Таинства Церкви. Великий пост

26 марта 2022 г.

Мы продолжаем разговор в домовом храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Московском финансово-юридическом университете (МФЮА). Наши собеседники: отец Сергий Вязьмин, клирик храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке, и Светлана Алексеевна Забелина, проректор университета.

– Мы вступили в пост в нелегкие, тяжелые дни. Я имею в виду ту ситуацию, которая сейчас происходит в стране. С Вашей точки зрения, чем этот пост будет отличаться от того поста, который мы проводим обычно?

Иерей Сергий Вязьмин:

– Он может отличаться, если будет настоящим постом. Бывает, мы делаем из поста очередную диету (отказываемся от молока, мяса, яиц, рыбы) и делаем это целью. Но если мы хотим поститься по-настоящему, важно подумать о своем духовном состоянии. Во время поста мы пытаемся меньше грешить. Понятно, что меньше грешить мы должны всегда, но удаляться от греха во время поста – очень важная задача. Подлинное воздержание – это воздержание от греха.

Пост будет правильным, если люди закроют свои мессенджеры, выключат телевизоры. И не для того, чтобы ничего не знать, но чтобы успокоить свою душу. Люди, находясь дома, часто рассуждают о геополитических обстоятельствах, раздражаются, недовольны. В итоге в душе нет покоя – и пост проходит зря. Человек, может быть, и мяса не ест, но обсуждает близких, родных, политиков. Получается, что человек не постится, а просто соблюдает диету. Все-таки это не пост.

Пост – это удаление от греха. Поэтому если просмотр телевизора вводит нас в раздражение, уныние, то лучше от этого воздержаться и задуматься о своей душе и, конечно, о помощи своим родным. Пост – время, когда мы по-другому начинаем смотреть на вещи. Нужно постараться уйти от круговорота суеты и посмотреть на тех, кто рядом, кто нуждается в нашей помощи, заботе. Это тоже очень важно.

– В субботу у меня выйдет программа с одним известным актером. В программе мы рассуждали о посте, что это некая тренировка самого себя. Например, я сознательно отказываюсь в пост от некоторых вещей, которые очень люблю; я полагаю это за правило. Он тоже хорошо рассуждал о посте, о воздержании, и я его спросила: «А Вы сами-то поститесь?» Он ответил: «Я верю, что пощусь».

Как научиться воздержанности? Это, наверное, самое сложное.

Иерей Сергий Вязьмин:

– Думаю, надо сделать акцент на том, что пост не должен быть самоцелью. Когда пост ради поста – это совершенно неправильно. У преподобного Макария Великого есть очень интересное выражение: остерегайтесь того, чтобы борьба со страстями не превратилась в страсть.

Наша цель – быть со Христом, мы к Нему стремимся, хотим быть в соединении с Ним. Все наши, условно говоря, духовные практики – пост, молитва – это некие средства, а цель – быть со Христом, с Богом. У нас же пост превращается в некий ритуал...

– Действительно, не превращаем ли мы многие вещи в ритуал? Например, если я какую-то молитву не вычитаю, то всё...

Иерей Сергий Вязьмин:

– Думаю, уже нужно перейти к такому покаянию, что считать вычитывание молитв грехом, когда прочтение молитв – как самоцель и важно не само общение с Богом как с Личностью. Человек переживает не из-за того, что не помолился, а из-за того, что вместо двенадцати молитв прочитал только десять. Можно прочитать и двадцать молитв, но к Богу так и не обратиться. Молитва тоже может стать неким ритуалом. Но это не говорит о том, что молиться не надо, а надо только радоваться. Это тоже неверно. Молитва должна быть, но самое важное в молитве – общение с Богом.

У святителя Феофана Затворника есть «Четыре слова о молитве». Мы знаем, что святитель Феофан – очень образованный человек своего времени, он знал несколько языков и, находясь в затворе, даже учился играть на скрипке. Он говорит в своем труде, что такое подлинная молитва, и сравнивает это с изучением иностранного языка. Для того чтобы изучить другой язык, человек изучает слова, учит диалоги, повторяет их. Цель – научиться говорить на другом языке. То же самое и с молитвой: мы читаем молитвы святых людей, которые их составили, молимся этими словами, но на этом не должны останавливаться. Наша задача – чтобы наша молитва была сердечной и чтобы мы к Богу обращались именно собственными словами. Это очень тяжело.

Чтение молитв из молитвослова – это лишь начальный этап, а мы считаем, что это и есть сама молитва. Святитель Григорий Палама был прав, говоря, что не нужно описывать аскетическую практику, нужно этим жить. Можно много говорить о молитве, рассуждать, даже читать молитвы, но в итоге так и не молиться.

– Светлана Алексеевна, знаю, что Вы со своими студентами собираетесь совершать добрые дела во время поста. Вы собираете гуманитарную помощь, у вас будут проходить ярмарки. Скажите несколько слов об этом.

Забелина Светлана Алексеевна:

– Сейчас наши студенты присоединились к общероссийской акции «Мы вместе» и начали сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса. Кажется, самым действенным в данной ситуации было бы именно делом помогать, решая те проблемы, которые мы видим и с которыми сталкиваются незнакомые нам люди. Это очень важно.

У меня вопрос к отцу Сергию: как Вы посоветуете нашим студентам справляться с унынием? Ведь уныние – это грех. И как действовать во время поста именно в этот исторический момент? Потому что для всех россиян сейчас непростое время, мы переживаем большое испытание. И, конечно, вопросы духовности становятся наиболее острыми. Люди, которые не очень крепки духом, сейчас особенно страдают. Как им помочь? У многих студентов, которые воцерковлены, есть друзья и родственники, которые далеки от Церкви. Подскажите, как быть?

Иерей Сергий Вязьмин:

– Уныние парализует человека, это паралич души. Надо найти причины уныния. Сейчас причина уныния кроется в средствах массовой информации: люди читают новости, понимают, что изменить ничего не могут, и начинают впадать в уныние. Кто-то впадает даже в истерику, у многих срывы. Надо из этого состояния выходить. Как?

Если мы закроемся, как черепахи, в своем панцире, то так и останемся в нем одинокими. Надо выходить на контакт с другими людьми, общаться, вместе делать какие-то дела. И это необязательно дела религиозного характера. Можно просто вместе попить кофе, пообщаться – это отчасти тоже выход из уныния.

Уныние – не только грех, но отчасти психологическая проблема. Нужно выходить на контакт, не замыкаться в себе. Найти себе источник вдохновения. У всех есть хобби, увлечения, нужно развивать их и дальше. Если человек церковный, религиозный, то нужно помолиться. То, о чем я выше говорил, касается, наверное, больше людей нецерковных, а воцерковленные люди ищут спасения и утешения в Боге, к Богу обращаются.

Здесь будет уместным сказать, что обращение к Богу не должно быть четко регламентированным: например, встал утром, зажег свечу, лампадку, открыл молитвослов и два часа читаешь молитвы. Нет; молитва должна быть, если так можно сказать, фрагментарной: утром помолился, к Богу обратился, поблагодарил Его, что у тебя есть еще один день жизни, чтобы творить какие-то добрые, хорошие дела, потом в течение дня попросил помощи у Бога. То есть должно быть постоянное живое общение с Богом.

К сожалению, часто мы воспринимаем Бога как некоего далекого феодала, который думает о том, кого бы наказать: один съел что-то не то, другой что-то не то сделал. Это не так. Бог всегда рядом с нами. И Иоанн Предтеча, и Сам Господь говорят: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приблизилось – значит, рядышком. Преграду между собой и Богом можно разрушить лишь собственным покаянием, изменением собственной жизни. Это, конечно, сложно. Главное, чтобы сам человек хотел общения с Богом. Это не Бог далек, а мы сами от Него отходим. Надо помнить, что Бог рядом и у нас всегда есть возможность к Нему обратиться.

Забелина Светлана Алексеевна:

– Спасибо за ответ. Сейчас по инициативе студентов мы проводим ярмарку: они будут готовить всякие угощения, печенье, варенье, всевозможные поделки и продавать это. Ребята решили, что все собранные средства пойдут на помощь нуждающимся, которых много в это непростое время. Вуз поддерживает их инициативу. Мне кажется, очень важно максимально тиражировать этот опыт. Очень хорошо, что в нашей стране есть такие проекты, как «Мы вместе», волонтерские движения. Вместе с этими организациями мы делаем очень много, они действительно увлекают ребят в свои проекты. Благодаря Церкви ребята понимают, что это духовный путь, очищающий их и дарящий надежду тем, кто сейчас оказался в беде.

Иерей Сергий Вязьмин:

– Еще важно подчеркнуть, чтобы люди, участвующие в этих проектах, не только понимали, что они вовлечены в какой-то общий процесс, но чувствовали, что они делают что-то сами. Не так, что какая-то организация что-то делает, а я просто рядышком нахожусь. Главное, чтобы человек понимал: то, что он делает, – его дело. А это возможно, когда человек действительно хочет помочь другому человеку. Это тоже выражение любви. Главная цель – помочь ближнему.

– Всегда есть кто-то, кому хуже. Мы – дома, рядом с нами родные, близкие. Мы учимся, работаем, у нас есть пища, кров. А есть люди, которые сейчас лишены всего этого, у многих маленькие дети на руках. Понимание этого, может быть, тоже способно вывести человека из уныния? Ведь у нас все не так уж и плохо...

Иерей Сергий Вязьмин:

– Отчасти – да. И когда человек помогает другому, в его духовном состоянии тоже происходят изменения. Помогая другому, человек отчасти помогает и себе. Такое свойство любви. Всегда приятно сделать другому человеку что-то хорошее. Поначалу человек, может, и не хотел делать, а потом помог – и самому приятно стало.

Поэтому надо стараться делать добрые дела, совершать важные поступки в своей жизни. Но бывает так, что люди вкладывают большие деньги, создают целые фонды помощи какой-то стране или каким-то слоям населения, а при этом рядом с ними находится человек, который в чем-то нуждается, а его не замечают. Такое часто бывает. Например, я читал, что некоторые люди помогают детям-сиротам в Африке, а у них в доме находятся нуждающиеся люди, но они их не замечают. Надо как-то комплексно к этому вопросу подходить; начать помогать тем, кто находится рядышком. То есть начать с любви к ближнему.

– Дальнего любить всегда легче, чем ближнего. Это какой-то парадокс. Легко любить все человечество, и многие так и говорят: я люблю всех, весь мир. А вот полюбить ближнего сложнее...

Иерей Сергий Вязьмин:

– Так часто бывает. Мы с родными ругаемся, а с людьми, которые еще недавно были нам врагами, можем целоваться, обниматься, решать какие-то важные вопросы и дела. Наверное, так происходит потому, что больше ответственности перед близким. С другой стороны, ближнего мы знаем очень хорошо, знаем все его недостатки, проблемы, как он себя ведет, потому нам, конечно, сложнее его любить. Мы думаем: «Что тебе помогать? Ты ж меня постоянно обманываешь и предаешь...» Поэтому проще помогать чужим. А ведь нужно помогать тем, кто рядом. И сделать тех, кому мы помогаем, близкими людьми.

– Вот задачки Вы ставите!..

Иерей Сергий Вязьмин:

– Надо просто не быть безучастным к чужой беде. Но начинать надо с тех, кто рядом. Сказано в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть. Не надо искать счастья вокруг да около. То же самое и с помощью ближнему: почему мы пытаемся помочь всем, но не помогаем тому, кто рядом? Господь спросит с нас, почему мы поехали за океан, на Северный полюс помогать, например, пингвинам, когда рядышком были страдающие дети. Должна быть некая иерархичность в том, кому помогать.

– Помню, когда я была совсем девчонкой, позвонила по делу взрослому человеку. Набрала номер, держу трубку возле уха и вдруг слышу: «Добрый день, чем могу быть Вам полезен?» Я несколько секунд приходила в себя, потому что услышала не привычное «алло», а фразу: «Чем могу быть полезен?»

Иерей Сергий Вязьмин:

– В этом глубокая мысль. Человек часто воспринимает реальность таким образом, что ему все должны: преподаватели должны дать образование, родители должны дать деньги и какие-то возможности, жена должна дарить любовь. Получается, что все должны. Но в первую очередь человек должен задать себе вопрос: кому я могу помочь?

– Раньше человек был готов помочь и понимал, что если раздается телефонный звонок, значит, другому человеку что-то надо.

Давайте переключимся на другую тему. Мы находимся в учебном заведении. Время сейчас напряженное, студентам надо готовиться к сессии. Есть какие-то послабления для студентов в период поста в плане воздержания от тех или иных продуктов?

Иерей Сергий Вязьмин:

– Согласно Типикону есть некий постный регламент. Но надо понимать, откуда этот регламент: он появился в монашеской среде, причем не в наших краях. Поэтому надо исходить из возможностей. Если человек может от чего-то отказаться, например от мяса, – пусть отказывается. Если человек болен, то надо задуматься. Вообще к посту надо подходить с рассуждением. Если студент будет голодать, он будет плохо соображать, и это неправильно. Должна быть золотая середина. И все это решается в индивидуальном ключе. Если человек воспринимает пост как церковное установление, если человек церковный, то он должен решать все вопросы со священником, у которого исповедуется. Все вопросы нужно проговорить в индивидуальном порядке.

– И посоветоваться с врачом тоже немаловажно. Многие люди больны, им нужно употреблять определенные продукты...

Иерей Сергий Вязьмин:

– Конечно. Если у человека проблемы с суставами, например, то ему нужен кальций, белок. Все должно решаться индивидуально, в личном порядке. Если мы воспринимаем пост как некое общественное действие, он не будет эффективен. Это должна быть личная практика.

– Отец Сергий, в заключение – несколько напутственных слов нашим зрителям, студентам, учащимся...

Иерей Сергий Вязьмин:

– Самое главное во время поста – научиться любить. Это то, чего человеку не хватает. Порой человек чего-то не вкушает, отказывается от еды, но пребывает в ненависти и злобе. Это ни к чему хорошему не приведет. Помимо того, что мы молимся и чего-то не вкушаем, отказываемся от чего-то, что нам дорого и любимо, постараемся еще и любить человека. Это то, что актуально всегда. В этом мире оскудевает любовь, теряется доброта и понимание другого человека, из-за этого происходят в нашей жизни трудности, конфликты и тому подобное. Будем надеяться, что этого в нашей жизни будет все меньше и меньше. Все начинается с нас – когда мы сами начинаем меняться в лучшую сторону.

– Спасибо большое! Сердечно вас благодарю и надеюсь на продолжение наших бесед в этом замечательном домовом студенческом храме. Думаю, нашим зрителям было интересно.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать