У книжной полки. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

8 июня 2022 г.

«Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», - поет Церковь в одном из своих песнопений. И церковный богослужебный год, наполненный воспоминаниями о священных для христианина событиях и о множестве святых, угодивших Богу своей жизнью, - это путь на небо, предлагаемый нам Церковью. Полное описание богослужебного года представлено на страницах фундаментального труда протоиерея Григория Дебольского «Дни богослужения Православной кафолической Восточной Церкви». Этот труд в трёх томах в настоящее время вышел в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и занял свое место на нашей книжной полке.

***

1. Автор этого труда, известный дореволюционный литургист, протоиерей Григорий Дебольский родился в Ярославле в 1808 году, там же получил первое духовное образование в духовной семинарии. В 20-летнем возрасте приехал в Петербург, где поступил в Духовную академию. В своей магистерской работе он обратился к теме «О цели многочисленных обрядов и постановлений во внешнем богопочитании у народа Израильского». По окончании духовной школы с дипломом магистра богословия началась его педагогическая деятельность в различных учебных заведениях, которая продолжилась и после рукоположения в священный сан.

2. Большую же часть жизни отец Григорий прослужил в Казанском соборе Санкт-Петербурга, куда в 1860 году он был назначен настоятелем, а спустя два года - стал также членом духовной консистории и наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы. За это время священник написал множество трудов по нравственному богословию и литургике, ему принадлежит большое количество сочинений на тему богослужения, соблюдения постов, книг, используемых в ходе богослужения, поведения прихожан в храме, процедура хиротонии, пострига. В известных журналах того времени можно найти немало его статей духовного содержания.

3. Его сочинения пользовались большим распространением. Однако труд, сделавший своего автора наиболее известным – это «Дни богослужения Православной кафолической Восточной Церкви». В свое время он был одобрен Министерством народного просвещения, а первое его издание состоялось в 1837 году. «Дни богослужения» - это была первая в России попытка создать полное описание православного литургического года. Автор классифицирует все церковные праздники подвижного и неподвижного цикла, а также дает краткие особенности их богослужения и гимнографию, приводит исторические сведения о появлении в Церкви того или иного богослужебного дня, его догматическое и символическое значение, а также замечания церковного устава о его литургических особенностях.

4. По словам издателей, с тех пор как увидел свет этот труд, годовой круг богослужений претерпел некоторые изменения: появились новые праздники, канонизированы новые святые, из богослужебной практики по известной причине исчезли так называемые «царские» дни. И тем не менее несмотря на это, в настоящее время «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» все еще остаются самым полным трудом о церковном годовом богослужебном круге. Книга рассчитана на самую широкую аудиторию и будет интересна не только специалистам по литургике вообще и по истории богослужения в частности, но и всем, кто любит храм и церковную службу и хочет проникнуться ее духом.

5. Как отмечает автор в предисловии первой из книг, Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все проповедают славу Божию (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: Вы не свои: ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6, 19–20).

6. И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1–3; Откр. 4, 8).

7. На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы. Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения. Начало и основание христианского Богослужения положил Сам Господь наш Иисус Христос, особенно установлением таинства святейшей Евхаристии и повелением совершать сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа, Церковь Христова от первых времен своих непрерывно совершает Богослужение свое, освящая каждый день и час своими св. молитвами. А объяснить его и призван этот труд.

8. В современном издании «Дни богослужения» представлены в трех книгах для удобства восприятия заключенного в нем весьма обширного материала. В первую - вошли праздники Господни и Богородичные, включая также и дни, посвященные чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. В книге рассматриваются дни богослужений Православной Церкви в течении всего года. Описываются непреходящие и преходящие праздники, история их возникновения, а также порядок богослужения. Во вторую книгу вошли дни разных ликов святых — пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведников — о каждом из которых рассказывается отдельно. Также в этот том включены гражданские праздники, занимающие свое место в круге церковного богослужебного года. В третью книгу вошли дни богослужения и праздники так называемого подвижного круга: приготовительные недели к Великому посту, пост, Пасха и Пятидесятница. Так же здесь рассказывается и о других постах и постных днях, днях седмицы и днях поминовения умерших.

***

Как отмечал сам автор, он предпринял этот труд из-за недостатка руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней Церкви, и этот первый опыт их изъяснения ясно показал, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы ее мысли о священных днях, содержащиеся в Священном Писании, в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях святых отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Другие пособия были употребляемы только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать