– Прежде всего красота – это одно из имен Божиих. Бог есть красота, и потому все, что Он создал, прекрасно, все несет на себе отпечаток этой Божественной красоты.
– Я с Вами абсолютно согласен. Божие творения, Божий мир действительно красивы. Недаром Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Но для каждого человека красота – это какое-то собственное мироощущение. Женщина, набивающая на теле татуировки, считает, что это красиво. А на Ваш взгляд, это уместно, это тоже красота или нечто другое?
– Всякое творение Божие прекрасно – природа, которая нас окружает, мужчина, женщина... Но когда-то эту красоту исковеркал грех, и поэтому мы живем в реальности, в которой красота зачастую бывает замутнена, исковеркана грехом, в частности таким действием, о котором Вы сказали.
Красота – это понятие объективное, не зависящее от восприятия человека, но каждый человек понимает ее по-своему. Чем чище человек, тем больше он приближается к этой божественной красоте, тем больше способен ее воспринимать. И чем больше человек погружается в пучину греха, тем больше в его жизни всяких некрасивых проявлений – татуировок и прочего.
– Одним словом, Вы не одобряете тату ни на мужском, ни на женском теле?
– Да. В Священном Писании Богом запрещаются всякие наколки на теле.
– А если наколка в виде храма?
– Не так важно. Это уже граничит с кощунством.
– Долгое время Церковь негативно относилась к тому, что женщины красят губы, глаза, ресницы. Многие обвиняли Церковь в каком-то мракобесии, что ли, говорили, что она застыла где-то в Средневековье. Изменилось ли отношение к этому сейчас, стало ли оно более лояльным или все как было, так и осталось?
– Никаких запретов косметики, украшения себя в Церкви нет. Вообще одежда, косметика, прическа сами по себе нравственно нейтральны. Например, топор или кухонный нож – всего лишь инструменты, но в зависимости от того, как человек ими пользуется, они могут быть или орудием убийства, или тем, для чего они предназначены.
Плохо, когда такими вещами не умеют пользоваться. Плохо, когда косметика становится способом соблазнения людей другого пола. Но ведь любая женщина прекрасна, красива. Умная женщина умеет всем этим пользоваться благодаря своему внутреннему чувству такта, своему человеческому достоинству.
Умная женщина умеет так пользоваться косметикой, что люди, посмотрев на нее, видят ее красоту, а не какие-то толстые слои белил и румян, которые при первой же улыбке начинают трескаться и отваливаться кусками.
– Да. И несколько странно выглядят отпечатки крашеных губ на иконах в храме. Я думаю, что это как раз то, о чем Вы сказали.
– Это проявление культуры человека. Нужно понимать, куда ты идешь, где находишься, и одеваться соответственно. Конечно, умение одеваться с достоинством, красиво, благородно касается и мужчин, и женщин.
– Я сейчас смотрю, у Вас очень аккуратная борода. Думаю, что раньше Вас порицали бы за то, что Вы ее стрижете.
– Но я же никого не пытаюсь соблазнять.
– Хорошо. Отец Иосиф, давайте тогда поговорим о таком аспекте, как красота и идолопоклонство. Казалось бы, между ними нет ничего общего, но определенная связь существует. Вот есть красивые памятники, красивые картины, и созерцать их уместно любому человеку – верующему, неверующему. А когда это может стать неким идолопоклонством?
– Все зависит от того, как человек к этому относится. Когда в этом тварном мире ты видишь что-то красивое, нужно понимать, что это отблеск Божественной красоты. Например, мы видим прекрасную природу, которую создал Бог, мы это понимаем, и, восхищаясь этой природой, умом мы обращаемся к Богу – ее Творцу.
Так и создание человеком каких-то произведений музыки, живописи, возведение архитектурных форм – это проявление Божественного в человеке, и это всегда красиво. Но когда человек начинает воспринимать эту земную красоту как некий абсолют, забывая о Боге, это уже становится грехом. О Боге никогда нельзя забывать.
– Когда мы заходим в храм, мы видим такое благолепие, что порой дух захватывает. Скажите, все ли здесь грамотно с точки зрения религии? Ведь когда мы смотрим на иконы, мы же видим не Самого Бога, а Его образ. Не забываем ли мы при этом о Самом Боге? Кстати, православных часто обвиняют в идолопоклонстве, потому что мы поклоняемся не Живому Богу, а Его образу, пусть и красивому, и очень хорошо исполненному.
– Те, кто обвиняет православных в идолопоклонстве, просто клевещут. Они не понимают, что православный человек не поклоняется иконе, что он воздает почитание иконе как образу, через который умом он восходит к первообразу. Конечно, икона – это не Бог, не святой, который изображен на ней. Икона – это образ того, кому мы молимся. Никакого идолопоклонства здесь нет, и все это понимают. Любой храм, его архитектура, интерьер, его наполнение – это попытка человека отразить Божественную красоту на земле.
– По-моему, Антоний Сурожский, когда его спросили как раз о том, о чем я спросил Вас, сказал: «Если вы достанете фотографию супруги и поцелуете ее, это же не будет означать, что вы идолопоклонник. Вы просто чтите человека, который вам дорог».
– Многие люди носят с собой фотографии супруги и деток, и все считают, что это нормальное проявление супружеских и родительских чувств.
– Да, с этим сложно поспорить. Почему же тогда иконы, являющиеся образом, к которому они нас отсылают, бывают чудотворными?
– Потому, что икона – это не просто портрет, не просто фотография. Икона имеет и духовное измерение. Через этот образ первообраз посылает свою помощь тем, кто нуждается в ней, и поэтому иконы становятся чудотворными. Это засвидетельствовано во времени, и так бывает и до сих пор.
– Отец Иосиф, Вы являетесь ректором Томской духовной семинарии. Скажите, есть ли среди дисциплин, которые преподаются слушателям семинарии, дисциплины, рассказывающие об изобразительном искусстве, не связанном с искусством церковным?
– У нас есть предметы по искусству, в которых есть разные разделы, но в основном, конечно, они касаются искусства церковного.
– Скажите, а Вы посещаете картинные галереи, музыкальные концерты?
– К сожалению, из-за нехватки времени очень редко.
– Владыка часто рассказывает, что когда он бывает в Москве, практически всегда заходит в Третьяковскую галерею, потому что он является большим почитателем живописи.
– Я имел счастье быть вместе с ним в Третьяковской галерее, и я знаю, что лучшего экскурсовода в галерее нет. Когда он мне что-то рассказывал, вокруг нас собирались люди и слушали его.
– То есть Вам довелось побывать в Третьяковской галерее благодаря митрополиту?
– Да.
– Я слышал, что у реставраторов, которые расписывают томские храмы, возникают определенные сложности, потому что владыка предъявляет к их работе очень высокие требования.
– Владыка митрополит – человек глубокой культуры. Когда созидается храм, его нужно не просто наполнить, чтобы стены или иконостас не были голыми. Все в храме по возможности должно быть выполнено в одном художественном стиле. Поэтому он утверждает все эскизы росписи храма, и если есть какой-то разнобой в стилях, все это исправляется.
– Мы затронули тему реставрации храмов. Скажите, какие храмы Томской епархии ожидает реставрация в этом году, хотя бы частичная?
– В настоящее время продолжается роспись Петропавловского собора города Томска, которому 18 декабря 2021 года исполнилось 110 лет со дня освящения. Но это не реставрация храма.
– Насколько я знаю, в Воскресенском храме тоже ведутся какие-то работы.
– Да. Там обновляется роспись с возможным сохранением оставшейся, а в полномасштабной реставрации необходимости нет.
– Но вернемся к теме красоты. Красота и искусство – это слова-синонимы?
– Не всегда, потому что, как мы видим, искусство бывает очень разным.
– Я как раз и хотел спросить, какой вид искусства для Вас неприемлем.
– Пожалуй, для меня не может быть неприемлемым какой-либо вид искусства в целом. Мне может что-то отдельное не нравиться в музыке, или в литературе, или в живописи, или в архитектуре.
– Можете привести какой-нибудь конкретный пример?
– Ну, это самые крайние, совершенно неприличные виды современного искусства, которые просто, как сейчас говорят, эпатируют публику.
– Что-то вроде боди-арта?
– Даже и не это. Это что-то совершенно непонятное, когда, например, какие-то результаты жизнедеятельности человека возводятся в ранг произведения. Это проявления той грязи, которая и есть греховность человека.
– А как Вы относитесь к тому, что иногда картины продаются за баснословные деньги, которые, думаю, нам с Вами не заработать и за пять жизней? Не является ли это тем самым идолопоклонством?
– Ну, здесь дело не в картине, а в людях, для которых становится страстью коллекционирование, которым важно удовлетворить свое самолюбие, тщеславие, важно показать, на что они способны. Причем они приобретают эти вещи, и у них начинаются проблемы, как их сохранить.
– В свое время для меня было большим шоком, когда один известный деятель искусства западных стран (не будем называть его имя) устроил инсталляцию с обычным бананом, висящим на стене. Это вызвало настоящий фурор, много обсуждалось, в том числе на центральных телеканалах. И это тоже считалось красивым и оригинальным. Скажите, это лукавство?
– Конечно. Я не знаю, на каких людей это рассчитано, но только не на умных и культурных. А то, что вокруг этого было столько информационной шумихи (если только это не было проплачено), это просто неразборчивость средств массовой информации. С чем мы имеем дело? С так называемым инстинктом толпы. К сожалению, грех уродует человека, и человек перестает понимать, что хорошо и что плохо.
– А как православному человеку ответить себе на вопрос, что такое красота, что можно назвать прекрасным и что называется не красотой, а ее искажением? Где грань между этими понятиями?
– Христианин, который старается жить по заповедям Божиим, чувствует это. Для него это может быть необъяснимым, но он понимает, что это плохо, это не является проявлением Божественной красоты. Известно выражение: если Бога нет, то все позволено. Тогда любое, что вздумается, может быть названо прекрасным.
– Красивая одежда – это красота; или на это не стоит обращать внимания? Нужно ли верующему человеку придавать значение тому, насколько красиво он выглядит? Именно красиво, элегантно.
– Если вопрос только в том, насколько красиво человек выглядит, то это, конечно, плохо. Здесь можно, потеряв разумную середину, впасть в крайности: или всю свою жизнь положить на украшение себя, или совершенно перестать следить за собой. Здесь все зависит от культуры и достоинства самого человека. Одежда и все прочее, что люди используют для украшения себя, нравственно нейтральны. Это не хорошо и не плохо, важно то, как этим пользуются.
– Давайте перейдем к церковной теме и поговорим о людях, которые, как мне кажется, точно знали, что такое красота, и умели отделять истинную красоту от ложной. 3 июня день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Расскажите об этих святых.
– Царь Константин жил в первой половине IV века. В Православной Церкви он прославлен как равноапостольный, то есть как человек, много совершивший для утверждения и распространения христианства на земле. С именем царя Константина связывается прекращение трехвековой эпохи гонений на христиан. Благодаря его Миланскому эдикту, принятому в 313 году, христианство стало государственной религией, началось строительство храмов, люди получили возможность свободно, безбоязненно исповедовать свою веру.
Однажды во время войны перед решающим сражением он увидел в ночном небе сияющий крест и надпись: «Сим победиши». И он одержал победу в этом сражении. Став императором Римской империи, он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим, чтобы она нашла крест, изображение которого он видел в небе, тот Крест, на котором был распят Спаситель мира.
И эта великая женщина, которая также прославлена в Церкви как равноапостольная, несмотря на свой почтенный возраст (ей было уже около 80 лет), приложила немало усилий, чтобы найти этот Крест. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня был возведен храм Воскресения Христова.
– Царь Константин перенял православную веру от своей матери?
– Сначала он не был христианином, но он знал о христианстве и относился к нему с уважением. Став императором, он отказался от язычества и начал исповедовать христианскую веру. Утвердило же его в вере то необыкновенное явление в небе.
– Какова судьба Креста, обретенного благодаря великому князю Константину и матери его Елене?
– Все христиане хотели иметь у себя его частицу, и святыня так и разошлась частицами по всему христианскому миру. Самая крупная часть креста находится в Риме, более мелкие – в храмах и монастырях Европы. Две маленькие частицы креста есть у нас в Томске.
– В каких храмах?
– Одна в Петропавловском соборе, а другая – в Богоявленском кафедральном соборе. В день Воздвижения Креста Господня к ним можно приложиться.
– А как узнали, какой из трех найденных на Голгофе крестов был тем Крестом, на котором был распят Спаситель?
– Благодаря подсказкам местных жителей царица Елена определила место, на котором был распят Спаситель. Язычники хотели стереть с лица земли все воспоминания о Иисусе Христе, и это место пришло в полное запустение. Там царица Елена нашла три креста. Чтобы определить, какой же из них тот, на котором был распят Спаситель, их по очереди приложили к умершему человеку из проходившей мимо похоронной процессии. И когда приложили именно тот Крест, умерший ожил.
– То есть это действительно подлинная история?
– Да.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Как Вы относитесь к продуктам современных технологий типа «умный дом», «умная розетка», когда за человека почти всё делают приборы?
– С детства от моих бабушек и прабабушек я знал, что в церковные праздники работать нельзя. Но когда есть такие умные вещи, им можно поручить какие-то дела по дому, чтобы освободить себе время для благочестивых дел – молитвы, чтения Священного Писания. То есть пусть стиральная машина делает свое дело, а ты в это время можешь заниматься своей бессмертной душой. В этом смысле современные технологии – благо для человека.
– «В России решили отказаться от Болонской системы образования. Как Вы как ректор семинарии считаете, изменится ли после этого учебный процесс в Томской духовной семинарии?»
– Пока еще не очень понятно, как все будет происходить, от чего нужно отказаться, а от чего нет, а если стоит от чего-то отказаться, чем это можно заменить.
– «Что делать, если не получается найти работу, которая приносила бы радость и желательно хороший доход?»
– Я думаю, счастливы те люди, у которых есть работа, приносящая радость и хороший доход. Но так бывает далеко не всегда. Чтобы получить такую работу, нужно молиться, и прежде всего – святому, имя которого ты носишь, своему небесному покровителю. Но нужно и самому прикладывать какие-то усилия, возможно, как вариант – повышать свою квалификацию, чтобы найти работу, которая приносила бы удовлетворение и давала возможность жить достойно в материальном плане.
– У меня были случаи, что после того как я заказывал молебен в храме, все каким-то образом неожиданно менялось в лучшую сторону.
– Верующему это всегда помогает. И вообще если человек чего-то хочет, он обязательно это получит.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!