Таинства Церкви. Священник Сергий Вязьмин отвечает на вопросы

21 мая 2022 г.

Сегодня мы продолжаем беседовать со священником Сергием Вязьминым, клириком храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке.

Прежде всего хочу поблагодарить руководство Московского финансово-юридического университета (МФЮА) за то, что они предоставляют замечательную возможность записывать наши передачи в домовом храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

– Отец Сергий, многие после нашей программы спрашивали, насколько важно открывать часовни в различного рода учреждениях: учебных заведениях, предприятиях, в армии. Это соответствует канонически истории Русской Церкви?

– Церковь всегда находится там, где есть люди. Церковь – это и есть люди. Мы являемся Телом Христовым. И здесь нет никакого противоречия, главное – чтобы у людей было желание ходить в храмы. Потому что если желания у людей нет, тогда наличие храма будет просто лишь отчетом, а такого быть не должно. Церковь существует для того, чтобы в нее приходили люди. В этом храме совершаются богослужения, сюда приходят студенты, преподаватели.

– Студенты становятся активными, когда начинается сессия: бегут в храм, заказывают молебны Пресвятой Богородице перед иконой «Прибавление ума», думая, что это поможет. Кстати, и помогает.

– Господь же смотрит на сердце человека. Порой человек может прийти к Богу через маленькое чудо, которое случилось в жизни: выучил только один билет – он тебе и попался. Конечно, можно сослаться на совпадение, но в любом случае человек может задуматься. А может и не задуматься. Все зависит от того, какой смысл вкладывает человек в свое обращение к Богу. Некоторые молятся Богу просто как какому-то авторитету: помолился, попросил чего-то – и пошел жить дальше, как жил. А иной человек задумается: «Я обращаюсь к Богу по традиции, по привычке или Господь действительно мне отвечает?» И тогда человек приходит к Богу.

Вера – это всегда ответ на Божий призыв. Призывает Господь всех по-разному. Кто-то приходит к Богу, может быть, после сдачи экзамена; кто-то – после того, что выжил в автокатастрофе; кто-то – после утраты близкого человека, а кто-то – после рождения ребенка. Все по-разному приходят к Богу.

– Наша история богата примерами. Например, преподобный Сергий Радонежский, покровитель учащихся, как мы знаем, страдал, потому что ему не давались знания. Но Промыслом Божиим знания были даны ему...

– Относительно Сергия Радонежского важно отметить, что он очень хотел учиться, но у него не получалось, что-то ему мешало. Может быть, это было Господом дано для того, чтобы человек действительно обратился к Богу. Отрок молился Богу, и Господь даровал юному Варфоломею возможность не просто обучиться грамоте, но потом обучать и остальных и стать одним из известных людей на Руси. Недаром его называют печальником земли Русской. Поэтому грамота – тоже один из способов богопознания.

– Сейчас все мы пребываем в суете, наш мир стал очень суетным. Мы поддаемся этой сете, все время куда-то бежим, времени не хватает. С одной стороны, технический прогресс растет, вроде бы всё к нашим услугам и нет таких проблем в домашнем хозяйстве, какие были раньше, тем не менее мы ничего не успеваем. Раньше люди успевали больше. Нам даже в храм некогда зайти, все бежим, бежим куда-то... А когда часовня или храм находится в самом заведении, к ним появляется некая доступность.

– Главное – желание человека.

– Вспоминаю свою родную улицу Пятницкую, где мы жили и где я родилась. Там практически не сносили храмы, снесли только храм Параскевы Пятницы, где сейчас метро «Новокузнецкая» (причем, я слышала, каменная ротонда – это церковные стены, их не снесли). Так вот, помню, когда я выходила из дома, шла в школу, например, постоянно встречались церкви, церкви. Их огромное количество на Пятницкой... То есть храмы были в шаговой доступности: человек выходил из дома и попадал в родной храм. Храмы так и строили – в шаговой доступности.

– Потому что была востребованность. Сейчас чуть сложнее, ведь когда строились жилые массивы, храмы не планировались даже в перспективе. В силу этого сейчас занимаются поиском мест для постройки храмов. Если посмотреть шире, главное – это желание людей. Если нет такого желания, храм будет пустовать. Церковь – это не стены, а люди в первую очередь.

– Мы сегодня решили обсудить некоторые евангельские темы. Продолжаются праздничные дни Пасхи. Чему будет посвящен завтрашний воскресный день? И чему будет посвящено евангельское чтение?

– В ближайшее воскресенье будет читаться Евангелие от Иоанна о самарянке. Повествуется об очень интересном событии. Мы знаем, что иудеи с самарянами не общались, это было связано с тем, что самаряне в свое время смешались с языческими народами, у них были языческие культы...

– Но они все-таки были иудеями?

– Их не считали иудеями. Это разделение пошло уже после царя Соломона, когда образовались два царства: Израильское и Иудейское. Иудейское царство – это иудеи, а Израильское царство – это самаряне. Самаряне стали смешиваться с языческими народами, перенимали их культы и примешивали к иудейской вере. Таким образом, у них было неправильное понимание Бога. Иудеи относились к ним не просто как к людям, которые неправильно почитают Бога, но еще и как к предателям.

Сама ситуация, что Господь пришел в самарийский город Сихарь, – это уже удивительно. Даже женщина-самарянка была удивлена этому общению, сказав: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

То, что беседа состоялась у колодца, – тоже необычно. Потому что в иудейском понимании разговор с женщиной у колодца – это некое заигрывание с ней. И вся эта картина могла быть неправильно понята. Иудеи в принципе говорили, что с женщинами надо меньше общаться. Даже доходило до безумия: говорили, что нужно меньше общаться с собственными женами.

А здесь Господь говорит с самарянкой, говорит с ней у колодца и еще просит, чтобы она дала Ему воды. Казалось бы, как можно просить чего-то хорошего и доброго от человека, который в понимании иудеев чужд всякой доброты и нечист по рождению? Но Господь преодолевает все эти преграды, потому что для Бога каждый человек ценен.

– То есть можно предположить, что это сделано специально?

– Конечно.

– Специально для кого? Ведь иудеев не было вокруг.

– Специально для жителей этого города. Можно было обойти это место, но Господь зашел в этот город. Самое интересное, что в отличие от многих иудеев самарянка в разговоре с Господом перешла на религиозную тему. Женщина говорит: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Господь ответил ей: это Я, Который говорю с тобою. То есть Господь открыто говорит, что Он – Христос. Говорит тому, кто в иудейском народе даже не считается за человека, если сказать совсем грубо. Господь открывается не иудеям, а самарянке. То есть Господь преодолевает все границы человеческого восприятия.

И еще Господь говорит ей очень важные слова о поклонении Богу. Когда самарянка говорит, что они поклоняются Богу на горе, а иудеи говорят, что нужно поклоняться в Иерусалимском храме, Господь отвечает, что спасение от иудеев и иудеи правильно делают, что поклоняются в Иерусалиме, но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Этим Господь показывает, что смысл поклонения не в конкретном месте. Для Бога не важно, где человек находится. Главное, чтобы человек поклонялся Богу в духе и истине.

Когда Господь говорит женщине о воде, после которой можно не жаждать вовек, она думает, что речь идет об обычной воде. Но Господь говорит здесь о Духе Святом. Он говорит: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Здесь можно вспомнить слова Господа из Нагорной проповеди: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Важно сделать акцент на том, что насытится именно тот, кто жаждет.

Часто люди думают: почему мне Бог ничего не дает? почему я Бога не нахожу? А вопрос в том, ищешь ли ты Бога, жаждешь ли Его. Чтобы получить что-то от Бога, надо Его жаждать. Выражаясь простым языком, мы должны хотеть быть с Богом, мы должны делать движение навстречу Богу. Если мы этого хотим, Господь дает нам Себя. Но зачастую мы этого не хотим, закрываемся в своем панцире. Господь хочет нам Себя дать в таинстве Причащения, мы просто сами не хотим Его принимать в свое сердце. Получается, мы сами себя лишаем богообщения.

– Вы считаете, что самарянка жаждала истины? Почему Господь заговорил с ней? Несмотря на то, что она язычница и отвергнута иудеями, Господь увидел, что она жаждала истины?

– Конечно, Господь же Сердцеведец. С другой стороны, судя по тексту, можно предположить, что она была отвергнута даже самарянами. Она пришла к колодцу уже в конце дня и одна. То есть она считалась отверженной женщиной. Из евангельского текста мы видим, что когда Господь просит ее позвать мужа, она говорит, что у нее нет мужа. На что Господь говорит: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. Видя ее нравственное состояние, мы можем сказать, что она была не лучшей представительницей самарянского народа. И Господь смиряется перед ней. Господь рассказывает ей высокие тайны богообщения, рассказывает о Духе Святом (в образах воды), при этом спрашивает о нравственности. То есть Он сначала рассказывает о Себе, можно сказать, а потом как бы призывает ее к покаянию. И она признается, что грешная женщина.

Совсем недавно я обратил внимание еще на такой момент. Когда Господь призывает учеников, в Евангелии говорится: они оставили все и пошли за Христом. Об этой женщине сказано, по сути, то же самое: она оставила водонос свой и пошла в город, чтобы возвестить о Христе. И несмотря на то, что она была отверженной, люди ее послушали и пошли к Господу. И потом они говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4, 42).

– Когда мы читаем Евангелие, особенно когда слушаем воскресное евангельское чтение в храме, мы задаемся вопросом: что это Евангелие значит для нас сегодняшних? Мы же обязательно трансформируем это на себя, на окружающих, на современную жизнь. Евангелие – вечная книга, которая не состарится никогда. С Вашей точки зрения, о чем этот евангельский рассказ для современного мира?

– Важно подчеркнуть, что Господь всегда рядом. Бывает, нам кажется, что человек, который находится рядом, – чужой, не наш. Например, он из другой страны, или другой ментальности, или, может быть, совсем порочный и грешный. Мы думаем: «Мы-то христиане, а он кто?» Но Господь и этого человека любит и принимает.

Мы видим, что Господь самарян не гнушается. Если мы обратим внимание на всю Евангельскую историю, увидим, что Господь показывает иудеям, что не гнушается ни ритуальными ограничениями, ни какой-то внешней нечистотой, ни даже грехом. Господь любого человека выводит из погибели, главное – чтобы человек хотел поменяться.

Евангелие – это Благая Весть, слово Божие. В то же время Евангелие дает надежду каждому: как бы человек ни жил, у него всегда есть надежда на исправление, и Господь всегда рядом. От нас требуется только жаждать. Если ты жаждешь, Господь тебя насытит. Если ты сам ничего не хочешь, тогда не жалуйся, что Господь тебя не насыщает.

Думаю, этот отрывок готовит нас не только к каким-то важным свершениям в нашей жизни, но готовит литургически к празднику Святой Пятидесятницы, Троицы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов. То есть это подготовка каждого из нас к тому, что Господь дарует нам Святого Духа. Зададимся вопросом: а жаждем ли мы?

– Мы сказали о том, что до революции храмы строились близко друг к другу, находились в шаговой доступности. Мы сейчас и строим храмы, и восстанавливаем, но что-то мешает современному человеку приблизиться к Богу и начать Его поиск.

– Мешает то же, что и всегда мешало: грех, самость.

– Но мы же тоже грешные, но пришли в храм...

– Я о том, что именно грех не пускает. Или чувство спокойствия: мол, у меня в жизни все хорошо, зачем мне Бог? Наше время отличается от того, что было раньше, разделением на что-то церковное, священное и что-то секулярное, профанное. Это разделение наносит отпечаток и на самого человека. Когда-то в древности все было церковным, священным: и государство, и взаимоотношения между людьми. А сейчас Церковь воспринимается как нечто частное, как хобби, увлечение.

Поэтому надо человека заинтересовать. Если мы начали говорить про храмостроительство, то, может быть, и храмы должны быть интересными для людей. То есть это должна быть не просто попытка поставить копию храма, например, образца XV века, в новом районе Москвы. Надо, чтобы и храмостроительство тоже двигалось. Если храм выглядит по-современному, может быть, даже не совсем похож на обычный храм в нашем представлении, человеку станет интересно. Но все должно быть в рамках разумного, какие-то границы должны быть. Это не означает, что надо построить храм, например, в виде куба...

– На том месте, где сожгли Жанну д'Арк, построен католический храм в форме шлема Жанны д'Арк.

– Храмостроительство должно развиваться не только в том смысле, что надо строить, но чтобы объекты были красивые эстетически и современные. Одна ситуация, когда сначала строится храм, а потом вокруг него строятся дома. И другая ситуация, когда храм строится уже в заселенном районе: тогда надо, чтобы он сочетался с остальными постройками и был интересным. Наверное, построить храм образца XV века в современном жилом массиве Москвы как-то сложновато. Но опять же все это внешнее.

Говоря о том, что человеку мешает прийти в храм, мы рассмотрели один аспект, что храм должен быть современным, выглядеть интересно, привлекать внимание. Конечно, в реалиях города много сложностей: и финансовые возможности ограничены, и ресурсы, и местность бывает разной. Главная задача – построить крепкую общину. Потому что храм в итоге может быть красивым, современным, может быть даже стильным, но он будет пустовать, потому что люди не хотят быть в храме. И здесь самое важное для нас, христиан, – быть близкими к людям, которые не являются христианами. Мы порой секуляризируем сами себя, зачастую не умеем воспринимать критику.

В прошлую субботу читалось Евангелие, в котором Господь говорит: «Будут гнать вас за имя Мое». Мы часто любые происки и козни воспринимаем как козни против христианина. Человека гонят потому, что он ленивый, например, или сноб, или жадный, или лицемер, фарисей, а он думает, что его гонят потому, что он христианин.

В нас должна быть искренность и простота в широком смысле этого слова. Простота позволяет войти в доверие к другому человеку. Человек должен видеть, что перед ним не какой-то напыщенный пузырь в рясе: мол, слушайте меня, я буду вас учить, как жить. С такой позицией подходить нельзя. Люди в храме скажут: батюшка что-то попутал...

Христос не об этом говорил. Господь говорил, что каждый человек достоин Царствия Небесного. Эти глаголы вечной жизни, которые Господь говорил апостолам, необходимо нести в жизнь и нам как последователям Христовым. Эти глаголы вечной жизни важны для каждого из нас.

– Сердечно Вас благодарю за интересную беседу. До следующей встречи.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 10 декабря: 03:00
  • Суббота, 10 декабря: 13:00
  • Суббота, 17 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать