О земном и о небесном. Закрытие соцсетей

29 марта 2022 г.

Глобальная сеть для России становится все больше локальной, просторы ее сужаются. Из-за санкций многие привычные интернет-каналы, ресурсы становятся недоступны. О сложившейся ситуации поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– В информационном пространстве смятение. Люди, привыкшие делиться и получать информацию в определенных мессенджерах, соцсетях, сейчас в растерянности и замешательстве. YouTube работает с перебоями. Из-за того что привычный нам Instagram признали экстремистским, он запрещен. Мы все недавно наблюдали массовую миграцию в Telegram. Как не заблудиться в мессенджерах, соцсетях, оставаться на связи и в потоке информации? И об этом ли сейчас стоит переживать?

– Если мы говорим о простых людях с их интересами, желаниями чем-то поделиться, то ответ на этот вопрос будет одним. Если мы говорим о каких-то публичных персонах или организациях (например, о Церкви и ее канонических подразделениях, таких как епархия), то ответ будет другим. Что касается простого человека, то действительно со временем мы привыкаем к тому, что для нас безбрежная Всемирная паутина схлопывается в некоторую эхо-камеру, пузырь, где мы общаемся, как нам кажется, со всем миром, но на самом деле мы общаемся с небольшим количеством людей, которые так или иначе разделяют наши интересы или те интересы, которые посчитали общими для нас неведомые алгоритмы соцсетей.

Когда с подачи западных стран изменилась ситуация в отношениях с Россией, изменилась и риторика социальных сетей. Вслед за этим последовала закономерная защитная реакция со стороны нашей страны. Многие действительно запаниковали: их уютные картинки, замечательные рассказы о том, чем они позавтракали или как поживает их котик, оказались под угрозой полного исчезновения. Но блокировка соцсетей не означает исчезновение из нее информации. Если информация нам дорога, мы имеем возможность весь фотоархив, который вели в социальной сети, перевести на собственный компьютер или жесткий диск, чтобы сохранить те фрагменты нашей жизни, о которых мы считали нужным поведать в социальных сетях. Если говорить о целесообразности миграции для сохранения образа получения информации, то некоторым аналогом соцсети для картинок можно назвать группу «ВКонтакте». Там больше возможностей и для видео, и для картинок.

Что касается Пятигорской епархии, у нас никакого смятения не было, потому что изначально, с 2011 года, во всех популярных социальных сетях существуют официальные страницы нашей епархии. Они регулярно обновлялись, велись, и никакой паники или резкого изменения информационной политики Пятигорской епархии в связи с этим не произошло. Мы разместили в тех сетях, которые временно перестаем поддерживать, соответствующие ссылки, чтобы все, кому интересна жизнь Пятигорской епархии, приходов, могли нас найти.

– Многие пользователи считают возвращение в отечественные соцсети огромным регрессом, скачком назад чуть ли не на десятилетия.

– Не совсем могу понять, как можно считать регрессом или прогрессом перемещение из одной социальной сети в другую. И то и другое − одинаковое убийство времени, проведение досуга. Что касается Telegram, здесь особая история. Это был изначально мессенджер, в котором преобладает информационная повестка. Он как распространитель информации в определенные моменты оказывается быстрее и информационных агентств, и других интернет-ресурсов, тем более быстрее радио и телевидения. В какие-то кризисные моменты Telegram оказывается самым быстрым способом получения если и не самой достоверной, то разной и оперативной информации. Поэтому, мне кажется, регресс или прогресс в отношении того или иного вида досуга − это преувеличение. Другое дело, что какие-то сети функционально удобнее, а какие-то функционально отстают. Я думаю, что сейчас с перемещением аудитории, а вместе с аудиторией, соответственно, и рекламных бюджетов, те соцсети, которые выиграли от этого перемещения, будут вкладывать средства в развитие функционала, чтобы нам было тоже удобно и приятно пользоваться функционально теми сетями, которые у нас есть.

– Кстати, один из важных моментов – обратная связь. Аудиторию не потеряли?

– Нет, не потеряли, она перераспределилась. Например, в Telegram большая часть аудитории – это мужчины в возрасте тридцати пяти–сорока пяти лет. В «Одноклассниках» по количеству больше женщин. В целом часть аудитории нас пока еще ищет в разных социальных сетях. Большая часть – в социальной сети «ВКонтакте», меньшая часть − в Telegram, но мы наблюдаем устойчивый прирост подписчиков во всех социальных сетях.

Нужно сказать, что для нас это не самоцель. Для нас нет цели срочно нарастить количество подписчиков, но мы стараемся предоставить возможность оставаться с нами на связи. Например, в Telegram-канале мы включили возможность комментариев, подобающих церковному официальному каналу, чтобы это не было односторонним монологом, как это часто бывает в Telegram-каналах.

