Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

2 апреля 2022 г.

После небольшого перерыва протоиерей Владимир Волгин снова продолжает свои беседы.

– Наконец-то мы снова встретились.

– Я очень этому рада. Наши зрители наверняка соскучились по Вашим духовным беседам.

– Прежде всего, я хотел бы у всех попросить прощения за свою несовершенную жизнь, за то, что кого-то, может быть, обидел, искусил словом, делом, помышлением. У каждого из нас очень много того, в чем мы могли бы исповедоваться не только перед Богом, но и перед людьми, чтобы не оставлять огорчения в сердцах людей. Почему я прошу прощения? Потому, что прошло Прощеное воскресенье, но мы в это время не встречались.

Еще хочу поздравить всех с Великим постом, который продолжается. Пост имеет глубочайший смысл в нашей жизни. Мы, может быть, на это не обращаем внимания, но пост очень важен. Вспомните слова Христа: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Это говорится о бесах, духах злобы поднебесной. То есть нам нужно учиться молитве (тем более в пост) и стараться держать ее постоянно в памяти. На основе поста (воздержания в пище, воздержания от супружеских отношений для тех, кто в браке, и так далее) мы можем отогнать духов злобы поднебесной, воюющих против нас ежеминутно, ежесекундно и подстерегающих нас со своими капканами... Поэтому находиться в посте очень важно. Сам Христос свидетельствует, что этот род изгоняется молитвою и постом.

Сейчас многие хотят похудеть и для этого много времени могут воздерживаться в пище. А вот когда приближается пост, почему-то даже верующие не могут его исполнить.

– Почему?

– Думаю, именно потому, что наша брань не против плоти и крови, а с духами злобы поднебесной. Одно дело – поститься ради своего тела, чтобы оно было красивым с эстетической точки зрения, или ради своего здоровья. Другое дело – поститься ради души: это уже труд и послушание Церкви.

Мы знаем много разных историй о том, что значит послушание и как трудно его исполнять. Предположим, человек делал по сорок поклонов в день. И духовник ему говорит: «Зачем тебе сорок поклонов? Это тебя изнуряет, это не по твоей мере духовной. Лучше делай по три поклона каждый день с Иисусовой молитвой – и этого тебе достаточно». И, как ни странно, после такого благословения своего духовника человек с большим трудом исполняет это послушание.

– То есть сорок поклонов без благословения давались легко, а три с благословения хуже?

– Да. Потому что это послушание, это уже духовное делание, связанное с духовным продвижением человека к Богу. Враги рода человеческого, безусловно, мешают этому продвижению.

Пост – великая добродетель. Приведу пример из своей жизни о том, насколько важен пост. В свое время я очень болел, и мой организм не воспринимал не только пищу, но и воду. Мы беседовали с отцом Иоанном (Крестьянкиным), и матушка спросила его, можно ли мне Великим постом вкушать молочные продукты, потому что я ничего не ел и не пил. Тогда батюшка привел в пример отца Иоанна Кронштадтского, тоже болящего в какое-то время. Все его упрашивали не поститься, и он сказал: «Хорошо, не буду, если мама благословит». Мама написала такой ответ: «Сыночек, лучше умри от поста, чем нарушь пост».

Конечно, для современного человека это звучит не просто старомодно, а вызывающе. В связи с этим пост у современных людей может вызывать насмешки, непонимание. Но это был опыт отца Иоанна Кронштадтского. Это были люди, приближенные к Богу, которые находились в благодати Божией. Они говорили так, и если мы не понимаем этого, то, во всяком случае, должны прислушиваться. Я тогда прислушался к этому, и, думаю, благодаря этому послушанию и тому, что все-таки старался исполнять посты, я до сих пор по милости Божией жив и еще собираюсь прожить столько же.

– Мы будем этому только рады.

– Так что желаю всем отнестись к посту очень серьезно. В 70-е годы среди Поместных Православных Церквей поднимался вопрос о посте, даже был собран собор из архиереев, на котором в том числе обсуждалось, можно ли христианину нарушать пост. Например, сейчас есть расхожее мнение, что христианин, который находится в путешествии, может нарушать пост. Так вот, перед Архиерейским Собором ставился этот вопрос, и решили, что нет никаких оправданий для людей, нарушающих пост. Иерархи Поместных Западных Церквей более благосклонно и более лояльно относились к этому.

Поэтому желаю всем, дорогие телезрители, достойно пройти поприще поста, помня о том, что это духовная весна. То есть мы должны прополоть грядки своей души от сорняков и создать условия для бурного роста добродетелей, заключенных в душе каждого из нас. А самая главная добродетель, к которой мы должны стремиться, – любовь.

Теперь перейдем к нашей теме. Все, о чем мы беседуем, настолько интересно! Мне жалко упускать то, что говорится о прообразах Иисуса Христа в Ветхом Завете. Все это является как бы фундаментом Нового Завета и Евангелия, которое мы с Божией помощью будем разбирать. Конечно, всего мы осилить не сможем, но рассмотрим самые яркие примеры из Ветхого Завета, которые являлись прообразами Христа, и потом перейдем непосредственно к Новому Завету. Как говорит апостол Павел в Послании к Евреям, всех перечислить и обо всех сказать невозможно... Ветхий Завет – это множество книг.

Когда апостол Павел останавливался в каком-то селении, городе, он тут же организовывал катехизаторские школы, где обучал людей Новому Завету на основе Ветхого Завета. Апостол Павел и иные апостолы на основе Ветхого Завета старались доказать, что Иисус Христос есть Тот, о Котором говорит Ветхий Завет.

Напоминаю, что об Иисусе Христе было четыреста пятьдесят пророчеств разных пророков. И Иисус Христос все пророчества о Себе исполнил. В Евангелии от Матфея перечислено шестьдесят шесть пророчеств. Если внимательно читать, можно увидеть тот глубокий смысл, который заложен в этих пророчествах.

Переходим к шпаргалке. Мы остановились на Ное. «Ной» переводится на русский язык как «покой». Господь Иисус Христос святыми отцами сравнивается с Ноем. Что значит покой? Мы живем в мятежном, непостоянном мире, живем в болезнях, скорбях, печалях и воздыханиях. Место покоя там, где больше не будет всего этого, – это Царствие Божие, о котором апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Очень интересно и глубоко Ной прообразовывает Христа. Не буду углубляться в подробности, но мир, в котором мы живем, можно сказать, создан из воды.

Твердь, которая упоминается в Библии в Книге Бытия, когда Господь творил мир, – это твердь, именно из воды состоящая. Это не твердость, не камень. «Хляби небесныя от­верзошася» и полились на землю легко и свободно и залили эту землю.

Праведный Ной строит ковчег. Вместе с ним в построении ковчега участвуют люди, которые населяли то место; они помогали ему, работали над ковчегом. Ной наверняка говорил, что вот уже наступает время (хотя оно наступило через сто лет), когда придет на землю Всемирный потоп, и ковчег строится для того, чтобы спастись. Но человечество очерствело сердцем, и, наверное, на Ноя смотрели как на юродивого человека, который непонятно что и зачем строил. Это с одной стороны.

С другой стороны, Ной был единственным праведником. Да, он не может сравниться со Христом, Который действительно является единственным Праведником, потому что во Христе не было ни одного греха. Ной все-таки был человеком, но в сравнении с другими людьми, которые окружали его, он был праведником.

И вот настала для мира трагедия, когда полились воды с небес и затопили землю. Ной вместе со своей семьей, а также с животными, птицами заполнили ковчег, и Ной замкнул дверь ковчега (как мне помнится, это как бы символизирует гроб). В ковчеге они находились на протяжении целого года, неизвестно где плавая.

Водою Господь уничтожает грех и дает надежду на восстановление того порядка жизни, к которому Господь с самого начала призвал человечество.

Так как Ной был праведным человеком по сути своей, предполагается, что он так же в праведности должен был воспитать и своих детей. Но не всегда так происходит в жизни. Мы знаем одного из сыновей Ноя – Хама. Мы знаем, что у праведных людей, состоявших в браке, некоторые дети, несмотря на святость родителей, оказывались по своей жизни далекими от Христа и от праведности.

Тем не менее мир был обновлен. В этом имеется прообразовательное значение будущего христианского крещения в воде, которая смывает первородный грех человеческий. И Ной начинает жить в обновленном мире.

Загляну в шпаргалку. Ной был родоначальником рода человеческого после Потопа и прообразовал Христа, Начальника новой жизни. «Ной, заключенный в ковчеге и деревом спасающий семена второго мира и ставший снова началом человеческого рода, – по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, – прообразовал добровольно погребенного Христа, Который кровию, истекшею из ребра Его вместе с водою, омыл грех, а древом крестным спас весь род наш и соделался Начальником новой жизни и нового порядка». «Вторым Пришествием Христовым разрешится судьба последнего мира, подобно как в Потопе разрешена судьба первого мира. Суд первого мира предвозвещен двумя пророками...»

– Увы, программа подошла к концу. Скажите несколько завершающих слов нашим зрителям...

– Не могу не призвать всех нас быть читателями Нового Завета. Не надо спешить к Ветхому Завету. Преподобный Серафим Саровский говорил, что перед тем, как перейти к чтению Ветхого Завета, ум должен свободно плавать в волнах Нового Завета.

– Сердечно Вас благодарю. Очень рада, что мы встретились после небольшого перерыва. Надеюсь, следующая встреча состоится весьма скоро. От всех наших зрителей желаю доброго здоровья Вам и Вашим близким.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 09 июля: 03:00
  • Суббота, 09 июля: 13:00
  • Суббота, 16 июля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​