О земном и о небесном. Продукт "Халяль"

5 апреля 2022 г.

Наша тема сегодня вновь коснется питания. О рационе в пост мы не раз говорили. Сегодня хотелось бы остановиться на  распространившихся в магазинах, особенно сегодня, товарах, продуктах с отметкой «халяль». Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

– Насколько известно, арабский термин «халяль» мусульмане используют для обозначения продуктов питания, разрешенных в исламе. Почему их сегодня так много? С чем это связано? Ведь мы живем не в исламском, а многоконфессиональном государстве, тем более основная религия у нас – православие. Некоторые считают это чуть ли не какой-то экспансией.

– Насчет экспансии чересчур нагнетаемо. «Халяль» или «кашер» – достаточно распространенные отметки на продуктах питания, но они необязательно должны быть связаны с питанием. «Халяль» – это то, что дозволено мусульманам, «кашер» – то, что соответствует регламенту кашрута и можно употреблять иудею или мусульманину. Почему их так много? Здесь причины совершенно не религиозные. Мы живем, как известно, при капитализме. Нравится это кому-то или нет, хорошо это или плохо, но если есть рынок, есть некий спрос, то естественным образом будет и предложение. Я считаю, в данном контексте даже неплохо, что подобные товары не являются дефицитом, желающие могут их приобретать.

– Кроме продуктов питания на каких еще товарах встречается пометка «халяль» и что это означает?

– Различных отметок, так или иначе говорящих о годности продуктов, верности их приготовления, соответствии техническому регламенту может быть сколько угодно, и это необязательно «халяль», «кошер», ГОСТ или еще что-либо. К сожалению, сегодня человек склонен не размышлять сам, он не читает состав продукта, а смотрит на яркие эмблемы, значки. Если мы говорим не о религиозных людях, а о среднестатистическом покупателе в супермаркете или магазине, то в первую очередь он обращает внимание на отметки. Получается некая профанация этих символов, потому что среднестатистический покупатель ставит в один ряд отметки «халяль», «без ГМО», Gluten Free и прочее. Получается, что это всего лишь некий маркетинг, средство привлечения потенциального покупателя обилием каких-то изображений.

– И все же хотелось бы понять: «халяль» – это акцент на религиозную принадлежность, бренд или какой-то знак качества?

– На самом деле это не религиозный контекст, здесь речь идет о дозволенном. Это не жертвенная продукция, а именно дозволенная, то есть соответствующая нормам той или иной системы: исламского мировоззрения или же иудейской традиции (если речь идет о кошере).

– Можно ли употреблять продукты и товары с отметкой «халяль» людям православным? Ведь многие привыкли отождествлять это с каким-то знаком качества, может быть, ввиду особых технологий приготовления того же мяса.

– Здесь нужно разобраться. Христианин не имеет жестко регламентируемых правил, касающихся употребления той или иной пищи (в частности, мясной пищи), за исключением щепетильных вопросов крови. У нас есть четкое установление, от чего следует воздерживаться в пище христианину. Христиане не могут есть идоложертвенного, то есть того, что приносится в жертву иным богам. Далее вопросы крови. Во-первых, нельзя употреблять в пищу кровь, потому что, согласно библейскому представлению о жизни, душа находится в крови. Это первый прямой запрет. Второй прямой запрет, связанный с кровью, – запрет на так называемую удавленину, то есть мясо задушенного животного (не только задушенного, но и убитого током, то есть животного не закололи). С точки зрения исламского права животное должно быть убито мусульманином и обескровлено. Оно не должно чувствовать боль во время убийства, не может быть оглушено электрическим током, а потом зарезано. С этой точки зрения ничего противоречащего нет.

Однако есть еще одно упоминание: во время забоя животного призывается имя Аллаха. С точки зрения христианина, употреблять такую пищу осознанно, намеренно странно. Христиане исповедуют Бога иначе, поэтому подобное может вызывать смущение. Несмотря на то, что в Священном Писании (в Послании к Коринфянам, Послании к Римлянам) провозглашается гастрономическая свобода, мы живем в мире, где нет недостатка иной продукции. Потому возникает резонный вопрос: зачем? Все позволительно, но не все полезно, – говорит апостол. Другой вопрос: для чего? Оставь этот продукт своему соседу-мусульманину. У него нет возможности вкушать другую пищу, у христианина же она есть.

Еще важный момент: иногда можно слышать о том, что «халяль» равно идоложертвенному. Это не совсем так. Ни «халяль», ни «кошер» мы не можем прямо назвать идоложертвенным, потому что к идолу это не имеет никакого отношения. Это не угощение, которое предлагают кришнаиты и которое действительно является идоложертвенным и недопустимым. Но это и не ритуальная пища, потому что для совершения ритуала требуется немножко иное. Например, ягненок на курбан-байрам – это ритуальная, жертвенная пища. Ее христианам лучше не есть. Что же касается вопросов халяльной пищи, то если у человека есть выбор, то лучше, конечно, для спокойствия даже не собственной совести, а, как говорится в Священном Писании, ради брата, чтобы никого не смущать, не вгонять в какие-то размышления, осуждения и прочее, воздерживаться от этого.

Еще есть хорошая мысль, как поступать христианину, содержащаяся в Послании к Коринфянам: «То, что видишь на торгу, не исследуй». То есть если человек начинает внимательно, кропотливо изучать это, то может прийти к выводам, которые ему прямо будут запрещать эту пищу употреблять. Если же человек где-то в гостях, в поездке или в общепите, он может пищу есть без зазрения совести, но с молитвой, как полагается христианину.

– Так же, наверное, кунаки, когда бывают друг у друга в гостях?

– Конечно.

– Почему на полках магазинов не встретить, скажем, православную продукцию, рекомендованную к употреблению в пост? Почему таких отметок не делают? Или, может быть, такие магазины существуют?

– У христиан нет строго регламентированных правил, касающихся пищи, потому что все, что Бог очистил, мы не должны помышлять нечистым. Что значит «православная пища»? Может быть православная вера, православный человек. То, что продукция произведена небольшими христианскими предприятиями (например, пекарнями при монастыре), не делает ее православной. Можно на этикетке написать, где это произведено, что это продукция такого-то монастыря или такой-то приходской общины, но тогда это будет действовать не как знак качества, а как некая реклама. Нельзя сказать, это плохо или хорошо. У нас даже есть на территории нашей епархии сыроварни, пекарни, иные предприятия, которые производят хорошую, качественную продукцию. Но отметок о том, что они условно православные, на них, конечно же, нет.

– Для производства такой продукции требуется благословение?

– Если это производство прихрамовое или в монастыре, то, естественно, это не может быть без ведома священноначалия. Это очевидно. Если же речь идет о каком-то семейном бизнесе, небольшом предприятии, которое именно к Церкви как к структуре не имеет отношения, а просто православный человек старается исповедовать себя христианином, в своих действиях руководствоваться Евангелием и производит какой-то продукт, то ему необязательно нужно какое-то благословение. Нужно просто ответственно делать свое дело.

– Приобрести продукцию, производимую в небольших производствах нашей епархии, где возможно? При храмах или есть какие-то особые магазины?

– Особых магазинов, лавок нет, но можно приобрести продукцию на различных ярмарках. Или непосредственно в месте их производства: пекарнях, сыроварнях при тех или иных общинах.

– Кстати, часто у нас устраиваются православные ярмарки. Что там можно найти? Там ведь не только продукты?

– Книги, различная церковная утварь. Общение, что тоже немаловажно. Это места, в которых можно найти различные товары, которые не всегда связаны с религиозной жизнью (потребительские товары). Там, как правило, можно приобрести хорошую литературу, заказать требы.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​