Слово пастыря. О простоте веры и лукавстве неверия

4 июня 2022 г.

Протоиерей Алексий Носач, клирик Христо-Рождественского собора, г. Липецк.

– Сегодня мы будем говорить о простоте веры и лукавстве неверия, рассмотрим примеры из Священного Писания и современного мира. Одна из недель по Святой Пасхе называется Неделей о слепом, потому что Церковь вспоминает одну чудесную евангельскую историю об исцелении слепорожденного человека. В этой истории чудесно именно то, что в ней видна простота, смирение, вера и ревность о вере этого человека. Также видно лукавство и неверие других людей.

Однажды Господь Иисус Христос, выйдя со Своими учениками из Иерусалимского храма, увидел, что у ворот храма находится слепой от рождения человек, который просит милостыню. Ученики Господа задали Ему вопрос: Господи, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Господь отвечает, что не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Может возникнуть вопрос: «Как так? Это несправедливо. Человек страдает много лет с самого рождения – неужели лишь для явления одного чуда нужны были эти страдания?» Конечно, нет. В дальнейшем мы увидим, что именно произойдет, и поймем смысл происходящего.

Итак, Господь берет землю, плюет на нее, растирает, превращает землю в брение. Этот прах земной, это брение Он накладывает на глаза слепому человеку и говорит ему: «Пойди умойся в Силоамской купели и прозреешь». Слепой сделал так и исцелился. Что интересно в этой истории? Во-первых, это чудо отличается от многочисленных чудес, описанных в Евангелии, именно тем, что обычно Господа просили, чтобы Он пришел к больному, возложил на него руки и исцелил. Господь так и делал – подобных чудес очень много в Евангелии. Но это чудо отличается от других тем, что Господь без просьбы, обращенной к Нему со стороны слепого человека, Сам совершает чудо исцеления.

Жизнь этого человека проявляется в этом чуде: он не рассмеялся в себе, не проявил неверия – он смиренно сидел у храма многие годы, ожидая милости от Бога. Он не роптал на свою судьбу, на крест, который нес в своей жизни. Когда Господь сказал ему пойти и умыться, он в простоте веры в Бога, смирения сделал это и получил прозрение и исцеление. Мы видим действительно чудесную веру слепого человека, потому что он должен был предпринять для себя этот путь. Он не сразу получил исцеление – он должен был встать. Слепому человеку трудно находить дорогу, но тем не менее он дошел до Силоамской купели, умылся и исцелился.

Говоря о чуде исцеления, святой Иоанн Златоуст обращает наше внимание на тот факт, что, в отличие от других чудес, это чудо дает нам возможность понять: Господь является Творцом, и когда Бог творил человека, Он создал его из персти земной. Слепому от рождения человеку, у которого зрение не сформировалось и глаз как таковых не было, нужно было сотворить новые, здоровые глаза. Господь как Творец всего сущего действительно делает это: Он берет персть земную, творит брение, возлагает это на глаза, и по вере этого слепого человека происходит чудо творения новых глаз. Это было удивительным событием, и весть об этом чуде очень быстро разнеслась среди иудеев по всему Иерусалиму.

Как говорит священномученик Серафим Чичагов, этот слепой сидел у ворот храма многие годы и был известен всем иудеям, потому что иудеи считали своим долгом в обязательном порядке посещать храм в дни больших иудейских праздников. Каждый из них был знаком с этим слепым, потому что видел его, подавал ему милостыню. Когда вдруг разнеслась весть, что тот самый слепой, которого знали все иудеи, вдруг получил исцеление, то, как говорится в Евангелии, часть людей сильно этому удивлялась, прославляла Бога и Иисуса, Которого многие люди в то время уже считали Мессией или пророком. А некоторые люди отказывались верить в сам факт произошедшего, говоря: «Это просто невозможно». Когда они приходили, чтобы посмотреть на слепого, то говорили: «Да, он очень на него похож, но поскольку он видит и у него есть глаза, это не он».

Сама необычность этого чуда и скорость его распространения привели к тому, что иудеи сильно забеспокоились и решили провести расследование, чего раньше никогда не делали в отношении других чудес. Они привели бывшего слепого на допрос, начали подробно расспрашивать его, как все происходило и за кого сам слепой принимает того, кто его исцелил. Слепой проявил свою веру и сказал, что считает Иисуса великим пророком, Он совершил великое чудо: От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Он в подробностях рассказал, как все произошло: на его глаза было возложено брение, сказано, чтобы он прошел к купели и умылся. После этого он прозрел.

Фарисеи недоумевали, началась распря. Одни приводили такой аргумент: чудо произошло в субботу. Иудеи говорили, что в субботу вообще ничего нельзя делать: не только работу, но даже добрые дела. Конечно, это было прямым отклонением от закона Божия, но они так не считали. Аргумент с другой стороны: человек, который совершил великое чудо, не может быть грешником. Когда они спорили между собой, исцеленный от слепоты был свидетелем этого. Потом иудеи опять обратились к нему и сказали: «Выйди, мы позовем твоих родителей». Фарисеи отказались верить в факт чуда – это показалось им настолько великим и необъяснимым, что они решили, что их обманули.

Фарисеи призвали на допрос родителей: «Зачем вы врете и говорите, что ваш сын был слепым и теперь видит? Мы же видим, что у него нормальные глаза. Как же он сейчас видит, если вы утверждаете, что он слепорожденный? Ваш это сын или нет?» Родители говорят: «Да, это наш сын. Мы знаем, что он слепой от самого своего рождения. Как произошло то, что он сейчас прозрел и видит, мы не знаем; сам в совершенных летах… пусть сам о себе скажет». Говорили они так потому, что боялись быть отлученными от синагоги: в то время уже было принято решение отлучать от синагоги последователей Иисуса Христа, которые признавали Его за Мессию и великого пророка.

Допросив родителей, фарисеи снова вызывают на допрос слепорожденного и задают те же вопросы. Иоанн Златоуст говорит, что они делали это потому, что не могли ни к чему придраться, найти никакого подвоха. Они продолжали думать и, задавая все новые и новые вопросы по кругу, хотели в это время сочинить оправдание, чтобы отвергнуть это чудо и признать все ложью. Поскольку вопросы повторялись, исцеленный человек стал с недоумением говорить: «Но ведь я уже обо всем вам рассказал. Что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками, услышать что-то новое?» Фарисеи сказали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем…». Тогда слепой говорит: «Удивительно, что вы не знаете, кто этот Человек, когда все мы знаем, что Бог слушает только праведных, тех, кто творит Его волю. Только они могут совершать такие великие чудеса, исцелить слепого от рождения человека». Фарисеи разозлились, услышав этот ответ, потому что сами прекрасно его знали, обсуждали перед этим. Они сказали: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Это явный пример отвержения чуда, факта, который лежал перед глазами фарисеев. Нужно было просто принять, что Христос является тем самым Мессией, Пророком, пришествие Которого ожидали многие иудеи. Они отвергли Его потому, что не хотели принять, невзирая на все доказательства и явные чудеса.

В современном мире, братья и сестры, мы тоже видим веру и неверие. Промысл Божий устраивает человеческую жизнь таким образом, что каждый человек рано или поздно встречается с необычными для себя явлениями; теми вещами, которые показывают, что существует Бог, что нужно прислушиваться к Его голосу, Его воле. Многие люди откликаются на Промысл Божий, начинают ходить в храм, молиться Богу, а многие, невзирая на явные факты, отвергают их. Можно привести такой пример: с одним моим хорошим знакомым произошло чудо исцеления. В подростковом возрасте он переболел миокардитом – в результате появился пролапс митрального клапана 6 миллиметров.  Сердце регулярно его беспокоило, болело. Исследования показывали, фиксировали этот пролапс, но однажды во время соборования он получил исцеление от болезни. Потом с помощью приборов врачи увидели, что пролапс исчез, и сердце перестало болеть. Это было явным чудом, но когда этот человек пришел к своему врачу, тот сказал: «Такого просто не может быть. Это равносильно тому, как если бы у человека заново отросла рука». И отказался верить в очевидный факт. Врач говорил: «Либо аппаратура была нехорошая, либо работники были идиотами». Мы знаем, что есть много верующих врачей. Мы знаем прекрасный пример святителя и чудотворца архиепископа Крымского Луки, который, будучи хирургом и сам делая операции, был великим святым нашей Церкви.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, говорит Господь. Господь стучит в двери наших сердец. Будем же, братья и сестры, внимательны к голосу Божию в нашей жизни.

Записала Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 августа: 02:45
  • Воскресенье, 21 августа: 07:45
  • Суббота, 27 августа: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​