Беседы с батюшкой. Духовный свет. Архимандрит Александр (Глоба)

22 мая 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Тема сегодняшней передачи: духовный свет. Сейчас идут светлые, радостные пасхальные дни, как раз самое время говорить на тему света. Что такое свет в духовном понимании?

– Прежде всего свет в духовном понимании всегда ассоциируется с Самим Богом. Господь Иисус Христос сказал: Я свет миру. Духовное понимание света всегда будет соотноситься с пониманием Бога: Его познанием, Его изучением, Его имплементацией в свою жизнь. Когда человек пускает Бога в свою жизнь, он становится духовным, нравственным, принадлежащим Богу. Когда человек отвращается от Бога, тогда для него всегда будет «наградой» тьма, в которой нет Бога. Бог как источник света никогда не соприкасается с тьмой. И человек, находящийся во тьме, всегда будет испытывать некомфортное, адское состояние. Когда нет Бога, нет радости, нет того, что поддерживает жизнь в человеке.

Мы должны разделять свет тварный и свет нетварный. Бог – это нетварный свет. Но когда Господь сотворил небо и землю, когда отделил свет от тьмы – это уже тварное физическое бытие света. У человека осталась память, которая передается из рода в род, из поколения в поколение, о том нетварном свете, который он видел в раю. Адам и Ева видели. Тогда сам человек был облечен «светом, яко ризою». Это была светлая одежда. Сейчас, когда пытаются показать в кино, мультфильмах, каких-то фантастических произведениях что-то загадочное, изображают это в виде сияющего шара. Примерно так и выглядел человек, который был облечен в эту сияющую одежду.

Когда человек совершил грех и пал, Господь дал ему кожаные ризы. Таким образом, человек не может на время одеваться светом как ризою, и ему дано определенное количество времени для того, чтобы он познал Бога, понял, что без Бога не может ничего сделать, даже при условии, что сотворен по Его образу и подобию.

– Каждый из нас носит эту световую память?

– Да. Память света.

– И каждый скучает по ней, тянется к ней?

– Да, как в плате прошивается определенная программа, так и у нас прошита память о свете. Доказательством является тот факт, что когда человек физически выходит на свет, он радуется, расцветает. Это от тварного света. А представляете, что будет, когда человеческая душа увидит Божественный свет? В том состоянии, когда душа пребывает под Божественным светом, она не устает.

Мы верим в то, что наследуем преобразованное человеческое тело после воскресения. Те люди, которые умерли, облекутся в свои одежды, в кости, в плоть. Тела будут исправленные и совершенные. Такое тело способно появиться в одном месте, стать невидимым, исчезнуть, неожиданно появиться в другом месте. Христос показал апостолам совершенство тела, когда явился перед ними после воскресения. Мы должны знать, что и с нами так будет. Для этого важна наша вера во Христа. Этим действием Господь показал нам функции нового Адама.

Ветхий Адам пал, он не справился с той функцией, которую Господь хотел взрастить в нем: послушание и потребность в Боге. А Христос эту функцию воскресил, возобновил и дал нам возможность опять войти в Царствие Небесное. Для нас праздник Светлого Христова Воскресения и все последствия, связанные с этими светлыми событиями, – это важно в нашем реальном существовании для того, как мы будем существовать с Богом.

Ни в языческих, ни в других верованиях, даже традиционных, мы не находим этой истины радости и правды, которую открыл нам Христос. Там все равно есть затыка в том, что все упирается в непознанность Бога. Эти люди либо сами для себя закрывают истину Святой Троицы, либо эта функция не включается у них, они ее отвергают по непонятным для нас причинам. Вера – это великий Божий дар. Мы должны укрепляться в ней, познавать Бога и стремиться к тому, чтобы быть с этим Источником света.

– У нас сегодня на заставке Богоявленский собор. Золотой цвет превалирует в храмовом убранстве. Он взывает к световой памяти человека о рае. И человек, попадая в эту область золотого цвета и света, невольно, где-то глубоко внутри себя, начинает вспоминать свою истинную природу и невольно начинает впадать в особое состояние. Недаром иконы тоже излучают свет. Золотой фон икон как механизм возвращения человека к самому себе.

Вы правильно отметили эту характеристику убранства храма – напоминание о райском саде. Над царскими вратами в алтаре Богоявленского храма изображен голубь в сиянии. Голубь – признак присутствия Бога. Дух Святой, Бог Отец и Бог Сын – Источник света, озаряющий людей, дающий людям Божественную благодать и любовь.

Резьба, лепнина, роспись имеют очень много растительных элементов. Они присутствуют даже в украшении паникадил и подсвечников. Это также память человека о райском саде, где эти элементы он видел в растениях в реальном их существовании. И когда человек воплощает их в дереве, лепке, это опять-таки тот отпечаток Божественной радости, которую он хочет увидеть реально.  В храмовом зодчестве, храмовой росписи, храмовом убранстве он пытается это воспроизвести, чтобы почувствовать то состояние комфортности, которое испытывал в райском саду, находясь вместе с Богом.

У людей часто возникает вопрос: почему в храмах очень много золота, не лучше ли раздать это людям, нищим? Но образ золотого храма – это всегда образ целостности, оздоровления человеческой души, признак наследия Царствия Небесного. Человек, который занимается восстановлением своей души через добрые дела, через веру, исполнение заповедей Божиих, таким образом получает залог наследия Царствия Небесного.

Господь говорит, что без Него невозможно попасть в Царствие Небесное. И человек, который хочет туда попасть, должен помнить, что добрые дела, которые не сделаны во имя Бога Отца, во имя Сына Божьего, во имя Духа Святого, ни во что не вменяются. Делать добрые дела – наша обязанность. Когда человек был изгнан из рая, он должен был трудиться, искать себе пропитание, строить себе жилище, обустраивать свой быт. Но это была не награда. Человек, построивший дом, имеет в награду – построенный дом, а не какую-то еще дополнительную награду. Награду получает только тот, кто делает сверх того, сверх своих обязанностей. И когда человек трудится, когда работает в нерабочее время ради Бога, когда берет на себя особые обязанности, которые облагаются не земным налогом, а небесным, он имеет право наследования Царствия Небесного и вечной жизни. Об этом говорится в Священном Писании. Мы должны быть в этом твердо уверены. Только деятельная вера, деятельное участие в жизни Церкви приведут к тому, что человек будет с Богом и будет радоваться.

На святых ликах, которые изображаются на иконах, мы часто находим определенный отпечаток спокойствия и присутствия Божией любви, которую души этих святых наследуют в райском саду. Почему мы молимся святым? Потому, что они уже могут подойти к Престолу Всевышнего и исходатайствовать для нас спасение, попросить за нас о том, в чем мы нуждаемся. Роскошное убранство Церкви необходимо для того, чтобы мы могли своим нищенством духа попытаться наследовать Царствие Небесное.

– Вы сказали, есть мнения о том, что лучше собрать все золото и раздать нищим. Но ведь так и происходит: золото храма собирается и раздается нищим духом. Все мы нищие духом, и это золото нас питает и возвращает к нашему Небесному Отечеству.

– Да, мы те, кто нуждается в Боге. Если каждого накормить одним зернышком, никакой пользы не будет. Польза будет тогда, когда все зерна будут собраны, перетерты в муку и будет испечен большой хлеб, которым можно накормить всех людей. Зерна – это труд, это вера, это все то, что способно напитать нас хлебом небесным. Мы должны эти зерна приносить в житницу, в храм Божий, где это все перетирается, перемалывается в муку благодати Божией. А из нее выпекается хлеб Тела Христова, который питает всех людей. Эти образы должны превалировать в сознании каждого православного христианина, каждого человека, который хочет познать Бога. Тогда жизнь человека каким-то образом трансформируется так, что он не будет понимать, как можно жить по-другому. Хочется жить по воле Божией, по заповедям Божиим, жить так, чтобы храм Христов всегда эхом откликался в твоем сердце и твоем сознании. Когда просишь у Бога этого состояния, Он при определенных моментах испытывает человека в вере, укрепляет его и потом дарует человеку успокоение и утешение. Очень часто люди, которые посвящают свою жизнь Церкви, получают в награду это спокойствие и уверенность в том, что Господь ведет их и освещает их путь Божественным светом.

– Как человек может деятельно приблизиться к свету, прикоснуться к нему и пригласить свет в свою жизнь?

– Это возможно, когда он просвещается. На божественной службе, на всенощном бдении, на славословии открываются царские врата, включается свет и звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это ответ на вопрос. Человек, приходя к Богу, задает одновременно и вопрос, и ответ. Он уже пришел в правильном направлении – к Богу. Он просит у Него и получает просимое.

Когда Господь испытывает человека, Он закаляет его для того, чтобы у человека была сила и возможность получить то, что он просит. Если бы слабый человек получил необходимую сумму денег, которая весит несколько килограммов, то не смог бы это все унести. А когда он поработает на каменоломнях своих грехов, укрепится в силе, чтобы поднять груз необходимого добра, чтобы сделать что-то, тогда вопрос и не возникнет.

А если человек не получает от Бога просимого и начинает хныкать, он не задумывается о том, что так Господь щадит его. Если Он даст тебе эти милости и щедроты, то они будут такие тяжелые и лягут таким грузом, что дальше не сможешь пойти, и это будет для тебя не тактическое спасение, а стратегическое поражение. Мы должны подготавливать себя и понимать, что Господь нас слышит, участвует в нашей жизни, освещает наш путь. И, как правило, делает это в такой степени, в какой человек может это использовать для своего жизненного пути.

– Какова должна быть молитва, чтобы она приближала человека к свету?

– Молитва должна твориться с верой. Если она творится как определенное действие, то, может, Господь и покажет чудесным образом, что слышит ее, но она должна твориться на духовно трезвую голову. Человек не должен ожидать в ответ никаких явлений физического, духовного характера. К таким явлениям часто прибегают католики: они доводят себя до такого духовного исступления, когда начинают видеть свет, чувствовать его теплоту, чувствовать присутствие Бога или ощущать Христа в себе. Такая ситуация названа нашим святителем Игнатием (Брянчаниновым) особым искушением, которое называется прелестью. Мы должны всячески избегать состояния, когда пытаемся вызвать в себе эти чувствования, веяния, ароматы веры и все остальное. Мы должны трезвиться, у нас путь трезвеннического духовного делания. Движение к Богу должно совершаться на холодную голову, но с горячим сердцем. Когда читаем молитву, мы должны понимать, о чем мы молимся, давать себе отчет в том, что просим у Бога, в том, какая у нас жизнь. Но вместе с тем мы не должны забывать, что элемент чуда, присутствия добра в нашей жизни – это неотъемлемая часть существования мира. Бог всегда может поучаствовать в жизни молящегося человека.

Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою.  Если написано «истинным светом», значит, есть и неистинный свет? Какой свет истинный, а какой ложный?

– Ложный свет – это свет искушения.

– Но это тоже свет?

– Да, тоже свет. Божий свет мы бы не перенесли. Мы о нем можем только говорить. Святые апостолы, когда были на горе Фавор и видели Христа преобразившегося, чуть не ослепли. И на иконах очень часто изображается, что они упали, закрыв глаза, у них даже сандалии слетели, настолько они испугались, настолько не ожидали увидеть такое явление. Но вместе с тем это явление говорит о том, что человек, которого Господь избрал, может присутствовать при этом. Господь избрал апостолов, и не напрасно. Это избранничество дает надежду, что и мы, кто посвятил свою жизнь Богу, можем быть сопричастниками Фаворского света. Именно поэтому мы имеем такое дерзновение причащаться Святых Христовых Таин. Мы приобщаемся источника огня, который попаляет все наши прегрешения, входит в нас, и в этот момент мы обоживаемся, и Христос начинает творить Свою Божественную работу внутри нас, делая нас подобными Себе.

Люди, которые находятся при смерти, очень часто понимают, что такое сила Святого Причастия. И они пытаются в последние моменты своего земного пути приобщиться Святых Христовых Таин, чтобы прийти туда с Самим Христом. Каждая душа проходит особые искушения, когда она движется к поклонению Богу. Ее искушают духи злобы поднебесной. Они очень страшны. Божия Матерь даже просила Своего Сына, чтобы Он пронес Ее мимо этих мытарств. И Он принял Ее душу, Она сразу вознеслась к Нему. Об этом должны знать все православные христиане. Мы молимся и просим у Бога благодати, духовной мудрости, чтобы всегда могли приобщиться Святых Христовых Таин, особенно в последний наш час.

– Есть такое известное выражение: ученье – свет. Является ли накопление знаний, интеллектуальный свет истинным светом? Всякое ли ученье свет?

– Мы должны исходить из того, что богословие – мать всех наук. И эта присказка говорилась именно в те времена, когда из богословской науки выходила математика, физика, химия, отпочковывались естественные науки. И прежде всего эта фраза была сказана для того, чтобы мы понимали, что через познание Бога мы постигаем свет.

Свет – это Бог. Как называется человек, который говорит о Боге? Богослов. Куда этот человек стремится? К свету, к Богу. Было бы неправильно, если бы химик видел себя ученым, который может объяснить все, что происходит на земле, при помощи объяснений химических реакций, или бы физик рассказал о законах бытия – и этим они объясняли бы существование мира. Каждый имеет на это право. Но без богословия, без привязки к Творцу все это имеет пустой звук. Можно сделать колокол, который будет слышно очень далеко. Но он призван лишь для того, чтобы сильно шуметь, звонить и приглашать людей на службу, оповещать о чем-то. Так и здесь. Ученый может открыть какой-то закон, но он не является его автором и создателем. Он всего лишь засветил то, что создал Господь. И мы, верующие люди, благодарим Бога, что Он открывает нам новые земные истины, новые законы, чтобы мы познавали Его, познавали мир, чтобы нам было проще, чтобы мы пользовались плодами своего человеческого ума. Нельзя называть себя просвещенным вне контекста Бога.

– Слово «свет» созвучно словам «свят», «святость». Что такое святость? Каждый человек призван к святости?

– Да. Каждый человек призван к святости. Даже урод, даже неполноценный. Сейчас спрашивают: если у человека нет мозга, то человек ли это? Человек. Когда у человека происходит смерть мозга, говорят, что личность умерла. Нет, личность жива. И каждый человек призван быть святым.

Святой – это тот, кто просвещен нетварным светом, кто входит в количество сынов Божиих, которые попадут в райские обители. Они все светлые, радостные, просвещенные. Это все однокоренные слова, которые относятся к раю, Богу, Его свету. Поэтому если человек свят, значит, он просвещен, замечен Богом. На нем отразился лучик Божественной любви и благодати. Мы должны также стремиться к этому, потому что Господь хочет нас увидеть, хочет направить на нас лучики света Божественной благодати. Но очень часто мы от них прячемся за завалы грехов, различные искушения. Мы пытаемся спрятаться от Самого Бога. Но Господь ждет нас, Он готов нас принять, очистить, освятить. Поэтому мы должны понять это и стремиться идти к Нему, чтобы получить это великое дарование, которым одарит Бог всех приходящих к нему людей.

– Даже если человек в молитве, в церковных таинствах получает свет, способен соприкоснуться с ним, не всегда просто бывает удержать его, когда человек выходит из храма, попадает в круговорот событий. Как удержать свет, как его сохранить в себе?

– Ответ очевиден: оставаться в храме и делать то дело, которое делаешь. Потому что если человек нашел для себя свет в храме и не пытается его заменить другим эрзац-светом, то, наверное, ему надо организовывать такой стиль жизни, который был бы связан с молитвой, храмом, окружать себя этой святостью. Но это должно быть все трезво. Если человек в храме нашел свет и говорит, что прикоснулся к нему, к благодати и обонял райский аромат, надо быть очень осторожным, чтобы не впасть в прелесть.

– Какие качества у светлого человека? Что значит быть светлым человеком?

– Тот, кто выполняет заповеди Божии, повеления Господни, – светлый человек.

– Как мы увидим, что этот человек светлый, а этот почему-то нет?

– Господь говорит: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Мы все светлые люди по своей сути и должны стремиться к свету. Поэтому в каждом человеке Серафим Саровский видел святого человека. И он так любил всех людей, что даже Мотовилову явился преображенным, сделался настолько светлым человеком, что тот чуть не ослеп.

Поэтому способность увидеть святость и свет в человеке – это тоже дар Божий. Можно, конечно, ходить, заглядывать всем в лица (особенно монахам), пытаться что-то найти, но это было бы неправильно. Потому что человек должен все-таки стремиться к тому, чтобы исполнить заповедь Божию, самому быть источником света, но не гнаться за этим. Потому что это как награда за действия. Человек, видя светлое, хочет сразу получить светлое, не предпринимая никакого действия.

Это такое явление, которое не покупается и не продается. Бог им одаривает. Один Бог знает, за какие заслуги такого человека наградить. Если мы будем заниматься таким искательством, кроме головной боли и бессонных ночей ничего себе не заработаем. А если жить по заповедям Божиим, освящать свой день и свой путь молитвой, то Господь просветит таковых. Они-то и есть светлые. У них нет лампочки на лбу, но обычно такие люди идут в правильном направлении.

Бывает так, что, приходя к людям, которые тебя пытаются наставить на путь истинный, привести к Богу, молиться с тобой, говорить о вере, о Боге, участвовать в строительстве храма, ты чувствуешь, что они светлые. Даже если эти люди темные по своей наружности, но стремятся эти дела осуществить, они светлые люди.

– Снова смотрю на нашу прекрасную заставку. Хотел обратить Ваше внимание на еще один источник света – свечи, которые стоят по всему периметру храма. Свеча – это особый световой символ. В чем ее смысл?

– Дело в том, что сейчас свеча делается из эрзац-продуктов, а раньше она всегда делалась из воска. Сам воск – это плод труда. Пчелы – это тоже христианский символ, потому что они пример трудовой деятельности, на который человек мог бы равняться и проводить свою жизнь не впустую, а именно в труде, Богом в человека заложенном. Этот труд позволяет накопить сладкий мед, обладающий лечебными, питательными свойствами. Мед – это тоже христианский символ.

Свечи – продукт труда пчел. Чтобы сделать свечу, человек должен сам, имея память о свете, собрать мед и воск, сделать фитиль из хлопковой нити, форму для свечи, залить ее воском. Таким образом он делает предмет, который при помощи огня веры зажигается и становится источником света. Надо, чтобы человек трудился, молился, чтобы познать Бога. Поэтому в храме очень часто мы видим свечи, которые сделаны из воска.

Но мы не должны забывать также и об оливковом масле, которое наливалось в лампады. Оно тоже символ труда, потому что оливки нужно было возделывать, ухаживать за ними. За оливковым деревом нужно следить, потому что есть животные, которые любят обрывать оливки. А потом созревшие оливки нужно собирать. Это очень кропотливое дело: расстилаются ткани, сетки, и все родственники приезжают, начинают трусить дерево, сбивать и обрывать оливки. Это тоже определенный труд. Потом оливки сортируются и из созревших выдавливается масло, которое обладает целебными и питательными свойствами. 

– Вы сказали, что и пчелы трудятся, и сборщики оливок. Пчелы – коллективные насекомые, и у людей вся родня собирается и принимает участие в сборе урожая, то есть это совместный труд.

– Да. В храме есть также плоды виноградной лозы и хлеб из зерен пшеницы. Все это является продуктами благословенного труда для того, чтобы человек имел пропитание. Мед – это глюкоза, хлеб поддерживает жизнь человека, а вино веселит его сердце. Вместе с тем Господь избрал последние два продукта для того, чтобы показать, что хлеб есть Плоть Христова, а вино есть Кровь Его. На каждой Божественной литургии эти два продукта присутствуют, пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы и спасают человеку жизнь и в реальном, и в духовном смысле. А мед – это всегда образ молитвы, о которой напоминает свеча. Потому что когда молишься, получаешь сладость, душевное и духовное наслаждение в общении с Богом.

И масло имеет определенный смысл. Когда в Древней Греции борцы боролись, они намазывались маслом и были непобедимыми. Так и помазывание человека маслом – это тоже символ. Духи злобы поднебесной, видя отпечаток Божественной любви и благодати, которая почивает и на масле, и на воде (когда человека ею окропляют или он ее пьет), не могут бороться с человеком. Масло, как источник Божественной энергии, благодати, делает человека скользким для лукавого, и он не может такого человека побороть, если тот просит у Бога защиты, помощи, поддержки.

Но если человек все это делает без веры, как определенное действие, не имеющее под собой духовного смысла, то это подобно тому, как он открывает крепость врагу, запускает его через тайные ворота. Хотя это и видимая крепость для врага, но есть определенные места, которые могут привести его в эту крепость, и враг овладевает таким человеком. Поэтому здесь нужно помнить и о трезвении, и о воинстве духовном. Чтобы Господь всегда помнил о тебе, необходимо исполнять Его волю, заповеди. Тогда у нас есть право надеяться на то, что Господь нас помилует и возьмет к себе в Царствие Небесное, где будем вместе с Ним радоваться.

– Давайте подведем краткий итог нашей сегодняшней беседе.

– Итог один – любовь друг к другу, чтобы исполнить закон Христов. Если будем иметь любовь друг к другу, то не за горами и наше спасение. Потому что Господь спасает нас по нашим делам, Он говорит: в чем застану, в том и сужу. Застанет нас Господь в любви – будет судить нас по любви. Поэтому пусть благословение Божие, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Денис Береснев

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать