По святым местам. Никольское подворье Свято-Трифоновой пустыни и скит пустыни в честь праведной Анны

1 июня 2022 г.

Нас ждут Никольское подворье Свято-Трифоновой пустыни в поселке Мыс и скит пустыни в честь праведной Анны в поселке Верхнечусовские Городки. Эти два места объединены любовью и заботами сестер святой обители. Храмы там новые, появились в XXI веке. Поселок Мыс был создан в 30-е годы XX века и жили там репрессированные спецпоселенцы, теперь же это место находится под покровом святителя Николая. А скит праведной Анны - место уединенной молитвы сестер пустыни.

– Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Пермскому краю. На этот раз мы приехали в поселок Мыс. Совсем недавно здесь появилось удивительное место – подворье Свято-Казанской Трифоновой пустыни. Об этом святом месте наш сегодняшний рассказ. О самом поселке Мыс нам расскажут местные жители.

Анатолий Мазгатович Амерханов, житель поселка Мыс:

Я здесь родился, женился, надеюсь, и пригодился. Такая вот история. Наш поселок с трех сторон омывается рекой Усьвой – нашей красавицей.

Семь улиц, немного жителей и бескрайние просторы уральских лесов. И как совместить умиротворение этих мест с тем, что поселок возник из-за трагических событий? В 30-е годы в Советском Союзе началось раскулачивание.

Анатолий Мазгатович Амерханов:

– Были раскулачены те крестьяне, которые более-менее хорошо стояли на земле. Они работали всей семьей, выращивали хлеб и прочее. У них было достаточно крепкое хозяйство: коровы, лошади – все, что необходимо. Их объявляли кулаками, так как власти нужны были дармовые рабочие руки для восстановления Советской республики. Зачитывалось постановление, давалось время для сборов (как правило, очень короткое)  – и будьте любезны на подводы, на станцию, в эшелон. И ехали так называемые кулаки на Урал, в Сибирь и так далее.

В августе 1931 года сюда приехали семьи первых спецпоселенцев, они должны были заготавливать лес. Но никаких условий для жизни не было.

Анатолий Мазгатович Амерханов:

– 1 декабря 1931 года здесь было двести семьдесят семей – семьсот два переселенца. Чуть больше мужчин; женщин и детей одинаково. Жить-то было вообще негде. Планировалось построить 150 домов, было построено восемь; и только потом еще 65. Я слышал от наших стариков, что в маленькой избушке по четыре семьи жило. Представьте себе, как показывают в фильмах: бараки, перегородки холщовые… Здесь было то же самое. Кому не нравилось – жили в землянках.

Почему строительство жилья было такое замедленное? Люди болели, недоедали. Были прогулы, совершались побеги. Условия были ужасные, люди замерзали прямо на делянках. А работали как! Вот этими лучковыми пилами, топорами. Лошадьми вытаскивали бревна на берег речки... Очень часто бывало, что все после обеда встают, а кто-то нет – умер. Разгребали яму, засыпали его и шли дальше работать. Потом коменданту сообщали: такой-то умер. Тот делал себе пометку – все, человека нет. И таких захоронений вокруг поселка достаточно.

В 1934 году убили соратника Сталина – Кирова. И снова началась волна репрессий.

Анатолий Мазгатович Амерханов:

– И снова сюда прибыла новая партия спецпереселенцев из Псковской, Ленинградской областей. В то время уже кое-какие домишки были отстроены, но все равно условия были ужасные.

Я, кстати, тоже сын переселенца из Татарии. У меня отец татарин, он сюда был сослан. Моего деда сослали в Сибирь, и он где-то на этапе замерз. А мой отец, как сын «врага народа», был тоже выслан, очутился здесь.

Плохо то, что мы мало интересовались всеми этими событиями, которые происходили, собственно, не так давно – за 20–25 лет до моего рождения (я родился в конце 50-х годов). Я сожалею сейчас о том, что своего отца ни о чем не спрашивал, да и многие не пытались узнать подробности.

У нас были картофельные огороды на берегу речки. Там бывали случаи, когда школьники, помогая копать картошку, находили человеческие черепа.

Страшно представить, сколько людей умерло в тяжелых условиях, без надежды, без покаяния.

Игумения Ксения (Ощепкова), настоятельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

Первоначально здесь храма не было. Потом (в недавнее время) один человек решил тут, на родине жены, построить храм. У него был выбор – строить клуб или храм. Но люди все-таки попросили храм. Когда он начал строиться, люди приходили, читали акафист – и очень быстро вырос храм и комплекс рядом с ним. И сейчас сюда приезжают люди из Пермского края, Березников, Чусового, Перми. Это место очень любят.

В этом храме несколько икон с частицами мощей, и среди них – образ святителя Николая.

Игумения Ксения (Ощепкова):

– Когда мы (я и еще две матушки) сюда приехали в первый раз, здесь еще даже старшая сестра не была назначена. Ночью я не могла заснуть (была бессонница) и стала молиться. Я почувствовала необыкновенную благодать и поняла, что святитель Николай, мощами пребывающий здесь, особо это место оберегает. Я ездила по святым местам России и знаю, что такое благодать. Но здесь она присутствует особо. А людям сейчас необходимо приехать, отдохнуть душой. Тут уединенное место, мы сюда от трассы добирались сорок километров. Здесь и молитвенное уединение, и присутствие святыни, которое особо благотворно влияет на душу.

Редкий образ «Хвалите Господа с небес» написан в XVI веке. Храм строят и поддерживают как местные жители, так и выходцы из этого поселка. Из благодетелей храма известен Сергей Гладких, который подарил церкви иконы. А идея построить саму церковь именно здесь появилась благодаря Сергею Попову, который возвел храм на родине своей супруги.

Анатолий Мазгатович Амерханов:

– Подворье у нас появилось абсолютно неожиданно благодаря нашему меценату Сергею Владимировичу Попову (дай Бог ему здоровья). Он сюда приехал, увидел всю нашу красоту и решил здесь основать подворье. Для нас это было, конечно, полной неожиданностью. Незадолго до этого мы с бабушками говорили о том, что надо бы где-то собираться, читать молитвы и так далее. И тут вдруг такое чудо.

Много слез, пота, крови здесь было пролито. И, наверное, чтобы как-то замолить все грехи «благодетелей» системы, которая в те времена господствовала, или, может быть, упокоить души людей, лежащих не только на нашем кладбище, но еще и на рабочих делянках, все так сложилось. Сергей Владимирович вдруг решил здесь поставить этот храм.

Рядом есть здание, где собираются для встреч, занятий воскресной школы и творческих концертов.

Анатолий Мазгатович Амерханов:

– Наш поселок хороший, красивый, и люди в нем хорошие. Наш батюшка Николай просто удивляется: «За что вам такое чудо?» Не нам, а нашим предкам, которые здесь страдали, мучились, умирали от болезней и недоедания.

Участие детей в жизни храма довольно активное. Ребята создают спектакли, приходят на беседы о вере. Например, разговор о детстве святых так заинтересовал девочек и мальчиков, что они нарисовали свою книгу о первых годах жизни угодников Божьих.

Татьяна Васильевна Филимонова, директор Мысовской школы:

Когда появился храм, стала работать воскресная школа. Ребятки приходят туда и не только получают там какие-то знания, но и духовно обогащаются. Они много времени проводят с матушкой и очень интересно организовывают и досуг, и занятия. Конечно, это для ребят очень полезно. Ребята бывают на службе, приходят на крещение, на исповедь. Я думаю, что это на пользу всем нам: взрослым и детям.

На подворье сестры пустыни дежурят по очереди, сменяя друг друга. Но жизнь монаха – это не только труд, но и молитва. Чтобы можно было спокойно принять участие в богослужении, не отвлекаясь на море повседневных забот, рядом с монастырем построили скит.

Игумения Ксения (Ощепкова):

– В начале 2000-х годов наш духовник отец Савватий несколько раз ездил на Афон, посещал разные монастыри. Особенно ему запомнился скит праведной Анны. Когда он там был, у него родилось в душе желание сделать что-то для праведной Анны. И пришла мысль здесь тоже построить скит.

Скит построили очень быстро – за два года, нам помогали благодетели. И это оказалось очень востребовано. Дело в том, что раньше у нас монастырь был очень уединенный. Чтобы сюда попасть, надо было через Кунгур очень долго ехать. А сейчас добираются быстро, людей очень много и того уединения, что было раньше, уже нет. И потренироваться в молитве сестры могут, уходя в скит. Там службы по афонскому уставу, три раза в день: днем в половине второго, в шесть вечера и в половине второго ночи. Даже ночная молитва идет.

Сестры идут сюда с большой радостью. Молитва здесь – это возможность остановиться, заглянуть в себя.

Инокиня Христина (Шевелева), насельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

В тишине по ночам мы совершали службы, находились в уединении. Батюшка очень старался, чтобы этот скит передал дух афонского жительства, чтобы человек мог здесь отдохнуть душой, помолиться.

Но и паломников сюда пускают. В небольшом храме есть частица мощей праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы. Угодница Божия долго молила Господа о даровании ребенка, и сейчас в эту церковь приходят те, кто мечтает иметь детей.

– Для сестер это островок уединения, молитвы. Потому что в монастыре, несмотря на то, что мы находимся от мира далеко, суета все равно присутствует. А теперь у нас есть возможность прийти сюда на всю неделю, побыть со своими мыслями и помолиться ночами. Наша мечта сбылась.

Скит праведной Анны находится буквально в двух шагах от Верхнечусовской пустыни, а поселок Мыс – примерно в ста километрах. И каждое место сестры согревают своей любовью к людям и Богу.

Игумения Ксения (Ощепкова):

– Есть возможность уехать, помолиться уединенно. Потому что здесь, работая на послушаниях, я прихожу на службу, постою и даже помолиться не успеваю. А там можно всю службу как бы самой прочитать. Там, конечно, очень душевно.

В храме каждый день читается акафист святителю Николаю, в воскресные дни и большие праздники здесь совершается Божественная литургия. И, конечно, всех приглашают посетить место незримого пребывания великого святителя Николая на нашей земле.

Ведущая Надежда Калинина

Записала Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 12 августа: 23:45
  • Воскресенье, 14 августа: 12:45
  • Среда, 17 августа: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

Нас ждет рассказ о том, как армяне отстояли свою веру в Аварайрском сражении. Узнаем о святой мученице Шушаник - дочери полководца Армении Вардана Великого. Также вместе с героями программы попытаемся разобраться, почему в V и VI веках христиане Армении разделились.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​