По святым местам. Свято-Троицкий монастырь Соликамска

8 июня 2022 г.

Свято-Троицкий монастырь Соликамска в советские годы был пересыльной тюрьмой. Через город и святую обитель проходило немало репрессированных, среди которых - писатель Варлам Шаламов, поэт-песенник Михаил Танич и преподобный Кукша Одесский. Также в 1918 году святая обитель была резиденцией епископа - священномученика Феофана Соликамского. Отсюда он выехал на свой мученический подвиг в Пермь. Сейчас в монастыре есть храмы святого Кукши Одесского и святого Феофана Соликамского.

Свято-Троицкий монастырь Соликамска в советские годы был пересыльной тюрьмой. Через город и святую обитель проходило немало репрессированных, среди которых –писатель Варлам Шаламов, поэт-песенник Михаил Танич и преподобный Кукша Одесский. Также в 1918 году святая обитель была резиденцией епископа – священномученика Феофана Соликамского. Отсюда он выехал на свой мученический подвиг в Пермь. Сейчас в монастыре есть храмы святого Кукши Одесского и святого Феофана Соликамского.

Программа «По святым местам» приехала в Соликамск, и сейчас мы находимся в историческом центре города, которому через 8 лет исполнится 600, а значит, здесь есть немало памятников архитектуры и истории. И один из них находится по адресу: город Соликамск, ул. Демьяна Бедного, 25. По иронии судьбы или по задумке прежних руководителей города, Свято-Троицкий монастырь расположен сейчас на улице имени революционного поэта, который так смело атаковал святыни старого мира, пока сам не впал в опалу. Советская власть была безжалостна даже к своим, что уж говорить о тех, кто мыслил иначе и выбирал другие ценности, а позже попал в молох репрессий. А Свято-Троицкий монастырь в те безбожные годы был пересыльной тюрьмой для узников режима.

Архиепископ Зосима, Соликамский и Чусовской:

– Как говорила одна монахиня, когда ей передали такой же монастырь, где расстреливали людей, первое время молиться и жить там было невозможно. Атмосфера была жуткая – вымаливать нужно было.

В апреле 1929 года в Соликамск был доставлен писатель Варлам Шаламов. Позже о своем заключении в монастырском подвале он напишет: «Люди были набиты, вбиты в подвал так, что нельзя было ни сесть, ни лечь, только стоять. Начались обмороки, никаких врачей к упавшим в обморок, ясное дело, не вызывали».

Архиепископ Зосима:

– Я читал Шаламова. Жуткие вещи, когда ломали самых сильных людей и буквально превращали в животных. Это было в наших монастырях, особенно в Троицком мужском монастыре. Шаламов там же переживал и описал эти события – просто нечеловеческие ужасы.

«Задыхавшиеся старались пробиться к двери, в которой была щель, и был «волчок», глазок, пробовали дышать через этот глазок. Но стоявший снаружи часовой-конвоир время от времени тыкал штыком своей винтовки в глазок, и попытки вдохнуть свежий воздух через тюремный глазок были прекращены…

На сводах подвала я нашел письмена, сделанные простым углем огромными буквами по всему потолку: «Товарищи! В этой могиле мы умирали трое суток и все же не умерли. Крепитесь, товарищи!»

Пересыльных тюрем в Соликамске было несколько. Сначала одна из них находилась в Иоанно-Предтеченском женском монастыре, а вторая затем в Свято-Троицком. Святая обитель была основана в XVI веке в одном из живописных мест Соликамска.

Игумен Лазарь (Семенов), наместник Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря:

– По рассказам историков, здесь, на территории нынешнего Спасского храма, был самый первый в Соликамске Кремль. Было принято решение, что рядом с центром будет мужской монастырь.

Правда, в то время монастырь был не Троицким, а Вознесенским, и главный храм, построенный уже в начале XVIII столетия, также был освящен в честь праздника Вознесения Господня. В том же веке в Соликамский монастырь перевели Преображенский монастырь из Пыскора, а еще позже – Троицкий монастырь с Вятки.

Игумен Лазарь:

– Жизнь также продолжает жительствовать, служба также продолжалась, а на название не обращали внимание, единственное, прибавлялся особый праздник, которому народ был только рад.

Сейчас главный храм восстановлен лишь наполовину. В одной части звучит молитва, а в другой старинные фрески, чудом сохранившиеся, напоминают о былой красоте.

Игумен Лазарь:

– С 1938 года здесь была тюрьма. В 90-х годах только здание передали, получается, всего лишь 30 лет, но в народе еще не окрепло осознание для реставрации святыни.

На самом нижнем этаже храма до революции была котельная, потом тюремные камеры, а сейчас здесь небольшой музей памяти репрессированных.

Игумен Лазарь:

– Вы были в нашем музее, видели, сколько дел на стендах, там не только священнослужители, но и дети. Сейчас смотришь и понимаешь абсурдность решений тогдашней власти, просто был геноцид народа русского.

В 1938 году в соликамской тюрьме находился Ксенофонт Кириллович Величко, будущий преподобный Кукша Одесский. Отсюда, из Соликамска, его направят в поселок Вильва, затем в Кунгур, и после долгих мытарств святой направится уже в Киев, затем в Почаевскую лавру и, наконец, в одесский Успенский мужской монастырь. Святой с молодых лет имел большое сострадание к людям, у него был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. И Косьма поехал с ним к одному старцу, который исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе. Ты будешь гоним всю жизнь». Десять лет длился исповеднический подвиг святого Кукши Одесского по лагерям и тюрьмам. Сейчас в бывшей пересыльной тюрьме есть храм, посвященный угоднику Божию.

Игумен Лазарь:

– Тогда это были камеры, одна из камер уже переоборудована в храм, где мы каждые среду и пятницу совершаем Божественные литургии. Там у нас и костница, территория монастыря сейчас как одна общая братская могила. Когда мы ведем необходимые раскопки, прокладываем трассу для отопления, канализации или водопровода, то мы их собираем, делаем гробик, совершаем чин погребения, и у нас есть поклонный крест, у которого мы все это уже благообразно хороним, предаем молитве, Богу для упокоения. Эта костница была собрана моим предшественником. Я так понимаю, что эти косточки были именно в этих помещениях. Идут службы, мы постоянно читаем молитвы, Псалтирь; я так понимаю, что владыка благословил. Когда мы взираем на останки, вольно или невольно себя подводим к тому, что нужно усугубить молитвы, особенно в этом месте.

Архиепископ Зосима:

– Если копнуть здесь нашу землю где угодно, то обязательно на косточки человеческие наткнешься. Эта земля вся полита человеческой кровью, страданиями, но все равно это прекрасная земля. История Соликамской епархии как самостоятельной кафедры началась в 2016 году, но за 100 лет до этого было образовано Соликамское викариатство, его главой стал епископ Феофан (Ильменский). Мы знаем, что, когда святитель прибыл на Соликамскую кафедру, он пешком прошел всю каноническую территорию. Это говорит о том, что он ревностно относился и к самому служению, и жаждал общаться с теми, кто на приходах молится.

Владыка Феофан был бесстрашным обличителем безбожия. В 1918 году волостной земельный отдел направил в Троицкий монастырь запрос о планах сенокосных лугов, принадлежащих монастырю, чтобы в дальнейшем изъять эти земли. Епископ Феофан ответил: «Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватить принадлежавшие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией». Архипастырь даже провел многолюдный крестный ход в Пермь, устроенный в связи с гонениями на Церковь. В июне 1918 года святой Феофан вынужден был покинуть Соликамск и уехать в Пермь – там был убит священномученик Андроник, который до этого возглавлял Пермскую епархию. Управление кафедрой владыка Феофан вынужден был взять на себя, но в конце лета он и сам был арестован, а в декабре зверски замучен и убит. В память о пребывании здесь святителя нижний придел одного из храмов посвятили этому угоднику Божию.

Игумен Лазарь:

– Святитель Феофан наш священномученик. Здесь находились его покои, отсюда он переехал в Пермь сменить владыку Андроника. Русская Православная Церковь причислила владыку Феофана к лику святых как новомученика Церкви Русской. В память о его трудах, а он был архиереем этой кафедры, этих земель, правящий архиерей владыка Зосима принял решение с благословения Святейшего Патриарха назвать этот храм в честь святителя Феофана, потому что он имеет особое отношение к этому монастырю, и теперь братия молится святителю о том, чтобы он им покровительствовал. Много крови невинно убиенных пролито за период безбожной власти, поэтому молитва необходима. Это память. Нужно, чтобы люди понимали, что и время скоротечно, и историю свою не нужно забывать. Если жить, минуя заповеди Божии, то можно вернуться на прежние грабли. Нашим бабушкам, дедушкам, отцам, матерям получилось выйти из этой ситуации, а нам, нашим детям и внукам удастся ли?.. Поэтому мы должны это помнить, у Бога испрашивать покой душам усопших, благословление для избавления от ненужного в нашей жизни...

Архиепископ Зосима:

– Всех, кто нас сегодня видит, слышит, мы просим помолиться об этих трагических местах нашего государства, нашей великой России, это тяжелые места. Забывать об этом нельзя, надо молиться всегда о том, что там происходило и сколько людей погибло. И дети гибли, и подростки, и старики, и женщины. Это надо вымолить. Это место значимо всегда было для России, оно и сегодня немаловажно, мы любим наш город, молимся и будем вымаливать наши святые места. И будем ждать гостей в наш город.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 04 декабря: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Изборск - один из древнейших городов России. Его легендарный основатель Трувор известен нам еще с "Повести временных лет". Мы посетим Труворово городище, а затем - средневековую Изборскую крепость. И там, и там есть по Никольскому храму, ведь недаром Изборск называют "Домом Николая Чудотворца".

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать