Беседы с батюшкой. Священник Константин Кокора

12 июня 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

– Вроде совсем недавно был Великий пост, мы говорили о службах, погружались в эту атмосферу. Потом была Пасха… Время неумолимо идет вперед. Христос уже вознесся. Сегодня у нас праздник Святой Троицы, можно сказать, день рождения нашей Церкви. Давайте поговорим о темах, связанных с этим праздником. Христос возносится на небо и говорит, что пошлет Духа Утешителя. Между Вознесением и сошествием Святого Духа на апостолов проходит какое-то время. Что в это время происходило? Понимали ли апостолы, что за Дух Утешитель? Как они сознавали троичность Бога?

– При объяснении чего-то ученикам Христос делал это не один раз, чтобы они могли это в себя вместить. Он не сразу открывает им какие-то истины о Себе, не сразу говорит, что Ему нужно идти на Голгофу, а делает это только после определенного события, чтобы они смогли как бы дорасти до того, что будет. О Духе Святом Он говорит уже в самом конце Своего служения, поэтому ученикам дается некоторое время для подготовки.

Из Книги Деяний апостолов мы знаем, что они испугались своей участи, того, что с ними могут поступить так же, как с их Божественным Учителем. Но при сошествии Святого Духа с ними произошла разительная перемена, из трусливых они превратились в смелых. На момент сошествия Святого Духа они не были уверены ни в себе, ни в Боге, вся их деятельность потерпела некое фиаско. Они проповедовали, излечивали, изгоняли злых духов, но вдруг Христос распят, умер – и ничего не происходит.

Христос уходит из мира, но при этом остается. Он говорит: Я с вами во все дни до скончания века. Они каким-то образом ощущали и ожидали Святого Духа. Что конкретно происходило в эти десять дней, мы не знаем, но знаем точно, что происходило потом. Когда Христа схватили, апостолы благополучно разбежались, никого, кроме Иоанна Богослова, не было при Его распятии. А теперь они превратились в людей, которые не боялись властей, смерти и того, что с ними что-то сделают. Они стали теми проповедниками, про которых Господь говорил: будете Мне свидетелями. Свидетель – это тот человек, которого призывают к ответственности, с которого обязательно спросят. Они больше этого не боятся, потому что Дух Святой сходит на них и буквально делает их другими людьми.

– Как сходит Святой Дух? Это какое-то видимое действие в виде огненных языков. Апостолы в этот момент стали сверхлюдьми? С ними произошло что-то особенное? Мы можем это как-то объяснить?

– Можем. Именно так, как Вы сказали. Апостол Павел иронично пишет, что они стали «сверхапостолами». На самом деле они уже становятся теми существами, какими их задумал Господь. Святые отцы (например, святитель Григорий Палама) говорят о том, что в раю Адам знал о троичности Божества. То есть у человека изначально было это знание, но потом оно потерялось в результате его грехопадения. Мы сейчас не можем объяснить, как Троица может быть единицей. Мы начинаем измышлять это на примерах, взятых из природы. Например, солнечный диск – это одновременно тепло и свет.

Святой Макарий Египетский пишет, что Дух Святой был в Адаме, но потом у него потерялось близкое общение с Богом. Святой Дух – это Животворящее, это Личность, Третья Ипостась Святой Троицы, Он сходит в этот день на каждого из присутствующих в Сионской горнице. Там были и апостолы, и Божия Матерь. Святой Дух превращает их в людей, которые уже превышают свою природу. Дух Божий начинает водить их Своими путями.

Если в Ветхом Завете есть водительство Бога Отца, Он постоянно говорит с пророками, с теми или иными людьми, то в Деяниях святых апостолов есть водительство Святого Духа, можно даже назвать книгу: Деяния Духа Святого. Там есть такие строчки: «изволилось Духу Святому и нам», «Дух Святой взял двух апостолов и повел их…», «Дух Святой сказал нам» и так далее. То есть Дух Святой действует в жизни людей, на которых Он сошел, всегда и везде. И недостаточно одного только крещения. Ниспослание Духа Святого, Его пришествие, Его вселение в человека – обязательное условие спасения.

– Почему в день Пятидесятницы апостолы стали говорить на других языках?  В какой-то момент сверхъестественная сила дала им знание иностранных языков?

– События, о которых мы читаем в Деяниях апостолов, были характерны для того времени. Например, люди говорили на других языках, бывали случаи исцеления, чудес. Тень апостола Петра излечивала людей. Сейчас мы такого не видим, но Дух Святой при этом продолжает действовать. Но сама жизнь первоапостольской общины могла давать такие великолепные плоды. Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что плод Духа есть любовь, благость, долготерпение, мир... Все это доступно современному человеку. В том числе кому-то доступно и знание других языков.

– Кому доступно?

– Бывает, что у человека есть особые дарования, таланты. И у человека может быть дар лингвистического характера, когда он говорит на разных языках. Важно, что когда апостолы говорили на разных наречиях, другие люди их понимали. Они говорили на языках, которые понимали люди из других городов и поселений.

– Они говорили на каком-то одном языке, который понимали все?

– Нет. Они говорили на том языке, который понимали люди, находящиеся вокруг.

– Они шли из Фракии в Македонию, а потом на Апеннины, и везде их понимали? Грубо говоря, пересекая государственную границу, они начинали говорить на нужном языке?

– Да. Им было доступно знание. Как Адам нарекал имена животным. Что значит наречь имя? Это значит познать сущность того, кого нарекаешь. Апостолам давались сверхзнания, которые как раз были плодами Духа Святого. Очень важно, что апостолы говорили на понятных другим людям языках, но для них не было периода обучения. Они были простыми рыбарями, и это было удивительно. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Но Петр сказал, что еще раннее утро и они не могли напиться. Это было шокирующе для других людей: обычные рыбари, которые ничему не учились, вдруг начинают говорить на других языках. Но не только это произошло с апостолами по сошествии Святого Духа. Они начали безбоязненно проповедовать, совершать чудеса. Преизобилующая благодать Святого Духа стала приносить величайшие плоды, апостолы стали распространять христианскую веру, проповедовать Христа абсолютно всем.

– Почему в то время были обильные чудеса, а сейчас их нет? Конечно, сейчас Евангелие уже проповедано, казалось бы, зачем чудеса, но людям этого хочется.

– Этот вопрос не может быть до конца исчерпан. В Евангелиях бывали великие чудеса, сейчас таких нет, хотя Бог действует. Видимо, это было особое время, когда Дух Святой особым образом действовал через людей. Но ведь и сейчас есть исцеления, чудотворения. Не так давно жил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Все свидетельства его современников полны такими чудесами. Может, они не такие сверхъестественные, как воскрешение Лазаря, не такие шокирующие. Но и сейчас происходят чудеса, люди излечиваются от болезней, от онкологии, кардинально меняют свой образ жизни.

Мне кажется, самым большим плодом Святого Духа является как раз это превращение, когда человек кается и становится, например, из преступника святым. И истории всех святых – это же не такие истории, когда человек с детства чего-то не делал, не пил молока по средам и пятницам, ходил в храм с трех лет. Конечно, такое бывает. Но в большинстве случаев святой сначала был человеком не очень хорошим, среднестатистическим, а потом стал апостолом веры. Бывало, что какие-то совершенные негодяи становились святыми. Князь Владимир, крестивший Русь, был совершенным язычником, он не думал и не знал, что настолько поменяется.

Что такое изгнание дьявола, экзорцизм? Это когда мы изгоняем наши страсти с Божьей помощью, когда Господь в нас так действует, что мы начинаем любить, смиряться, безбоязненно проповедовать Евангелие. Эти плоды и сейчас для нас доступны. А сверх того Господь не дает, может быть, по нашей неготовности или для того, чтобы явилась наша вера. Это тоже очень важно. Один человек на катехизических беседах мне сказал, что вот если б сейчас происходили такие чудеса, он бы поверил, это было бы проще.

Он дошел до катехизической беседы, значит, уже что-то есть.

– Да, это уже хорошо. Но тут важно и то, что вопрос можно повернуть и по-другому: если бы мы поверили, то были бы эти чудеса. В жизни каждого из нас есть такие чудеса, о которых мы точно знаем, что они от Бога. И совсем другое дело – наше отношение к  чуду. Ведь даже если было бы явлено какое-то сверхчудо, часть людей все равно не поверила бы. Потому что сначала вера, а потом чудо.

Являя чудо, Господь всегда отвечал на веру. Он спрашивал: «Веруешь ли ты, что Я могу это сделать?» Дух Святой действует и животворит и ведет человека по жизни, если человек хочет этого. Он вселяется в нас в таинстве Миропомазания после крещения, запечатлевая крещение. Мы как бы переживаем личную Пятидесятницу, лично соприсутствуем с Христом в Сионской горнице. А дальше мы либо живем с этим Духом Святым, либо нет. Чудеса могут быть, а могут и не быть. Но человек может и без чудес чувствовать, что Дух Святой присутствует в его жизни, если он участвует в таинствах, если верит, старается жить по-христиански, стремится быть усыновленным. Апостол Павел пишет, что Дух Святой усыновляет нас Богу Отцу.

–  Один мой однокашник рассказывал интересную историю. Когда они были в Сирии в Маалюле, у них случилась серьезная проблема. Он молился о помощи, и ему удалось поговорить с одной из местных женщин, хранительницей этого места, и разрешить вопрос. А буквально через час он уже не мог понимать эту женщину, потому что они говорили на разных языках. Объяснить он это не может, но ситуация врезалась в память. Может быть, Господь открывает это понимание.

– Да, Он делает это доступным. Это веяние Духа Святого. В жизни каждого из нас есть вещи, которые по-другому и не объяснишь, это Господь вмешивается в твою историю и дает возможность Его осязать.

– Что происходит во время таинства Миропомазания? Мы обретаем Духа Святого?

– Когда человек рождается в крещении, он умирает для греха и рождается для жизни в Боге. Так пишет об этом апостол Павел. И чтобы те дары, которые стали ему доступны, были активизированы, усвоены им, существует таинство Миропомазания.

Миро – это многосоставное вещество. Оно варится раз в год в Чистый Четверг, возглавляет мироварение Святейший Патриарх, и частица с каждого предыдущего мироварения добавляется в новое. Таким образом, эта цепочка буквально сохраняется из раза в раз.

Само миро было некоей заменой возложения апостольских рук на всех крещаемых. Когда Церковь стала увеличиваться в размерах и в своей численности, христиан стало очень много, и апостолы перестали иметь возможность физически возлагать руки на каждого человека для ниспослания Духа Святого. И стали освящать миро. Традиция мироварения уходит к апостольским временам. Дух Святой сходит на каждого крещаемого. Очень важно понять, что не благодать или что-то абстрактное, а именно Святой Дух вселяется в человека. На нас сходит Святой Дух, мы становимся буквально теми людьми, которые во всем подобны апостолам. Когда человека миропомазывают, то говорят: «печать Духа Святого». Миропомазание буквально запечатывает крещение.

– Так как мы люди живые, то нам нужен какой-то видимый знак?

– Да, так крещение становится усвоенным нами. Это дар. Нам дали что-то, и это становится нашим. Мы это себе присваиваем, буквально делаем это своим. Дух Святой начинает действовать в нас.

А дальше эту жизнь Духа Святого мы начинаем поддерживать. Как? В таинствах Церкви, в нашей деятельности, в нашей жизни по Евангелию. Мы делаем это для того, чтобы Дух действовал в нас полностью. А если человек не живет этим Духом, то он просто не дает Ему возможности действовать. Например, святой праведный Алексий Мечев пишет: призывайте на себя Духа Святого. Как это сделать? Он говорит: «очищайте свое сердце», то есть делайте все, чтобы Дух Святой мог действовать в вас. Опять же перед каждым делом мы призываем Духа Святого, поем молитву «Царю Небесный». Этой молитвой мы призываем Его буквально руководить нами.

Очень важно, что мы становимся сопричастными апостольскому подвигу. Часто от христиан можно услышать: «Я же не апостол, не священник. Я просто верующий человек». То есть мы сами не даем Богу действовать в нас настолько, чтобы нам превратиться в апостолов и дать Ему возможность действовать в нас буквально так же, как Он действовал в них.

– В таинстве Крещения Дух Святой присваивается, например, младенцу. А что происходит дальше?

– Дальше эта благодать должна каким-то образом получить свое продолжение, поддержание. Святые отцы сравнивают крещение, миропомазание и Евхаристию с физическим рождением, дыханием и потреблением пищи. В крещении человек рождается во Христе. Дыхание Духа Святого в миропомазании дается ему как некое продолжение жизни, а поддерживается эта жизнь через Евхаристию с вкушением Тела и Крови Христа. Мы это общение с Духом Святым воспроизводим, продолжаем через питание Телом и Кровью Христовыми, которые наполнены Им. Есть специальная молитва к Духу Святому, обращенная к Троице.

Мы дерзаем молиться каждому Лицу отдельно, хотя понимаем, что Бог один, троичный в Лицах. Когда мы исполняем заповеди, то чувствуем, как Господь нас ведет. Например, человек не имел в себе мужества проповедовать Евангелие, и вдруг Дух Святой начинает его буквально вести, не дает ему возможности сказать: нет, я этого делать не буду. Или Дух Святой наделяет человека радостью или дружелюбием, и мы относимся к другому человеку иначе, чем относились к нему десять лет назад. Христианин становится человеком, в котором Бог действует в наибольшей степени. Апостол Павел пишет: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Святой Серафим Саровский говорит, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. И когда человек стяжает Его, то буквально дает Богу действовать в себе. Апостол Павел пишет: тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа. Каждый из нас есть Церковь. Каждый из нас есть член Церкви, который наполняется Духом.

– Вспомнился случай про разные языки. Есть секта пятидесятников, у одного моего одноклассника, священника, был пономарь, который когда-то был в этой секте, но потом пришел в Церковь. И, став верным членом Церкви, он мог иногда сказать какой-то набор фраз на непонятном языке. Он не понимал, что говорит. Это было одновременно и забавно, и странно, будто это какое-то беснование. Как это можно объяснить?

– Да, что-то происходит, но абсолютно точно мы можем сказать, что это не дар Святого Духа. Потому что Дух Святой ведет человека ко Христу, Он является образом Сына и всегда приводит к Иисусу Христу. Человек должен быть в Церкви, чтобы этот дар был ему присвоен. Если человек будет пытаться уяснить себе некие дары вне Церкви, то это точно будет не дар Духа Святого. И, конечно, плоды этой деятельности будут совершенно другими.

И очень важно то, что апостолы понимали языки и люди понимали их, это не было абракадаброй. Христианство – это религия рефлексивная, осмысленная. В Евангелии «слово», «логос» можно перевести и как «мысль, смысл», то есть все очень осмысленно. Это не было чем-то непонятным. Бог есть Абсолют, Который вносит смысл в происходящее. А если этого никто не понимает, то зачем это нужно? Не имеет никакого смысла и цели. С такими вещами, которые существуют и в наши дни, нужно быть аккуратным. Мы не знаем, откуда этот дар произошел, как вдруг так случилось, что он получил этот дар, в чем его смысл, какие его плоды. Если Дух Святой и Христос говорят о Церкви, то почему это не там происходит? Очень много вопросов, и мы знаем ответы – значит, это не от Бога.

– Интересная тема – границы Церкви. В крещении мы зашли в Церковь не только физически, но и сверхъестественно. Зашли в невидимую Церковь, Глава которой Иисус Христос. В первый день крещения на нас сошел Святой Дух – и много всего происходит в жизни человека.  Но бывает, что после этого прекращается жизнь в Церкви. Человек член Церкви, но, по сути, он не в Церкви. Где эта граница? Например, младенца крестили и больше в церковь не приносили.

– Точно определить границу мы не можем. Границы Православной Церкви – это границы таинств. Если мы внутри таинств и крещены, и миропомазаны, и принимаем в этом участие, то мы точно в Церкви.

Канонические границы не совсем тождественны мистическим границам Церкви. Человек, не участвующий в таинствах, вроде бы посвящен Христу и получил залог Духа Святого, получил дар, но при этом его не реализует, и сама его жизнь как бы замирает, прекращается. Почему есть некие канонические нормы регулярности причастия? Есть нормы Пято-Шестого Трулльского Собора о том, что клирик или мирянин, три недели не причащающийся по каким-то неважным причинам, будет отлучен от Церкви или лишен сана. Очень жесткие нормы. Почему они существуют? Именно для того, чтобы человеку дать возможность ощутить присутствие Бога. Мы говорим, что Пятидесятница – это день рождения Церкви. Человек пришел на день рождения и потом придет только в следующем году. Или он пришел на Пасху, а потом только на следующую. Это говорит о том, что нет интенсивности духовной жизни, нет регулярности общения в Боге, нет поддержания связи со Христом, которая должна быть постоянной. Хождение в Духе Святом требует от нас неких усилий. А не так, что крестился – и можно больше ничего не делать. Человек говорит: «Ангел-хранитель мне дан, теперь мне больше ничего не нужно». Из Евангелия мы знаем, что Царствие Божие нудится, силою берется. Господь говорит: кто любит Меня, тот исполняет Мои заповеди. Есть заповедь вкушать Тело и Кровь Христовы. Также в Священном Писании есть много фраз, которые говорят нам о том, что нужно трудиться ради стяжания Духа Святого, что нам нужно участвовать в своем спасении. Блаженный Августин говорил, что Бог не спасает человека без самого человека. Нет автоматизма в спасении.

– А святые? Например, преподобный Сергий еще в утробе матери постился по средам и пятницам.

– Это исключительные вещи. Некоторые говорят: «Мария Египетская причащалась два раза в жизни, но стала святой». На что можно сказать: «Если ты будешь при молитве отрываться от земли, то я первый скажу, что тебе можно не причащаться». Но когда мы обычные люди, нам нужно трудиться, чтобы стать равными им. Вопрос границ – это вопрос того, насколько человек осуществляет это в своей жизни. Вопросы, выходящие за рамки границ Церкви, например: есть ли таинства в других церквях, могут ли они помочь человеку. Нам важно касаться именно Православной Церкви. Таинство – это то, что нас держит во Христе, позволяет нам быть объективными во Христе. Иногда люди говорят: «Я молюсь дома, и мне этого достаточно»; или: «Исповедь я заменяю личным рассказом перед иконой». То есть человеку будто бы не нужна Церковь. Но Церковь есть Тело Христово, она и раздает благодать даров Духа Святого. Если мы в эту дарохранительницу не приходим и дары себе не берем, то начинаем заниматься самочинием, то есть сами себе придумываем какие-то образы, о которых никто не говорил. Христос никогда не говорил оставаться дома и не приобщаться Тела и Крови, не участвовать в общественной молитве. Это очень важно проговорить, чтобы понять, как спастись.

– Это очень важный вопрос. Если ты физически присутствуешь в церкви, но не молишься, не слушаешь хор, не участвуешь в таинствах, то возникает вопрос: действительно ли ты сейчас здесь? Физически много кто ходит в церковь, те же туристы, например. А в сакральном смысле к тебе большие вопросы.

– Представьте, что нас пригласили на день рождения. Вы пошли, а я стою при дверях и просто смотрю... Вы скажете: «Пошли со мной за стол, вместе будем праздновать, поздравим именинника, будем есть и веселиться, участвовать в этом общении». Я отвечу: «Нет-нет, я просто здесь постою, посмотрю со стороны. Да, хорошо у вас здесь. Ну ладно, я пошел».

Так и здесь. Говорят: «Слушай, мы же твои друзья, братья и сестры, здесь твой Отец». Бог собирает нас как семью, Он хочет видеть каждого из Своих сыновей и дочерей. И мы говорим: «Ой, нам не до этого, у нас дела, нам сейчас вообще это как бы не нужно; и, в принципе, нам без Тебя нормально». Конечно, это сюрреализм. Нам нужно просто пересмотреть свое отношение к этому, понять, кто тогда для нас Бог. Как говорил Киприан Карфагенский: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

– Действительно, эта фраза очень точная. Христос же создал эту Церковь.

– Конечно.

– Соответственно, идет история этой Церкви от Пятидесятницы и до сегодняшних дней. И даже епископы нашей Церкви являются преемниками апостолов. Какой-то из епископов проследил свою преемственность до апостола Иакова. Это очень интересно. По сути, епископ тоже может возложить руки, есть такая практика.

– Рукоположение во пресвитера так и совершается. Здесь вопрос функционала. Власть совершать таинства даруется пресвитерам через епископов. Почему мироварение совершается епископом? Потому, что таким образом дается возможность священнику миропомазывать человека. А в Древней Церкви это таинство совершал епископ. Но Церковь была гораздо меньше по своей численности, поэтому это было сподручно осуществлять.

– Даже Евхаристия совершалась в одном месте; и Дары разносились по общинам.

– Поэтому епископ был главой определенной общины. И, например, поставлялся человек во епископа и с этого места никогда не уходил, был там епископом до конца своих дней. (Потом, с увеличением численности Церкви, эти правила немного видоизменились, но суть осталась одна.) Он возглавляет общину, он тот, кто отвечает за этих овец Христовых.

Поэтому, конечно, жизнь и преемство Церкви сохраняются. И нам нужно поучаствовать в этом. То есть буквально нужно участие Духа Святого в нашей жизни. Поэтому Господь призывает нас в эту Церковь как в то место, где мистически осуществляется общение с Ним с помощью таинств. И когда я задаю людям вопрос, причащаются ли они, странно слышать: «Я хожу в храм». То есть они просто присутствуют в храме.

– Они жертвуют деньги, свечи покупают…

– Да, но хочется сказать: «Вы можете гораздо больше поучаствовать в общении с Богом, нежели вам кажется». Поэтому не надо себя этого лишать.

– При крещении даруется Дух Святой, а что происходит при рукоположении во священство? Тоже подается Божественная благодать, вся немощная врачующая, тоже призывание Святого Духа? У Него какие-то другие свойства?

– Просто у нас есть разные плоды Святого Духа. Апостол Павел пишет, что один и тот же Дух действует в Церкви, но кто-то является учителем, кто-то – проповедником, а кто-то – апостолом. То есть человек становится носителем благодати, получает дары, отличные от даров других людей. Он совершает Евхаристию, получает возможность вязать и решить, как делали это апостолы. То есть он отличается именно этим от других людей, он совершитель таинств. Это особая харизма, но действует тот же Дух Святой, просто дары различные.

Хотя апостол Петр пишет о людях, что они есть царственное священство. То есть ни в коем случае мирянам нельзя забывать об этом призвании. Потому что часто можно слышать: «Я не апостол и не священник, зачем мне это нужно?» А нужно буквально дерзать, просить у Бога того, что Он может нам дать, чтобы мы чувствовали свое призвание в этой жизни стать апостолами, проповедниками или учителями (куда Господь приведет, чтобы мы смогли себя реализовать).

– А что значит хула на Духа Святого?

– Контекст этой фразы такой. Господь проповедует, Ему начинают противоречить Его извечные евангельские соперники: фарисеи, саддукеи, книжники, священники. Они начинают спорить с Ним, говорить, что это все не от Бога, что Он нарушает субботу, не то проповедует. Он их обличает, говорит о Царствии Небесном. И когда вдруг, в какой-то момент, Он воскрешает мертвого, они начинают говорить: «Ты это сделал силой Веельзевула, князя бесовского», то есть действовал силой сатаны. И тогда Он говорит эту фразу: «Хула на Сына Человеческого вам простится, но хула на Духа Святого не простится ни в нынешнем веке, ни в будущем».

О чем Он говорит? «Если вы не принимаете Мои проповеди, заповеди – это вам простится, потому что, может быть, вы не готовы к этому или с этим не согласны. Придет время, и, может, вы поменяете свой образ мыслей. Но если чудеса, которые Я совершаю, вы приписываете не Богу, то можно уже называть вас людьми, которые намеренно идут против истины, на черное говорят белое, на деяния Божии говорят, что это деяния сатанинские, извращают истину, не хотят своей волей принять истину в полной мере».

Есть замечательная притча о злых виноградарях, которые побили сначала пророков, потом убили сына хозяина. Господь спрашивает, что сделает хозяин виноградника, когда узнает, что эти виноградари убили его сына? И сами фарисеи говорят: «Конечно, отнимет у них виноградник и отдаст другим людям». Он говорит: «Я с вами так же поступлю». То есть они сами свидетельствуют, что знают, кто Он, они в каком-то смысле намеренно идут на это убийство, хулят Духа Святого. Когда Пилат взывает к толпе: «Я сейчас убью неповинного человека», – они произносят роковую фразу: кровь Его на нас и на детях наших. То есть они жаждут этого убийства, всеми силами хотят это сделать, признают это.

Это и есть хула на Духа Святого, когда все происходящее не убеждает человека в том, что это действует Бог. И это самое страшное – осознанное противление истине, когда ты намеренно так говоришь, не принимаешь ничего. Почему самое страшное? Потому, что человек сам отказывается от того, чтобы быть спасенным. Есть даже такой вопрос: какой грех Бог не может простить? Люди говорят: «Убийство». Прощается убийство.

– Мне кажется, любой грех Бог может простить.

– Любой, кроме неисповеданного.

– То есть когда не покаялся?

– Когда говоришь: нет, мне хорошо, я буду продолжать это делать, я не каюсь в этом. Бог не может действовать там, где человек ему не дает этой возможности. То есть Он не может насиловать нашу волю и насильно спасти нас. Поэтому хула на Духа Святого – это намеренное противление истине, когда человек всей своей волей говорит Богу «нет». И поэтому такое не прощается. Потому что больше, чем Бог сделал для тебя, Он уже сделать не может. И если ты с этим не согласен, то Бог просто отступает.

– А когда человек уходит в другую религию, меняет веру, при этом крещен, обладает дарами Духа Святого, Дух не может его покинуть или покидает?

– Человек не может быть раскрещен. Недавно звонила женщина, говорит: «Батюшка, развенчайте меня».

– Чтобы второй раз венчаться?

– Мы не можем развенчать. По сути, ей нужно благословение на второе венчание. Но она не причащается, не исповедуется, то есть не является членом Церкви. Я ей отказал, но дал пищу для размышлений, чтобы она подумала, зачем ей вообще нужно венчание.

Очень важно понимать, что человек не раскрещивается. И происходит такой парадокс: мистически человек остается во Христе, печать дара Духа Святого есть, никуда от нее не денешься, но жизнью ты отрекаешься от Христа. Как это назвать? Это предательство, распятие Христа, буквально хула на Духа Святого. То есть это как в притче, когда сын сказал отцу, что сделает просимое, а сам не сделал.

Возникает вопрос: а зачем ты был крещен и кто будет за это отвечать? Потому что мы тоже имеем дело иногда с поспешным крещением. И как дальше быть? Это, конечно, трагедия, отказ от собственного спасения.

– А как потом вернуться в Церковь?

– Здесь все индивидуально. Есть же многочисленные свидетельства людей, которые прошли через некоторое количество религий, прежде чем пришли к православию. Также есть случаи, когда человек уходил из православия, даже будучи в священном сане, и становился, например, мусульманином. В каждом случае нужно индивидуально действовать, потому что, наверное, не на пустом месте это произошло, не вдруг человек сказал: «Попробую себя в другой религии».

Конечно, здесь вопрос о том, с чем он столкнулся, какие цели преследовал, будучи в Церкви. Бывает, что человек в Церкви потому, что его крестили в младенчестве, но дальше он ничего в этой Церкви для себя не находит и говорит: а зачем мне это нужно? Это, кстати, частая ситуация среди подростков. Они говорят: мы не просили, чтоб нас крестили.

– Как раз хотел спросить: как быть, если, допустим, девочку в младенчестве крестили, а в семнадцать лет она вышла замуж за мусульманина и, по сути, приняла его религию?

– Здесь вопрос к тем людям, которые не дали возможности этому человеку сказать о собственной воле. Крещение в бессознательном возрасте, как пишет святитель Феофан Затворник, далее должно быть подтверждено в исповеди. Исповедь – это второе крещение. Сам человек уже должен прийти в храм и сказать Богу «да», подтвердить бессознательное крещение. Также вопрос к крестным, священнику, родителям, к самому этому человеку: почему не произошло стяжания Духа Святого и крещение не принесло плодов? И в каждом случае это все индивидуально.

Но бывает, что люди сначала увлеклись чем-то, ушли из Церкви, а потом возвращаются. Потому что Дух Святой действует, возвращает человека к Богу. Это очень важно. Помните, Господь говорит: придет иной Утешитель, Который наставит вас во всем, сделает ясным для вас то, что Я проповедовал. И поэтому часто бывают случаи, когда человек возвращается обратно.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​