Свет невечерний. Обратная сторона благодарности

19 апреля 2022 г.

Христианство невозможно без опыта покаяния. Собственно, и Евангелие начинается с призыва к покаянию. Когда мы готовимся к причастию, мы читаем Покаянный канон. Великий христианский праздник Пасхи не может быть для нас вполне раскрытым в своей подлинной глубине без опыта покаяния, поэтому перед Пасхой мы держим строгий пост в течение сорока дней. Страстная седмица, Недели Великого поста обязательно несут в себе (особенно в богослужебных текстах) следы глубочайшего из духовных упражнений христианской Церкви – покаяния.

Великий пост начинается чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. Он читается в течение четырех дней. Потом, на пятой седмице, на богослужении, которое называется Мариино стояние, мы его снова читаем, но уже целиком. Мы вспоминаем Марию Египетскую как образец покаяния не только на этом богослужении, но еще и в воскресный день. И очень много других имен и текстов звучат в период Великого поста как образец покаяния. Молитва Ефрема  Сирина, которая завершается прошением: «Даруй ми зрети моя прегрешения», – это тоже призыв к покаянию и указание на древнюю и очень глубокую монашескую практику, которая в святоотеческих книгах называется зрением греха своего.

Но интересная деталь может смутить в текстах покаянных молитв – славословие и благодарность Господу. Как это сочетается? Я каюсь, прошу прощения и в это же время славословлю Господа.

Каждая из песней Покаянного канона перед причастием или Великого покаянного канона Андрея Критского сопровождается древнейшим славословием: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». То есть я каюсь и Господа благодарю. Как это может быть вместе сведено? Ведь это совершенно разные эмоции. Тем не менее мы понимаем, что покаяние без благодарности невозможно.

Когда мы просим Господа: «Даруй ми зрети моя прегрешения», – это дерзкая просьба. Это просьба не по силам. Можно даже предположить, что Господь нас переспрашивает: ты действительно хочешь видеть свои прегрешения? Ведь гораздо проще находиться на уровне обывателя, обычного человека, такого, как все, порядочного, приличного.

Что значит видеть свои прегрешения? Это значит раскрыть глаза на свою жизнь и свою историю и принять ее с последним мужеством именно такой, какая она есть на самом деле.

В текстах Ефрема Сирина, в молитвах Покаянного канона мы периодически встречаем загадочное резкое и пугающее слово «отчаяние». Потому что покаяние – это тот трагический и тяжелый опыт, который, если его правильно не выстроить, может довести до отчаяния. Бывает так, что человек не может выдержать правду о самом себе.

Именно поэтому покаяние уравновешивается благодарностью, уравновешивается просьбой к Господу, чтобы Он помог эту правду о себе принять. Это еще и просьба о мужестве, потому что покаяние невозможно без мужества признать и принять всю правду о самом себе. А правда эта бывает очень горькой. Не случайно Великий пост называют весной духовной.

Я часто гуляю вдоль нашей реки Сож, которая течет мимо Гомеля. Каждый год вижу, как сходит лед. Это красиво. Утки радуются, рыбакам хорошо. Все счастливы. Но остается донный лед. Вроде уже пригрело солнце, трава уже появляется, а в каких-то заводях, среди камышей, на самом дне реки еще стоит лед.

Так бывает и с душой. Человек покаялся, пришел к Господу, изменил свою жизнь, живет как подлинный христианин, но вдруг в какой-то момент, когда происходит какое-то неожиданное событие, приключение (Господь это попускает, чтобы мы узнали правду о себе, не обольщались), он понимает, что сердце у него на самом деле недоброе, что в нем еще столько холодной жестокости и безразличия! Это холодное безразличие, жестокость, которая хранится где-то на дне, в глубине твоего сердца, отдается во всех твоих поступках, словах, жестах, но ты этого даже не замечаешь. Великое счастье, когда Господь тебе посылает вдруг такую ситуацию, и ты честно признаешься, что именно так  и есть.

Это очень тяжело принять. Ведь нам кажется, что мы приличные люди, воспитанные, порядочные, образованные. Но вдруг понимаешь, что это не так, что очень много зла еще в сердце и есть над чем работать, над чем трудиться. Но чтобы признать это, требуются и мужество, и благодарность.

Покаяние невозможно без благодарения; это один из важнейших принципов христианского понимания покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорил более вызывающие слова, что признак подлинного покаяния – это благодарность Господу за те скорби, которые Он посылает. Это вызывающая фраза! Мы – люди, которые привыкли к благополучию и комфорту, – никак не можем этого принять. Как можно Господа благодарить за то, что Он посылает скорби? А вот это и есть признак подлинного покаяния, которое является обратной стороной благодарности.

Если хотите, христианство  и есть один сплошной жест благодарности. Просто покаяние – это один из аспектов благодарения. Господь посылает скорби, чтобы открыть нам глаза на самих себя, чтобы исцелить наше сердце, растопить лед нашего сердца. И мы благодарим Его за это. Но ведь скорби – это не просто какие-то неприятности, это может быть смерть детей, например, или страшный диагноз, потеря работы, одиночество, инвалидность...

Как пишет Иоанн Лествичник, человек, который воистину кается, принимает скорби с благодарностью, в качестве жеста покаяния. Это высота христианского делания, которая для обычного человека кажется недоступной, но именно туда нас Господь зовет. Если мы так мыслим покаяние, если так мыслим христианство, то мы воистину чада Божии. Если же мы вместо евангельского понимания покаяния и благодарности выдумываем себе что-то иное, то, может быть, не стоило и каяться?

Но наш донный лед нужно растопить – с таким холодным сердцем мы к Господу не пойдем. И нужно успеть это сделать, пока мы живы. Поэтому с большим мужеством, на которое только способны, мы, современные горожане, молимся словами Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, как бы горько мне ни было. И благодарю Тебя, Господи, за то, что даешь мне видеть мои прегрешения».

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​