел первый подвиг Великого поста, идем постепенно дальше. Прошел день – мы воздерживаемся от сладостей, от мяса. А что такое мясо? Это сытость. Мясо дает такую энергию, что человек беснуется, дуреет от сытости, энергия бьет ключом, и он такие вещи делает, что просто жуть. И вот чтобы человеку эти страсти как-то ослабить – человек начинает поститься. Так замечали святые отцы. Так, постепенно, мы воздерживаемся от питания.

Я рассказывал, что когда человек пал, то он стал привязанным к земле. Раньше он питался Евхаристией, он обретал бессмертие. А дьявол принес свой плод, – плод лжи, лукавства, он посмеялся над человеком. И отныне человек стал вечно привязанным к земле. Мы по земле ходим, мы из нее сделаны, мы от земли питаемся и туда же, в землю ложимся. Вот что такое земля. И чтобы как-то приподняться над всей этой сытостью, над желудком, надо, конечно, воздерживаться. Это не диетология, это не здоровый образ жизни, а это во имя спасения души. И если мы воздерживаемся, то это не значит, что мы уже сделали один шаг, мы сделали только пробный шаг к Царству Небесному. Но, воздерживаясь от питания, человек постепенно приобретает навык, опыт воздержания. У человека развивается духовное начало, и постепенно это воздержание переходит и на духовный образ жизни, на духовные страсти. Человек начинает обуздывать свой язык, свои страсти, свои желания, зависть, обман, хитрость, воровство, плохие поступки. Человек начинает обуздывать себя.

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что именно в воскресенье, когда надо на литургию, так тяжело голову оторвать от подушки, хочется просто хоть чуть-чуть понежиться, но надо вставать и идти, иначе жизнь наша будет свиноподобная, как у помойного корыта блудного сына. Надо встать и идти к духовной трапезе. И вот по мере того, насколько мы сумеем обуздать в какой-то степени свое чрево, постепенно мы начнем и обуздывать свои страсти, свои слабости, все то, что изнутри нас разъедает, как раковая опухоль. Мы оставим все эти метастазы страстей и пороков.  И так постепенно человек, сам того не замечая, будет расти. А замечать этого и не надо, и святые никто не считали себя святыми, они, труженики духа, просто брали и делали. А начинать надо, конечно, с самого себя.

Молитва, которую Церковь избрала в дни Великого поста из числа множества молитв, – это именно крик души преподобного Ефрема Сирина. «Дай мне, Господи, зреть мои пороки, мои прегрешения, мои страсти, все то, что меня отравляет, что меня цепями и кандалами держит в царстве этого мира».

Но это еще не все. По мере того как мы духовно воздерживаемся, растем – постепенно Господь дает нам возможность заглянуть внутрь себя. Бог дает нам узреть наши прегрешения. И постепенно человек вникает, он читает Священное Писание, святых отцов, слушает пастырей, причащается, исповедуется, кается, живет духовной жизнью. Постепенно все более и более Господь, по мере нашей возможности, дает нам заглянуть внутрь себя.

Поэтому и дни Великого поста – это образ жизни, это великий подвиг. И самый великий подвиг – это паломничество внутрь своего сердца, в свои помыслы, это осознание своих поступков, каждого прожитого дня, всего того, в чем мы исправляемся, просим у Бога, чтобы Бог дал нам это увидеть. И совесть постепенно начинает нас обличать. А святые отцы говорят, что совесть – это голос Бога. И вот голос Бога начинает нас обличать. И надо к этому голосу прислушиваться.

Конечно, блажен тот человек, которому Бог дал такого духовного наставника, который не будет составлять регламент его жизни и расписание его поступков, слов и питания, а именно будет звать его в Царство Небесное, который будет разжигать Дух Святой, именно духовное начало, духовные силы, а человек уже будет сам над собой работать и возрастать. Именно духовный наставник, тот, который идет сам и ведет остальных в Царство Небесное.

В моей жизни тоже было множество священников, но я старался быть в том храме, быть около того священника, возле которого я духовно рос. В Донбассе у нас был отец Поликарп, перед которым все трепетали, одно его имя пугало. Я один день у него пробыл и убежал, пришел к своему отцу Александру, а он меня опять отправил к тому. Я умолял, но он сказал, что мне нужно идти именно к нему. Я говорю: «Он же не человек, он как гора, как рукой махнет – так с ног летишь». Но отец Александр сказал идти именно к нему. А у него до меня священники постоянно менялись. И вот помню, зима, трескучий мороз, света нет, собаки воют – а он приезжал из пригорода. Снега по пояс, метель. Старушка мне ключ дала от храма и убежала. Я открыл – а в храме я один и иконы, больше никого нет. Там холодина, храмик маленький. И я думаю: «Господи, хоть бы он сегодня не приехал». Только я подумал так – смотрю, а он в воротах стоит. Его ничего не берет, никакой мороз, он огромный  был, воротник, шапка, сверху замотанная шарфом. Я в рубашечке выскочил и говорю: «Отец Поликарп, а сегодня никого нет». – «Но ты же есть! Давай доставай книги, сейчас будем служить».

Прошло время, его давно не стало, а я поминаю  каждую службу, каждую литургию, каждый день архимандрита отца Поликарпа. И потом я понял, что Господь промыслительно ведет тебя, если ты хочешь спастись. Он дает тебе таких наставников, которые будут тебя спасать. Потому что они сами спасаются. Чему он меня научил? Что он мне дал? Я никогда в отпуске не был. Что бы ни было – идешь и служишь, ползешь и служишь. Иди до конца, что бы с тобой ни было… У меня было две операции, только два воскресенья я пропустил. Меня перебинтовали, перемотали, помогли – и я иду, беру маленькое Евангелие и служу. Это все благодаря отцу Поликарпу. Иди до конца, не жалей себя, не вникай в себя, иди, славь Бога, пока сердце бьется. Надо быть таким духовно сильным человеком!

Сейчас говорят – попы не такие, крест не такой, все не так. Это ты не такой! Как одна женщина мне говорила, что я очень строгий. Это не я строгий, а вы развратные! Надо просто брать и делать! И если бы так было, мы бы, знаете, где уже были! Нужно иметь святое сердце, быть сильным, нужно иметь огромное желание Богом поделиться.

Я рос благодаря всем этим простым людям, которые меня окружали. Это были простые люди, ни книг, ничего тогда не было. Их образ жизни давал им возможность духовно расти. Этого я не знал, не понимал, я обижался. Однажды отец Поликарп мне говорит: «Вон из храма!» Я про себя думаю: «Ты радуйся, что я к тебе пришел, я после семинарии, а ты меня гонишь. Я сам грамотный!» Открываю дверь – а передо мной улица, машины, женщины на рынок идут... Я думаю, если шаг ступлю, окунусь в сокровища этого безбожного мира, того мира, который предлагал дьявол Христу в пустыне. Вот она, жизнь. А сзади – Евхаристия, сзади алтарь, клирос, книги, жития святых. Я говорю: «Не уйду, хоть убей!» Вернулся, встал. Он говорит: «Надо же, какая гордыня у тебя! Не дам тебе крест!» – «У меня свой крест есть». И поцеловал его. «Ну ладно, – говорит, – иди на клирос».

Это было только один раз за всю мою жизнь, говорю об этом перед вами как на исповеди. Если пошел – иди до конца, иди и молись. Вы думаете, так просто быть священником? Поверьте, как я не хотел быть священником! Митрополит Иоанн, а мы с ним близко общались, был такой твердый! Я говорю: «Владыка, какой из меня священник! Это надо быть таким!» – «А вот и покажи, каким надо быть, будешь в Казанском соборе служить». Я как глянул на эту величину – у меня дух захватило, дар речи потерял… – «И чтобы каждый день проповедь – литургия – проповедь – литургия!» Я говорю: «Можно мне подумать?» –«Два дня!» Я говорю: «Может, лет пять?» – «Два дня. Хотя нет, давай завтра рукополагаться». Ну, думаю, мне конец, я умру. И вы знаете, как-то пошло и пошло. И за шесть с половиной лет в Казанском соборе я ни одной литургии не пропустил.

Один раз был случай: зима, холод, пригород, собаки воют. Мама мне говорит: «Сынок, надо на службу». И Танечку больную одевает. Я говорю: «Мама, я так не хочу!» И мама заплакала. И мне так стало ее жалко: с больным ребенком, с калекой куда-то идет, а я ничего не понимаю из того, что там говорят, что поют, зачем... Но я оделся, пошел. И так я пошел на всю свою жизнь.

Надо брать и идти. Упал, споткнулся – поднимайся и иди до конца, преодолевай, будь к себе строг.

Пост – это все серьезно. Это, возможно, школа жизни, духовного воспитания, духовного роста. Это, возможно, экзамен твоей совести и жизненных поступков. Лучше здесь сейчас быть к себе строже, а там уже как Бог даст. И идешь, часы читаешь.

Сергий Радонежский с братом пошли духовную жизнь вести, подвиги совершать. Пришли в лес, в Радонеж. Брат посмотрел вокруг – холодно, зима – он взял и в Москву убежал, а Сергий остался и стал святым. Почитайте житие Сергия Радонежского. Как еда есть – монахи собираются, как еды нет – разбежались. А он шел до конца. Так воспитывается дух в человеке, крепкая вера, большая надежда, пламенная любовь. А начинается все с самого простого, начинается с еды. Со своих поступков, со своих слов, своих помыслов. И это действительно так.

Я когда увидел первый раз схимника, у него что-то на голове надето, капюшон, он идет и ничего не видит. А я в Одессе в монастыре со всеми общался и спрашиваю: «Батюшка, а для чего это?» Он говорит: «Чтобы ничем не искушаться». Просто иди, в землю смотри и твори Иисусову молитву. Храм – дом. Келья – дом. Все. И так постепенно человек начинает духовно жить. Это трудная ломка, все непросто, дьявол искушает каждого человека, мир соблазняет, мы сами немощные.

Я как-то говорил одному священнику, что я хочу нести подвиги. А он мне в ответ: делай каждый вечер по три поклона. Я так обиделся! Я молодой, крепкий парень, какие три поклона? Да я пятьсот сделаю! А нет, сделай три поклона, но каждый день. И в результате: то на работе, то устал, то пока посуду помыл, то где-то около подъезда с ребятами поболтал, задержался, а утром на работу... А вот в этом весь искус. Трудно именно постоянство. Три поклона – но каждый день. Вот так и в жизни духовной. Взялся за дело – не оглядывайся назад, до конца иди.

Посмотрите, сейчас все в мире кипит, свобода полнейшая. Но это не свобода, это безумие, беспредел. Но и в этом мире все Тот же Христос, те же таинства, то же Евангелие,  те же святые отцы.

И сейчас, в дни Великого поста, дай Господь нам силы духовно расти, духовно стать чище, лучше, добрее, святее. Так вот изо дня в день идешь – и уже пред Богом, в Царстве Небесном. А там – Его воля. Вседушевно желаю всем духовной силы. Конечно, в дни Великого поста надо обязательно раз в неделю почитать Евангелие не спеша, стараться вникать в него, видеть, чувствовать. Остановиться, подумать, поразмыслить, где ты находишься. И лучше Псалтири ничего не может быть. И жития святых. Как твой святой жил, какой сегодня праздник, какое сегодня Евангелие. Вот и духовная жизнь. И конечно, по мере возможности, надо воздерживаться, именно воздерживаться. Бывают, конечно, разные моменты, все мы люди; бывает, болеем. Надо подойти к своему священнику, попросить благословения на послабление поста. Но зато ты это открыто делаешь. Ты хочешь, но по болезни у тебя это не получается. И ты просишь: «Батюшка, благословите меня, мне трудно воздержаться». Тогда в чем-то другом возьми какой-то подвиг. И так каждый пост – это одна ступень к духовному совершенству. Смотришь – уже и пред Богом. А пост быстро идет, он только начинается долго, а потом одна неделя за другой. Будьте Богом хранимы!

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать