Свет невечерний. Между ревностью и добротой

24 мая 2022 г.

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Кто такой христианин? Это ученик Бога любви, добра и доброты. А как же быть с ревностью? Как же быть с ревностью по доме Божьем, когда на Церковь ополчаются разного рода злодеи, хулители, еретики, сектанты? Надо же с ними как-то бороться! Не этому ли учит нас церковная история, разного рода иконические образы? Хотя бы даже Георгий Победоносец, который поражает змия. Змий – это кто? Это всякая ложь, хула на Церковь, на Духа Святого. Мы же должны как-то этому противостоять. Что же мы будем сидеть и смотреть, как на Церковь возводится напраслина, на наших иерархов произносится клевета, как еретики, сектанты хулят наши книги?.. 

Вы слышите все эти речи, эти новости. Они со всех сторон нас обволакивают, и мы чувствуем благодатное, священное негодование. Хочется взять в руки оружие и пойти защищать веру Христову с оружием в руках. Я неоднократно встречал людей, которые думают, что Христос требует защиты именно с оружием в руках. А если ты берешь в руки оружие, то это что значит? Что ты хочешь кого-то испугать? Нет! Применить оружие – это нанести кому-то рану, боль или даже убить. 

Для верующих людей, для христиан это большая проблема, и это проблема не только для нашего поколения. Если мы будем читать святых отцов или исторические памятники, мемуары, воспоминания даже не очень далеких эпох, то увидим, что богословы каждого поколения христиан мучились вопросом: где грань между ревностью по Боге и следованием Евангелию. Как быть? Как поступить, если видишь агрессию со стороны неверующих людей, безбожников, еретиков, сектантов по отношению к Церкви или даже со стороны близких людей к святыне (например, к церковной утвари, иконе, Священному Писанию)? Можно ли применять силу? Где границы этой ревности? 

Конечно же, мы обращаемся к опыту великих мудрецов древности, к святым отцам. Сегодня я с собой взял книгу Дионисия Ареопагита, его замечательные послания, которые были переведены нашим замечательным современным антиковедом Прохоровым. Эта книга является образцом богословия, на котором выстроены целые направления средневековой философии, богословия. Тексты этого святого человека – хотя мы до сих пор не знаем, кто конкретно скрывается за этим именем – произвели такое сильное впечатление на писателей Средних веков, что преподобный Максим Исповедник, сам будучи великим богословом, позволил себе комментировать тексты этого человека, то есть занял роль его секретаря, чтобы донести подлинный смысл его сложных богословских созерцаний до простого читателя. 

Среди его произведений есть 8-е послание, в котором как раз рассматривается такой важный и актуальный для нас вопрос о мере ревности. Оно называется «Послание к Димофилу служителю. О занятии своими делами и о доброте». Подумайте, какое прекрасное название! Актуально! В чем было дело, что за история предшествовала написанию этого послания? 

Димофил – монах, ревностный служитель Божий – обличил священнослужителя, который, видимо, служил в их монастыре, в том, что священник принял покаяние известного в церковной общине грешника, простил ему грехи и разрешил участвовать в литургии. За это Димофил, воскипев ревностью, во-первых, изгнал священника, поносив его последними словами, во-вторых, позволил себе даже драться. Дионисий Ареопагит сообщает, что он ударил грешника в висок, то есть с позором изгнал этих, с его точки зрения, больших грешников. 

По этому поводу Дионисий Ареопагит пишет послание, которое нас поражает в первую очередь очень необычным тоном. Он обращается к этому ревностному монаху очень нежно, с большим уважением, добротой. Когда читаешь первые страницы, не понимаешь, что на самом деле это обличение. Он обличает грех этого монаха. Он постепенно, по чуть-чуть говорит ему, что нельзя так поступать. Он приводит в пример Моисея и говорит, что Моисей сподобился великих тайн видения Бога благодаря только одному своему свойству: кротости, то есть безгневию, доброте. Боговидцем Моисея сделала доброта. 

Именно этой доброты, как постепенно приводит к этой мысли Дионисий Димофила, Димофилу и не хватает. Ему нужно обуздывать свою ярость. Постепенно Дионисий позволяет себе такие горькие слова, которые мы должны помнить. Например, он говорит: тогда тебе пора поискать других и бога, и иереев; и при них скорее озвереть, нежели в добре преуспеть, и быть жестоким служителем милой тебе бесчеловечности. Он говорит, что тот ради Бога доброты, имя Которого – Благо (то есть доброта), совершает зло, опускается до того, что подымает руку на человека, покаявшегося в своих грехах. Даже на непокаявшегося, говорит Дионисий, руку нельзя поднимать. Он говорит: может, тебе бога поменять? 

Нам хорошо бы запомнить этот очень резкий укор на тот случай, когда нас ревность толкает на то, что мы проклинаем людей, которые, как нам кажется, гонят Церковь или издеваются над нашей святыней, когда нам кажется, что люди поступают недостойно по отношению к храму, к Церкви. Нам нужно запомнить эту историю. Дионисий Ареопагит говорит, что мы призваны не мучить, а учить. Учить, а не мучить, убеждать людей – вот наше единственное средство. 

В конце своего послания, очень грамотно сконструированного, он приводит историю о посещении острова Крит, на котором служил священник по имени Карп. Святой Дионисий пишет, что с этим священником произошла такая история. Был у него очень хороший прихожанин, который только-только приобщился к Церкви. Но у этого христианина оказался приятель-язычник, который сумел его вернуть назад в языческий мир, к языческим празднествам. 

Этот священник был настолько обижен на своего духовного сына и на этого язычника, что проклял их и даже, как пишет Дионисий, спать не мог. У древних христиан было такое правило: в 12 часов ночи они просыпались и молились Богу. А он не мог молиться, а только все проклинал и просил: «Господи, порази их молнией!» Когда он это сказал на молитве, увидел вдруг Христа на небе, окруженного ангелами, а у себя под ногами – пропасть, на краю которой стояли эти два человека. Карп говорит, что ему очень хотелось поскорее толкнуть их в эту пропасть, полную гадов, скорпионов, змей, всяких нечистых духов, которые тянули руки к этим людям, чтобы быстрее сдернуть их на дно этой пропасти. 

Он уже потянул руки, чтобы толкнуть этих двоих несчастных, как заметил, что Христос спустился с неба, встал между ним и этими двумя и сказал: «Ну что ж! Я готов еще раз пострадать за людей. Если хочешь, можешь снова занести на Меня свою руку. Ведь Мне хочется, чтобы люди не согрешали, больше, чем тебе этого хочется». Представляете, что говорит Христос! Ведь людям лучше пребывать с Богом, чем со змеями в пропасти. 

Карп из этого видения вышел совсем другим человеком. Он понял, что он же служит совсем другому Богу. Он служит Богу не ревности, не злости, а Богу доброты. Это удивительное видение, которое вразумило этого человека, нам бы хорошо помнить. Наше дело учить, а не мучить! А уж если мы пустились в мучение, то логичнее было бы сменить и бога, и храм, и священников. Потому что мы служим Богу доброты, Который даже язычников, уводящих людей из Его Церкви, не проклинает, не презирает, а готов и за них тоже пострадать. Вот этой предельной священной доброте нам надо учиться. Об этом и говорит святой Дионисий. Только эта доброта и приближает нас к Богу. Не ревность, а именно доброта! Потому что мы, христиане, ученики и служители Бога доброты. 

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать