27 апреля. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства

27 апреля 2022 г.

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 35–51

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 35–51).

1.35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

1.36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

1.37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

1.38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?

1.39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

1.40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

1.41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

1.42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

1.51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1, 35–51)

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о первых учениках Господа нашего Иисуса Христа.

На другой день после личного свидетельства о пришедшем Мессии Иоанн Креститель вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, а Христос проходил вдоль берега. Иоанн Креститель понимал, что его миссия завершена, а потому побуждал своих учеников присоединиться ко Христу, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). Основной смысл этих слов Крестителя заключался в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей.

И в этих словах Иоанна отразилось замечательное ветхозаветное пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Повторение свидетельства о Христе произвело на двоих учеников Иоанна настолько сильное впечатление, что они пошли за Спасителем. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? (Ин. 1, 38).

В ответ Андрей и Иоанн спросили Христа о том, где Он живет, давая понять, что хотят провести с ним больше времени. Христос же сказал им: пойдите и увидите (Ин. 1, 39). Говоря так, Он не просто пригласил Андрея и Иоанна поговорить, но и пойти для обретения истины, которую только Он мог открыть. И в этом приглашении Спасителя можно увидеть символическое значение: Он обещает Своим будущим ученикам духовное просвещение и веру.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1, 40). Второй ученик остается неназванным.

Борис Ильич Гладков отмечает: «Евангелист Иоанн, повествуя о себе, ни разу не назвал себя по имени, а только учеником. Другие же евангелисты, говоря о тех же событиях, называют Иоанном того апостола, которого избегает называть по имени сам автор последнего Евангелия. Это дает нам основание считать, что этим учеником, ставшим потом апостолом и евангелистом, был сам Иоанн. Такое заключение подтверждается еще и следующим соображением: только Иоанн Богослов повествует о призвании Иисусом первых учеников настолько обстоятельно и подробно, как мог говорить лишь бывший очевидцем».

Андрей же, найдя своего брата Симона, сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). Симон – сокращенный вариант еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое имя Петр является переводом арамейского слова Кифá, означающего «камень, валун, скала».

Говоря о Христе, евангелист Иоанн употребляет еврейское слово «Мессия», давая его греческий перевод «Христос». И то, и другое означает «помазанный Богом».

Когда же Петра привели ко Спасителю, Христос, взглянув на него, увидел не только рыбака-галилеянина, но также и камень – один из первых в величественном здании Церкви, а потому сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42).

На другой день Спаситель пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа, а тот, найдя своего друга Нафанаила, сказал ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45).

Однако Нафанаил принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. На слова Филиппа он ответил следующим образом: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). По-видимому, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества.

Кроме того, Галилея пользовалась тогда дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, упоминания о котором не было в Ветхом Завете, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения обещанного пророками Мессии.

Филипп же был мудрее. Не споря с Нафанаилом, он просто призвал его пойти и посмотреть самому.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: Филипп, зная, что «Нафанаил сведущ в законе и Писаниях пророческих и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, – отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным».

Будучи человеком откровенным и искренним, желая исследовать, насколько верно то, о чем рассказал ему друг, Нафанаил тотчас же пошел ко Христу. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47).

Чтобы окончательно рассеять его сомнения, Господь явил Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого не был известен никому, кроме самого Нафанаила: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48).

Что именно было с Нафанаилом под смоковницей, сокрыто от нас, но по всему видно, что здесь заключена какая-то тайна, о которой мог знать только Бог. И это откровение настолько поразило Нафанаила, что все его сомнения мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей. Вот, вероятнее всего, почему слова Господа сразу пробудили в нем такую горячую веру в Него как в Сына Божия, Которому открыты состояния человеческой души».

Нафанаил уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.

Далее Господь предрекает Своим последователям, что духовными очами они увидят Его славу и что через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим, исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (см. Быт. 28, 11–17).

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о встрече человека и Бога и открывают нам удивительную истину: еще до того момента, как мы узнаем о Христе, Он видит каждого из нас и слышит наши чаяния и надежды.

Спаситель готов открыть каждому человеку истинную картину этого мира: для этого нам необходимо лишь проявить решимость следовать за Христом и быть Его свидетелями в этом мире.

Помогай нам в этом воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать