Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

6 апреля 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Сахненко, настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца.

– Продолжается Великий пост. Большая его часть уже пройдена. Сегодня родительская суббота, последняя в этот пост. Идем в храм или остаемся дома?

– Конечно же, идем в храм. Но наш мудрый русский народ уже давно сказал: невольник – не богомольник. Если человек сознательно находит для себя множество оправданий и причин не посещать храм, то никакой заманчивый предлог, никакая ситуация не поспособствуют тому, чтобы число людей в храмах увеличилось. Дело в том, что для людей верующих общественная молитва – это важный ключевой момент. Если мы вспомним первых христиан, то увидим, что эти люди не представляли себе, как можно пропустить один день без причастия и совместной молитвы в общине. Они после своих тяжелых домашних дел, после физического труда все равно находили время хотя бы ненадолго прийти в то место, где собиралась община христиан, чтобы вместе потрапезничать, обменяться новостями, поддержать друг друга и, причастившись Тела и Крови Христовых, разойтись по своим домам.

Именно поэтому Великим постом по будням нет причастия, чтобы человеку, привыкшему причащаться каждый день, показать, насколько сурово и строго держать пост. Мы специально предуготавливаем себя длительным периодом воздержания ко причастию. И лишь в среду и пятницу Церковь послабляет этот строгий пост, чтобы люди имели возможность причаститься, но не на полной литургии освященными на ней Дарами, а на литургии Преждеосвященных Даров Дарами, которые были освящены на прошлой полной воскресной литургии. Современному человеку, не привыкшему причащаться не то что каждый день, а даже раз в неделю, это ни о чем не говорит. Его никак не коснется, что в понедельник, вторник и четверг нет причастия.

Люди, которые приходят в храм раз в неделю, тоже многое теряют, потому что не чувствуют поста. Службы Великого поста именно по будням отличаются от привычных для нас богослужений. А в субботу и в воскресенье Церковь послабляет пост верующим. Эти дни даже не являются днями поста, потому что это праздничные дни. День субботний – день покоя, день воскресный – воскресение Христа. Поэтому тем, кто еще ни разу не был на постных службах, хотелось бы порекомендовать побывать на них. Это непередаваемые ощущения. Богослужение в среду и пятницу очень длительное, с огромным количеством псалмов, с земными поклонами. Не каждому, может быть, такое богослужение сразу придется по душе. Но кто на буднях постом не бывал, тот поста не видал.

Сегодня последняя родительская суббота. Затем все субботние дни будут отмечены чем-то важным, значимым. Следующая суббота − Суббота Акафиста, мы будем особо почитать Пречистую Матерь Божию. А через одну субботу уже Лазарева суббота, воскрешение праведного Лазаря, окончание Великого поста и начало Страстной седмицы. В последнюю родительскую субботу Великого поста изо всех сил, какие у нас имеются, попробуем вспомнить о наших усопших сродниках. Тот, кто не может посетить храм, может дома встать перед иконами и хотя бы своими словами помолиться об усопших сродниках, о людях, которых не знал, но хотел бы за них помолиться. У христиан, помимо храмовой и общественной молитвы, есть такие формы поминовения, как милостыня, милосердие, добрые дела во имя человека, за которого мы молимся. Также мы можем угостить близких и попросить их за трапезой помянуть имена наших близких усопших.

Конечно, нам нужно помнить не только об усопших сродниках. И впереди у нас еще не одна особая служба, которая определенным образом предуготавливает нас к Воскресению Христа и к воскресению наших душ. Чтобы очиститься от скверны, чтобы поменяться, нам Церковь предлагает различные памятования (празднования) каждую неделю, особые службы. Если кто-то из вас еще ни разу за время поста не выбрался в храм, не начал поститься особым образом, то для вас ничего не потеряно. Есть притча, в которой Господь говорит о тружениках, пришедших работать в первый, третий, девятый час. И даже те, кого хозяин пригласил в одиннадцатый час, получили ровно такую же мзду, которую обещался дать хозяин и первым. Он никого не обидел: ни первых, ни последних. Поэтому те, кто опомнится за несколько дней до окончания поста, тоже сделают благое и правильное дело по принуждению своей души к изменению, чтобы Пасха была не только в виде куличей и разноцветных яиц, а чтобы она была внутри человека, чтобы человек радовался и ликовал, а все его существо трепетало от осознания великого события Воскресения Христа.

– Хотелось бы спросить еще об одной службе Великого поста – пассии. Каким событиям она посвящается?

– Это богослужение неуставное. Его нет в составе Типикона, богослужебных указаний, потому что оно возникло по традиции, сложившейся в Русской Церкви. Это богослужение выбивается из логики всех служб Великого поста.

Во время Великого поста мы наш внутренний взор направляем на себя, стараемся внимательно изучить, где мы еще несовершенны. А отдельно стоящая седмица, называемая Страстной, посвящена не внутреннему и внешнему деланию, а созерцанию и сопереживанию событиям, которые предваряли смерть и воскресение Христа. Вся эта седмица, начиная с вечера воскресенья, вспоминается в храме: проклятие смоковницы, общение с учениками и фарисеями, Тайная Вечеря, предательство Иуды. Люди должны после усиленной работы над собой устремить свой взор на эти события, чтобы действительно почувствовать Пасху Христову. К великому сожалению, многие люди лишены возможности участвовать в этих богослужениях в силу абсолютно разных причин. Многие из нас лишены чтения двенадцати Страстных Евангелий, возможности услышать трогающие душу песнопения погребения Плащаницы Спасителя. Поэтому был составлен такой чин (неканонический, но понятный), когда в вечерню добавляется Акафист Страстям Христовым. Он начинается не со слов «радуйся», припев в нем звучит совершенно иначе, чем мы привыкли слышать: это слова молитвы разбойника, который просит помянуть его, покаявшегося, в Царствии Небесном.

За чтением акафиста следует чтение одного из четырех Страстных Евангелий, которое посвящено предшествующим событиям – страданиям и смерти Спасителя. Поэтому кто в силу разных причин не может посетить службы Страстной седмицы, имеет возможность четыре раза во время Великого поста (пассия совершается по воскресеньям) поприсутствовать на этом богослужении. Это богослужение давно и прочно вошло в чин, совершается во многих храмах Русской Православной Церкви в воскресенье вечером во время Великого поста. Это богослужение очень полезно для души, потому что многие песнопения и священные тексты раскрывают суть и глубину страданий Спасителя, смысл Его восхождения на Крест, добровольной смерти за нас.

После каждого Евангелия обычно читается проповедь. Мы анализируем страдания Христа, о которых сложно говорить без слез. И каждый раз, сравнивая себя с Ним, мы понимаем, как далеки от той чистоты, которую показывает нам Спаситель мира.

– В храмах в эти дни проходит таинство Соборования. Для кого оно предназначено?  

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, предназначено для людей болящих, потому что изначально христиане очень переживали, волновались, когда у них не получалось попадать на церковное собрание. Это были люди, занятые на военной службе, женщины, вынужденные после рождения детей проводить время дома. Они очень переживали, что не могут причаститься и помолиться. Апостол им написал утешительное послание о том, что женщина спасается через чадородие. Речь идет абсолютно не о том, что чем больше детей родишь, тем больше наград небесных снищешь. Речь идет о труде женщины: поднять своих детей, дать им возможность жить, воспитывать их, даже лишая себя общения церковного. Господом такой труд принимается, потому что Он видит сердце.

Конечно, люди, которые заболевали, ощущали себя брошенными и покинутыми, потому что не могли быть вместе со всеми во время своей болезни, не могли причаститься. Христиане старались посещать болящих, приносить им запасные Дары. Но особой милостью Церковь покрыла людей страждущих и не могущих встать с постели: если человек не идет в церковь, но хочет этого, тогда Церковь идет к человеку. Священники, по тексту Нового Завета, всемером должны были прийти в дом к болящему человеку и совершить богослужение, в котором, по заповеди Спасителя, должны были помазать маслом и вином болящего. В то время это были главные медикаментозные средства: масло помогало заживить рану, умягчить ее, а вино было определенной дезинфекцией.

Сейчас очень мало людей страдают от того, что не могут прийти в церковь. Обычно говорят: «Выздоровею и приду». Сейчас и семь священников не соберешь: у кого-то требы, у кого-то послушания епархиальные или приходские, кто-то занят семьей. Это беда не только XXI века. Со временем таинство Елеосвящения трансформировалось. Любой болящий человек, который долгое время не был в церкви, но хотел бы припасть ко стопам Спасителя, может обратиться в любой ближайший храм и пригласить священника к себе на дом. Батюшка придет и с чтением определенных молитв помажет человека маслом и освященным вином.

В советское время у нас сложился чин, который, казалось бы, противоречит логике таинства Елеосвящения, когда мы совершаем это таинство для болящих в храме. Ведь в современном мире понятие болезни очень расплывчатое. Человек может чувствовать недуг регулярно (слабость, частые головные боли), может иметь психические заболевания и расстройства, может находиться в тяжелом нервном или душевном состоянии. Поэтому сложилась традиция постами (в то время, когда усиленно совершается делание молитвы и воздержания) общего соборования для тех, кто может стоять или хотя бы сидеть. За этим общим делом люди получают не только возможность помолиться Господу о своем исцелении, но и получить видимую благодать от Господа, которая преподается им в лице священников через освященные масло и вино.

Многие спорят, надо им собороваться или нет. Мы не можем обязать каждого сначала исповедоваться, причаститься, а потом идти собороваться. Если человек желает, было бы полезно ознакомиться с этим таинством, и, пока не закончился пост, принять участие в совершении таинства Елеосвящения. Поэтому говорю каждому по ту сторону экрана: если вы никогда в жизни не соборовались, будет полезно ознакомиться с этим таинством, заглянуть в ближайший храм. До конца поста еще есть время, и во многих храмах впереди еще дни совершения таинства Елеосвящения, общего соборования.

Одно дело, когда мы привыкаем молиться Богу дистанционно. К великому сожалению, практика трансляций богослужений в пору ковида даровала не только плюсы, но и минусы. Люди говорят: «Зачем я пойду в храм? Я могу включить любую службу из любого храма, самого благодатного, самого красивого. Зачем слушать наш слабый ансамбль, если можно послушать торжественный мужской хор из лавры?» Такая тенденция наметилась еще до пандемии. Люди давно заказывают панихиду, пишут записки и убегают из храма в тот же момент: «Пусть батюшка помолится о моих родных, моих усопших близких». Батюшка, конечно, помолится, ему это особого труда не составит, потому что это его прямое послушание от Господа и Церкви. Но гораздо ценнее и важнее молитва самого человека в храме. Поэтому если у человека нет возможности посетить полное богослужение: вечерню, утреню с часами, литургию, – то надо хотя бы поучаствовать в таком уникальном богослужении, как соборование или пассия. Также в храмах проходят тематические молебны, посвященные, к примеру, молитве о страждущих недугами пьянства и наркомании.

Это реальный шанс для человека почувствовать Божественную благодать. Как мы дома молимся? Люди не очень воцерковленные прочитали «Отче наш», перекрестились и легли спать. А в церкви, в месте особого обитания Бога, Его пребывания, душа размягчается, сердце приклоняется к молитве. Может, кому-то хочется плакать, а кому-то зевать, у каждого проявляется своя реакция, потому что ни одной бесовской силе не понравится, что человек решил встать на путь исправления и внезапно взялся за ум. Вместо того чтобы быть занятым тем, что должно его волновать (это деньги, положение в обществе, проблемы с соседом, на работе), человек вдруг стал задумываться о своей душе. С чем он придет в тот мир? Не возьмет он с собой ни имущество, ни власть, ни земные интересы. Душа, которая может привыкнуть либо к злу, либо к добру, может либо терпеть и смирятся, либо быть надменной и хотеть властвовать – вот что возьмет с собой человек в жизнь вечную. Любой человеческий поступок, совершенный в устремлении к Богу, благотворно влияет на душу. И когда, как не постом, нам нужно, как барону Мюнхгаузену, вырывать себя из болота житейской пучины и приходить к Богу хотя бы на чуть-чуть: «Господи, прости, я не могу часто приходить в храм, но сейчас я здесь. Помоги мне, услышь мою молитву». Человек, который испытывал эти особые ощущения от молитвы в храме, да еще от соборной, совместной, прекрасно понимает, о чем я сейчас говорю. Записка, оставленная в храме, – это, безусловно, хорошо, но это не полная форма молитвы. Очень важно, чтобы в молитве участвовал сам инициатор этой молитвы. В конечном счете Богу молитва не нужна: любая молитва нужна самому человеку.

– Завтра, в четвертую неделю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника. Какое учение он нам оставил? Какие уроки преподал?

– Про святого преподобного Иоанна Лествичника говорить можно много – даже передачи не хватит. Я помню, что в прошлогодних выпусках мы подробно останавливались на его житии, поэтому в этот раз я хочу остановиться только на его творении. Поговорим о самом известном из оставшихся письменных памятников древних монашествующих.  

Почему Иоанн назван Лествичником? Потому, что самое главное его творение так и называется «Лествица» (по-церковнославянски, а по-русски – лестница). Она ведет от нашей земной жизни к обителям горним, к Небесному Царству Христа. Многие воцерковленные люди наверняка видели иконы, кулоны, большие картины или нарисованные лубки, где изображена большая лестница, по которой вверх стремятся люди. Одних поддерживают ангелы, других с этой лестницы пытаются столкнуть бесы. Вот в таком зримом виде представлен труд преподобного Иоанна Лествичника, состоящий из 30 глав по числу лет земной жизни Спасителя до начала Его проповеди. То есть возрастание Христа представлено в виде инструкции для возрастания человека.

Иоанн был монахом и писал для монашествующих. Будучи игуменом Синайской горы, он стремился объяснить своей братии, как им следует жить, чтобы достичь того, чего желает каждый человек. Православному верующему важно понимать, какую книгу он берет в руки. Есть большой риск бросить читать на первой же странице. Вы сегодня принесли замечательную книгу – это краткий конспект по «Лествице», очень полезная для мирян вещь, чтобы познакомиться с этим произведением. Когда мы открываем саму «Лествицу», первую главу, первую ступень, мы видим совершенно отталкивающее название – «Об отречении жития мирского». Получается, человек в миру должен ее закрыть и сказать: «Большое спасибо, это, наверное, не мне». Такую ошибку очень легко допустить. Зачем нам читать монашескую литературу, если мы не монахи?

Будьте внимательны. Первая глава содержит в себе чуть ли не четыре ступени и говорит монахам об отречении от мира, а вот мирских людей призывает отречься от мирской суеты. Таково глубокое понимание. В рамках передачи мы не можем анализировать все 30 ступеней, но понять то, что духовная работа над собой должна начинаться с отречения от суеты, – это очень важно. Когда нам предстоит какое-то очень важное дело, – подготовка к ЕГЭ у школьников, написание диплома у студентов, важный проект на работе у менеджера и даже генеральная уборка дома у хозяйки – часто накатывает паника, что ты ничего не успеешь, у тебя не хватит времени и сил. И в этой панике человек теряет огромное количество времени и ресурсов, потому что он либо унывает и сдается, либо не знает, с чего начать. Эта суета преследует каждого человека с момента его рождения. Давайте задумаемся, сколько времени мы проводим в тишине? Сколько времени проводим в мыслях о себе, о своей жизни, о будущем? Проводим не в построении планов, а именно в анализе. Когда мы последний раз были глубоко счастливы и нас ничего не раздражало? Когда нас радовал вид красивой природы? Страшные выводы мы сделаем для себя. Изо дня в день мы пребываем в земной житейской суете. Спешим, торопимся, опаздываем, намечаем планы, проводим встречи, совещания, обещаем перезвонить, звоним, переписываемся в мессенджерах и социальных сетях, раздаем задания подчиненным, выполняем задания начальников, успеваем проведать родителей, помочь нашим детям, сходить в гости к друзьям. Такой темп жизни, который еще и с каждым годом повышается, губителен для христианина, потому что призывает его задумываться не об этом сиюминутном моменте, а о жизни в целом: «После 30 я выйду замуж, после 35 рожу ребенка, после 40 куплю машину». Да откуда тебе, человек, знать, что ты сделаешь? Почему ты так смело и нагло строишь свои планы, уверяя себя в том, что можешь распоряжаться своей жизнью? Никто из нас не знает, когда случится его кончина. Может быть, сегодняшний день – это последний день нашей жизни, и уже эту ночь мы не сможем пережить.

Христианину очень важно уметь останавливаться в этой суете. Время перед сном, проведенное не в телефоне, а в тишине, – это очень важно. Духовная жизнь начинается с остановки и анализа сложившейся ситуации. Многие уже обращали внимание, что современные молодые люди все время ходят в наушниках. Музыка звучит в магазинах, в маршрутках, в метро. Современный человек не привык к тишине, потому что тишина заставляет задуматься о том, что происходит у тебя в сердце. Ты правильно поступаешь по жизни? Ты хороший человек или творишь много скверны? Чтобы заглушить эти тяжелые мысли, человек, порой даже неосознанно, включает какой-нибудь фон. У многих дома работает телевизор, многие слушают по дороге в машине радио, музыка играет в магазине –лишь бы не наткнуться на неприятные думы о смерти, о соответствии своей вере или о каком-то качестве, которое надо в себе исправить.

Для духовной жизни размышление – это основа основ и базис. Человек может жить в миру. Он может быть очень занятым и деловым. Но если он умеет расставить все на свои места, если его ранжирование дел обусловлено не собственными интересами, а главным интересом для христианина – спасением, то у него все будет получаться: и работа над своими страстями, и духовное самосовершенствование, и чтение Священного Писания. Появится и время ходить в храм. Вот в чем парадокс? У нас всегда не хватает времени помолиться, сходить в храм. Святейший Патриарх, когда его спрашивали в интервью: «Откуда у Вас столько времени? Почему Вы все успеваете?», неоднократно отвечал так: «Я не могу Вам ответить на этот вопрос. Я только знаю, что чем больше времени я уделяю молитве, тем больше времени у меня появляется на житейские дела».

Мы не можем в это поверить. Мы привыкли к закону денег – чем ты больше отдал, тем больше нуждаешься. Но любовь, молитва, добрые дела меряются совершенно другим измерением. Если здесь, на земле, мы складываем в кошелек то, что взяли себе, то в жизни небесной мы положим в кошелек то, что отдали кому-то, от чего отказались. Эти базисные вещи, наверное, знает каждый христианин, а вот как строить свою духовную жизнь, чтобы, понимая это, претворять это в дело, написано в «Лествице». Не могу сказать, что рекомендую эту книгу каждому, потому что понимаю, что по ту сторону экрана разные люди: одни бывают в храме каждый день, другие бывают только на Пасху и на Рождество. Но поинтересоваться этой книгой, почитать ее краткое содержание или же, если человек подготовленный и читал много святоотеческой литературы, начать листать ее первые страницы будет очень полезным и важным шагом – не только для общего развития, но и для знакомства с такой наукой, как аскетика.

О чем, прежде всего, написал преподобный Иоанн? О том, как грех действует внутри нас. Сначала у нас появляется прилог, мысль: «А не согрешить ли мне?» Сам по себе этот прилог не грешен, потому что мало ли что пришло нам в голову. Мужчина увидел красивую девушку, нечистый на руку человек увидел лежащую золотую сережку. Вот эта мысль, которую человек призван отогнать, – зачаток греха. А мы обращаем внимание на эту мысль, потом начинаем примерять ее к себе: «Пожалуй, можно сделать это: ничего страшного от одной сигареты, стопки, скверного слова не будет». И делаем. А когда грех вошел внутрь нас, его очень тяжело оттуда выкорчевать. Такая духовная жизнь напоминает пору, когда мы в очень неудобной позе под жарким солнцем вынуждены пропалывать наш огород от сорняков. Мы даем полезным семенам прорасти и быть долгожданными плодами, ухаживаем за садом, который запустили по своей лености. Как сад и огород, человеческая душа нуждается в возделывании. Огородники знают по лунному календарю, когда стоит заниматься рассадой. Так и люди верующие знают, что воистину пришла пора заниматься своей душой.

– Я благодарю Вас, отец Александр, за участие в программе.

– Спасибо большое и Вам! Пусть нам всем поможет Господь.

Ведущая Инесса Титова

Записали Наталья Мухлынина и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​