Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

11 мая 2022 г.

– В третье воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых жен-мироносиц. Кем были эти женщины? Что они принесли в мир?

– Очень важная сегодня тема передачи, особенно для современного мира, который борется за права женщин, горит темой феминизма. Может показаться, что в Евангелии незаслуженно опущена роль женщин. Но надо учитывать менталитет: ни в Библии, ни в Евангелии никто не подчеркивает достоинства женщин, потому что главами семейства, активными общественными деятелями, торговцами, учеными были мужчины. А на плечах женщин лежал абсолютно скучный семейный труд. В историю попали лишь какие-то громкие исключения. Это надо учитывать, такова данность истории.

Тем не менее мы понимаем, что за Христом не могли ходить одни только мужчины. Объективно и логично предположить, что среди множества людей, желающих услышать слово Божие, были и женщины, и многие из них приходили к вере в Господа после совершения Христом чудес: исцеления детей, больных. Многие старались Христа отблагодарить, кто мог – деньгами. Мы знаем, что Иуда отвечал за казну, а казна формировалась из добровольных пожертвований. Поэтому когда люди начинают говорить, мол, Иисус был против богатства, ходил босиком, то нужно в этом разобраться. Да, Господь говорил, что тяжело богатому человеку спастись, потому что это такая страсть, которая подчиняет себе всего человека, но при этом Он никогда богатство не осуждал и Сам имел всего вдоволь. Они останавливались в тех местах, где было нужно, кормились, нигде не было сказано, что Он с учениками вынужден был голодать или мокнуть под дождем.

Многие женщины хотели показать Господу свое участие или отблагодарить Его, в том числе хождением за Ним, слушанием Его слова, каким-то услужением за трапезами, принесением еды, воды, одежды. Одежду нужно было стирать. Все это осталось за скобками официального текста Священного Писания, но мы имеем право додумать, потому что это не противоречит Священному Преданию. Мы понимаем, что женщины на всем протяжении общественной проповеди Спасителя были рядом, их незримое присутствие видно в Евангелии.

Особенно это прописано, когда случается катастрофа. Совсем недавно ученики говорили Господу, что они Его так любят, что готовы умереть вместе с Ним, что если Его будут мучить, убивать, они пойдут за Ним. Но когда они увидели, как Его ведут, – от страха разбежались. Но не разбежались женщины. Может быть, и были женщины, которые убежали, но Евангелие сохраняет поименный список некоторых женщин, конкретно их называя, которые обладали такой смелостью, что вместе с Божией Матерью пошли до конца и стояли у самого креста, когда происходило это страшное событие для всего человеческого мира.

Мы видим определенный героизм этих женщин и в самый день светлого Христова воскресения. Мы понимаем, насколько нелегко было решиться женам на этот шаг. Они видели, что ученики совершили над Христом обряд погребения, но впопыхах, торопясь: им надо было успеть до заката солнца, потому что впереди была суббота – день покоя, когда ничего нельзя было делать.

Мы знаем, что рано поутру в воскресенье эти женщины собрались вместе, купили ароматы, чтобы пойти ко гробу и закончить обряд погребения своего Учителя. Это была практически безумная фантазия. Во-первых, женщины этим не занимались. По традиции погребением занимался мужчина. Здесь же мы видим определенный вызов традиции. При этом это был вызов даже здравому смыслу... Женам-мироносицам не пришло в голову подумать, как они попадут в гроб. Согласно словам евангелиста, они только по дороге начинают задумываться о том, кто им отвалит камень от гроба... Они рисковали всем: своим положением, своими жизнями. Но для них это было так естественно и нормально, как, наверное, для любой нормальной женщины ухаживать за своим мужем, ребенком, родителями.

Именно поэтому день жен-мироносиц стал в нашей современной традиции замечательной альтернативой Международному женскому дню 8 Марта. В этот день мы восхваляем все самое лучшее в женщине, потому что видим, каким образом в Евангелии запечатлено на долгие века то лучшее и искреннейшее, что есть в каждой женщине.

Более того, мы видим, как суровые, приученные ко всему стражники пугаются ангела у гроба и падают ниц. Для человека того времени увидеть ангела было страшно, потому что ангел приходил возвестить о смерти, о Божием гневе. Мало кто из людей видел ангелов. Но женщины не испугались, внимательно его выслушали. Ангел проповедовал им с камня, что Христа уже нет во гробе, что Он воскрес. И сказал им: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Что делает Господь? Он делает удивительно тонкую и правильную вещь с точки зрения пиара: Он распространяет сведения о Своем воскресении через женщин... Как апостолы отреагировали на новость о воскресении Христа? Они сели, стали думать. Отправились ко гробу Петр, Иоанн, чтобы посмотреть, правда ли это. Посмотрели, составили свое мнение.

Женщины же в своей простоте, горячности, определенной искренности в итоге разнесли эту радостную новость по всему Израильскому царству и далее. Конечно, в этот день особо почитается память этих святых жен, которые прозваны Церковью мироносицами. Хотя они немало сделали добрых дел, но главное и яркое событие связано именно с приношением мира ко гробу Спасителя.

В дальнейшем, если мы внимательно читаем Деяния апостолов, находим там не одно упоминание о женщинах-христианках. Мы видим, что апостолы переписываются с ними.

Сейчас возникают вопросы, почему только мужчины могут быть священниками, а женщины нет. Женщины не были священниками, архиереями, но был чин диаконис – очень древний церковный чин, который был призван возвысить роль женщины в социальном служении, что наиболее близко женщине по ее складу. Это выражается в заботе о других, внимательном отношении к членам общины, к тем, кто нуждается в поддержке, ласковом слове, физической помощи. С тех пор, какие бы ни были проблемы (я говорю и о церковных гонениях, и о секуляризации), мы видим, что наша Церковь зиждется в том числе и на женских хрупких плечах.

В советское время говорили, что Церковь спасли белые платочки. Сейчас в православных храмах мужчин, к великому сожалению, тоже очень мало. Разве что по большим праздникам мужчин можно увидеть. За обычными богослужениями в будние, субботние и воскресные дни стоят женщины самых разных возрастов, и практически все из них прикладывают усилия к тому, чтобы храмы, в которых они молятся Богу, процветали. Кто-то убирается, кто-то занимается цветами, кто-то заботится о священническом облачении, кто-то печет просфоры, кто-то готовит праздничную трапезу, кто-то заботится о приходском газоне, кто-то занимается с детьми в воскресной школе. Всеми этими послушаниями, которые я перечислил, очень редко занимаются мужчины.

Поэтому женщины всегда рядом. Во многих храмах есть традиция каким-то особым вниманием поощрять женщин в этот день, потому что каждая несет свое важное церковное послушание. Даже если женщина просто приходит в храм помолиться и является христианкой, это уже немаловажно. Сегодня день памяти небесных покровительниц всех православных женщин – святых жен-мироносиц. Поздравляю с этим праздником всех наших дорогих телезрителей!

– Сегодня Церковь вспоминает еще и тайных учеников Христа. Расскажите о них.

– Совершенно верно. И это очень важный момент, который некоторым людям непонятен. Те люди, которые не нашли в себе сил, определенной рассудительности, аргументов, чтобы бросить свои земные полномочия и пойти простыми учениками за Христом, в итоге послужили Господу. Известны два тайных ученика – Никодим и Иосиф. Они буквально пару раз упоминаются в Евангелии, при этом играют такую значимую роль, что на каждом богослужении их имена упоминаются священниками.

Никодим был очень важным человеком, князем жидовским. Он был старейшиной, входил в Синедрион. Это был очень образованный и очень уважаемый человек. Было бы очень удивительно, если бы он в начале или середине проповеди Христа пошел за Ним. Мы знаем, что никто из Синедриона не скинул с себя одежды и не побежал за Иисусом. Не сделал этого и Никодим. Но евангелист фиксирует разговор Никодима со Спасителем. Никодим ночью приходил к Спасителю и говорил ему удивительные слова: мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3, 2). Никодим с радостью впитывал слова Господа, однако, несмотря на свою значимость, образованность, духовность, не понимал ничего. Когда, например, Спаситель начал ему рассказывать о рождении в вечную жизнь, крещении, Никодим ничего не понял и стал переспрашивать: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3, 4). Господь укорил Никодима, сказав, что он учитель Израилев и даже этого не знает, но очень доступно, подробно, понятно все ему объяснил.

Никодим искренне верил в Бога, не прекращая исполнять свои послушания, которые не были богопротивными. Когда они стали богопротивными, он попытался заступиться за Иисуса, начал уговаривать людей, мол, как можно обвинять безвинного человека... Но его никто не послушал. Статус Никодима пригодился позднее.

Второй тайный ученик – Иосиф Аримафейский, который пришел к Пилату просить тело Иисуса. Это дерзновение – прийти к прокуратору Иудеи и попросить тело разбойника, которого распяли на кресте! Отвлекать правителя по такому вопросу!.. Но Иосиф не боялся, хотя рисковал своим положением и своей жизнью. Хоть он был тайным учеником Христа, в данной ситуации он становится явным, потому что пришел просить тело Иисуса, из чего можно сделать вывод, что он Его почитает и любит.

Пилат дает Иосифу такое разрешение. И Иосиф не просто берет на себя, как сейчас принято говорить, организацию похорон. Любой из нас, кто хоронил своих близких и родных, знает, что это дорого и тяжело и эмоционально, и материально, и физически. И во времена Христа было то же самое: надо было организовать поминки, найти место, где похоронить.

По поводу места, где хоронить, – отдельный момент. Люди богатые старались приобретать еще при жизни все необходимое... Иосиф Аримафейский имел индивидуальный новый гроб. Это было редкостью, потому что было очень дорого... Но перед Иосифом даже не встал вопрос, куда положить тело Иисуса. Он приготовил склеп для себя, своей семьи, но кладет туда тело Иисуса Христа, отдавая последнее и самое дорогое для своего Бога и Учителя.

Поэтому хоть эти ученики и были тайными, но дела их настолько явные, что никогда члены Церкви Христовой не забудут ни одного из них. Может быть, и среди нас тоже есть люди, которые не готовы громогласно возвеличивать Христа воскресшего, не готовы признаться в том, что регулярно ходят в храм. Это отчасти право каждого. Мы знаем, что христианин, по идее, должен всем рассказывать о Боге, но есть люди, которые этого не делают в силу разных причин. Есть люди, о которых никогда даже и не подумаешь, что они воцерковленные, совершают дела милосердия. Но, может быть, они, как и их наставники в древности, тоже сыграют одну из важнейших ролей для Церкви или какого-то христианина и своим положением, значимостью помогут в беде.

Мы говорим, что у нас почти восемьдесят процентов христиан, но в храмах их нет. Кто знает, может быть, это и есть тайные ученики Христовы? Кто-то из наших телезрителей, возможно, уже сейчас перестанет быть тайным и вместе с другими христианами захочет радоваться воскресению Спасителя в храме уже совершенно явно.

– Большой праздник – День Победы. Церковь 9 мая молится о погибших воинах. Накануне мы чтим память любимого в народе святого – Георгия Победоносца. Кстати, это престольный праздник Вашего храма. Кем является этот святой для большинства из нас?

– Святой великомученик Георгий Победоносец – не наш национальный святой. Его особенно почитают в Грузии, Англии. Но и в нашей стране он почитается. Георгий Победоносец изображен на гербе нашей столицы Москвы. Он изображен и на монетах, например, номиналом 50 копеек, 10 копеек. Хотя некоторые и утверждают, что на монетах изображен просто рыцарь, который убивает дракона, все-таки поразительное сходство с Георгием Победоносцем у этого рыцаря есть.

Наверное, нет русского человека, который не слышал бы о Георгии Победоносце. Хотя этот святой никакого отношения не имеет к России, Руси (как и Николай Чудотворец, который тоже ничего не знал о славянах), тем не менее он стал самым любимым святым и так полюбился людям, что и русский народ соделал его небесным покровителем в военных сражениях и в земледелии. Мы верим, что этот святой на небесах молится Господу об укреплении армейских сил и о людях, которые несут свое послушание на ответственном посту, охраняя границы нашей Родины, выполняя ответственные, важные и порой страшные задания.

Георгий Победоносец является великомучеником, потому что мучения претерпевал не один день. Когда его устали мучить (ни одно из самых изощренных мучений не брало великомученика Георгия, что только лишь озлобляло его мучителей), ему отрубили голову. Мы верим, что этот всехвальный великомученик возносит ко Господу свои молитвы и о нашей Богом хранимой стране, нашем воинстве, наших земледельцах.

В Новосибирске единственный храм в честь Георгия Победоносца. Есть еще придельный храм в соборе Александра Невского...

– Есть часовня.

– Совершенно верно. Еще есть часовня во имя святого Георгия Победоносца, которая находится у монумента Славы.

В день нашего престольного праздника праздничную литургию будет совершать владыка Никодим в Александро-Невском соборе. У кого есть желание, посетите праздничную архиерейскую литургию в честь памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Празднованием памяти этого дивного святого мы как бы входим в общегосударственное празднование Дня Победы. Многие сейчас говорят, мол, зачем об этом вспоминать, нужно заниматься больше духовными вещами. Но ни у кого не получится сделать нас Иванами, не помнящими родства. Пока еще помним мы и помнят наши дети о той Великой Победе. Еще ста лет не прошло, а нас уже просят об этом забыть. Забыть, как гибли люди, как умирали не за себя, а за Родину, за своих родных и близких, за веру и Отечество. Нам предлагают все это вычеркнуть из памяти.

Но из слов Спасителя мы знаем, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Хотя этот праздник не религиозный, мы поминаем в этот день, 9 мая, наших усопших воинов. Может быть, в советское время многие были некрещеными, но многие были крещены. Как говорят очевидцы, когда бежали в атаку, не только кричали: «За Родину! За Сталина!», но еще многие осеняли себя крестным знамением. И с радостью встречали праздник Светлого Христова Воскресения, писали на ракетах «ХВ» белой краской. Наши русские люди всегда знали, что Бог не в силе, но в правде. Пока мы за правду – с нами Бог, воскресший ради спасения каждого из нас.

С наступающими праздниками всех! Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​