– Вопрос телезрительницы Марины: «Как совместить эти на первый взгляд несовместимые вещи: слова апостола, что святость есть наше призвание, и святоотеческую мысль о том, что нужно считать себя далеко отстоящим от должного делания?»
– Святые тоже начинали с азов. Невозможно научиться читать, не зная алфавита. Сначала учишь буквы, потом учишься составлять слова, затем словосочетания, простые предложения и, наконец, сложные. Если человек начинает приходить к вере и видеть в себе только плохое, пытается слепо подражать святоотеческим творениям, то он, как правило, впадает в прелесть или в уныние и отчаяние. У людей разные типажи и характеры. Антоний Сурожский говорит по этому поводу (особенно касается новоначальных христиан), что когда читаешь Евангелие, что-то тебя цепляет, а что-то совсем не трогает. То, что зацепило, роднит тебя со Спасителем. Старайся хранить то чистое, что ты находишь в себе, что созвучно с Евангелием. Замечая что-то хорошее, человек может увидеть хвалу Божию. А по мере того, как человек будет возрастать, он будет видеть все больше и больше. Господь постепенно открывает людям те слабости, которые человек поначалу не видит. Здесь нужна правильная пастырская помощь.
– Можно ли по каким-то психологическим, мировоззренческим установкам определить, будет ли молодой человек, который обучается в семинарии или желает туда поступить, хорошим священником? Или здесь все непредсказуемо?
– На первый взгляд, может быть, одно, а в процессе обучения вылезет совсем другое. Нужен период времени, чтобы что-то понять и почувствовать. Первое впечатление складывается очень быстро, но оно может быть обманчивым.
– Насколько важна в духовных образовательных организациях корректировка того, что называют свободой: поведения, мыслей, мировоззрения, распорядка дня. Складывается впечатление, что в духовных учреждениях все очень строго и чрезвычайно формализовано, как в казарме. Верно ли это?
– И да, и нет. Некая норма дисциплины должна быть. Но если человеку не дают рассуждать, задавать вопросы, то он просто будет выдрессирован, он не получит воспитания и ответа. Чем ценна семинария? Она взаимно обогащает тех, кто там учится и живет. Это очень важный момент для будущего священника. Те, кто обучается, встанут рядом у одного престола. Им нужно уметь жить вместе. Они будут общаться с теми же преподавателями, с тем же архиереем. И эти отношения закладываются с первого курса духовной семинарии. Но свобода, доведенная до абсурда, все отрицает. Это псевдосвобода. Свобода – это не вседозволенность, а вдумчивое глубокое размышление и самоограничение.
– Какие задачи ставит перед собой семинария при подготовке будущих пастырей?
– Подготовить образованного пастыря, который будет любить свою паству и снисходить к ее слабостям. Это самая главная задача: дать не просто сумму знаний, а образование. Человек должен быть воспитан в этом и испытывать пастырскую любовь.
– На что обращает внимание комиссия при приеме в семинарию?
– Самое главное, чтобы человек не был инородным телом, чтобы у него был соответствующий настрой. Конечно, ЕГЭ, уровень знаний молитв, закона Божьего – это необходимое условие, но не самое главное. Бывает, что человек, который даже не имеет каких-то сильных способностей, но имеет горячее желание при поступлении, к концу обучения, как правило, так подтягивается, что достаточно перерастает многих способных людей. А бывает, что человек пришел из любопытства или по каким-то другим причинам. Его сразу видно. Человек либо сам уходит, или его сама стихия выталкивает как инородное тело, или приходится принимать какие-то дисциплинарные меры. Человек вроде и говорит правильно, и учится неплохо, но он чужой и сам это чувствует. Лучше сразу исправить ошибку, которую он сделал в самом начале. Пусть он будет менеджером, юристом, токарем, столяром. У Михаила Булгакова есть хороший пример, как из замечательного, милого пса стали делать человека, а выросло чудовище. Если человек не имеет вкуса к какому-то делу, то ему нужно заниматься чем-то другим. Человек сам поймет, что ошибся.
Комиссия обращает внимание на то, чтобы человек был по-настоящему верующий, имел горячую любовь и желание учиться и послужить Богу и людям. Примерно с 19 июля начинаются вступительные экзамены на бакалавриат и специалитет. Мы сейчас готовим пакет документов и надеемся, что священноначалие успеет их рассмотреть, и тогда уже в этом учебном году в нашей семинарии откроется магистратура. На нее мы будем принимать выпускников и тех, кто сможет поступить. Будут отбираться лучшие, потому что это уже другой уровень и другая степень ответственности. Научные исследования, которые надо будет писать, на порядок серьезнее и сложнее.
– Совсем недавно был создан сводный праздничный митрополичий хор и церковно-общественный совет по развитию церковного пения и хоровых коллективов. Какие задачи ставятся перед этими структурами?
– Церковное пение очень важный момент. От того, как поются богослужения, как хор произносит тексты службы, зависит очень многое. У нас очень много хоровых коллективов. Мы провели несколько концертов в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений. Мы видели, как реагирует публика на песни военных лет, на песни советского периода. А пение церковного хора вполне может быть миссионерской деятельностью. Люди, которых эти песни зацепят за душу, станут интересоваться, действительно ли в церкви так поют и можно ли этому научиться. У некоторых людей есть представление, что мы сидим в каком-то темном углу, поем «Господи, помилуй» и никакой радости у нас в жизни нет. Люди аплодируют, когда видят, что поет хор вместе с оркестром. Среди песнопений есть не только церковные, но и светские. И они берут за душу многих людей, кому-то это напоминает молодость или какие-то другие периоды жизни. Это те нотки, за которые мы должны ухватиться, постараться помочь людям прийти к Богу, ведь это самое главное в жизни.
– В этом учебном году был создан центр по развитию детского и юношеского творчества при Саранской духовной семинарии. Расскажите об итогах первого года, интересных проектах, которые уже состоялись или планируются.
– Прошел только первый учебный год, а результаты уже есть. Очень важно, что дети могут заниматься творчеством. Кто может петь – поет, кто может игрушки лепить – лепит. Главное, чтобы люди на церковной площадке могли воплощать свои творческие идеалы и стремиться к ним. Нам важно научиться общаться с самым юным поколением. Кроме того, у нас есть православная классическая гимназия. Важно, чтобы образование было поэтапное. В нашей гимназии мы учим общеобразовательным дисциплинам и основам православной культуры. Многие ребята потом хотят поступить в семинарию, кто-то начиная с детского центра.
С раннего детства нужно возгревать веру в людях в такой христианской православной семье, где они общаются на базе своих общих интересов и развивают творчество. Если мы будем только говорить о том, что надо молиться, поститься и каяться, то ребенку это будет неинтересно. С ним нужно общаться по-другому. Нужно помогать детям развивать таланты, которые им даровал Господь. Человек в процессе жизни уже начинает рассуждать и понимать, что ему ближе. Наша общая задача: вырастить самое юное поколение настоящими православными христианами, верующими, которые любят свою страну, Церковь и веру отцов.
– Не секрет, что летом храмы пустеют, люди разъезжаются по дачам и из-за работы на участках не могут так часто посещать богослужения, как это было в холодное время года. Каково Ваше отношение к этой проблеме?
– Я категорически не согласен с тем, что храмы пустеют. Они пустеют в городе. Зато в сельской местности летом, как правило, наплыв молодежи, в храмах очень много людей и крещений. Верующие уезжают из городов, но если в близлежащих поселках есть храмы, то на богослужения они приходят туда. Так что для кого-то лето время испытаний, а для кого-то время особой пастырской работы. Я родился в селе и помню, что летнее время очень тяжелый период для священника. В 1990-е годы в воскресенье бывало до 70–80 крестин. Сейчас, конечно, такого количества нет. Мы относимся к крещению более вдумчиво, готовим людей, проводим катехизические беседы, общаемся. Но летом в сельской местности храмы наполняются. Есть некий баланс. В городе в храмах начинается период отпусков, а на селе становится больше работы.
– Пожелайте что-нибудь нашим телезрителям и подписчикам.
– Дорогие друзья, наступает летний период отпусков, и я желаю вам оставаться православными христианами. Если вы находитесь в селе, где есть храм, не забывайте туда приходить. В городе вы или в селе, главное, чтобы не забывали дом Божий. Если сходите в храм, а потом продолжите трудиться на огороде, Господь пошлет больше благодати и милости. А если не получилось прийти в храм, не забудьте помолиться и воздать Господу хвалу за все Его благодеяния. Хорошего всем лета. Спаси нас всех Господь.
Ведущий Михаил Орлов, декан философского факультета СГУ
Записала Анна Вострокнутова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!