Хранители памяти. Выставка "Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве". Часть 2

31 мая 2022 г.

Продолжаем рассказ о выставке "Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве", которая 29 мая завершила свою работу в московском Музее имени Андрея Рублева. Заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы музея Юрий Николаевич Куракин расскажет как о почитании хорошо известного всем православным христианам святого великомученика Пантелеимона и особенностях его иконографии, так и об образах менее известных святых целителей и ряде других уникальных экспонатов выставки.

Продолжаем рассказ из Музея имени Андрея Рублева об образах святых целителей в восточнохристианском искусстве.

Юрий Николаевич Куракин, заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы Музея имени Андрея Рублева:

 – Святой великомученик Пантелеимон – очень популярный святой древности. Достаточно сказать, что уже в X веке его почитание широко распространилось на Руси. Известен случай, когда благодаря обращению к святому Пантелеимону был исцелен князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и знаменитой английской принцессы Гиты. Он пострадал во время охоты: на него набросился медведь, сильно поранив в области живота. Мстислав находился на грани жизни и смерти. Гита, ухаживавшая за больным, дала обет, что в случае его исцеления совершит паломничество в Иерусалим. Исцеление произошло. В честь святого Пантелеимона был основан монастырь в Новгороде, и, как нам известно из истории, святая Гита действительно совершила паломничество в Иерусалим. Скончалась она уже на территории Руси, в Смоленске. Своему сыну Мстислав Владимирович дал в крещении имя Пантелеимон. Найден шлем с изображением святого Пантелеимона – это древнейший княжеский шлем на Руси, что говорит о чрезвычайно широком почитании святого Пантелеимона.

Эта история обнаружена исследователем А. В. Назаренко в анналах немецкого монастыря, который был связан с великокняжеским домом. Там сохранилась эта память. Говоря о святом Пантелеимоне, стоит отметить, что он всегда изображается юным, с курчавыми волосами. Именно молодость является его отличительной иконографической чертой. Как правило, мы знаем изображения святых в преклонном возрасте, с бородами. Для иконографии святого Пантелеимона также характерна одна деталь: когда произошло усекновение его главы, из тела излилась не кровь, а молоко. Эту деталь всегда подчеркивали в иконописных произведениях. В основном здесь представлены иконы XIX и XX веков из Пантелеимонова монастыря, откуда паломники привозили их на территорию России.

Икона святого Пантелеимона вместе со святыми бессребрениками Космой и Дамианом – работа кисти знаменитых московских иконописцев братьев Чириковых (1905 г.). На данной иконе мы видим бессребреников Косму и Дамиана, святого Пантелеимона и преподобного Агапита Печерского. В представлении наших предков это были святые- бессребреники, и к ним человек обращался при различных заболеваниях. Эта икона была написана в середине XIX века в Сызрани и являет образ врачей-целителей, отвечающих именно за врачебное искусство.

На нашей выставке представлена совершенно уникальная икона святого Ермолая, который был учителем и крестителем великомученика Пантелеимона. Они всегда изображаются и поминаются вместе. На данной иконе видно, что Ермолай изображен в священнической одежде с благословляющим жестом. Уникальность этой иконы в том, что она создана в начале XVII столетия – именно в то время, когда жил священномученик Гермоген. Мы знаем, что в крещении святой Гермоген получил имя Ермолай – это также свидетельство почитания святого Ермолая в данное время. Возможно, эта икона каким-то образом может быть связана со святителем Гермогеном.

В Древней Руси святыми врачами были уже первые монахи Киево-Печерского монастыря. Нам известно, что и святой Антоний, и его ученики (святые Агапит, Дамиан Целебник, Прохор Лебедник) лечили людей различными снадобьями. Святой иконописец Алипий покрывал красками струпья и язвы приходивших к нему людей, и от этих лекарств люди исцелялись. «Аптека духовная» – особое сочинение древности, где описывалось, как достичь исцеления от болезней не только телесных, но и душевных. Есть интересный совет, характеризующий мировоззрение людей того времени, считавших, что исцеление тела и души – это внутренняя работа человека над самим собой. Сейчас я процитирую этот рецепт.

«Один врач спросил у монаха, не знает ли он лекарств от грехов.

– Знаю, – отвечал монах. – Накопай корней послушания, нарви листов смирения, собери чистоты душевной и плодов веры нелицемерной, свари в чаше терпения и просей в решете рассуждения, положи соли боголюбия и разведи слезами раскаяния, перемешай веслом покаяния, закрой крышкой милосердия, свари на огне усердия, слей в сосуд целомудрия и остуди на камне смиренномудрия. Принимай по три ложки в сутки и будешь здрав».

На иллюстрации к «Аптеке духовной» (или «Рассуждению, как прииде врач к монаху») мы видим монаха за столом, дающего врачу совет, как исцелиться. Уникальная фреска, происходящая из Пучежа, была взята из церкви XVII столетия, которой грозило затопление. Сотрудники нашего музея уникальным образом спасали эти фрески от уничтожения, используя совершенно неприхотливые средства. Поскольку была зима, при помощи воды намораживали ткань и снимали намороженный кусок фрески со стены. Таким образом, в нашем музее сохранились уникальные фресковые композиции. Мы можем демонстрировать их как образцы иконописи XVII столетия.

В музее есть совершенно уникальный складень XV столетия с изображением четырех святых: каждый отвечал за определенный вид врачебного искусства. Например, святой Фрол был покровителем коневодов, ему молились об избавлении от конского падежа; святитель Николай был абсолютно универсальным святым, ему молились для исцеления от всех болезней. Здесь же мы видим священномученика Власия, избавляющего от падежа скота. А также великомученицу Анастасию Узорешительницу: ей молились для излечения от женских болезней, но в первую очередь – для облегчения разрешения от бремени.

Здесь же представлена икона святителя Спиридона Тримифунтского, защищающего от внезапной преждевременной смерти. Очень интересны иконы, которые рассказывают о том, какими наши предки видели святых, отвечающих за те или иные исцеления. Мы знаем, что святитель Модест Иерусалимский был покровителем домашнего скота; святой Фрол отвечал за развитие коневодства, святой Власий защищал от падежа крупного рогатого скота. Также другие святые, изображающиеся на иконах, отвечали за тот или иной род исцелений.

Интересно, что на этих иконах изображались и сами животные, об исцелении которых просил тот или иной человек. На выставке представлена совершенно уникальная икона священномученика Антипы Пергамского. Ему молились от зубной боли, он считается покровителем стоматологов. Здесь также изображены девять мучеников Кизических, которым молились при разных типах лихорадок. Также мы видим священномученика Марона.

Со временем такие типы икон превратились в «лечебники» – это собрания изображений святых, которым молились при определенных заболеваниях и несчастных случаях. Например, перед Казанской иконой Богоматери молились об исцелении от слепоты, «Неопалимая Купина» спасала от пожара, перед иконой Богоматери «Тихвинская» молились об исцелении младенцев. Мы видим также и другие образы святых, помогающих в различных заболеваниях. Например, святому мученику Вонифатию молились об исцелении от пьянства.

Здесь представлены вотивные подвески к иконам в знак исцеления от той или иной болезни. Можно видеть, что эти подвески изображают отдельные части тела: сердце, очи или другие заболевшие и получившие исцеление органы. Интересно, что такая традиция была распространена в Архангельской и Белгородской областях, откуда впоследствии распространилась и на другие территории России.

Как мы видим, на выставке представлен целый пласт русской духовной культуры, основанный на народном представлении об исцелениях. Так в далекие времена люди выражали свою надежду на исцеление, и эта надежда запечатлена в святых образах.

Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук 

Записала Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 10 декабря: 16:05
  • Понедельник, 12 декабря: 03:00
  • Вторник, 13 декабря: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы начинаем рассказ о временной фотовыставке «Монастырь. Лагерь. Музей. 1918-1960», работающей на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и приуроченной к 75-летию его создания. О выставке и ее концепции рассказывает главный научный сотрудник музея, куратор выставки Светлана Николаевна Липатова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать