Православный взгляд. Архимандрит Иосиф (Еременко) отвечает на вопросы

11 июня 2022 г.

– Отец Иосиф, обычно мы обсуждаем разные темы, мы не ищем ответов на легкие вопросы, пытаемся взглянуть на каждый вопрос под разным углом. Есть расхожее представление, что риск – благородное дело. А с точки зрения Церкви это на самом деле так?

– Это заявление неоднозначное. Риск бывает и благородным делом, и совершенной глупостью.

– Давайте разбираться.

– Когда христианин старается жить по заповедям Божиим, несмотря на то, что он ошибается, он старается глупостей не совершать, потому что глупость – это грех. Бог дал человеку жизнь, дал здоровье, поэтому тот не имеет права подвергать свою жизнь опасности просто так, ради развлечения. Человек не имеет права цепляться за электрички, получать дозу адреналина еще каким-то способом, самоутверждаться, показывать себя героем перед другими потому, что ему скучно. Это абсолютно неблагородный риск, совершенная глупость, грех.

Но бывает риск, который является продолжением христианской сущности человека. Это риск, когда человек, понимая, что он рискует своим здоровьем, а может быть, даже и жизнью, спасает людей, помогает им. Современный пример такого риска – риск врачей, облаченных в совершенно невероятные скафандры, понимающих, чем они рискуют, когда идут в красную зону. Они рискуют ради спасения жизни других людей.

Рискуют сотрудники МЧС, сотрудники полиции. Рискуют, исполняя высочайшую заповедь любви, полагая душу свою за друзей своих, наши воины. Такой риск – благородное дело.

– Давайте попытаемся разобраться, где глупость, а где здравый смысл, на вполне конкретных примерах. Человек вдруг решает испытать себя – прыгнуть с парашютом. Это благородное дело или глупость?

– Если так ставить вопрос, то это по большому счету бессмысленно. Зачем это делать? Чтобы самоутвердиться? А если парашют не раскроется? Я считаю, что это проявление человеческой греховности, это греховно. В нашей жизни есть много возможностей показать свое человеческое, христианское достоинство, преодолевая себя.

– Думаю, здесь нужно понимать, для чего человек это делает. Одно дело, если парня забирают в воздушно-десантные войска и прыгать с парашютом, что называется, ему положено по службе.

– Это его профессия – Родину защищать.

– И другое дело, когда человек всем хочет показать, что он – крутой. Другой момент: охотник, рискуя, пошел на кабана. Что здесь – благородство или глупость?

– Я вообще не понимаю смысла охоты.

– Но бывает, что люди этим кормят семью.

– Если они этим кормят семью, если это национальная традиция – это одно дело. Но когда все это делается ради забавы (а мы знаем, что такие забавы иногда очень плохо заканчиваются, прежде всего для животных), то это, конечно, недостойно человека.

– А как определить грань между риском и необходимостью?

– Когда твое христианское сознание говорит тебе, что сейчас ты исполняешь заповедь Божию, то ты с Божией помощью преодолеваешь все эти риски.

– А при выборе профессии? Сейчас нашим юным телезрителям, выпускающимся из школ, предстоит выбрать профессию. Нужно ли здесь учитывать фактор риска? Или нужно выбирать то, что нравится? Пойти в МЧС, полицию, где есть возможность проявлять себя (но и рисковать собой), это благородно?

– Все зависит от воспитания молодого человека, от уровня его интеллекта, его культурного развития и, конечно, от его склонностей. Но здесь может быть и какой-то  выбор, связанный с династией, ведь существуют династии полицейских, пожарных, летчиков.

Я считаю, что, выбирая профессию, нужно начинать не с оценки рисков, а с оценки возможности принесения пользы обществу в этой профессии. Но если мы, оценивая риски, начнем всего бояться, тогда нам будет страшно выйти из дому, потому что мы рискуем, садясь в самолет или в автобус, ступая на пешеходную «зебру», да даже гуляя с детьми по двору, потому что там ездят разные машины.

– В известной книге «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), тогда еще архимандрита Тихона, есть такая фраза: «Бог не любит боязливых». Имеет ли это какое-то отношение к риску?

– Вообще страх – это нормальное состояние человека. Человек должен бояться, иначе он погибнет. В этом смысле страх помогает жить и совершать подвиги. А боязливые, трусливые люди, которые всего боятся, конечно, становятся людьми никчемными, ни на что не способными.

– Тогда давайте разбираться, чем отличаются страх и боязливость.

– Известен факт, что не боятся только дураки. Умному, мудрому человеку страх помогает жить. То есть не нужно лезть гвоздем в розетку, совать палец в спицу колеса. С другой стороны, в жизни не нужно ничего бояться, потому что, как только ты испугаешься, тебя тут же уничтожат.

– Тут я немножко запутался: страх помогает жить, но не нужно ничего бояться...

– Нужно быть сильным и мужественным. А стать сильным и мужественным помогает страх. И это не животная боязнь всего вокруг, которая парализует человека.

– Получается, что страх нужен, но его необходимо преодолевать.

– Да. Чтобы он не стал основной чертой характера, чтобы не парализовал человека.

– Медики говорят, что, с одной стороны, страх может помогать, а с другой стороны, он может убивать. Поясню. Если у человека возникает чувство страха, в его организме вырабатывается адреналин. Если он преодолевает это чувство страха, адреналин усиливает некоторые процессы и помогает быстрее бежать, сильнее бить, выше прыгать. Но если страх преодолеть не получается, этот же адреналин делает все, чтобы организм человека оцепенел. Видимо, Вы имели в виду в том числе и это?

– Вы всё прекрасно объяснили. Да, именно так.

– Давайте тогда рассмотрим другую сторону этого вопроса, тоже очень спорную. Есть виды спорта, в которых присутствует риск, например бокс.

– Когда человек демонстрирует свои физические возможности, проявляются его качества – умение соревноваться, стремление к достижению какой-то цели. Это не плохо, это хорошо. Но когда, например, бокс превращается в бои без правил или в подпольные бои, где делаются ставки, это, конечно, безобразие.

– Как Вы относитесь к боксу?

– Никак.

– Если к Вам подойдет Ваше духовное чадо и попросит благословения заниматься боксом, благословите?

– Если заниматься профессионально, то да, как и любой другой борьбой. И такие знакомые у меня есть.

– А Вы увлекались в детстве каким-либо видом спорта?

– Нет. У меня дружбы со спортом не вышло, если не считать езду на велосипеде, ходьбу на лыжах.

– Может быть, что-то помогает Вам поддерживать форму? Например, владыке зимой помогает чистка снега в помощь семинаристам. Занимаетесь ли Вы чем-то подобным, каким-то физическим трудом?

– К сожалению, мало. У меня на это просто нет времени. Но я стараюсь. Хотелось бы, конечно, больше этим заниматься.

– Вернемся к теме риска. Если риск является профессиональной обязанностью человека, но он чувствует опасность и понимает, что погибнет, отказаться от этого с точки зрения христианства – грех?

– Да, конечно. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вот высшее проявление любви. Бывает, что человек, выполняя свои профессиональные обязанности, заходит в горящий дом, не надеясь выйти оттуда живым, но он знает, что там есть ребенок или взрослый человек, нуждающийся в помощи, в спасении, и он делает свое дело и иногда погибает.

– Русская рулетка – бред?

– Конечно. Это глупость невероятная.

– Мы знаем, что раньше в светском обществе чем-то благородным считалось участие в дуэлях. Естественно, в этом тоже есть риск. Люди, которые отказывались принимать участие в дуэлях, с одной стороны, считались трусами, с другой стороны, они рисковали стать убийцами. Какой здесь есть выход?

– Не стреляться, не идти на дуэль.

– Но про такого человека скажут – трус.

– Тогда рассмотрим глубже эту ситуацию. Что приводит к дуэли? Или карточный долг, или какие-то амурные дела. Но всё это грех, и дуэль – результат греховной жизни. Значит, нужно прекращать эту греховную жизнь, чтобы не быть бессмысленно убитым или самому не стать убийцей. А то, что когда-то дуэли воспринимались нормально и победитель в дуэли не считался убийцей, в принципе, ничего не меняет. Убийца – он и есть убийца, как его ни назови.

– Вы говорите, что это греховно. Но ведь бывают разные примеры. Например, человек вступается за честь своей жены. Ее оскорбили – он вызвал кого-то на дуэль. Как отказаться от такой дуэли?

– Его и убили. Он не отказался, а мог бы долго жить и принести много пользы.

– С одной стороны, да. А с другой стороны, как с этим жить?

– Таким тогда было состояние общества. Слава Богу, сейчас этого нет.

– Сейчас мы пришли к другому. Это называется Поп MMA, когда один певец может вызвать на ринг другого певца. Это та же дуэль, только смотреть на это невыносимо.

– Песенная дуэль?

– Да нет, они выходят на ринг и пытаются выяснять отношения. Выглядит это убого, но люди это смотрят. Скажите, такая дуэль уместна?

– Я никогда этого не видел, но, судя по тому, что Вы говорите, конечно, это неуместно. И то, что некоторые люди этим наслаждаются, не есть хорошо.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 11 июня память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского. Насколько я знаю, Вы об этом святом знаете достаточно много. По сути, это святой наших дней. Хотелось бы, чтобы Вы рассказали о нем.

– Да, это святой наших дней. Он не относится к тем святым, о которых свидетельствуют предания старины глубокой и которые уже становятся какими-то нереальными людьми. Святитель Лука скончался в 1961 году, совсем недавно.

– Есть люди, которые знали его лично.

– Да. Это удивительный человек, хирург высочайшего класса.

– Как говорят, хирург от Бога.

– Кроме того, он замечательный епископ, человек Церкви. У него гармонично сочеталась научная, медицинская и церковная деятельность.

– Насколько я знаю, он внес большой вклад в развитие гнойной хирургии.

– Да. Он даже получил Сталинскую премию за свою книгу «Очерки гнойной хирургии». Я знаю, что и сейчас этот учебник не утратил своей актуальности. У святителя Луки была сложная, но красивая жизнь. Почти 20 лет он провел в ссылках и лагерях. Даже находясь в ссылке, он помогал людям. Не отчаиваясь, не теряя себя, ничего не боясь, он совершал и подвиги у операционного стола, и духовные подвиги.

Мощи святителя Луки находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Огромное количество людей идет за помощью к его святым мощам. Кстати, святителя Луку очень почитают в Греции. Там есть более десяти храмов, построенных и освященных во имя святителя Луки Крымского. Греки паромами плывут туда, чтобы помолиться и попросить себе и своим близким здоровья, и святитель Лука им помогает. Он помогал и мне, и моей маме.  

– Личный пример – это всегда интересно. Расскажите о Вашей истории.

– У меня и моей мамы есть иконочки этого святого, которые мы всегда берем с собой в больницу. Когда у нас возникала необходимость в каком-то хирургическом действе, мы совершенно беспрепятственно размещали эту иконочку рядом с собой, и все всегда заканчивалось благополучно.

– Насколько я знаю, большинство даже не очень воцерковленных медиков достаточно трепетно относятся к святому Луке (Войно-Ясенецкому).

– Да, потому, что он их коллега, и он реально может помочь им и сейчас.

– Вы были у его мощей?

– Нет. Пока нет.

– А это входит в Ваши планы?

– Ну, как Бог даст. Конечно, очень хочется побывать там. Но если совершить паломничество не получится, это не страшно, не это главное. Святитель Лука помогает независимо от расстояний, он всегда рядом с теми, кто нуждается в его помощи, кто просит его о помощи.

– А как Вы и Ваша мама пришли к почитанию Луки (Войно-Ясенецкого)?

– Еще до прославления святителя Луки мы познакомились с воспоминаниями о нем его внука Лисичкина В.А., бывшего тогда депутатом Государственной Думы. Тогда я был в 6-м или 7-м классе.

– Это произвело на Вас впечатление?

– Да. Там изложены потрясающие факты из его жизни.

– Биография этого человека действительно яркая, необычная. Иначе, чем Промыслом Божиим, не назовешь тот факт, что он стал епископом, будучи вначале женатым человеком, имевшим детей. Мы же знаем, что епископом может стать только монах. Как это случилось?

– Он встретил девушку, полюбил ее. Они поженились, создали семью. Когда они жили в Ташкенте, где работал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, его жена скончалась от болезни. И вот тогда он почувствовал, что перед ним открывается другая дорога – священническая, монашеская. Медицинская сестра из его больницы помогала ему с детьми, а он стал епископом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Сейчас на стадионах хотят ввести паспорт болельщика для идентификации каждого зрителя. Его еще называют Fan ID. Если верующий человек любит спорт, уместно ли ему его получать?

– Я думаю, что ничего страшного здесь нет. Для чего нужен этот паспорт болельщика? Для того, чтобы минимизировать какие-то неприятные ситуации, возникающие на стадионах, когда болельщики ведут себя недостойно. Благодаря этим паспортам зачинщиков беспорядков на какое-то время будут лишать возможности посещать стадионы.

– Думаю, если Вы со спортом не дружите, то и на стадионе не были уже давно, а может быть, и вообще не были.

– Нет, почему? Я был на стадионе, смотрел футбол, был и на хоккейном матче. Однажды в Алма-Ате я присутствовал на баскетбольном матче, в котором принимал участие знаменитый Арвидас Сабонис. Должен сказать, что это захватывающее зрелище. Конечно, это совсем не то, что смотреть матч по телевизору.

– Если Вас пригласят посетить матч футбольного клуба «Томь», Вы пойдете?

– Конечно. С удовольствием.

– Вопрос телезрителя: «Может быть так, что один человек испытывает благодать в одном месте, а другой – в другом? И почему так бывает? Есть ли этому какое-то объяснение?»

– Ну, все люди разные, они по-разному воспринимают факт Божественного присутствия в этом мире, и в этом нет ничего плохого. Одному хорошо здесь, другому – там. Люди могут выбирать себе храм, в котором им хорошо, в другом же храме они чувствуют себя как-то неуютно.

– У Вас есть такие особые места? И необязательно в Томске?

– Да, есть. Это Троице-Сергиева лавра. Когда я бываю в Москве, стараюсь воспользоваться возможностью съездить в Лавру к преподобному Сергию. Вот там мне хорошо.

– На меня недавно произвел сильное впечатление Псково-Печерский монастырь.

– Я там не был, к сожалению.

– А я не был в Лавре.

– Но в любом случае мы понимаем друг друга. Вообще святое место производит впечатление, но опять же не на всех. Кто-то приходит туда как на экскурсию.

– Я думаю, что ехать в святое место за впечатлениями – это тоже не очень правильно.

– Смотря за какими впечатлениями. А вообще тема паломничества – это особая тема, о ней стоит поговорить. Что такое паломничество? Это ведь не просто экскурсия.

– «Как Вы относитесь к двойным именам, которые приняты на Западе? Например, Жанна-Елена, Елизавета-Виктория».

– Прекрасно отношусь. Там есть традиция иметь два, три, четыре имени. Получается, что человека, имеющего четыре имени, назвали в честь четырех святых. Представляете, у него на небе не один покровитель, а четыре.

– Почему же у нас нет такой традиции?

– Традиция – это дело такое... Ну, нет и нет. Я не знаю – почему. Наверное, нам достаточно одного имени, а им надо четыре.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 августа: 12:30
  • Воскресенье, 21 августа: 03:30
  • Воскресенье, 21 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​