Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

9 апреля 2022 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Уже середина поста. Все время замечаю, что постом чрезвычайно быстро летит время. Но это время чрезвычайно насыщенное. Кто-то из святых отцов сказал, что Великий пост – это весна для души. Надо этим воспользоваться, чтобы цветок нашей души расцвел и принес плод.

– Первый вопрос: «В знак благодарности подарила врачу-мужчине бутылку хорошего алкоголя. Но от людей услышала, что врач, оказывается, выпивает. Врач он просто великолепный. Я совершила грех? Нужно ли мне это исповедовать?»

– Это не грех, потому что это был подарок в знак благодарности. Мы знаем, что коньяк в малых дозах расширяет сосуды, а в больших – наоборот, сужает. Все красит мера. Вы же не знали о такой ситуации. Алкоголь, сладкое, цветы – самые распространенные подарки в знак благодарности. Советую заменить это на морепродукты.

Однажды заведующая отделением мне говорит: «Батюшка, люди все время благодарят сладостями или алкоголем. У меня скоро сахарный диабет будет или сопьюсь». Я посоветовал сделать такую надпись в кабинете: «Алкоголь и сладкое вредят здоровью, морепродукты укрепляют его». Через месяц она с благодарностью принесла балык, красную икру и сказала: «Батюшка, это Вам десять процентов за хороший совет».

Есть замечательная поговорка: врач сыт – и больному легче.

– Это фраза из замечательного фильма «Формула любви».

– Надо создавать настроение. Если у доктора хорошее настроение, то и у нас будет хорошее настроение. Кстати, святитель Феофан Затворник Вышенский дал замечательную формулу, как относиться к своему здоровью и к внешней медицине. Он сказал, что болезнь – от Бога, врачи и лекарства – от Бога, поэтому пренебрегающий врачами и лекарствами пренебрегает Божиим.

Господь создал и врачей, и лекарства. А некоторые говорят: «Лечиться не буду – на все воля Божия». Так случилось, что у тебя, например, сахарный диабет, но есть воля Божия тебе при сахарном диабете заниматься лечением и проживать свою жизнь в относительном здравии. Знаю многих людей, которые с сахарным диабетом живут очень долго.

В Писании сказано: грешники не доживут и до половины дней своих. Поэтому если мы хотим жить долго, мы должны жить по заповедям Божиим.

Вспоминается интересный случай. Примерно лет тридцать назад в Оптину пустынь приезжали прокуроры со всех областей (у них было совещание в Калуге, после мероприятий они заехали в Оптину пустынь). Мы провели им экскурсию. В одной из бесед с ними выяснилось, что по статистике члены организованных преступных группировок в среднем не доживают до 35 лет. На что я им сказал, что об этом в Библии все предсказано. Они удивились: мол, каким образом? Я открыл Библию, прочитал: «Дней лет наших – семьдесят лет, аще же в силах – восемьдесят лет... Но грешники не доживут и до половины дней своих» (см. Пс. 89, 10;  54, 24). Семьдесят делим пополам, получаем тридцать пять.

Поэтому, если хочешь жить долго, почитай отца твоего и мать… да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Грехи, конечно, сокращают нашу жизнь.

– Следующий вопрос: «Ходила на исповедь и сказала, что ругаюсь с сестрой, но не хватило духа сказать, что доходит до драк. Считается ли это, что утаила грех? Я батюшке отдала записку, где было написано, что я била других. Записка была написана с двух сторон, я не уверена, что батюшка вторую сторону прочитал. Нужно ли мне повторять те же грехи на следующей исповеди?»

– Старец Амвросий Оптинский советовал говорить, в чем согрешили, как согрешили, но не округлять. Вот она пишет, что дралась с другими людьми, – это округление. Надо было конкретно сказать, что дралась с сестрой. Например, гневалась и ругалась с родной сестрой – это совсем разные вещи. Поэтому так округлять не надо, в этом есть определенное лукавство. Надо говорить конкретно, и тогда батюшка даст совет.

Апостол говорит, что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. О родных и близких апостол Павел говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Нам свойственно любить любящих нас. В Писании сказано, что и язычники так поступают. Но Господь говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас.

Поэтому любить своих родных и близких – это естественно. И, наоборот, неестественно состоять в конфронтации с родными и близкими. Конечно, в этом надо каяться. Это проблема, болезнь, несчастный случай. Надо понимать, что это является раковой опухолью души. Старец Паисий сказал, что тучность тела – это доброкачественная опухоль, а гордость и грех – опухоль злокачественная.

– Гордыня – мать всех пороков.

– Из-за гордыни у нас происходят все скандалы, драки. В Писании сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Поэтому категорически бросаем драться, примиряемся, потому что это вопрос жизни души. Не может человек быть счастливым, радостным, когда с родными не может найти не только общего языка, но дело доходит до драк. Это, конечно, проблема.

– Насчет гордыни расскажу историю. Я буквально на днях брала интервью у Ольги Анохиной, заслуженной артистки России. В 1978 году вышел фильм «Отец Сергий» (к 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого), где она играет купеческую дочь, которая соблазнила монаха. Вообще тяжелая повесть Льва Толстого, и вдруг выбрали это произведение для экранизации. Бондарчук играет в фильме отца Сергия. Все начинается с того, как князь Касатский, блестящий офицер, узнает об измене своей невесты и уходит в монастырь. То есть он уходит не по призыву своей души, а из-за гордыни скорее всего. Его обманули – он все бросил и ушел в монастырь. По сути, наверное, Толстой в какой-то степени писал о себе; ему же сестра говорила: «Батенька, Вы горды».

– Сестра Мария Николаевна, с которой у него были очень тесные отношения. Потом она стала монахиней Шамординского монастыря, который находится в 17 километрах от Оптиной пустыни. Но это сложная тема. Оставление монастыря, соблазнение – это чрезвычайные исключения...

– Толстой в какой-то степени, наверное, себя описывал?

– Кого бы он ни описывал... Кто-то из мудрых людей сказал, что в историю можно войти и в историю можно влипнуть. Надо стараться в историю войти, но не влипать. Если что-то в твоей жизни произошло, совет один: упал – вставай. Когда ты падаешь в лужу, что  делаешь? Ты быстро встаешь и чистишься. Нельзя в луже лежать.

Состояние ссоры, о котором пишет зрительница, – это попадание в лужу. Невозможно, чтобы это долго продолжалось.

– Следующий вопрос: «Я молилась о заблудшем человеке, а Вы посоветовали подавать о нем записки на литургию. Но церковные люди и священники мне говорили, что подавать на литургию записки о неверующих ни в коем случае нельзя».

– О каком заблудшем человеке идет речь? Мы все заблудшие. За заблудших, которые отошли от православной веры, мы записки не подаем, в храме не молимся. Но всякий человек, который пребывает в состоянии греха, тоже заблудший, потому что сошел с пути истинного, заблудился. Если за них мы не будем молиться, то за кого же тогда молиться?

– Алексей Ильич Осипов все время об этом говорит. За кого тогда молиться? За святых не надо молиться...

– Еще сталкиваюсь с такими вопросами: мол, неверующие люди попросили быть крестной, а у меня уже десять крестников, это большая ответственность, я грешная, всех не потяну. Я всегда объясняю: тебя, верующего человека, попросили, потому что ты понимаешь, как молиться, знаешь, что такое исповедь, причастие, сможешь объяснить все родителям. И родители, может быть, тебя послушают. Но ты будешь отвечать за своего крестника в той мере, в которой тебя слушали. Если не слушали – сами будут отвечать за свою жизнь. Но это шанс, чтобы ребенок стал полноценным членом Церкви, верующим человеком. И если даже тебе не дадут с ним общаться, тот факт, что ты будешь за этого человека молиться, – уже великое дело.

Есть такой девиз: если не мы, то кто? У нас, православных, должен быть еще такой девиз: где тяжелее, там и мы.

– Прекрасный девиз.

– Везет тем, кто везет. Потому что там, где легко, любые окажутся, а мы должны быть там, где тяжелее. Конечно, тяжело, когда столько крестников. А кто тогда будет крестным?  А если они выберут человека не по вере, а просто по дружбе, а этот друг понятия не имеет, что такое православие, христианство, Евангелие?.. Поэтому надо соглашаться на все доброе, светлое и хорошее. Это шанс.

– И Господь призывал за грешников молиться. Господь сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но болящие.

Следующий вопрос: «Мы с женой венчаны (повенчались в 2005 году). После этого развелись, я женился на другой женщине, и в браке родился ребенок. Но не сложилось, не мог забыть первую жену, хочу ее вернуть. Развенчание мы не делали. Что нам делать, чтобы восстановить церковный союз?»

– Брак, который был вторым, надо воспринимать как временное явление и измену. Человек через покаяние принимается обратно в первую семью, и этот брак восстанавливается через покаяние. Второй раз венчаться им не надо. Но зарегистрировать брак второй раз надо.

– Следующий вопрос: «В нашей семье произошло горе – покончил жизнь самоубийством мой племянник. Жил хорошо и правильно, имел жену и дочь, работал, не пил, не наркоман. Что случилось – никто ответить не может, все в глубоком шоке. То, что самоубийц не отпевают в церкви, я знаю. Прошло девять дней. Что нам можно делать? Ставить свечи? Писать записки? Может быть, заказать службу?»

– В Интернете можно найти молитву преподобного Льва Оптинского о самоубийцах. У старца Льва был духовный сын, который задавал вопрос о том, как молиться за отца, который наложил на себя руки. И старец Лев дал совет молиться этой молитвой. Приблизительное содержание ее такое: «Взыщи, Господи, и, аще возможно, помилуй душу раба такого-то (имя). Неисследимы судьбы Твои. Не вмени мне этой молитвы в грех». Точный текст молитвы можно найти в Интернете.

Мы не подаем о таком человеке записки, если он не был отпет. Вообще такими случаями занимается церковная комиссия. Но есть исключительные ситуации, когда даже самоубийц отпевают: если человек, который окончил свою жизнь через грех самоубийства, принимал психотропные препараты, состоял на учете у психиатра и был душевнобольным человеком. В таком случае есть некоторое снисхождение к ситуации. Но, видимо, он к врачам не обращался и на учете не состоял...

– Может быть, они просто не знали?

– Для этого и существует комиссия в любой епархии, где разбираются такие тяжелые случаи. Если человек был отпет по благословению этой комиссии, тогда записки на литургию подавать можно. Если он не был отпет, потому что не нашли к тому оснований, тогда можно молиться дома молитвой Льва Оптинского и в память о нем творить милостыню... Судьбы Господни неисповедимы.

– А можно ли приносить продукты на канун?

– Это можно.

– То есть милостыня, жертва на канун, добрые дела. Еще я слышала, советуют молиться мученику Уару.

– Да, такая молитва существует.

Относительно милостыни хочется сказать. В связи со сложившейся ситуацией в мире, со спецоперацией, которая сейчас проходит на Украине, мы занимаемся помощью пострадавшим. Люди приносят вещи. Но мы убедились, что люди несут вещи в надежде, что они кому-то пригодятся, но носить это никто не будет, потому что это можно только выбросить.

– Безобразие.

– Если уж вы хотите чем-то помочь то делайте это так, как себе. Пусть вещей будет в меньшем количестве, но это будут новая майка, новое белье, новые носки...

– Лучше пойти и купить.

– А то приносят такие баулы, а посмотришь... Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации.

– Согласна. Однажды меня попросили, я разбирала гуманитарную помощь. Смотрела и думала: зачем люди это несут? Это можно только выбросить...

– Поэтому просьба: если вы решили сделать дело милосердия, пусть оно будет от души и как себе.

– Вопрос из Донбасса: «Во время освящения жилья на двери наносятся кресты. Можно ли для безопасности в районах проведения военной операции в Донбассе наклеивать иконки на стеклах окон? Если нельзя, что можно дополнительно предпринять для защиты жилища?»

– Дело в том, что первым делом вылетают стекла... Если жилище было ранее освящено, то там, где кресты наклеены, пусть они и остаются. Освящает жилище не только наклеенный крест, но и молитва. Если вы, находясь дома, читаете псалом «Живый в помощи Вышняго», то жилище уже освящается призыванием имени Божьего. Если в доме есть Евангелие, иконы, кресты, святая вода – жилище уже освящено. Поэтому приклеили вы крест или не приклеили, вы свой дом можете освятить молитвой. Молитва «Отче наш» дана нам на все времена для всех случаев: и в защиту, и в помощь, и в освящение жилища.

Но в той ситуации, что сейчас происходит, никакая молитва не даст никакой гарантии... Надо всегда думать об одном – чтобы быть с Богом, жить по заповедям Господним. Все остальное – в руках Божиих. Вечных людей нет. А что будет после смерти – зависит от того, как мы провели свою жизнь.

– Спасибо большое за очень серьезные ответы на серьезные вопросы.

– Помоги нам всем, Господи! Желаю всем мира – и еще раз мира!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 09 июля: 03:00
  • Суббота, 09 июля: 13:00
  • Суббота, 16 июля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​