Архипастырь. Митрополит Евгений Екатеринбургский и Верхотурский

11 мая 2022 г.

– Владыка, позвольте Вас поздравить с Пасхой Христовой и с Днем Победы!

– Христос воскресе! И с Днем Победы!

– Воистину воскресе Христос! Владыка, спасибо за то, что по нашей просьбе пришли к нам с тем портретом, который пронесли в рядах «Бессмертного полка». Это портрет Николая Семеновича Кульберга. Расскажите, пожалуйста, кто это.

– Николай Семенович Кульберг – мой дед, отец моего отца. Он моряк, офицер флота. Они с братом Сергеем Семеновичем как кадровые офицеры вместе ушли на фронт, служили во время Великой Отечественной войны. Дед войну провел во Владивостоке (где и родился в 1942 году мой отец), нес свою службу, в том числе был комендантом Владивостокского порта. Он решал многие задачи, в том числе обеспечивал поставку необходимого для фронта и для победы оружия через Владивостокский порт. После войны, после победы он служил еще в ряде портов, в том числе в Мурманске. Как мне рассказывал отец, гонял подводные лодки по рекам Центральной России на ремонт. Тогда можно было застать такую картину, как по Волге-матушке идет подводная лодка (дед обеспечивал это прохождение), заходит на судоремонтный завод, откуда возвращается в ряды того или иного флота.

Вчера с дедом вместе мы прошли по улицам Екатеринбурга. Думаю, что он радовался. Говорить сложно, потому что комок в горле и слезы на глазах.

– Вы были участником многих мемориальных событий, связанных с празднованием Дня Великой Победы. Помимо шествия «Бессмертного полка» что особенно запомнилось? Чем хочется поделиться?

– Очень запала в сердце встреча с ветераном, которому вчера исполнилось 100 лет: 9 мая он празднует свой день рождения. Он подтянутый, отглаженный. Понятно, что в 100 лет силы не те, но он очень проникновенно и сердечно говорил о радости победы и как он рад этому дню, несмотря на все то, что сегодня происходит (а он следит за тем, что происходит). Он рад, что состоялся парад, на котором были и Вооруженные Силы, и молодежь, и жители города в таком огромном количестве.

Хочется пожелать каждому зрителю канала «Союз» дожить до 100 лет и сохранить такой светлый ум, память, способность мыслить, видеть. И хочется пожелать каждому так любить свою страну, свою Родину, как я увидел это в глазах и услышал в словах этого замечательного человека.

У нас уже сложилась такая уральская традиция, что парад в Екатеринбурге сменяется парадом в городе Верхняя Пышма. Мы знаем, что Верхняя Пышма славится тем, что там собраны тысячи единиц военной техники, участвовавшей в боях Первой мировой, Второй мировой и последующих войн. В этот день на парад выезжают своим ходом те самые танки, автомобили, мотоциклы, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Люди их восстановили. И это совершенно грандиозное зрелище!

Особенностью этого парада стало то, что пролетели и самолеты: пилотажная группа на реактивных самолетах показывала различные фигуры высшего пилотажа в небе над Верхней Пышмой. Это было очень яркое и необычное зрелище! Вчера была прекрасная погода, солнце, и было какое-то особое настроение у всех людей.

Настроение во многом определено тем, что сейчас происходит в связи со спецоперацией на Украине. Но после всех пандемийных событий, несмотря на тревожность в мировой обстановке, мы собрались. Жизнь течет своим чередом. Люди собрались, техника вышла на парад, самолеты летали. А в сердцах людей – вера в добро. Кто может веровать во Христа – исповедует веру во Христа. Те, кто еще не созрел до такой способности, – верят в добро (люди стараются его сформулировать, хотя это бывает сложно, если в системе координат нет Бога). И эта искренность не может не передаться от сердца к сердцу. Это всенародный праздник. Было огромное количество людей, я такого не видел много лет.

Все радовались, видя друг друга. И это общее состояние радости очень дорогого стоит. Во время шествия «Бессмертного полка» буквально каждый подходил и говорил: «Владыка, благословите». Люди желают быть благословленными. Это дорогого стоит.

– Я вчера с утра, к сожалению, занималась монтажом и не могла идти в рядах «Бессмертного полка». Мои близкие, когда рассказывали о том, как они шли, все время сбивались на формулировку «крестный ход». Все очень перекликалось. Понятно, что шли и с молитвой, и с пониманием того, что Христос воскрес и жизнь жительствует. Наверняка и пасхальные возгласы звучали.

– Пасхальные возгласы звучали. И «Бессмертный полк» прошел под колокольный звон. Храмы, которые расположены на маршруте следования, совершали благовест. На самой площади, где проходил парад, стояла переносная звонница, и отец Димитрий Бажанов без устали около двух часов совершал пасхальный звон.

– Владыка, понимаю, что Вы несете служение в таком режиме, что отдохнуть некогда. И все-таки хочу спросить: есть ли у Вас любимые фильмы о войне? Любимые песни? Обратите внимание, как слова «Воскрес Христос и жизнь жительствует» перекликаются со знаменитой фразой «Будем жить!» из фильма «В бой идут одни “старики”». Ведь эта фраза ушла в народ, и песню «Смуглянка» все поют просто от души. «Катюша» звучала повсюду: и в центре нашего города, и в Вифлееме, когда шел «Бессмертный полк», палестинцы шли с пением «Катюши». Думаю, и в других странах, где это было возможно, тоже были и песни, и смотрели фильмы о войне...

– Я очень люблю фильм «В бой идут одни “старики”». Но не менее (может, и более) близок сердцу фильм «Они сражались за Родину». Это совершенно правдивая история о том, какая война и какие люди на этой войне. Там все: и трагедия, и радость, и быт, и какая-то высокая торжественность. Красивая правда войны. Этот фильм хочется пересматривать. Ну и отдельным особняком стоит многосерийная эпопея про Штирлица «Семнадцать мгновений весны». Пожалуй, вот эта трилогия наиболее близка.

– А песни? Когда хочется самому спеть или подпеть...

– Самое любимое – когда в кругу близких друзей достается песенник песен о войне и эти песни поются. Как говорится, звезда от звезды во славе разнится. Каждая песня написана не для того, чтобы ее продавать на концертах, как это делается в шоу-бизнесе. Это те песни, которые помогали выживать. И они продолжают жить сегодня. Я не буду умалять значимость одной песни от другой.

На Пасху мы с нашим хором духовенства Екатеринбургской епархии поздравляли ветеранов и тех, кто сегодня несет службу. Не все воспринимают пасхальные песнопения, для некоторых это что-то еще не ставшее частью сознания, поэтому я предложил спеть пасхальные песнопения, а потом «Катюшу». Люди даже заплакали – не ожидали, что любимая песня будет исполнена. И ветераны, и наши современники – все подхватили песню, раскрылись все фибры душ этих людей. Они благодарили, радовались и Пасхе, и просто человеческому слову, которое услышали из наших уст и которое для них понятно. Они были благодарны встрече с владыкой, с батюшками. Очень близко находятся праздник Пасхи и День Победы, песнопения Пасхи и песни победы в Великой Отечественной войне...

– С пасхальным приветствием, архиерейским благословением и песнями Вы недавно приходили в госпиталь ветеранов. Пели, конечно, не Вы, а музыканты, но Ваше присутствие, Ваше отеческое благословение, желание поддержать раненых воинов очень ценно...

– Это не госпиталь ветеранов, а просто военный госпиталь. Те, кто смог, собрались в холле этого госпиталя, и мы поговорили и о Пасхе, и о мире, и о войне. Подарили  пасхальные подарки, яйца, куличи. Потом мы прошли по палатам. Понятно, что за несколько часов нахождения в госпитале трудно все увидеть, прочувствовать, поэтому для меня были важны слова офицера, военного врача, который занимается этими ребятами. Он поражен тем, что ни у одного из раненых ребят, кто поступил в госпиталь, нет горечи, разочарования по поводу того, почему они оказались там, почему ранены, почему в жизни произошел такой поворот. Они абсолютно единодушны: то, что они сделали, они обязаны были сделать. И после выздоровления при первой возможности они готовы вернуться туда, чтобы продолжить сражаться.

Об этом мы читаем в военных книгах, описывающих Великую Отечественную войну. Например, про летчика Маресьева. То же самое я увидел в глазах тех ребят, с которыми мы встречались уже в палатах. Нет на их лицах страха, испуга. По всей видимости, они столкнулись с гранью между жизнью и смертью. И они выбрали жизнь.

Увидел родных, которые приехали навестить мужей, сыновей. Со слов доктора, родственники приезжают из Заполярья, Владивостока, с Сахалина, чтобы просто обняться и увидеть своих родных живыми. Преодолевают такие расстояния, чтобы просто быть рядом! Это совершенно нетипично для людей, которые жили в мирное время, потому что мирное небо над головой сохранялось в течение продолжительного времени. Но я увидел, как ведут себя и воины, и родные, когда начинается действительно масштабная беда. И слава Богу! Мое сердце как гражданина и священника утешилось этой встречей.

Ребята тоже были утешены. Сейчас очень много тех, кто их навещает. Не знаю, есть ли у них возможность отдыхать в госпитале, потому что очень много желающих их посетить. Радушно нас принимали крещеные ребята, просили благословения.

Один из ребят рассказал о том, как его посетила Матерь Божия. Он был контужен, ранен и находился достаточно продолжительное время в коме. Одно дело – кома, когда ты в реанимации, в больнице, и другое дело – когда в полевых условиях. Когда он оказался в ближайшем лазарете, в нем оставались признаки жизни, но врачи уже были готовы признать, что он не жилец на этом свете. А он очень отчетливо помнит, что ему явилась Божия Матерь, он Ее узнал. Она сказала ему какие-то слова и что еще не время – и он вернулся к жизни. И увидел удивление, буквально шок на лицах врачей, которые считали его уже совершенно безнадежным. Он истощен, потерял много крови, лежал, не мог особо шевелиться, но слезы текли из его глаз, когда он рассказывал об этой встрече с Божией Матерью.

Не знаю, как для воинов, но для меня эта встреча имела, может быть, большее значение, чем для них. Среди них были и мусульмане. Когда я подошел к одному из воинов с куличом и пасхальным яичком, он сказал: «Мне это нельзя, я другой веры». Я спросил, какой он веры. Он ответил: «Я язычник». Я ему говорю: «Ничего, брат, держи. У тебя еще всё впереди». Надеюсь, Господь так же, как некогда просветил языческое сердце князя Владимира, и его сердце просветит, и, может быть, он станет христианином.

В любом случае Пасха и в госпитале тоже висит в воздухе. У многих стоят иконочки – может быть, родные или медсестры принесли. На окошках у некоторых ребят стояли маленькие куличики, мы еще принесли. И на слова «Христос воскресе!» все знали, как отвечать: «Воистину воскресе!»

– Нельзя обойти стороной тему помощи беженцам и мирному населению, которые страдают, в частности, от нехватки воды. Мы сейчас имеем возможность реально прочувствовать и оценить ценность благорастворения воздухов, изобилия плодов земных, мирного времени – того, о чем мы в прошлые годы, стоя на Божественной литургии, молились как бы между прочим.

У нас в центре города идет сбор воды для Донбасса, который Вы благословили и принимаете в этом непосредственное участие. Расскажите об этом, пожалуйста, потому что это вызывает некоторые вопросы. Кто-то недоумевает, почему с Урала надо везти воду в такую даль...

– Наверное, есть простые решения: где-то купить поближе и там сразу все организовать. Но мы собрались с молодыми ребятами, единомышленниками, представителями спортивных, молодежных организаций и клубов и коснулись темы, что мы можем сделать здесь, в Екатеринбурге. Понятно, что кто-то может обратиться в военкомат и пойти добровольцем. Кто-то собирает гуманитарную помощь. Но мы задумались, что еще можно сделать, чтобы это было нужно и чтобы в этом мог поучаствовать каждый житель Екатеринбурга, вне зависимости от того, есть у него вещи или какие-то продукты или нет таковых, есть денежные средства или нет... Мы хотели предложить что-то такое, что объединило бы всех жителей города.

Один из собеседников, который в свое время участвовал в войне на Кавказе, сказал, что тогда им не хватало воды. Когда человек оказывается не в родном для себя месте, где он никогда не был, организм реагирует на местную воду совершенно неожиданной реакцией: были и отравления, и какие-то заболевания. Поэтому чистая вода была очень важна, но ее практически не было. Собственно, так возникло решение собирать воду. Это и нетрудно для каждого жителя, и востребовано. Мы поставили палатку, придумали наименование акции: «Формула жиzни». Подписали: H2O (чтобы было понятно, что за формула). И вода потекла.

Что касается доставки, многие считают, что возить воду с Урала в южные области России и на Украину очень дорого. Ничего подобного. Дело в том, что у нас несколько раз в неделю уходят эшелоны, автопоезда, и всегда есть свободное место. Подгрузить туда одну или две тонны воды не составляет труда. Вода чистая, бутилированная и сразу попадает в руки тем людям, которые в ней нуждаются. В том числе мы отправляли воду и железнодорожным транспортом. Мы активно работаем с оперативным штабом, который занимается оказанием помощи, поэтому здесь проблем не возникает.

Но мы собираем не только воду, у нас по всем храмам и по городу висят плакаты «Формула жизни» с QR-кодом, по которому можно попасть на сайт благотворительного фонда, с которым мы сотрудничаем, и узнать информацию, сколько воды собрали, а также можно пожертвовать деньги. Деньги гораздо проще переслать по территории России, и в Краснодарском крае есть производитель воды, которому эти деньги перечисляются, и уже оттуда вода отгружается… Но наша задача была не только доставить воду тем людям, которые в ней нуждаются, но и собрать наших жителей Екатеринбурга, который называют «протестным» городом (и какие только ярлыки не вешают), чтобы сказать: давайте отложим все разногласия и поможем людям, которые в помощи нуждаются. И эффект очень интересный. Мы начали с того, что у нас образовалась палатка в центре города, в историческом сквере, а сейчас уже более двух десятков пунктов сбора воды. Сейчас за неделю собирается полная палатка воды. Всё свидетельствует о том, что горожане реагируют, и это дорогого стоит.

Владыка, совсем недавно отметили воскресенье жен-мироносиц, но там еще упоминаются (и мы к ним обращаемся молитвенно) два человека, которые, пока Господь проповедовал, был окружен народом, будучи душою с Ним, держались в стороне: Иосиф и Никодим. Это два совершенно удивительных человека. А когда Христа распяли, когда, казалось, не осталось никакой надежды, они отринули всякий страх, всякие соображения о собственной безопасности и просят Его тело, чтобы погрести его со всей любовью, что живет в их душах. То есть они не могут стоять в стороне, они должны обозначить свою причастность вот к этому Человеку, Которого все оплевали, от Которого отвернулись даже самые близкие ученики. Они говорят: мы рядом, мы Его. У меня вот такая еще ассоциация…

– Говорится, что есть не просто народ, россияне, а есть глубинный народ: то есть в каждом человеке глубоко сидят эти корни, эти гены тысячелетнего христианского русского народа и народа победителя в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что молодежь ходит с волосами, покрашенными в какие-то несуществующие в природе цвета или с какими-то наколками. Но когда происходят те реалии, которые мы наблюдаем сегодня, очень быстро все наносное становится ничтожным. И человек просыпается, вспоминает, кто он, поднимает портрет своего прадеда или прабабушки, смотрит на него и как будто беседует с ними.

Вчера эти люди (и эта молодежь) наполнили собой наш город, прошли с портретами. Они сегодня делают совершенно удивительные шаги, совершают удивительные подвиги: сначала протягивают руку помощи, а потом становятся готовыми отдать и свою жизнь, чтобы оказать помощь тем, кто в этом нуждается. Действительно, просыпаются и Иосифы, и Никодимы... Я очень надеюсь, что мы будем свидетелями такого пробуждения наших современников.

– Мы с Вами говорили про пасхальные песнопения, а есть еще потрясающие своей глубиной песнопения Страстной седмицы. Я именно в них нашла ответ на вопрос, который несколько лет не могла для себя разрешить: почему Иосиф и Никодим тогда пошли к распятому Христу? Они же прятались, им было что терять. А одно из песнопений Страстной седмицы дает ответ на это: они видят страдающую Деву Марию, Матерь Божию, и откликаются на это страдание.

И вот сейчас надо откликнуться на страдания тех, кто оказался на территории, которую бомбят и взрывают, кто участвует в специальной операции и тоже подвергается постоянному риску, кто ждет их дома, молится за них (и страдает, может быть, больше, чем они, находящиеся там, на передовой). Может быть, ответ на это страдание – наши усиленные молитвы о каждом и обо всем мире? Святейший Патриарх призвал к усиленной молитве о мире. И сейчас, мне кажется, явно видно, что на этот призыв нельзя не откликнуться, он касается каждого человека не теоретически, а совершенно практически.

– Да, очень важно, чтобы сердце откликнулось. Я тоже задавался вопросом, который Вы сейчас озвучили, относительно Иосифа и Никодима: что их подвигло? А потом задался еще одним вопросом: что подвигло Иуду продать Христа за тридцать сребреников? И он же сделал свое дело, мог бы приобрести себе что-то на эти деньги, но он выбросил их и совершил грех самоубийства. Что это было?

Ответ я нахожу в том, что душа, которая, по слову Тертуллиана, является христианкой, реагирует. У Иосифа и Никодима, у жен-мироносиц она отреагировала любовью на ответную любовь. А у Иуды совесть была жива и не давала ему возможности продолжать жить как ни в чем не бывало. Он не смог взойти на высокую ступень покаяния, которая могла бы вернуть его, как вернула Петра, на круги своя. Душа вопиет, поэтому у него этот вопль перешел в безумие самоубийства.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, я думаю, мы никогда не станем обществом потребителей – тех, кто довольствуется тридцатью сребрениками, или гуманитарной помощью, или зоной комфорта. Нам пытаются ее создать для того, чтобы мы стали существами, которые покупают то, что рекламируют, живут в заданном информационном коридоре, созданном масс-медиа, как будто так и нужно.

Но нет, не вписывается русский народ в такой коридор псевдожизни, наши души вопиют. На вызовы, которые бросает нам стагнирующее современное общество, наши люди отвечают так, как ответили жены-мироносицы. Мироносицы пошли ко гробу Христа. А наши волонтеры едут в Украину, на Донбасс, лишая себя возможности выехать за границу или иметь какие-то преференции в современном обществе. Люди совершают те поступки, на которые подвигает их совесть, и это продолжается две тысячи лет.

В том, насколько массовый характер приобретает сейчас желание сделать добро тем, кому тяжело, есть некая надежда, что мы победим внутри самих себя. И это рано или поздно выльется в победу России не над какими-то там боевиками, националистами, а в победу глубинного народа и его ценностей. Главная ценность – Христос. Дальше мы уже будем говорить о нашей истории, культуре. Если эти ценности победят внутри нас, тогда внешние победы не заставят себя ждать. Не только на фронтах. Горячая фаза закончится, и нужно будет далее отстаивать свои ценности уже в мирной жизни, а это значительно труднее. Очень надеюсь, что жажда быть причастными к истинным ценностям все-таки зародится сейчас и проявится в наших современниках.

– Но для того, чтобы мы перестали быть завсегдатаями торговых центров, Господу понадобилась горячая фаза.

Говоря об отклике на эту беду, вспомним наших уральских сестер милосердия, которые сейчас поехали туда, чтобы служить в госпиталях в непосредственной близости от места событий. Двадцать лет отметил Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Когда все только начиналось, нужно было доказывать и обществу, и врачам, и социальным работникам государственного уровня, что мы им пригодимся. А сейчас это уже многократно доказано. Причем доказать – не было целью, целью было послужить Богу через служение ближним. Эта цель и остается.

Я знаю, что Вы были на 20-летии Отдела социального служения, которое отмечалось. Вы периодически принимаете участие в каких-то событиях, которые совершает наша православная служба «Милосердие». Расскажите об этом, если можно.

– Да, хотелось поздравить Отдел социального служения, хотя слово «отдел» звучит как что-то отдельное от чего-то. Я свидетельствую о том, что служение милосердия совершенно не отдельное, оно обымает собой жизнь нашего города, нашей епархии. И знаю, что это происходит во всей Церкви. Как это проявляется? У нас есть люди двойного назначения. Условно говоря, сотрудники Епархиального отдела религиозного образования, которые в свободное от занятий религиозным образованием время занимаются делами милосердия. Знаю людей, которые состоят на государственной службе, а свое свободное время проводят в тех акциях и делах, которые осуществляет служба милосердия. И поэтому я даже стараюсь избегать слова «отдел». Это служба, призвание, которое объединяет очень много людей.

На торжественном акте в зале, который вмещает примерно восемьсот человек, мне посчастливилось обратиться к участникам этой встречи. Но понимаю, что число людей, которые включены в деятельность служб милосердия, намного больше: их тысячи только в нашей епархии. Хотелось бы всех наших милосердных братьев и сестер поздравить с 20-летием существования этого служения.

Понимаю, что телеканал «Союз» вещает не только в пределах Екатеринбургской епархии и митрополии. Поэтому хотелось вместе с вами поздравить всех людей, которые в самых различных уголках страны и мира совершают дело милосердия, и повторить ту мысль, которая пришла на сердце тогда, в тот вечер. Я вижу, что дело милосердия очень «заразное»: совершая дела добра, неизбежно заражаешься им, и этот огонь передаешь тем людям, кому или вместе с которыми оказываешь помощь.

Я являюсь свидетелем того, как сестры приходят в палаты к больным не за деньги, а только по велению сердца, ради Христа. Они этим удивляют тех, кто работает в больнице. Как удивлялись люди, которые не понимали, что произошло с женами-мироносицами, с Иосифом и Никодимом. Почему они так поступают, делают что-то с любовью? Их лица радостные и сердца очень живые. Что это? Пытаясь ответить на этот вопрос, люди стараются найти свой путь, нести добро и благодать людям, становятся сотрудниками службы «Милосердие».

Вы начали эту тему с того, что люди включаются, едут туда, где тяжело. Я увидел, как это доброе семя ложится на сердца людей. В понедельник Страстной седмицы встречался с одним молодым человеком, прихожанином храма, которого я знаю достаточно долго. Он не трудился в службе «Милосердие», а занимался воспитанием молодых людей, православных следопытов.

Он подошел с таким вопросом: «Владыка, я бы хотел поехать добровольцем туда, где сейчас проходит специальная военная операция. Я врач, работаю на участке, терапевт, у меня еще целый ряд специальностей есть». Я говорю: «Послушай, но у тебя же есть семья, пятеро детей». – «Да, пятеро детей, семья». – «И как?» – «Я поговорил со своей супругой, поделился с ней своим намерением и увидел то, насколько она меня любит. Она не бросилась меня удерживать. Я увидел, с каким уважением и трепетом она отнеслась к моему внутреннему желанию и сказала: «Если ты готов ради Христа, ради людей пойти на этот риск и испытания, я готова разделить с тобой эту опасность. Если тебя возьмут, езжай». Договорились с ним в течение Страстной седмицы просто помолиться, не принимая никаких решений. А уже на Светлой седмице он пришел, совершенно утвержденный в своем решении.

К чему я это говорю? Такие решения так просто, через кипение крови или какую-то страстность, не рождаются и не реализуются, не воплощаются. Все-таки этот человек – семьянин, у него многодетная семья, квартира, работа. В период пандемии, как врач, он достаточно много работал, было хорошее финансовое содержание, все было в порядке. Но всегда человек ищет чего-то большего. И видя это большее в том служении, которое совершают сестры милосердия, в удивительных акциях (например, «От сердца к сердцу»), он вдохновился. По всей видимости, сейчас он уже собирается и скоро отправится в какой-то из военных госпиталей оказывать помощь, чтобы лечить и тех, кто ранен, и тех, кто истощен, и тех, кто оказался ранен по ту сторону баррикад (в наших госпиталях лежат все).

Так что ген милосердия живет в нашем народе. И пробуждают его тысячи тех, кто совершает служение милосердия в нашем городе, в нашей епархии.

Хочется еще раз всех поздравить с 20-летием и встретить всем вместе и 50-летие православной службы «Милосердие». А тем службам милосердия, которые более молоды, недавно подвизаются на этом пути, хочется пожелать дышать полной грудью, этой благодатью и радостью, которую человек обретает, когда совершает дело милосердия. Если не знаете, как это сделать, обращайтесь, звоните, пишите на горячую линию нашей службы «Милосердие» Екатеринбургской епархии.

– Заразиться милосердием – это очень счастливый пример. Но гораздо чаще бывает, что люди заражаются ненавистью, тем более когда есть много ресурсов, специально распространяющих эту заразу. Вы сказали о тех, кто находится по ту сторону в окопах, очень спокойно, по-доброму. Но когда идет конфликт любого уровня, даже просто на приходе, в городе, между двумя семьями, соседями, а тем более в таких масштабах, какие мы видим сейчас, ненависть просто висит в воздухе, она возгревается. Перед христианином встает вопрос: с одной стороны, оставаться верным Христу, своей Родине, а с другой стороны, очень четко отслеживать в себе эти ростки ненависти. Если раньше она просто дремала, то тут ненависть говорит: я здесь, и меня много. Как быть с этим?

– Это же не первый раз так происходит. Понятно, что любой конфликт несет в себе зерна ненависти, которые сеет враг рода человеческого. Но давайте откроем не учебник истории, а какое-нибудь повествование о войнах, которые вел Александр Васильевич Суворов. И посмотрим, как это было, когда суворовский отряд численностью пять тысяч человек не числом, а умением побеждает и берет в плен двенадцатитысячный отряд турок. Ту жестокость, которую турецкие воины проявляли по отношению к своим пленным, лучше даже не описывать. Она близка к той ненависти, которую питают сегодняшние националисты к нашим пленным солдатам.

И что делает Александр Васильевич? По его приказу их разоружают и отпускают: «Идите домой, вспахивайте свои земли, пасите свой скот, живите». Это был такой шок для турецких янычар! Они думали, что в плену их ожидает мучительная позорная смерть или совершенно невыносимое рабство. А тут их отпускают и говорят: «Возвращайтесь в свои дома, в семьи». Они возвращаются, оказываются в поле зрения своего руководства. Начальство кого-то наказывает, но возвращает их обратно на передовые позиции, дает им оружие и опять выставляет против русских. И история повторяется снова. Их вновь берут в плен и второй раз отпускают. После этого побежденные добром турецкие воины говорят: «Послушайте, но это выше разума». Так образовался целый народ гагаузы. Они сказали: «Мы хотим быть такими, как вы», приняли крещение и по сей день удивляют своей верностью русскому миру в хранении православного христианства.

Это пример, как можно побеждать. И эти примеры сегодня абсолютно зеркально повторяют наши военнослужащие. Они принимают побежденных врагов и не совершают показательных казней и каких-то совершенно бесчеловечных акций, а везут их в госпиталь, кормят, поят и объясняют те ошибки, которые они совершили в своей жизни, тем, кому это возможно объяснить.

Я считаю, что это очень хороший пример для нас: побеждать зло добром, по слову Священного Писания. Это доступно для каждого. Но каждый для себя может выбрать в системе координат, которая сейчас изображена, на кого быть похожим. Либо копить и, как пружину, сжимать ненависть в своем сердце и выплескивать ее на окружающих, уподобляясь то туркам, то националистам, либо быть выше этого, иметь перед глазами высшее добро – Христа, Который за все время Своей земной жизни ни ненависти, ни мести не испытывал. А имея такой образец, можно в соответствии с ним поступать так, как поступали наши воины и при Суворове, и как поступают сегодня. Имея такой образец, есть возможность ему подражать.

– Один из примеров подражания Христу в тяжелейших условиях – преподобный Сергий Радонежский. Когда мы говорим о святых, представляем человека с нимбом, с просветленным ликом. Но если бы мы окунулись в ту атмосферу, в те политические и экономические реалии, в те войны, захватнические набеги, в условиях которых святые жили и благословляли (если говорить о преподобном Сергии) своих воинов на брань против врагов внешних, а еще пуще – внутренних?..

– У нас есть некий образ преподобного Сергия, который достаточно распространен. Мне довелось бывать на его родине: в Ростове Великом, в Варницах. И историки, исследователи, которые изучают, что происходило столетия назад в Ростове, особенно в те времена, когда там жил будущий преподобный Сергий (отрок Варфоломей), рассказывают о том, что переживал этот город и жители его окрестностей в те времена.

Практически каждый год совершенно бесчеловечные орды монголо-татарских захватчиков приходили в богатый город Ростов, в исконно русские земли, где было чем поживиться, и грабили. Грабежи сопровождались всем тем набором совершенно бесчеловечных безумств, которые могли быть только в помраченном злобой и алчностью сознании человека. Множество людей были жертвами этих рейдов. Родители преподобного и их соседи уходили в леса, в болота (по каким-то мистическим соображениям монголо-татары с опаской относились к болотам) и там пережидали опасность. Потом они возвращались на пепелища, восстанавливали свои дома, села, города...

Мы понимаем, что отрок Варфоломей в своем детстве был как сегодняшние дети Донбасса. Мы сейчас открываем фотовыставку «Дети Донбасса», там запечатлены дети с огромными глазами, которые пережили все ужасы войны. Преподобный Сергий, когда был ребенком, пережил все ужасы войны и ненависти. Он видел все это своими глазами, знал об этом не по рассказам, не по книгам.

Собственно, поэтому его семья уходит из того места, куда постоянно совершаются набеги, проливается невинная кровь. Они переезжают чуть дальше на запад, где продолжают жизнь как беженцы. И когда Русь набирает силу, Дмитрий Донской приходит к преподобному Сергию, который не абстрактно воспринимает добро и зло. Для него очень понятно, что нужно остановить и на что он благословляет войско князя перед Куликовской битвой.

Столько параллелей возникает сегодня со временами преподобного Сергия. А ведь ничего нового не происходит. Несмотря на то, что пережил преподобный, нигде не упоминается ни о каких его выплесках злобы, ненависти, нет никаких слов о том, что нужно бесчеловечно относиться к тем, кто движется на Русь. Побеждайте зло добром. Если для этого необходим меч – обнажите его; если для этого нужно будет отдать свою жизнь – отдайте, но побеждайте зло не злом, а добром.

Это же благословение мы слышим из уст государя-императора Николая Александровича, когда он говорит о том, что того зла, которое было в мире в его время, будет больше, оно будет умножаться. И мы это видим. Но не зло победит зло, а любовь. Каких еще высоких мыслей, высоких мотивов или авторитетных благословений нам искать? Здесь все абсолютно очевидно. И если мы в себе не будем питать ненависть по отношению к какой-то группе лиц или какому-то народу, а будем искать любовь к Богу, в Нем иметь источник вдохновения, то, я полагаю, сможем побеждать зло не озлобляясь, а сохраняя и нося в сердце добро.

– После этих слов еще больше будем надеяться, что сбудутся планы по принесению в Екатеринбургскую митрополию ковчега с частицей мощей игумена земли Русской преподобного Сергия. Я думаю, что теперь мы с большим пониманием будем подходить к этой святыне, а наши молитвы станут более угодными Богу.

– В праздник Святой Троицы мы ожидаем встречи ковчега с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского. Если Бог даст, то в день Святой Троицы мы почтим молитвенника за землю Русскую в Троицком соборе нашего города 12 июня. А 13 июня, в день Святого Духа, в Святодуховском храме-колокольне «Большой Златоуст» со всеми архиереями нашей митрополии мы тоже помолимся преподобному Сергию у его мощей в надежде на милость и благословение нашей земли.

– Спасибо Вам за такой душевный, теплый разговор. Благословите наших зрителей.

– Дорогие телезрители телеканала «Союз», сорадуемся с вами о Христе воскресшем, о Пасхе Господней. Хочется пожелать и себе лично, и каждому из вас вдыхать воздух Пасхи каждый день. Это день, когда Господь был с учениками, питал их на берегу Галилейского озера, давал им те наставления, которые частично отразились в евангельских строках, частично сокрыты словами апостола Иоанна Богослова о том, что если написать все, что сказал и совершил Господь, то всего мира не хватит для того, чтобы вместить тех книг.

Сегодня все это происходит: Господь с нами беседует, питает нас. Хочется пожелать, чтобы Он не просто питал нас. Чтобы Христос воскресший каждого посетил, чтобы мы услышали Его слово, открыв Евангелие, придя на службу, включив канал «Союз». Чтобы мы слышали и видели Христа воскресшего. Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущая Светлана Ладина

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​