Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

19 мая 2022 г.

– Владыка, предлагаю сегодняшнюю нашу тему обозначить так: «Миф и реальность». И совместить ее с днем памяти великого святого угодника Божия Николая Чудотворца. 22 мая – один из дней его памяти. В этот день его святые мощи были перенесены из Мир Ликийских в город Бари.

Недавно по телевидению прошел фильм «Стояние Зои». Конечно, в нем много домыслов, много каких-то моментов, которые вряд ли имели место в реальности, но события, отраженные в фильме, отчасти связаны с Николаем Чудотворцем. Девушка Зоя, активная комсомолка, которая к религии относилась, скажем так, скептически, стала танцевать с иконой святителя Николая и тут же застыла, словно окаменела. На Ваш взгляд, это миф или реальность?

– Сам фильм я не видел, а историю эту слышал, будучи еще ребенком, из уст моей бабушки и от других верующих православных христиан. То есть эта история получила достаточно широкую огласку.

Конечно, при советской власти подобного рода информация всячески ограничивалась, купировалась, поэтому в официальных источниках узнать какие-то подробности об этом случае было весьма проблематично. Тем не менее люди рассказывали друг другу об этой удивительной, поразительной истории, которая произошла в Куйбышеве, как тогда назывался город Самара.

Это куйбышевское чудо – «стояние Зои», как его назвали, даже положили на бумагу, изложили в письменном виде. Когда такого рода истории передаются из уст в уста, естественно, они обрастают какими-то легендарными подробностями, тем не менее зерно их в любом случае сохраняется.

В середине 80-х годов прошлого века, когда я уже учился в духовной семинарии, я слышал эту историю от некоторых преподавателей семинарии, от насельников Троице-Сергиевой лавры, и эта история, освобожденная от каких-то мифологических наслоений, предстала вниманию уже более отчетливо.

В постсоветский период стали известны многие подробности этого события, многие связанные с ним документы. Оказывается, местная куйбышевская пресса того времени не могла умолчать об этом невероятном событии. В годы советской власти такие вещи идеологически не укладывались в картину государственной пропаганды, поэтому появившаяся в местной газете заметочка была весьма скромной и малоинформативной. Тем не менее сам факт публикации об этом событии в советской прессе того времени, вызвавший большой ажиотаж, говорил о том, что в Куйбышеве случилось что-то невероятное.

В настоящее время, когда стали доступны многие архивы, выяснилось, что этим вопросом активно интересовались и органы государственной власти. Стало известно, что существует переписка уполномоченного по делам религий, документы, подписанные ответственными лицами, партийными работниками, которые активно обсуждали эту тему.

Для тех наших телезрителей, которые, может быть, не особо в курсе этой истории, хочу сказать, что речь идет об одной девушке, которая воспитывалась в семье, где родители были верующими людьми. Но, как это часто бывало при советской власти, молодое поколение, комсомольцы отрывались от своих корней; такой же, видимо, была и Зоя.

У Зои был молодой человек, которого звали Николаем. В новогоднюю ночь молодежь устроила вечеринку, приглашена на нее была и Зоя. Николай задерживался, и, когда подруги Зои решили потанцевать вместе со своими молодыми людьми, она сняла икону Николая Чудотворца из красного угла (раньше красные углы с иконами еще оставались в частных домах) и пустилась с ней в пляс, сказав: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать».

И произошло чудо, о котором все писали и говорили, – Зоя как бы остолбенела, словно вросла в пол. Она так вцепилась в икону Николая Чудотворца, что долгое время никто не мог взять икону из ее рук. Ничем не смогли помочь и медики, которые пробовали делать ей уколы.

Лишь приглашенный иеромонах Серафим, совершив молебен святителю Николаю, смог взять из рук Зои икону. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя ожила, но на третий день Пасхи она умерла. Эта поразительная история произошла в 1956 году. Я родился в 1963 году, то есть тогда не прошло и десяти лет после этого события, и, конечно, об этой истории еще много говорили.

А что касается святителя Николая и невероятных, удивительных событий, которые происходят по его молитвам, то они происходили и в древности, происходят и в наши дни, и таких случаев очень много. Не случайно святитель Николай – самый почитаемый христианский святой во всем мире, причем не только в мире православном, но и в католическом.

Мне как-то пришлось быть в Риме, и я видел там много католических храмов, посвященных святителю Николаю. А итальянский город Бари, где сейчас находятся мощи святителя Николая, в общем-то, живет исключительно тем, что дал этому городу очень почитаемый там святитель Николай. Базилика, в которой находятся его мощи, весьма притягательное место, и не только для паломников и туристов, но и для местных жителей, которые, как я смог убедиться, с большим трепетом относятся к Николаю Чудотворцу.

Как-то я приехал в Бари с одним своим хорошим знакомым, у которого были проблемы с ногами. Он медик, но, будучи врачом, он не мог оказать себе помощь, и каждый раз на протяжении многих лет, когда мы с ним виделись в Москве, он жаловался на проблемы с ногами, говорил, никакие лекарства ему не помогают.

И вот мы посетили Бари, и он радостно мне сообщил: «Владыка, после того как я помолился у мощей святителя Николая, у меня ушла проблема с ногами». Причем он говорил мне это каждый раз, когда я бывал в Москве, то есть эта проблема ушла не на какое-то время, а совсем. Вот маленькое, но чудо святителя Николая.

– Ничего себе маленькое чудо!

– Святитель Николай являет чудеса и гораздо более поразительные. Как-то в одной из наших передач я рассказывал о чудотворной иконе святителя Николая, которая находится на Святой Горе в скиту Буразери. Это древняя икона XIII века, через которую святитель Николай являет очень скорую помощь всем людям, просящим его об этой помощи.

Когда я бывал на Афоне, монахи рассказывали о множестве поразительных случаев, как прошения, которые возносились к святителю Николаю, исполнялись еще до того, как сгорала свеча, зажженная перед этой иконой. Слышал я об этом от многих паломников, и в достоверности сведений о скорой помощи святителя Николая я смог убедиться сам во время своего паломничества на Афон.

Один мой попутчик имел очень большие проблемы в бизнесе, и эти проблемы, с человеческой точки зрения, были неразрешимыми. То есть это была тупиковая ситуация, и помочь этому человеку было невозможно. Наверное, единственное, что ему было нужно, это смириться с этой ситуацией и принять ее такой, какой она была.

И вот мы оказались в этом скиту, и мой попутчик стал молиться Николаю Чудотворцу перед его иконой. Правда, возжечь свечу перед иконой нам не удалось, поскольку на Афоне свечи зажигают только во время богослужения, а к тому времени богослужение уже закончилось. Но мы все-таки поставили свечу, не зажигая, а монахи обещали зажечь ее вечером, когда в этом храме начнется очередное богослужение.

Это был наш последний день пребывания на Афоне, и из этого скита мы отправились на паром, уехали в Уранополис, а потом в Салоники. И вот, когда наступил вечер и как раз тот час, когда, по нашим расчетам, должно было начаться богослужение в этом скиту, я пошутил: «Служба там уже началась, и твою свечу, наверное, зажгли. И, если верить рассказам афонских монахов, сейчас то, о чем ты просил, должно осуществиться».

И не успел я это проговорить, как моему попутчику позвонили из России его коллеги, соратники по бизнесу, и сообщили, что ситуация в бизнесе изменилась и все начало приходить в порядок. Вот как быстро откликается Николай Чудотворец на наши прошения, просьбы.

Я тогда был настолько потрясен, так проникся святостью этого древнего образа, что попросил афонских монахов, чтобы они сделали копию, список с этой чудотворной иконы, чтобы хотя бы опосредованно и наши томичи, не уезжая никуда, могли молиться перед этой святыней. Список с этой древней иконы Николая Чудотворца был написан и освящен в этом скиту. Его привезли в Томск, в настоящее время он находится в Богоявленском кафедральном соборе города Томска, и всякий житель Томска либо гость нашего города может вознести свою молитву перед этой иконой.

Николай Чудотворец не перестает удивлять своими благословениями тех, кто с верой обращается к нему. Удивительные рассказы о благодатной помощи Николая Чудотворца я помню еще с детства. Я еще не ходил в школу, мне было годика четыре, но я очень хорошо помню одну историю, которая буквально врезалась в мою память.

Город Кимры в Калининской области (сейчас это Тверская область), где я жил, располагается на двух берегах реки Волги. Моста в городе раньше не было, и две части города были связаны между собой катерами, которые, как автобусы, курсировали с одного берега на другой.

Однажды одна женщина со своей престарелой матерью, которой было более 80 лет, по какой-то нужде поехали ранним утром из одной части города на противоположную. Произошла авария, и катер начал тонуть. Старушке грозила неминуемая гибель, поскольку она и в обычных условиях уже не очень уверенно держалась на ногах, а тут  оказалась в воде. И ее дочь стала взывать к святителю Николаю: «Святой Николай, помоги моей маме!» Потом эта старушка рассказывала, что после того как ее дочь помолилась, какая-то сила вдруг вытолкнула ее из воды, и она увидела проплывающую мимо нее деревяшку. Она схватилась за нее и смогла выбраться на берег, конечно, благодаря помощи Николая Чудотворца. Люди рассказывают огромное количество таких историй, поэтому неудивительно, что в любом храме, в какой бы мы ни зашли, больше всего свечей горит перед иконой святителя Николая.

– И на нашей земле доподлинно известно много историй, в которых святитель Николай являл свои чудеса. Но давайте поговорим о других святых, память которых сейчас совершается в нашей области. 24 мая день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Расскажите о них подробнее.

– Славянские народы обязаны этим двум святым не только своей азбукой, письменностью, но и тем духовно-нравственным потенциалом, который они получили  благодаря приобщению к великой христианской культуре, открытой святыми проповедниками, миссионерами братьями Кириллом и Мефодием через составление славянской азбуки, письменности.

Благодаря их трудам стали переводиться на славянский язык книги Священного Писания – книги Ветхого, Нового Завета, Псалтирь; богослужебные книги, святоотеческие произведения, и наш народ смог приобщиться к той великой христианской культуре, которая на то время существовала без малого уже тысячу лет.

Конечно же, велика заслуга в этом святых братьев Кирилла и Мефодия. Оба брата были священнослужителями, один был монахом, другой – епископом в Моравии. Их называют солунскими братьями, потому что они родились и жили в городе Фессалоники, который на Руси иногда называют Салониками.

В наше время это типичный греческий город, а в то время в городе проживали представители разных национальностей, в том числе жило огромное количество славян. Конечно же, славянский язык Кириллу и Мефодию был знаком с детства, но они знали, что славянские народы слышат проповедь о Христе и тексты Священного Писания только на языке греческом, для них малопонятном, потому что славяне, жившие в Салониках, знали и понимали греческий язык.

Я вообще не уверен, что славянский язык знали, например, в тех землях, которые мы сейчас называем Болгарией, Сербией и Киевской Русью. Святые братья поставили себе задачу – донести до славянских народов слово Божие на их родном языке. Так началась их священная миссия, к которой сначала относились с опаской, но потом она получила благословение Церкви и, по сути, была успешной.

Сначала к христианской культуре приобщились южные славянские народы, в частности болгары, и уже из Болгарии книги на славянском языке стали попадать и на Русь еще задолго до Крещения Руси. Это создало некие предпосылки, облегчило принятие христианства нашим русским народом при святом равноапостольном великом князе Владимире.

День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, в Болгарии с давних времен празднуется как национальный праздник. В советские времена почитание людей, почитаемых и Церковью как святых, в Советском Союзе было невозможно, поэтому о Кирилле и Мефодии не было принято особо говорить. Если же о них и говорили, то как-то вскользь. А вот в Болгарии даже в советские времена этот праздник был одним из главных праздников болгарского народа, государства, и этот день всегда был выходным.

Когда советская власть ушла в прошлое и со многого были сняты религиозные табу, стали праздновать день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия как праздник славянской письменности и культуры и в нашей стране. В 1990 году он появился и на земле Томской, когда по инициативе главы Томского благочиния архимандрита Силуана (тогда его звали протоиереем Леонидом) совместно с профессурой томских вузов были проведены очень скромные первые празднества в честь святых братьев Кирилла и Мефодия.

На государственном уровне этот праздник еще не отмечался. Его стали официально отмечать только два года спустя, поэтому у нас в Томске всегда особо подчеркивается, что день памяти Кирилла и Мефодия и дни славянской письменности и культуры у нас начали праздновать на два года раньше, чем по всей стране. И если, скажем, в Москве в этом году проходят 30-е торжества, связанные с памятью Кирилла и Мефодия и Днем славянской письменности и культуры, то мы проводим этот праздник уже в 32-й раз.

Конечно, здесь, в Томске, мы понимаем, что этот праздник приобрел довольно широкие масштабы и разрастался не благодаря тому, что кто-то административно поставил такую цель, а как бы сам собой. Вначале он проходил исключительно в городе Томске и охватывал несколько десятков участников, но за эти 32 года приобрел масштабный характер.

На сегодняшний день сотни различных мероприятий проходят во всей Томской области на протяжении двух месяцев. Первые из них начинаются в апреле, а заканчивается празднование в конце мая, а то и в июне. Благодаря этим праздникам наследие святых Кирилла и Мефодия доносится до максимального количества людей. Вот так проходят эти торжества у нас в Томске.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, успели ли Вы познакомиться с новым руководителем областной администрации?»

– Конечно. У нас была встреча, на которой мы обсудили некоторые вопросы совместной деятельности. Как известно, у Церкви и государства есть много точек соприкосновения, нас иногда волнуют одни и те же вопросы и проблемы, которые можно решать только совместными усилиями. Уже сделаны какие-то общие предварительные наброски наших взаимоотношений. Я надеюсь, что доброе наше сотрудничество, характерное для города Томска, продолжится и при новом руководстве области.

– «Владыка, много лет назад Вы озвучили идею открыть в Томске духовную академию. Эта идея пока неактуальна?»

– Не мне первому пришла в голову эта идея. Ее озвучивали еще и в XIX веке, и в начале XX века. Активно ее продвигал наш томский подвижник святитель Макарий Невский. Даже когда он покинул город Томск и был назначен на Московскую кафедру в качестве митрополита Московского, в Москве он тоже продвигал эту идею.

В 1914 году все уже было готово, чтобы в городе Томске была открыта духовная академия. Было выделено место под это учреждение, разработан проект зданий духовной академии, но началась Первая мировая война, которая плавно перетекла в революционные потрясения, и все эти планы были заморожены.

В 1992 году Томск созрел для того, чтобы здесь была восстановлена Томская духовная семинария, основанная еще в 1858 году и разгромленная после революции. Святейший Патриарх благословил открытие семинарии, в этом году мы уже празднуем 30-летие ее возрождения. По мере того как наша семинария развивалась, естественно, стали приходить мысли о том, насколько реалистично в какой-то период перерастание семинарии в духовную академию. Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся при реализации этого проекта, это, конечно, наличие площадей. Я уже как-то говорил в передаче, что нам возвращены очень большие исторические здания духовной семинарии, но они находятся в ужасном, аварийном состоянии.

В настоящее время в рамках программы восстановления памятников архитектуры из федерального бюджета выделены средства и проведены работы по проектированию восстановления зданий семинарии. Мы надеемся, что после того как проектные работы полностью закончатся, будут выделяться средства и на поэтапное восстановление этих зданий. Как быстро это будет осуществлено, трудно сказать. На все воля Божия. Но такие мысли не покидают томичей и до настоящего времени.

– Остается пожелать вам успехов в этом направлении, ведь в нашем университетском Томске это было бы логично и естественно.

«Есть ли у Вас понимание, кто возглавит Колпашевскую епархию? Или Святейший Патриарх такое решение примет единолично, не консультируясь с Вами?»

– Решение о назначении епископа не принимает даже Святейший Патриарх. Решение о замещении на архиерейских кафедрах принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви. Конечно, Святейший Патриарх предлагает какие-то кандидатуры как председатель Священного Синода, он руководит этим заседанием, и его голос имеет преимущественный вес, но решением кадровых вопросов на уровне епархии занимается исключительно Священный Синод.

Пока Священный Синод не внес в повестку дня решение по кафедре Колпашевской епархии, временное управление епархией поручено мне. Как скоро будет решен вопрос – трудно сказать, потому что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви это не единственная вакансия.

Дело в том, что служение епископа настолько ответственно, что поспешность здесь совершенно недопустима, поэтому и Святейший Патриарх, и Священный Синод очень тщательно подыскивают необходимые для той или иной епархии кандидатуры.

– Владыка, я был рад видеть Вас сегодня. Благодарю Вас за интересную беседу.

– Всем нашим уважаемым телезрителям я желаю Божией помощи. Да благословит нас всех Господь! Хотел бы завершить нашу встречу пасхальным приветствием: Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 июня: 12:30
  • Воскресенье, 03 июля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​