Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

23 мая 2022 г.

В студии архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

– Батюшка, Вы очень много сделали для Церкви. Построили храмы, совершенно замечательный храм в Ясеневе, но, согласитесь, Вы один не смогли бы это сделать, Вам помогали люди.

– Безусловно.

– Давайте попытаемся объяснить, как формировалась община вашего прихода. Ведь без простых людей и мудрого наставника в нашем мире практически ничего невозможно сделать.

– Кто-то из мудрых людей сказал: мечта начинается с мечтателя. Обязательно должна быть зажигалка. Само в жизни ничего не делается, и попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Для того чтобы плавание было удачным, недостаточно одного попутного ветра, надо, чтобы были расправлены паруса. И под лежачий камень вода не течет.

Мне запомнилось кое-что в Троице-Сергиевой лавре. Одного диакона рукополагали во священники, я стоял рядом, хиротонию совершал один из иерархов нашей Церкви. И когда хиротония закончилась, батюшка подошел за благословением, а ему говорят: «Запомни на всю жизнь: под лежачий камень вода не течет». И мне эта простая вещь врезалась в память.

На самом деле не надо ждать ниоткуда помощи, потому что мы – люди, воспитанные в советское время, когда храмы не открывались, а закрывались. Например, меня крестили в церкви Преображения Господня на Преображенской площади, и этот храм был взорван в 1964 году.

– Сейчас он восстановлен.

– Да, восстановлен. То есть я человек трех эпох: храм был, храма не стало, этот храм восстановили, и я 8 мая 2015 года был на освящении этого храма. Там был такой курьезный случай. Были приглашены священники, и алтарь почему-то оказался очень небольшим. Пять престолов. Нас распределили помогать епископу Марку освящать престолы. Престолы были освящены, совершилась литургия, а мы все в это время стояли в центральной части храма, но причаститься зашли в алтарь. Было малое количество приглашенных людей, потому что там была Светлана Медведева, она на тот период времени была первой леди, женой президента. Мы зашли в алтарь, и когда я подходил под благословение, почувствовал, что у Патриарха во взгляде вопрос: «Как ты тут оказался?»

И я ему говорю: «Ваше Святейшество, представляете, меня в этом храме крестили в 1963 году, а потом храм разрушили». Он заулыбался, что я человек, просто непосредственно связанный с историей этого храма. Я его не отпустил, говорю: «А из пяти престолов мне посчастливилось принять участие в освящении престола в честь Петра и Павла, а меня в крещении назвали Павлом». Тогда он вообще разулыбался. Может быть, в этом приделе меня и крестили, потому что обычно в центральных приделах не крестят, а тут как раз боковые приделы – всякое может быть.

Даже восстановление этого храма: для одного человека эта идея кажется вообще невероятной. Мечта начинается с мечтателя. Сколько раз я замечал, что везет тому, кто везет. Еще блаженный Августин сказал: «Когда человек действует, Бог содействует». Кажется, невероятные вещи, но ты только начни, надо сделать шаг. Шаг делаешь, Бог делает девять шагов навстречу. И еще мне понравилась одна жизненная позиция. Я жил в лавре, сначала учился в семинарии, потом был в монастыре в 1986 году, мне было всего 24 года. Мы сели на скамеечку с почтенным архимандритом Лаврентием, он на тот момент заведовал всеми свечными ящиками, был помощником у отца Кирилла (Павлова), который был казначеем.

– Батюшка уже покойный, кажется?

– Да, конечно.

– Это не он пел «Да исправится»?

– Он пел.

– Удивительно старая лавра.

– Фамилия у него была интересная – Постников. Супермонашеская фамилия. Однажды он мне сказал: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему в лавру приходит много священников, монахов, а остаются единицы?» Я попытался догадаться, потому что на самом деле в лавре была очень большая текучка. Говорю: «Они не остаются в лавре потому, что у них нет московской прописки».

Если человек поступает в лавру, то он четыре года учится в семинарии, четыре года – в академии; если выдающийся, то еще три года – аспирантура. Но если он за это время не смог каким-то образом оформить московскую прописку, то его из лавры выписывали. То есть это было временное пребывание, оно могло быть не более одиннадцати лет. А он говорит: «Нет, не из-за этого».  – «А почему?» – «Никогда не говори, что ты приболел и не можешь выполнить послушание, дело, какое-то поручение, если ты не болен до такой степени, что и вправду не можешь этого сделать. И никогда не говори “не могу”, когда ты этого даже не пробовал или попробовал сделать, но не приложил всех усилий. Потому что на самом деле будешь болеть и на самом деле не сможешь сделать». Думаю: «Ничего себе». И он мне таким образом дал наставление: остается в лавре, в монастыре тот, кто не ищет легких путей.

Потому что есть страшные слова в двупсалмии: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему». Мудрые греки говорили: куда бы человек ни пошел, он везде найдет то, что принес с собой. Нытик везде найдет поводы для нытья. Человек, благословляющий, благодарящий Господа, в любой ситуации найдет, за что славить Бога. Нелюдимый человек вечно будет нелюдимым, даже среди многолюдства, человек общительный найдет общий язык и со столбом. Поэтому всё внутри нас.

Иоанн Златоуст тоже дал нам определенный подход к жизни. Мы все время говорим: «Вот жизнь такая тяжелая…». Это было во все времена. Святой Иоанн говорил, что больной человек не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. А здоровый человек не тот, у кого мало болезней, а кто при болезнях мало ноет. Богатый человек не тот, у кого много денег, а кто умеет довольствоваться необходимым. А бедный человек не тот, у кого мало денег, а кто не умеет довольствоваться необходимым. И оказывается всё вот здесь (показывает на голову) и здесь (показывает на сердце). Не жизнь такая – мы такие.

Интересно говорил блаженный Августин в V веке. Вы говорите: тяжелые и невыносимые времена? Мы и есть эти времена; какие мы, такие и времена. У старца Паисия есть такая мысль. Вы ругаете митрополита. Вы ругаете архиепископа. (У них нет Патриарха, если бы был, ругали бы Патриарха.) Вы ругаете настоятеля, приходское собрание, старосту, певчих, диаконов, мужа, жену. Ругаешь и думаешь, что ты желаешь блага Церкви. Исправь одну клетку в этой Церкви, исправь самого себя, и Церковь будет лучше.

Я часто замечал, что в монастыре самые страшные ревнители церковного устава и богослужения, которые не позволяли отступления от Типикона, сачковали от богослужения. Они всё так придумают, что по четыре-пять часов всенощная или служба по будням, а сами не ходят. Называется, устав для стен. Если вы такой устав возложили на плечи, тогда вы его сами лично тяните. Вот что я заметил, такое есть в нашей жизни. Ну, может быть, не всегда.

Мы сейчас ищем ответ на вопрос: «Как жить?» Это было, есть и будет. Старец Амвросий говорил, что в наши времена, чтобы спастись, надо быть или железным, или золотым. Железным – иметь большое терпение, а золотым – иметь большое смирение. В семейной жизни, чтобы жениться, надо влюбиться. Об этом и старец Амвросий говорил: если здоровы, есть родительское благословение и нравитесь друг другу – этого достаточно. Но чтобы сохранить семью, надо научиться терпеть, слушать и смиряться. Потому что добрый человек – умный человек, а недобрый человек – неумный человек.

Сейчас в России, в нашей стране, на десять браков семь разводов. Почему? Они все были умные, но не были добрые. Одна женщина подходит и говорит: «Батюшка, муж со мной несправедлив».

– Груб.

– Разные интерпретации могут быть, в чем эта несправедливость. И тогда священник у нее спрашивает: «Детка, а ты хочешь быть справедливой или счастливой?» Какая может быть справедливость в семье, когда у нас по отношению к Богу нет справедливости: с Его стороны по отношению к нам и со стороны нас в отношении нашего сыновнего христианского долга. Ну, мы просто двоечники.

– Что это за христианский долг в семье?

– Просто человеческие отношения. До христианских нам всем еще далеко.

– Даже про молитву пока не говорим?

– Конечно. Нам очень далеко до христианских отношений в семье, у нас должны быть человеческие отношения. Когда я был в одной замечательной, как мне кажется, примерной семье (там двое родителей, семеро детей), я увидел у них на холодильнике надпись, написанную фломастером. Их попросил написать один батюшка, чтобы они не забывали: «Здесь все служат всем». Вот это и есть человеческое отношение. А не так: мама, папа, старший брат, старшая сестра… Ты что-то можешь? Могу. Сделай то, что можешь. Почему вечно мама, папа, бабушка, дедушка (сейчас, кстати, дедушек нет, одни бабушки, к сожалению, в большинстве семей) – обслуживающий персонал?

– Бабушки иногда очень хотят помочь.

И этим развращают. Одной я говорил, пока был в гостях: «Мы с папой чай попьем, обсудим кое-что, а ты пока дыню порежь». Смотрю – у нее удивленный взгляд... У меня сердце чуть не в предынфарктном состоянии. Я позвал маму и говорю: «Ей 17 лет, и она не знает, как дыню разрезать?» Я был в шоке: ей же замуж, она будет хозяйкой семьи. Это, конечно, вина родителей, бабушек, дедушек. У нас так: «Пусть учатся». Они много чего знают, но не знают самого главного – как жить.

– Учеба совершенно не мешает делать простые действия по дому.

Какая учеба в субботу и воскресенье? Это бесконечное сидение за компьютером. Человеку не хочется что-то сделать для семьи, дать матери выходной день. Все эгоисты. Мы рождаемся эгоистами, а потом говорим: «Хочу в браке быть счастливым». А вы в семье привыкли служить? Если в семье человек не привык служить, то когда станет мужем или женой, этого не будет.

– Меня никто ничему не учил. Как быть с теми, у кого нет примера?

– Моя мама говорила, что человеческая рука сжимается не так, а так. Ты же понимаешь, что хорошо для тебя?

– Понимаю.

Понимаешь, что такое большой кусок? Салат, в котором три ложки сметаны, или салат, в который почему-то положили одну ложку? Маленький или большой кусок торта – ты понимаешь. Господь дал нам в Евангелии алгоритм: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Ты же хотел, чтобы тебе достался кусок побольше, чтобы человек сам с тобой поделился от души? Тогда и ты так делай. Стержень, фундамент и алгоритм есть у каждого человека – это голос совести и человечности.

– Так что неполная семья – не отговорка… Я говорил одному человеку (он сирота, развелся с женой к тому времени): «У тебя есть шанс. Если у тебя этого не было – дай своим детям». Не получается.

Люди, даже видевшие пример в семье, понимающие и знающие, что такое нравственный ориентир, идеал, тоже чудят. Почему? Эгоизм все перевешивает. Интересная мысль, которую я часто повторяю: если тебя попросили – ты уже опоздал. Ты должен быть глазами, ушами. «Помоги порезать, взять сумку, донести, помыть, вытряхнуть» – тебя надо об этом просить, ты сам не соображаешь? Попросят – сделаешь, но это уже будет просьба, а не твое внутреннее созревшее решение. Поэтому надо всегда быть глазами, ушами, иметь некоторую предусмотрительность. Кто-то сказал: «Знаете, какой счастливый брак? Брак, в котором мужчина понимает каждое слово, которое жена еще не успела сказать».

– Вы сейчас играете на чужой половине…

Хорошо, тогда переведем на «русский язык»: когда супруга понимает каждое невысказанное слово… Иногда люди не говорят, но ты понимаешь, что человек надулся, и чувствуешь почему. Да, он или она не скажет, сделает вид, что ничего не произошло. Но ты должен понять, что случилось, и, даже если ничего не сказали, должен постараться исправить то, на что обиделись. Может, человек из-за деликатности не скажет. Задаю тебе и всем телезрителям загадку: какая рыба никогда не попадется на крючок?

– Немая?

Горячо.

– Которая губами не шлепает?

Верно. Рыба, которая рот держит закрытым. Так и в семейной жизни. Не будет ссоры, скандала.

– Нужно памятовать о последствиях, просчитать алгоритм?

Конечно. Особенно у женщин эмоции впереди – осмысление потом.

– Порой, наоборот, эмоций больше у мужчин.

Апостол Павел недаром об этом говорит: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Недаром у нас два уха и два глаза, чтобы больше видеть и слышать, чем говорить. Язык за двумя преградами: зубами и губами. Функция зубов – сдерживать язык. Если зубы не выполняют свои функции – они вылетают.

– И это не кариес.

В одном зубном кабинете была следующая надпись: «Что надо для того, чтобы зубы всегда были здоровы и на месте? Надо два раза в день, утром и вечером, их чистить, два раза в год посещать стоматолога и не совать свой нос туда, куда не просят».

– Говорится, что мужчина – глава семьи, как Христос – Глава Церкви. В семье иногда это сложно выполняется. А если жена с характером?

Дальше этого высочайшего повеления в тексте есть толкование этой мысли. Апостол говорит: как Христос предал Себя за жизнь Церкви... В каком смысле Глава Церкви? Он за народ отдал жизнь. Если ты такой муж, что готов отдать жизнь за свою жену даже в мелочах, – тогда можешь рассчитывать на послушание жены. Жена да боится своего мужа. Есть такое толкование: жена боится потерять такого мужа, который готов за нее отдать жизнь. Какие могут быть возвышенные вещи, как жизнь отдать, когда люди не могут помириться в этот же день?

В Священном Писании есть алгоритм: солнце да не зайдет во гневе вашем. Писание предполагает, что мы не идеальные, падшие люди. Но оно говорит, что есть мера. Мы можем находиться в ссоре потому, что мы не ангелы, но до определенного момента: к концу дня ты должен помириться.

Я имел счастливую возможность быть на свадьбе у своих друзей. Как Христос бывал в Кане Галилейской, так и приходскому священнику приходится бывать на свадьбах, чтобы поддержать будущую семью, чтобы была не только еда и конкурсы. На православных свадьбах мы приняли решение – и народ это тоже понял – не кричать «горько». Во-первых, это необъяснимо. У кого ни спрашивай, никто не может дать объяснение целованию при всем народе.

– Надо посмотреть, как это было на Руси.

У нас все упрощено. Мы поем молодым и родителям «Многая лета». Каждый тост заканчивается многолетием, а целование есть по расписанию в чине венчания: в конце, перед священником и алтарем молодые целуются в знак своего единства и таинства Венчания.

Я был на одной свадьбе, и, наверное, было уже произнесено тостов пятнадцать вместо безумных конкурсов, проводимых по той причине, что люди якобы не смогут сами организоваться. Мое отношение, мое видение этого такое: людям самим не дают все это организовать, и в конце концов никакого внутреннего содержания свадьбы не имеют. Одни только конкурсы, конкурсы… «Давайте поделимся на группы, давайте поиграем». У нас православные свадьбы никогда скучно не проходили.

– А для общения есть второй день, третий.

– Да. Так вот, на той свадьбе уже где-то после 12-го, если не 20-го тоста вдруг встала скромненькая худенькая девочка с колечком на правой руке. Кстати, женатые люди, не носящие кольца, приравниваются к христианам, снявшим с себя крест. В таинстве Венчания есть такие слова: «Сам убо и ныне Владыко, благослови перстней положение сие благословением Небесным, и ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их». То есть в таинстве Крещения человеку дается ангел-хранитель, а в таинстве Венчания дается ангел-хранитель семьи. Символом этого является возложение перстней (слово «кольцо» здесь не произносится, только слово «перстень»). В этот момент священник испрашивает благословения, чтобы ангел-хранитель всегда предшествовал этой семье.

Так вот, эта худенькая девочка сказала молодой семейной паре: «Я дам вам такой совет: как бы вы ни ссорились, какие бы у вас ни были недомолвки, проблемы, засыпать вам нужно в одной кровати». Солнце да не зайдет во гневе вашем – эту замечательную мысль девушка сказала своими словами.

В конце свадьбы я увидел, как три бабушки, подойдя к этой девушке, плакались у нее на плече. Я – человек любознательный, иногда и любопытный, я подслушал их разговор. Эти бабушки сказали: «Детка, если бы мы знали это раньше…» Я хотел бы, чтобы этот момент запомнился нашим телезрителям. Вечер – это предел, всё. Можно дуться друг на друга весь день, но вечером нужно мириться. А если вы не помиритесь, то ваша обида будет потом как ржавчина или как грязная засохшая посуда. Кстати, мой совет – посуду вместе с женой мойте немедленно. Я терпеть не могу немытой посуды. Когда я обедаю, перед тем как приступить ко второму блюду, обязательно мою тарелку от первого блюда, потому что я не люблю, когда на столе беспорядок. Вот такая у меня привычка.

– А посудомоечная машина?

– Ну, посудомоечная машина для лентяев. Это же несколько секунд – помыть тарелку. А если вы ее оставите, она подсохнет, и вы потратите больше времени на то, чтобы ее помыть. Так и ссора. Вот вы перенесли ее на другой день, и она как ржавчина, как засохшая посуда. Тогда уже надо отмачивать ее. И вы здесь сами виноваты. Поэтому и ссору нужно гасить сразу же, может быть, наступая на свое самолюбие и гордыню.

Все проблемы в семье именно из-за того, что не хватает терпения. Кто-то из мудрых людей сказал: терпение из травы делает молоко. Терпение превратило воду в раковине в жемчужину. На всякое хотение надо терпение. Старец Амвросий, который славится своими краткими поучительными стихотворениями, говорит: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».

Кстати, раз уж речь зашла об Оптиной пустыни, в воскресенье у наместника Оптиной пустыни епископа Иосифа был день ангела – первый его день ангела с того времени, как он стал наместником. Святейший Патриарх прислал свое поздравление, братия с любовью его поздравляла.

А завтра день ангела у Святейшего Патриарха, и, конечно, вся его паства, все его чада от всей души пожелают отцу нашему долгих лет жизни, «право править слово истины». Конечно, духовенство в меру своих сил и возможностей старается быть ему помощником, а миряне молятся за своего Предстоятеля.

Нынешнее время наисложнейшее, наитруднейшее, и молитва за Предстоятеля в конце концов вернется к нам самим. Ведь что мы сеем, то и жнем. Любовь вернется любовью, благожелательность – благожелательностью, доброжелательность – доброжелательностью. Поэтому нашему Святейшему Патриарху Кириллу в день памяти святых славных равноапостольных Кирилла и Мефодия многая и благая лета!

Когда я венчаю наших молодых, привожу им слова старца Амвросия: «Кто уступает, тот больше приобретает». Не нужно играть в семье в мысленные шахматы: «Можно это сказать или нет? Если я это скажу, она подумает так…» И идет некое просчитывание, то есть происходит потеря простоты. Я говорю: «В шахматы не играйте. Играйте в шашки».

– В поддавки.

– Еще лучше – в поддавки. Тот, кто уступил, тот и победил. Кто-то из мудрых людей сказал: победа над близким человеком – это твое поражение. Ты переломал его, переубедил, перекричал? Да. Ну, молодец, вроде бы все по-твоему, а в конце концов и не по-твоему. Почему? Потому, что нет мира, нет тишины, спокойствия, радости, хотя все по-твоему. Радости, смысла нет, но все по-твоему.

Семья – это тончайший организм, и не всякое решение в твою пользу будет тебя радовать. Есть такая интересная мысль: Бог отвечает на наши просьбы по-разному. Иногда на наши просьбы, на наши желания Он говорит «да», и они исполняются. Иногда Он говорит «нет», чтобы дать нам что-то лучшее. А иногда Господь велит нам потерпеть, чтобы дать нам наилучшее.

Нам нужно время, чтобы мы поняли, что уступивший и потерпевший в конце концов  приобретет. Рано сорванный плод, сколько его ни кусай, все равно будет зеленым. Потому что у человека не хватило терпения.

– То есть на вопрос, как же понять волю Божию, мы ответим: «Терпением».

– Терпением, конечно.

– И тогда образуется жемчужина и появится молоко?

– Конечно, и из травы получится молоко. Только так. Семья без терпения развалится. По статистике половина разводов происходит в первый год совместной жизни. Можешь себе представить? Пятьдесят процентов семей не могут прожить и года.

– Мне кажется, спасением семьи здесь может быть рождение ребенка. А ведь семьи могут сознательно это откладывать, принимают какие-то препараты.

– И теряют из-за этого здоровье.

– Совершенно верно. И женщина, например, впадает в депрессию. То есть здесь очень много разных причин, но всегда можно найти правильное решение. Я знаю несколько примеров того, что люди сознательно не хотели иметь детей, женщины принимали какие-то гормональные средства, и через три года у них начинались проблемы. То есть это очень важный вопрос, и играть с этим опасно.

– Конечно. Дело в том, что сначала мы не хотим, а потом нам уже не дается. Поэтому не нужно думать, что так будет бесконечное число раз… Поэтому всякий ребенок, который предполагается, пусть и будет. Недаром в нашей Церкви этот сакральный момент вынесен в церковный календарь – Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 6 октября и Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 декабря. Богородица уже названа Богородицей, Иоанн Предтеча уже назван Иоанном Предтечей.

Кстати, у корейцев день рождения празднуется не в настоящий день рождения, а в день зачатия – отсчитывается 9 месяцев от дня рождения. Какое тончайшее любомудрие, тончайшее богословие, чтобы придать ценность человеческой жизни… Человек уже зачат, это уже будущий Ким, Павел, Сергей и прочие. Это уже человек, человечище!

У Василия Великого по этому поводу была такая мысль: кто должен стать человеком, уже человек. Поэтому всякий аборт – это, конечно, убийство человека. Мы об этом как раз и говорим, что нерождение ребенка ведет к семейным катастрофам, потому что люди пошли против Бога, против самих себя, против естества, против человечности. А потом они говорят: «Нам не везет в жизни». А как же вам будет везти в жизни, если вы оба совершили страшный грех – и муж, и жена?

– Ребенок – это трудности, это реальная радость и трудности. Приведу пример из своей жизни. На каком-то этапе наш ребенок заболел, и нам пришлось очень долго его лечить. И в этот момент мы почувствовали себя родителями. Я потом спросил у жены: «А послеродовая депрессия?» – «А ее не было. Мы просто решали вопрос здоровья ребенка».

– Слава Богу.

– То есть с ребенком в какой-то степени связана боязнь этих трудностей. Говорят, что беременность – это болезнь. Получается, женщина девять месяцев болеет?

– Беременность – это естественное состояние женщины.

– Ну, нам вообще сложно говорить. Мы – мужчины, а у женщин свое. С другой стороны, трудности могут тебя закалить. Может быть, ты все-таки оторвешься от танчиков в компьютере и пойдешь зарабатывать деньги для семьи.

– Дело в том, что вы – люди молодые. Я немножко пожил на белом свете и кое-что знаю, совсем немного. Но молодым людям я говорю: «Вы знаете, что дети – это не только трудности и проблемы? Дети – это средство передвижения в старости». Я досмотрел за своей мамой, за что благодарю Бога и ее. Моя мама пережила старшего сына, моего брата, на десять лет. А если бы меня не было?

Наша жизнь состоит не только из скоротечной юности и зрелости, она еще состоит из долгой старости. А в старости с кем ты окажешься? И когда говорят: «Мы родим ребенка позже, мы хотим пожить для себя», – я отвечаю: «Да вы дураки – вы живете против себя. Не для себя, а против себя, потому что уже сейчас проценты должны капать в банке нашей человеческой жизни». – «Я в банк потом положу». – «Потом? Что положишь, то и получишь». Поэтому здесь проблема, сложности.

В 1990 году я был в Узбекистане, в Ташкенте, и был потрясен обычаями восточных стран: родителей в семье досматривает самый младший сын, и дом достается тому, кто досматривает родителей. Поэтому мусульмане стараются, чтобы в семье обязательно был сын, сколько бы они ни рожали детей, ведь девочки уйдут из семьи. И там родители не беспокоятся, что с ними будет. Они все отдают детям, часто через огромные проблемы, а потом все возвращается к ним.

– Даже преподобный Сергий сначала похоронил родителей, а потом ушел в монастырь.

– Конечно. Вот живой пример. Вот это и есть христианские обычаи отношений в семье. Правда, нам до них далеко.

– Но, батюшка, под лежачий камень вода не течет.

– Конечно. Мы должны дожить хотя бы до уровня человеческих обычаев.

– Да. Я замечаю, что, начиная какую-то тему, мы все равно уходим к семейным отношениям. На самом деле это очень важно, ведь если не будет крепкой семьи, не будет ни прихода, ни образования, ни будущего страны.

Батюшка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу, за такие мотивирующие фразы. Скажу честно, после такого эфира мне действительно хочется мириться, решать проблемы и сделать то, что я планировал сделать еще три года назад, но до сих пор не сделал. Спасибо Вам большое!

– В терпении вашем стяжите души ваши.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Ксения Будченко и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​