– Сегодня у нас в гостях психолог Мария Паршенкова, а говорить мы будем о детях-почемучках. Итак, дети-почемучки. Почему для нашей сегодняшней беседы мы решили сделать основной именно эту тему? Потому, что, как мне кажется, любознательность – это врожденное качество ребенка, и именно оно впоследствии становится основой мотивации для обучения, для познания мира ребенком, для того, чтобы найти себя, свое хобби, свое дело жизни и так далее.
Этап, когда маленькие дети задают много вопросов, чрезвычайно важен для их дальнейшего становления. Но иногда родители именно на этом этапе совершают ошибки, приводящие к последствиям, с которыми мы сталкиваемся значительно позже. Итак, обратимся к самым маленьким ребятишкам, которые постоянно задают вопросы: «А почему это так?» Все ли дети так поступают, почему они так поступают и насколько это нормально?
– Марина, даже Вы сейчас задали вопрос: «А почему?» Наверное, «почему?» – это один из самых любимых вопросов и запросов наших детей. Когда в семье рождается малыш, все с трепетом ждут первого его слова, волнуются и говорят: «Ну когда же он заговорит? Когда же он что-то скажет? Когда я смогу с ним общаться?» Следующая фаза у родителей: «Когда же он помолчит? Я не думала, что может быть столько слов за такой короткий промежуток времени».
По мере формирования интеллекта ребенка, безусловно, формируется его речь. Абсолютно все здоровые ребятишки проявляют огромное врожденное любопытство, огромный интерес к миру. Интерес к тому, что, как, зачем и почему происходит, связан с инстинктом выживания, ведь чем больше мы знаем об окружающем мире, тем более он для нас безопасен.
Ребенок, этот маленький исследователь, открывая те вещи, которые нам, взрослым, кажутся обыденными, неактуальными и недостойными нашего внимания, каждый раз снова и снова открывает для себя мир. Тот взрослый, который сумел сохранить в себе детский удивленный взгляд на все, что происходит вокруг, проживает интересную жизнь независимо от обстоятельств, в которых он оказывается.
– Получается, все дети – почемучки?
– Да. Все дети – почемучки. Они рождаются с широко раскрытыми глазами, с огромным интересом к окружающему миру, с доверием к родителям – своим первым путеводителям по жизни и главным авторитетам. И, конечно, они транслируют свое место в этом мире: «Я здесь, мир! Мир, ты мне небезразличен. Мир, я люблю тебя и хочу тебя познать».
– И как раз здесь мы сталкиваемся с первыми родительскими ошибками. Мне неоднократно приходилось наблюдать (думаю, что и вам тоже), как уставший родитель, вместо того чтобы ответить ребенку на его вопрос, говорит ему что-то грубое, например: «Много будешь знать – скоро состаришься. Вырастешь – узнаешь».
Если же родитель – культурный, воспитанный человек, он может дать ребенку чисто формальный ответ, не удовлетворив его любопытство и интерес. Не чревато ли это тем, что так он ограничит любознательность ребенка и, соответственно, не будет развивать его мотивацию к познанию мира?
– Безусловно, родитель – тоже живой человек со своими чувствами, порой со своей усталостью, с какими-то планами на ближайшие полчаса или час. И, конечно, детские вопросы зачастую могут застать его врасплох. В этот момент родитель может не справиться со своим эмоциональным состоянием и ответить ребенку с раздражением.
На самом деле ничего ужасного в этом нет (не перестаю об этом говорить), потому что родитель тоже человек, и он может испытывать разные чувства. Да и ребенок должен видеть родителя разным, чтобы понимать, что испытывать разные чувства вполне нормально.
Другое дело, что в этот момент родитель может отложить ответ, если он не готов ответить, и сказать: «Поговорим об этом позже». Как правило, эта раздраженная реакция исходит немного из другой сферы. Очень важно отметить тот момент, что задавание родителю вопросов – это способ коммуникации родителя с ребенком и ребенка с родителем.
Когда ребенок делится своей точкой зрения на что-то, это может пройти бесследно, остаться незамеченным, родитель может никак на это не отреагировать. Но когда ребенок задает конкретный вопрос, родитель в любом случае, пусть и автоматически, должен дать ему хоть какой-то ответ. Даже если этот ответ будет состоять из одного слова «отстань», это все равно будет ответом, и контакт родителя и ребенка сложится.
В семьях же, в которых нарушено взаимодействие, общение, вопросы ребенка вызывают у родителей раздражение, здесь уже можно говорить о нарушении контакта, взаимодействия родителей и ребенка. Как можно это понять? Родители могут задать себе вопрос: «Как часто мы рассуждаем с ребенком о чем бы то ни было, независимо от его возраста?» И они поймут, что очень редко говорят с ребенком, рассуждают или что-то обсуждают, чтобы беседа длилась хотя бы пять минут.
Как правило, у них нет на это либо времени, либо сил, либо они просто не считают это важным. Отсюда и рождается эта огромная череда вопросов, которые действительно вызывают у родителей раздражение. Ребенок уже умышленно задает вопросы, чтобы раздразнить родителей и вызвать у них хоть какую-то эмоциональную реакцию.
Начните разговаривать со своими детьми, начните что-то с ними обсуждать, рассматривать, спрашивайте об их точке зрения, и тогда этих вопросов, которые вам кажутся пустыми и неуместными, станет гораздо меньше.
– Мы начали наш разговор с проблемы, а теперь давайте поговорим о позитивной стороне любознательности. Действительно ли она так полезна и нужна, как мы с вами решили с самого начала, и почему? Какую основу закладывает эта любознательность, кроме умения выживать в этом мире? Какие практические последствия могут быть от того, что ребенок задает много вопросов и его в этом поощряют?
– Да, то, о чем Вы сейчас сказали, очень важно, потому что, задавая вопросы, ребенок формирует качество своей личности, которое называется любознательностью, позволяет ему в дальнейшем стать обучаемым и не просто осваивать скучную науку, но и получать радость от открытий.
Это огромное количество вопросов «почему?» сопровождается детскими эмоциями удивления, восторга, может быть, возмущения, почему все именно так, а не иначе. В любом случае эти неравнодушные вопросы позволяют формировать интерес к познанию нового, желание разобраться, к чему это приведет в дальнейшем.
Когда ребенку два года, он просто любопытствует, а когда ему 7, 8, 9 лет, он уже постигает науку, приобретает серьезные познания. Неправильно построенные моменты раскрытия любознательности детей, возможность делать ими какие-то открытия приводят к отсутствию у них интереса к обучению уже в начальной школе. Думаю, что в этом меня поддержит основная часть наших телезрителей.
Ребенок приходит в школу с душевным трепетом, с огромным желанием учиться, он получает такой желаемый им статус ученика. И если во 2-м, в 3-м классе ему все становится неинтересным, это говорит не только о каких-то педагогических проблемах, но и о несформированности у детей этой любознательности.
– Всегда ли вина лежит на родителях, которые недостаточно развивали любознательность ребенка, или, может быть, здесь просто веяние современного времени, когда информации так много, она так доступна и развлечения так разнообразны, что познавательность сама по себе сводится если не к нулю, то, по крайней мере, к единице?
– Познавательность угасает в тот момент, когда мы получаем ответ на свой вопрос. Когда что-то становится для нас понятным, дальше нам уже неинтересно. Нежелание искать ответ, отсутствие какой-то дальнейшей перспективы, неуверенность в том, что знания вообще нужны, сводят на нет всю историю про любознательность и дальнейшую радость постижения любой науки, будь это совсем малыш, третьеклассник или 70-летняя дама, которая хочет научиться вязать половики по новой технологии.
Во всем заложен один и тот же личностный момент – радость узнавания нового и желание не останавливаться в познании мира. Когда ребенок получает четкий, конкретный и, что еще хуже, сухой научный ответ на свой вопрос, ему становится все понятно и потому уже неинтересно.
Современная доступность информации, с одной стороны, а с другой стороны, желание родителей отвечать на абсолютно все вопросы ребенка оказывают здесь медвежью услугу. Не нужно этого делать. Попробуйте задать ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь, почему здесь именно так?» Зачастую вопросы, задаваемые детьми, основываются на каких-то их точках зрения. Они не столько хотят спросить о чем-то у родителей, сколько хотят поделиться своим открытием в этом мире.
Обсуждение этого рождает дальнейшие вопросы и формирует устойчивую любознательность ребенка: «А почему этот цветок такого цвета?» – «А потому, что глаза бабочки видят так». – «А почему глаза бабочки видят именно так?» – «А потому, что бабочка так летает», – и так далее. И таких вопросов может быть огромное количество. Так рождаются великие ученые, художники, которые видят мир немножечко по-другому и задают себе вопросы: «А почему так, а не иначе?»
– Как родителю отвечать на вопросы так, чтобы не стать героем анекдота? Я вспомнила анекдот про яблоко, в котором ребенок спрашивает у своего родителя: «Папа, а почему яблочко становится коричневым, когда от него откусишь кусочек?» Папа отвечает: «Потому, дорогой мой малыш, что там содержится железо, которое окисляется на воздухе». Ребенок спрашивает: «Пап, а ты с кем сейчас разговаривал?»
Мне кажется, вот это очень неправильный подход к тому, как отвечать на вопросы ребенка. Как же нужно отвечать? С одной стороны, если папа компетентен, знает что-то и может ответить, почему он должен отвечать просто? Как найти баланс, чтобы не ввести ребенка в заблуждение и при этом не загрузить чрезмерными знаниями не по возрасту?
– Для этого надо каждый раз открывать мир. В примере с яблочком можно было откусить от капусты, от морковки, еще от какого-то фрукта или овоща и ждать, что потемнеет, а что не потемнеет, а дальше говорить о том, что такое железо и что происходит. Ответ папы был просто не по возрасту ребенка. Не надо забывать о возрасте вашего ребенка и о том уровне знаний, который у него есть. Безусловно, мы даем всегда чуточку больше информации. Но только чуточку, а не размером с два ведра, чтобы окатить ребенка знаниями и он не будет понимать, что с этим делать.
До сих пор случаются такие анекдотичные ситуации, когда дети десяти лет, например, не умеют ориентироваться по часам. Потому что когда-то они задавали этот вопрос, а им ответили: «Ты до сих пор этого не знаешь?» И ребенку потом становится стыдно задавать какие-то вопросы, проявляя любознательность.
Поэтому отвечать нужно в соответствии с возрастом ребенка и его желанием узнавать этот мир. Родителям можно, конечно, прочитать энциклопедию, а можно провести научный эксперимент и задаться вопросом, почему так, а не по-другому. То есть не бояться в ответ задавать вопросы ребенку.
– Вы сказали, что иногда у детей возникает стыд, потому они не задают вопросы. Тут действительно ошибка взрослых. И сколько мы знаем подобных ситуаций среди взрослых… Например, когда все обсуждают известный фильм, какую-то книгу или говорят об известном человеке, а один из присутствующих не знает, о чем или о ком речь, он никогда об этом не спросит именно из-за боязни показаться глупым. Это проистекает из детства? На мой взгляд, люди, которые не стесняются задавать вопросы, достигают гораздо больших успехов в жизни.
– Да, история идет из детства, когда ребенок, задавая вопросы, получал какие-то жесткие и неприятные ответы. С другой стороны, такое происходит, когда у взрослого есть идеалистичный образ компетенции, что он компетентен и все знает. Но все знать невозможно. И задавать вопрос по теме, которую ты не понимаешь, – это нормально. И не бояться этого – это здорово, потому что тогда ты сможешь быть в диалоге с окружающим миром. Я все время учу этому детей. Особенно ярко это проявляется на уроках русского языка, когда дети разбирают правила и встречаются со словами, которые сейчас вышли из обихода. Дети не знают значения этих слов.
Например, вчера у нас были дебаты с девочкой третьего класса о том, какого рода слово «рояль». Девочка считала, что рояль женского рода. Потому что в жизни ребенок не встречал такого инструмента. Именно любопытство и отсутствие стыда позволяет нам узнавать что-то новое. Это не говорит о нашей слабости.
Я люблю повторять: мы находим дырочку и радостно приклеиваем туда заплаточку. То есть девочка честно призналась, что не знает, что такое рояль, и мы смогли поговорить о рояле, рассмотреть его и узнать, что рояль мужского рода. Умение задавать вопросы и удивляться новому – это удовольствие, а не стыд.
– Какие еще могут быть родительские ошибки в поведении в тот славный период, когда ребенок начинает задавать вопросы? Вы сказали, что надо побуждать ребенка спрашивать и дальше, не давать однозначных ответов. Что нужно делать? Может быть, проводить вместе вечера, изучая что-то, читая энциклопедию? Может быть, родителю нужно признавать, что он тоже чего-то не знает, и предлагать ребенку вместе разбираться? Какие должны быть правильные стратегии, чтобы развивать познавательный интерес у ребенка?
– Все зависит от внутренней ситуации семьи. Вы сейчас сказали про энциклопедию, а я представила себе замученную маму, которая пришла с работы и с чувством вины, стараясь быть хорошей мамой, садится читать с детьми энциклопедию, заставляет их слушать, хотя, как оказывается, это им неинтересно. И эта галочка «хорошая мама» всех потом будет тяготить.
Если сам взрослый любознателен и у него огромный познавательный интерес, это станет интересно и ребенку. Должно быть удовольствие от узнавания нового и от того, что ты можешь рассказать это другим. Надо обязательно побуждать ребенка к тому, чтобы, узнав новое, он делился этим с ребятами, рассказывал на уроке, например, что он узнал нового и интересного. Это покажет важность этих знаний и принятие их социумом.
– Посмотри в Интернете – это один из советов, который родители дают собственным детям 10–11 лет вместо своего ответа. С одной стороны, родители преследуют очень правильную цель: они хотят научить своего ребенка искать информацию. Если раньше информация была в энциклопедиях, сейчас все проще найти в сети Интернет. С другой стороны, это может стать единственным ответом, который будет звучать практически на каждый вопрос ребенка, и диалог будет просто сводиться на нет. Где тут здравое зерно?
– Посмотри в Интернете и потом расскажи мне – лучше отвечать вот так. Родителю не должно быть стыдно признаваться перед собственным ребенком, что он чего-то не знает, и смотреть это вместе. С другой стороны, когда дети выходят в сеть, тут уже идет момент компьютерной грамотности и понимания источников, откуда берешь информацию. Сейчас Интернет заменяет энциклопедии. И обращение к очень хорошим ресурсам, я считаю, замечательная возможность. У нас нет возможности сходить во все музеи мира, но есть возможность зайти на сайт этих музеев и прочитать статьи. То же самое касается каких-то других тонких моментов, которые ребенок может для себя открыть и дальше транслировать миру. Современное образование как раз приветствует такую проектную деятельность, когда ты что-то нашел и транслируешь это другим. Другой вопрос, чтобы дальше этот проект не был обесценен. Проекты должны жить дальше, чтобы и дальше что-то транслировать и рассказывать.
– Современный родитель – это тревожный родитель. Современная мама постоянно в себе не уверена: что бы она ни делала, она считает, что делает что-то не так. Наверное, предыдущее поколение родителей было намного спокойнее в этом отношении. Современные мамы озадачены еще и тем, что надо развивать познавательный интерес, чтобы потом ребенок учился в школе с удовольствием, нашел себя в какой-то профессии. Мамы настолько большой акцент делают на познавательной деятельности, что все остальное сходит на нет.
Например, я знаю семьи, где вечерами читается не художественная литература, не сказки, а книги Стивена Хокинга для детей. У него есть прекрасные книги, но читать их в кругу семьи перед сном несколько странно, как мне кажется. Но есть родители с хорошим познавательным интересом и любознательностью к жизни, которые хотят и в своих детях развить это же качество. Насколько это правильно? Может быть, действительно для каких-то семей это годится и для каких-то детей это прекрасный вариант? Или все-таки нужно развивать и художественное воображение, и фантазию, да и просто отдыхать в конце концов?
– Один из моих любимых лозунгов: «Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным». Это здорово, что семья находит время на чтение каких-то удивительных книг, и это отзывается и у детей, и у всех членов семьи. Но родители могут попасть в ловушку, которую может подстроить такое интеллектуальное развитие детей. Здесь западает эмоциональная сфера, когда знания подменяют чувствование.
В начале нашей передачи мы сказали, что дети задают вопросы с широко открытыми глазами и каждый вопрос у детей связан с какой-то эмоцией: удивление, страх, радость и так далее. Когда знания становятся сухими, они усваиваются гораздо хуже. Я очень рада за семьи, которые проводят такие интеллектуальные вечера, но добавьте, пожалуйста, в эти вечера эмоции, и тогда знания приобретут радостные краски.
– Любознательность – это хорошо. Все дети – почемучки, и этот интерес нужно в них поощрять. Какие еще выводы можно сделать из нашей сегодняшней беседы по теме, которую мы затронули? Хочется резюмировать то, о чем мы говорили, чтобы у родителей сложилась ясная и четкая картина, как же вести себя со своими детьми, когда они начинают задавать очень много вопросов.
– Когда ребятишки начинают задавать очень много вопросов, важно спуститься на их уровень. В этот момент у родителей – взрослых, мудрых, солидных людей – есть уникальная возможность открыть мир заново: снова увидеть радугу, бабочку, снова прожить удивление, когда из семечка появляется росток, снова задаться вопросом, почему небо синее. Прожить момент открытия мира вместе с ребенком – это удивительное ощущение, которое не передать словами. У родителей есть удивительная возможность с каждым своим вновь рожденным малышом открывать мир. Чего я собственно им и желаю.
– Спасибо, Мария. Мне остается ожидать внуков, потому что мои дети уже взрослые. Вы сейчас так заманчиво описывали, как прекрасно с детьми открывать мир, что я вспомнила, как было здорово, когда мы вместе разглядывали букашек и цветочки... Благодарю Вас за эту вдохновляющую беседу.
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записали Людмила Белицкая и Нина Кирсанова
Как проводить пост в большой семье, где много детей разного возраста? Какие ограничения стоит вводить в первую очередь, и как расставить приоритеты, чтобы первичной была любовь в семье? Может ли пост действительно быть приятным для всех домочадцев? И в каким смысле время поста может стать увлекательным путешествием? В поисках ответов предлагаем отправиться в гости к семейству священника Константина Пархоменко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!