Православная азбука. Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий отвечает на вопросы

6 июня 2022 г.

Завершилась Цветная Триодь. Совсем скоро праздник святой Пятидесятницы, и лето войдет в свои полноправные права. Подведем итоги и ответим на вопросы наших телезрителей. Традиционно у нас в гостях митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.

– Вопрос телезрительницы Марины: «Как совместить эти на первый взгляд несовместимые вещи: слова апостола, что святость есть наше призвание, и святоотеческую мысль о том, что нужно считать себя далеко отстоящим от должного делания?»

– Святые тоже начинали с азов. Невозможно научиться читать, не зная алфавита. Сначала учишь буквы, потом учишься составлять слова, затем словосочетания, простые предложения и, наконец, сложные. Если человек начинает приходить к вере и видеть в себе только плохое, пытается слепо подражать святоотеческим творениям, то он, как правило, впадает в прелесть или в уныние и отчаяние. У людей разные типажи и характеры. Антоний Сурожский говорит по этому поводу (особенно касается новоначальных христиан), что когда читаешь Евангелие, что-то тебя цепляет, а что-то совсем не трогает. То, что зацепило, роднит тебя со Спасителем. Старайся хранить то чистое, что ты находишь в себе, что созвучно с Евангелием. Замечая что-то хорошее, человек может увидеть хвалу Божию. А по мере того, как человек будет возрастать, он будет видеть все больше и больше. Господь постепенно открывает людям те слабости, которые человек поначалу не видит. Здесь нужна правильная пастырская помощь.

– Можно ли по каким-то психологическим, мировоззренческим установкам определить, будет ли молодой человек, который обучается в семинарии или желает туда поступить, хорошим священником? Или здесь все непредсказуемо?

– На первый взгляд, может быть, одно, а в процессе обучения вылезет совсем другое. Нужен период времени, чтобы что-то понять и почувствовать. Первое впечатление складывается очень быстро, но оно может быть обманчивым.

– Насколько важна в духовных образовательных организациях корректировка того, что называют свободой: поведения, мыслей, мировоззрения, распорядка дня. Складывается впечатление, что в духовных учреждениях все очень строго и чрезвычайно формализовано, как в казарме. Верно ли это?

– И да, и нет. Некая норма дисциплины должна быть. Но если человеку не дают рассуждать, задавать вопросы, то он просто будет выдрессирован, он не получит воспитания и ответа. Чем ценна семинария? Она взаимно обогащает тех, кто там учится и живет. Это очень важный момент для будущего священника. Те, кто обучается, встанут рядом у одного престола. Им нужно уметь жить вместе. Они будут общаться с теми же преподавателями, с тем же архиереем. И эти отношения закладываются с первого курса духовной семинарии. Но свобода, доведенная до абсурда, все отрицает. Это псевдосвобода. Свобода – это не вседозволенность, а вдумчивое глубокое размышление и самоограничение.

– Какие задачи ставит перед собой семинария при подготовке будущих пастырей?

– Подготовить образованного пастыря, который будет любить свою паству и снисходить к ее слабостям. Это самая главная задача: дать не просто сумму знаний, а образование. Человек должен быть воспитан в этом и испытывать пастырскую любовь.

На что обращает внимание комиссия при приеме в семинарию?

– Самое главное, чтобы человек не был инородным телом, чтобы у него был соответствующий настрой. Конечно, ЕГЭ, уровень знаний молитв, закона Божьего – это необходимое условие, но не самое главное. Бывает, что человек, который даже не имеет каких-то сильных способностей, но имеет горячее желание при поступлении, к концу обучения, как правило, так подтягивается, что достаточно перерастает многих способных людей. А бывает, что человек пришел из любопытства или по каким-то другим причинам. Его сразу видно. Человек либо сам уходит, или его сама стихия выталкивает как инородное тело, или приходится принимать какие-то дисциплинарные меры. Человек вроде и говорит правильно, и учится неплохо, но он чужой и сам это чувствует. Лучше сразу исправить ошибку, которую он сделал в самом начале. Пусть он будет менеджером, юристом, токарем, столяром. У Михаила Булгакова есть хороший пример, как из замечательного, милого пса стали делать человека, а выросло чудовище. Если человек не имеет вкуса к какому-то делу, то ему нужно заниматься чем-то другим. Человек сам поймет, что ошибся.

Комиссия обращает внимание на то, чтобы человек был по-настоящему верующий, имел горячую любовь и желание учиться и послужить Богу и людям. Примерно с 19 июля начинаются вступительные экзамены на бакалавриат и специалитет. Мы сейчас готовим пакет документов и надеемся, что священноначалие успеет их рассмотреть, и тогда уже в этом учебном году в нашей семинарии откроется магистратура. На нее мы будем принимать выпускников и тех, кто сможет поступить. Будут отбираться лучшие, потому что это уже другой уровень и другая степень ответственности. Научные исследования, которые надо будет писать, на порядок серьезнее и сложнее.

– Совсем недавно был создан сводный праздничный митрополичий хор и церковно-общественный совет по развитию церковного пения и хоровых коллективов. Какие задачи ставятся перед этими структурами?

– Церковное пение очень важный момент. От того, как поются богослужения, как хор произносит тексты службы, зависит очень многое. У нас очень много хоровых коллективов. Мы провели несколько концертов в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений. Мы видели, как реагирует публика на песни военных лет, на песни советского периода. А пение церковного хора вполне может быть миссионерской деятельностью. Люди, которых эти песни зацепят за душу, станут интересоваться, действительно ли в церкви так поют и  можно ли этому научиться. У некоторых людей есть представление, что мы сидим в каком-то темном углу, поем «Господи, помилуй» и никакой радости у нас в жизни нет. Люди аплодируют, когда видят, что поет хор вместе с оркестром. Среди песнопений есть не только церковные, но и светские. И они берут за душу многих людей, кому-то это напоминает молодость или какие-то другие периоды жизни. Это те нотки, за которые мы должны ухватиться, постараться помочь людям прийти к Богу, ведь это самое главное в жизни.

– В этом учебном году был создан центр по развитию детского и юношеского творчества при Саранской духовной семинарии. Расскажите об итогах первого года, интересных проектах, которые уже состоялись или планируются.

– Прошел только первый учебный год, а результаты уже есть. Очень важно, что дети могут заниматься творчеством. Кто может петь – поет, кто может игрушки лепить – лепит. Главное, чтобы люди на церковной площадке могли воплощать свои творческие идеалы и стремиться к ним. Нам важно научиться общаться с самым юным поколением. Кроме того, у нас есть православная классическая гимназия. Важно, чтобы образование было поэтапное. В нашей гимназии мы учим общеобразовательным дисциплинам и основам православной культуры. Многие ребята потом хотят поступить в семинарию, кто-то начиная с детского центра.

С раннего детства нужно возгревать веру в людях в такой христианской православной семье, где они общаются на базе своих общих интересов и развивают творчество. Если мы будем только говорить о том, что надо молиться, поститься и каяться, то ребенку это будет неинтересно. С ним нужно общаться по-другому. Нужно помогать детям развивать таланты, которые им даровал Господь. Человек в процессе жизни уже начинает рассуждать и понимать, что ему ближе. Наша общая задача: вырастить самое юное поколение настоящими православными христианами, верующими, которые любят свою страну, Церковь и веру отцов.

– Не секрет, что летом храмы пустеют, люди разъезжаются по дачам и из-за работы на участках не могут так часто посещать богослужения, как это было в холодное время года. Каково Ваше отношение к этой проблеме?

– Я категорически не согласен с тем, что храмы пустеют. Они пустеют в городе. Зато в сельской местности летом, как правило, наплыв молодежи, в храмах очень много людей и крещений. Верующие уезжают из городов, но если в близлежащих поселках есть храмы, то на богослужения они приходят туда. Так что для кого-то лето время испытаний, а для кого-то время особой пастырской работы. Я родился в селе и помню, что летнее время очень тяжелый период для священника. В 1990-е годы в воскресенье бывало до 70–80 крестин. Сейчас, конечно, такого количества нет. Мы относимся к крещению более вдумчиво, готовим людей, проводим катехизические беседы, общаемся. Но летом в сельской местности храмы наполняются. Есть некий баланс. В городе в храмах начинается период отпусков, а на селе становится больше работы.

– Пожелайте что-нибудь нашим телезрителям и подписчикам.

– Дорогие друзья, наступает летний период отпусков, и я желаю вам оставаться православными христианами. Если вы находитесь в селе, где есть храм, не забывайте туда приходить. В городе вы или в селе, главное, чтобы не забывали дом Божий. Если сходите в храм, а потом продолжите трудиться на огороде, Господь пошлет больше благодати и милости. А если не получилось прийти в храм, не забудьте помолиться и воздать Господу хвалу за все Его благодеяния. Хорошего всем лета. Спаси нас всех Господь.

Ведущий Михаил Орлов, декан философского факультета СГУ

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 02:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 03:30
  • Понедельник, 22 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать