О земном и о небесном. Пасха

26 апреля 2022 г.

Буквально только что мы отметили самый главный праздник всех православных – Пасху. О Светлом Воскресении Христовом, о традициях Пасхальной седмицы поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Вторафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– Пасха – это праздник победы над смертью. Почему именно Пасхой называется Светлое Воскресение Христово и правда ли, что этот праздник отмечал Сам Иисус Христос?

– Да, потому что мы исходим не только из Нового Завета, времени установления Пасхи как победы жизни над смертью Самим Господом Иисусом Христом, но переносимся в Ветхий Завет, ко временам пророка Моисея, к тем событиям, которые описаны в Книге Исход. К фараону, который держал в рабстве огромное количество евреев, пришел боговидец Моисей, предопределенный Богом как избавитель народа от рабства. Фараон, к сожалению, не послушал Моисея и продолжил противостоять не просто какому-то человеку, даже не всему народу, но Самому Богу, Его повелению, желанию освободить народ. Мы знаем, чем это все закончилось: фараон проиграл.

Последняя из десяти казней: ангел смерти пришел в Египет и унес жизнь каждого первенца египтян. Еврейских семей эта трагедия не коснулась, потому что, как мы знаем, косяки дверей своих жилищ они мазали кровью агнца. Видя, что жертва была принесена, ангел смерти этой семьи не касался. В память об этом евреи установили праздник Песах, который мы называем пасхой, что в переводе означает «прохождение мимо». В течение многих столетий евреи праздновали этот день. Сам Господь Иисус Христос со Своими учениками исполнил обряд этого праздника. Они собрались на особую трапезу, которая была впоследствии названа Тайной Вечерей, где Христос установил таинство Евхаристии – соединение с Богом через Тело и Кровь Христовы. Затем произошла новая Пасха, которая для нас значительно важнее: смерть прошла мимо, но жизнь вокруг нас преобразилась, потому что Господь воскрес, дал вечную жизнь тем праведникам, которые находились в аду, и даровал нам эту возможность. Поэтому исторически и ветхозаветная пасха, и новозаветная Пасха связаны с избавлением от смерти.

– Если можно, давайте немного подробнее вспомним о чуде воскресения Христа.

– Если ссылаться на евангельские строки, в пещеру на третий день после страшных страданий Христа пришли жены-мироносицы. Они, желая исполнить последнее действо (помазать тело Христово миром), думали о том, как отворят двери гроба (тяжелый камень), пустят ли их туда римские легионеры-стражники, охранявшие гроб со Спасителем. Однако жены увидели, что гроб пуст, там сидел ангел в белоснежной одежде, который возвестил: «Не ищите Живого среди мертвых, Господь воскрес. Несите эту благую весть всему миру». Почему именно жены-мироносицы первыми узнали о воскресении Христа? Чтобы мир быстрее узнал об этом событии.

– Людей религиозных в этот день переполняют искренние чувства, но для многих (обратимся к мирской теме) это не более чем красивый праздник со своеобразными традициями, в первую очередь угощениями. Почему именно куличи и крашеные яйца стали символом праздника и почему многие привыкли воспринимать это как что-то гастрономическое, не связанное с Церковью?

– Сам пасхальный стол с теми продуктами, которые Вы перечислили (можно добавить творожную пасху, которая в церковной традиции называется «огустевшее млеко»), был сформирован в XVI веке, то меню, которое мы сейчас называем пасхальным, определено в христианском мире. На самом деле это воспринимается не просто как угощение для человека.

Мы знаем по слову Иоанна Златоуста, которое читается в день Пасхи, что даже тот, кто вообще не постился ни одного часа, все равно должен возрадоваться в этот день. Церковь не возбраняет людям, которые по каким-то (надеемся, весомым) причинам прошли пост стороной, прийти на пасхальную трапезу. Хотя главный смысл заключается в самом богослужении, богословии праздника, тем не менее такая традиция не возбраняется всем людям.

Нужно помнить, что эти продукты тоже имеют свое значение и свой смысл. К примеру, кулич олицетворяет хлеб жизни, который апостолы вкушали, когда Христос уже вознесся на Небо. Они преломляли хлеб и всегда вспоминали с молитвой и благодарностью Господа Иисуса Христа за установление таинства Евхаристии и за годы общения с Ним, за то, что Он им дал свет новой истины, который они сохранили и просвещали им весь народ.

Кулич, хлеб на дрожжах, мы противопоставляем опреснокам, которые ели евреи в ветхозаветную пасху с горькими травами вместе с ягненком. Мы должны понимать, что Пасха – это что-то не горькое, а, наоборот, сладкое (говоря о гастрономических вещах). Если мы говорим о творожной пасхе – здесь смысл либо гроба, либо страданий Спасителя, Его погребения, которое мы не должны забывать. Яйцо – символ жизни. Известно предание, связанное с равноапостольной Марией Магдалиной и императором Тиберием, когда она принесла ему яйцо и оно вдруг окрасилось в красный цвет. Это не просто красный цвет как символ радости, а еще напоминание, что спасение мы получили ценой крови. Красный цвет – цвет крови непорочного Агнца, Господа Иисуса Христа. Мы не должны об этом забывать. Для нас, верующих христиан, которые не просто соблюдают какие-то традиции народа, но следят за самим содержанием праздника, пасхальный стол должен быть особым.

– Как известно, Пасху празднуют сорок дней. Весь ли этот период времени можно есть пасхальные блюда и каков духовный смысл этого?

– Для нас главный смысл праздника Пасхи заключает в себе противовес Великому посту. Мы сорок дней были в воздержании и молитве не ради одного дня праздника Пасхи, а ради всей вечности, а еще и ради удивительных сорока дней пасхального периода. Ведь каждый из этих сорока дней напитан особым, глубоким богословским смыслом. Не случайно в эти дни (особенно на воскресных службах) читают особые евангельские отрывки. Каждая неделя после праздника посвящена определенному событию. К примеру, первое воскресенье после Пасхи называется Антипасха – это переводится не «вместо», а «напротив». Это тоже воскресный день, в который мы вспоминаем события Воскресения Христова, уверение апостола Фомы, который позднее всех в этом убедился. Третье воскресенье посвящено женам-мироносицам. С четвертого воскресенья начинают вспоминаться особые события из Евангелия. События чудес и разговоров нашего Спасителя: исцеление расслабленного при купели Силоам, беседа с самарянкой, исцеление слепца. Все эти дни наполнены особым богословием.

Для нас Светлая седмица является радостным временем. Все сорок дней мы начинаем любые молитвословия с тропаря Пасхи Христовой, приветствуем друг друга пасхальным приветствием. Вся служба более торжественная, в разы торжественнее, чем службы Великого поста. Мы не должны забывать, в чем богословие, основной смысл сорока дней после Пасхи. Для нас сорок дней – число особое. Если пост – это время, когда мы вспоминаем события, связанные с сорокадневным постом Господа Иисуса Христа в пустыне, то здесь сорок дней олицетворяют пребывание души на земле. К чему готовится душа, находясь здесь уже после человеческой смерти? К встрече с Богом. Главный смысл сорока дней – встреча с Богом. Мы не собираемся умирать, собираемся жить, и жить в вечности, но для нас праздник Светлого Христова Воскресения уже наступил. Как говорит апостол Павел: Царство Божие уже среди нас, здесь. Но подготовиться к встрече с ним нам предлагает этот удивительный период, – период радости и ожидания.

– Интересный момент: Пасху отмечают православные христиане по всему миру. Но ведь и представители некоторых других конфессий тоже так или иначе почитают этот день.

– Да, для всех христианских конфессий (и католиков, и протестантов, и некоторых ответвлений от христианской веры) самым главным праздником является праздник Светлого Христова Воскресения. Основное отличие – время празднования Пасхи. У нас есть два календаря – григорианский и юлианский. Мы живем по юлианскому календарю, католики по григорианскому. В скором времени будет совпадать праздник католической Пасхи и православной. В этом году он не совпадает, немножко разнится дата, разнятся и традиции. У католиков и протестантов это связано с масштабными гуляньями; правда, идут они недолго, как и у нас, – всего лишь неделю.

Стоит сказать о том, что это большой праздник для детей. Как Рождество и Новый год они ждут, так ждут и праздник Пасхи. Если Санта Клаус приносит подарки на Рождество и Новый год, то на праздник Пасхи на открытках мы часто видим кролика или зайца, этих удивительных животных. Естественно, очень важным является ходить друг к другу в гости, сидеть за столом. Для нас более верным является ходить в храм. Гости – на втором плане, но все равно это важно. Праздник пропитывает всю вселенную, весь мир, мы не зацикливаемся на отдельной стране или только на православной вере – для всех это великий праздник. Просто есть определенные различия, которые мы должны всегда учитывать.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​