Но мы всех ждем не столько в соцсетях, сколько в наших храмах. Самое живое, непосредственное общение трудно сделать настоящим, подлинным через экран телефона. Остается некое формальное и достаточно серьезное препятствие, и через экран хорошо не пообщаешься. Поэтому, если нужно настоящее общение, приходите в храмы. Наши соцсети дадут вам возможность узнать, когда и как прийти в ближайший храм, о чем мы молимся и чем живут приходы, Церковь.

– Действительно, «не лайком единым» будем поддерживать живое общение. Где теперь оперативнее и быстрее всего можно узнать информацию, где и какое мероприятие проводят в Пятигорской епархии?

– У нас есть сайт «Благословенный Кавказ» (blago-kavkaz.ru), Telegram-канал, группа в социальной сети «ВКонтакте», страница в «Одноклассниках», которые также называются «Благословенный Кавказ». С 2011 года ничего не поменялось. По названию «Благословенный Кавказ» (оно, кстати, является запатентованным нами логотипом и знаком) можно найти Пятигорскую епархию во всех социальных сетях, которые я назвал. По степени оперативности традиционно мы стараемся поддерживать в первую очередь информацию на сайте и в Telegram. Разница между появлением новости в социальной сети «ВКонтакте» и в Telegram минимальна.

– Рассматриваете ли вы для себя перспективы перехода на «Россграм»?

– Сейчас много новых приложений: и Vero, и «Россграм», и другие. Мы будем следить за теми сетями, которые интересны нашим прихожанам. Задача пастырей − быть там, где их прихожане. Если прихожане на улицах – мы с ними, если прихожане в храмах – мы с ними, если прихожане придут в «Россграм», конечно, там тоже появится страница Пятигорской епархии. Если наши прихожане будут в каком-то другом достойном приложении, там обязательно будет аккаунт Пятигорской епархии, в котором мы будем рассказывать о жизни верующих.

– Храмы, епархиальные центры так же быстро трансформировались под новые реалии?

– Да, достаточно быстро, оперативно стали перемещаться в Telegram. Поскольку в этом мессенджере нет ленты по интересам, первое, что мы сделали несколько дней назад, – это закрепили в шапке своего епархиального канала список тех страниц, каналов, храмов, социальных учреждений, благочиний нашей епархии, которые теперь можно найти в Telegram. Этот список пополняется. Думаю, что все, кто ищет информацию о наших приходах, социальных учреждениях, благочиниях, сможет найти их в Telegram благодаря этому списку, который мы будем поддерживать.

– Дефицита информированности у нас не будет?

– Нет. Надеюсь, что слова «Благословенный Кавказ» станут маяком, в том числе поисковым запросом, по которому вы сможете всегда найти нашу Пятигорскую епархию и узнать все, что вам интересно, и на сайте, и в тех социальных сетях, которые удобны и привычны для каждого.

– У владыки тоже есть свой Telegram-канал?

– Все обращения, поздравления, слова, проповеди архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта размещаются на официальном аккаунте епархии «Благословенный Кавказ».

– И на сайте?

– И на сайте, конечно.

– Насколько мне известно, канал «Союз» вещает и на YouTube. Как, ввиду санкций, там идут трансляции?

– Телеканалы «Спас» и «Союз» имеют большую аудиторию. Телеканал «Спас» имел на YouTube более миллиона подписчиков. Имел, потому что буквально несколько дней назад площадка без объяснения причин заблокировала его страницу на YouTube. И телеканал «Спас», и Пятигорская епархия уже несколько дней переносят весь свой архив (а это более двадцати тысяч видеороликов и различных материалов) и текущие публикации на Rutube. На Rutube открывается канал Пятигорской епархии «Благословенный Кавказ». Там вы сможете впредь находить, как и на YouTube, видеоматериалы о жизни Пятигорской епархии. Пока YouTube в нашей стране не заблокирован, но если вдруг такая ситуация произойдет, при помощи Rutube и его команды мы надеемся, что успеем перенести весь архив, и на Rutube будет все, что интересно нашим прихожанам: и из прошлых лет (с 2011 года), и современные видеофрагменты.

– Что касается телевизионного вещания в разных странах мира, наши православные каналы также подверглись санкциям?

– Наши православные каналы подвергаются санкциям вместе с теми каналами, которые запрещаются в разных странах, где запрещение касается не конкретных каналов, а, например, каналов RT. И в эти пакеты каналов попадает и «Спас».

– Отец Михаил, благодарю Вас. Уверена, что все эти трансформации временные. А если и не временные, то трудности мы как-то переживем, приспособимся к ним, подстроимся, перейдем на другие ресурсы. Лишь бы скорее установился мир во всем мире.

– Я желаю того же самого – мира во всем мире и каждому из нас. Самое главное – мира в душе и мирного настроения в эти предпасхальные дни Великого поста.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​