Беседы с батюшкой. Пространство для души. Священник Олег Патрикеев

9 июня 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает священник Олег Патрикеев, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Пространство для души».

В одном из своих писем Иоанн Кронштадтский писал, что помолишься, исповедуешься, и вновь Господь дает некое пространство в душе. Много лет назад я услышал эту фразу, но мне до сих пор кажется, что я физически ощущаю вот это пространство. Некое пространство, которое дается нам, когда мы помолимся, исповедуемся. Это внутреннее, действительно почти физическое ощущение. Каждый раз, когда я иду на исповедь и когда молюсь, всегда вспоминаю эти слова отца Иоанна.

О душе мы готовы говорить всегда, но вместе с этим мы ничего не знаем о ней. Мы говорим: «душа ушла в пятки», «душа вон». Невероятно много фраз, совершенно разных, но каждый раз мы говорим о том, что душа – это нечто такое, что нас очень волнует и заставляет чувствовать ее. Но когда мы размышляем о душе, возникают очень разные вопросы. Вопрос первый: как отличить размышление о своей душе от чего-то другого (например, осознания себя, самости)?

– Очень интересный и глубокий вопрос. На эту тему уже не первое тысячелетие задают вопросы все, кто сталкивается с духовностью человека и размышлением о душе. Были ереси, были и споры. Это очень тонкая субстанция, находящаяся в человеке. Но надо отмотать пленку в самое начало творения мира и взглянуть, откуда же она взялась.

Ориген был, конечно же, не прав в том, что решил за Бога определить место для душ. И поэтому не получил правильного ответа в своем утверждении о том, что было место, где души уже предсуществовали. Нам надо смотреть в Библию, размышлять по святым отцам. Это трудно, потому что даже нет догмата о душе. Поэтому мы можем даже немножко фантазировать, но в определенных рамках, чтобы не уйти в ересь.

Начнем с того, когда душа появилась в человеке. Здесь очень важно понять, что в момент зачатия происходит сочетание тела и души. Есть еще один акт, когда они разделяются, есть даже молитвы на разделение души и тела страждущего человека. Есть момент, когда душа отделяется от тела. А есть момент, который мы даже празднуем: непорочное зачатие – Благовещение, зачатие Иоанна Пророка... А когда душа появляется именно в самом Адаме? Открываем творение мира и смотрим. Уже во второй главе говорится о том, что когда Бог творил этот мир, то из перси земной сотворил человека – Бог дает ему дыхание жизни, и становится человек душой живою.

Получается, что душа – это некое дыхание Божие, но так как Бог находится вне материи, Он общается с миром материи через энергии. Он дает Адаму огромный потенциал Своих энергий, то есть вдыхает в материю Свою Божественную энергию. Можно расшифровать это как благодать.

Мы общаемся с нетварным миром именно через энергии. Поэтому в Адаме появилась Божественная искра – то, что стало его отличать от животных. Хотя у животных тоже есть душа, но к Адаму еще был присовокуплен дух. И эти три ипостаси в человеке (дух, душа и тело) были в единой гармонии. Что такое гармония? Это Адам без греха, когда он был абсолютно безгрешен и мог жить вечно по милосердию Божию, потому что дыхание жизни, которое ему дал Господь, как раз и есть бесконечная жизнь, бессмертие.

У нас нет понимания, что такое бесконечность. Мы можем посмотреть на звезды, но даже и это когда-то станет конечным. Но душа бессмертна, здесь как раз мы смотрим на первозданное творение Бога – человека. Все, что было лучшее, – было в человеке. Что удивительно, человека называют микрокосмосом. Значит, есть макрокосмос, который мы видим. И если нам задают вопрос, есть ли жизнь на Марсе, мы можем смело ответить: «Да, эта жизнь есть, но она находится в человеке». В тебе жизнь, потому что в тебе находятся и Марс, и Венера, и Солнце, и Луна, и все звезды, потому что ты сотворен из этого. Сначала, конечно, был сотворен Адам, а мы уже его последователи.

Душа – это сильнейший потенциал человека. После грехопадения, увы, произошло разделение. Это как лебедь, рак и щука, которые тянули каждый в свою сторону. То есть после грехопадения Адам разделился в самом себе. Грех его отделил от Бога так, что он перестал иметь душевное очищение, покаяние…  «О, душа моя, что спиши? Покайся». Сейчас мы можем это воспринять через святых отцов хотя бы в словесном понимании, потому что трудно покаяться моментально, это практически невозможно. Покаяние – это длительный процесс, глубокий. И душа после покаяния становится более широкой (как говорил Иоанн Кронштадтский), ведь когда грех нашу душу поранил, она стала уязвимой. Дух отсекся, он ушел в состояние «sleep» (как в компьютере) – вроде бы есть, но не работает.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Когда душа человека ушла в небытие после смерти, мы усиленно молимся за нее, просим Бога о помиловании. А существует ли обратная связь? Можем ли мы обращаться за помощью к душе умершего родственника? У меня умер недавно муж. Знает ли его душа то, что происходит со мной на земле? Что об этом говорит Церковь и святые отцы?»

– Давайте сделаем вид, что мы не услышали слово «небытие». У нас есть сверхбытие, которое называется Царство Небесное. И на отпевании Вы, наверное, слышали, что мы, как священники, от лица Церкви, просим отправить душу в райские обители. Конечно, это не билет в рай – это было бы хорошо, но, увы, есть еще мытарства. По преданию нашей Православной Церкви, есть еще испытания души. И поэтому молитва, особенно родственников и близких людей, тех, что любили и всегда будут любить этого человека, очень важна. Потому что душа бессмертна, она отправляется в удивительный духовный путь, который для нас еще непонятен. Наверное, ни один кинофильм не смог бы передать этого путешествия в загробный мир. Хотя есть мультфильм «Душа». Я его посмотрел и даже заплакал в конце. Он, конечно, не православный, но на самом деле поиск Царства Небесного идет на земле. И перед тем как люди уходили из жизни сей, они исповедовались.

Мы помним исповедь Александра Сергеевича Пушкина перед смертью, когда священник вышел в слезах и сказал, что не видел такой исповеди за всю свою священническую жизнь. Мы видим, что люди готовились к этому переходу именно так, чтобы освободить душу от грехов. А грехи у нас есть душевные и телесные. С телесными грехами мы боремся посредством поста и других аскетических действий. А душевные грехи – это самое трудное, глубокое.

Гордыню попробуй-ка усмирить. Каким постом ее усмиришь? Тщеславие как усмиришь? Никак. А с покаянием, глубоким смирением, считая себя ниже других, можешь заставить ум принизить гордыню. Это нужно для того, чтобы душа не возгордилась. Душа пала гордынею. Она пала вместе с Денницей, когда вкусила запретный плод, возомнила о себе, что может быть Богом. Душа пала вместе с духом и расслоилась на множество осколков.

И теперь Церковь собирает эти осколочки, разбитые вазы, чтобы это восстановить, чтобы в человеке проснулся дух, чтобы он очнулся от своего греховного сна. Человек может восстановить свою природу, чтобы дух, душа и тело были в гармонии.

Обратная связь присутствует на литургии и в молитвах, обращаться за помощью можно только к усопшим святым. Мы знаем, что они точно достигли Царства Небесного, это открыла для нас Церковь с помощью Святого Духа. Мы молимся даже за непрославленных святых, чтобы Господь простил им грехи. Есть такие святые, местночтимые, например, или кто-то почитает блаженных и старцев. Мы не молимся им, не просим, чтобы они помолились за нас, потому что не знаем их местопребывания.

Точное местопребывание есть у всех святых, прославленных Церковью, – это Царство Небесное. Есть их иконы, акафисты. Процесс признания Церковью святого очень долгий. Должен быть повод, чтобы святой стал святым, должны быть чудеса, исцеления и так далее, много всего. И только после прославления мы можем обращаться к нему за помощью.

За мужа просто молитесь. Есть хороший Акафист за единоумершего. Попробуйте читать Псалтирь, лучше на русском языке, чтобы было понятно, о чем говорите, просите Бога. После чтения Псалтири душевные ощущения очень сильные. Мы молимся молитвами всей Церкви. Практически все основные молитвы представлены в Псалтири.

– Это молитвы псалмопевца Давида, человека, который это все переживал. 

– А сколько у него о душе сказано! Благослови, душе моя, Господа. Он очень много говорил о ней. Душа – это чувствительная оболочка внутри человека. Она должна развиваться, и у нее есть потенциал. Ее невозможно взвесить, измерить. Она хоть и находится в теле, но не повторяет его черты. У нее какое-то другое состояние. Иудеи, например, считают, что душа находится в крови человека, поэтому они не вкушают мясо с кровью.

– Очень часто приходится слышать вопрос, который задала Татьяна. Нам всем хочется обратной связи, о которой она говорит. И как ни парадоксально, эта связь существует. Если мы просим Господа о человеке, то, соответственно, заботимся о нем. А забота разве не общение? Если у нас была любовь, то она и осталась, а значит, мы находимся с ним в постоянном общении.

– Молитвенное общение существует без времени и пространства. Молиться надо учиться. Не бывает так, что прочитал молитву – и вдруг она сразу полетела, как на ангельских крыльях, на небеса.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «В течение жизни человек часто меняется. Например, был неверующим, стал верующим. Я сужу по себе: насколько разной я была в детстве, в юности и сейчас.  А душа человека меняется? Как меняется отношение человека к жизни, к миру, к появлению веры? Что происходит в нем? Это меняется душа или что?»

– Я сравниваю человека со свечой. Это очень простой пример. Свечка состоит из тоненькой ниточки внутри и красивого, пахнущего воском тела.

– И еще из огня.

– До огня еще не дошли, если некрещеный человек. Человек как бы живет, душа и тело работают, он может лежать, спать, делать что угодно. Свечка может лежать в таком состоянии годами. Но когда она называется свечой? Только тогда, когда на ней зажигается огонь – дух. Он зажигается, и начинается изменение свечи. Она меняется полностью. Три состава работают. Куда мы ставим свечу? На подсвечник перед иконой, или идем с ней в темноту, чтобы тьма разошлась, или показываем сигналы огоньком. Огонь зажигается, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим посредством молитв и покаяния. Происходит изменение ума, и человек становится горящей свечой. Тогда от нее можно аккуратно зажечь и другие свечечки. Сколько можно зажечь других свечей от этой одной? Хоть миллион. Когда сходит Благодатный огонь, от него зажигают тысячи свечей. И весь храм в огне, хотя зашел он маленьким пучочком.

Так происходит и с человеком, когда он желает изменить свою жизнь, когда понимает, что зашел в тупик, когда без Бога ни до порога. Он уже больше не может питаться грехом. Бывает, страсти так накрывают человека, что он не знает, что делать: был и у психологов, и на заговорах, и на уколах, но ничего не проходит. Но вот он приходит в Церковь: покаяние, слезы – и человек другой. Как происходит это таинство? Оно происходит на глубоком духовном уровне, изменяется душа и ум. Древние называли душу «психе». Психология – наука о душе. Она, конечно, является ограниченной, но психологам много известно о душе, о влиянии на нее тех или иных лекарств и так далее. Мы пьем успокоительные, когда нервничаем.

Глубину души, ее соединение с духом знают только святые. Дух покаяния освежает, очищает, приводит к Творцу, и происходит изменение в человеке. Это тайна. Невозможно это разделить на формулы. Поверхностное покаяние не приводит к изменению души. Можно долго ходить в храм, каяться, свечки ставить, пить святую воду, есть просвирки, но это не сделает человека святым. Это возможно только через покаяние. Душа отделена от духа, тело отделено от души. Тело хочет спать, душа хочет в театр, дух хочет в церковь. Куда пойти? Как выбрать?

– Интересная тема… В современном мире мы часто приобретаем страсти с каким-то восторгом. В обществе, когда люди говорят о страстях, часто можно услышать: «мне нравится курить» или «мне нравится выпивать». Это добровольное сумасшествие, добровольное принятие болезни души. А путь от больной души до здоровой очень сложный; без Бога, наверное, невозможен. 

– «Не позволяй душе лениться». Это великие и правильные слова. Мы должны понять, что тело связано с душой. У человека пять чувств испорчены, через них приходит информация; через глаза больше всего, через слух.

Вся информация к нам идет от источника, но в нашей голове она меняется, как в детской игре «испорченный телефон»: говоришь на ушко одно, а в конце слышится совсем другое. То же происходит и в нашем уме: мы настолько быстро принимаем решение, что не успеваем дать оценку этой информации.

Приходит, например, информация о какой-то трагедии, и все наши чувства напряжены. Мы понимаем, что-то не так; возникает чувство страха; теряется вера, потому что у нас нет антивирусника. Информация пробила и разрушила наше душевное спокойствие.

Господь заходит к апостолам в горницу и говорит: «Мир вам!» Это не материальный, безумный, беспокойный мир. А тот мир, который есть у Господа: духовное равновесие, духовное спокойствие. Такой мир должен стать целью человеческой жизни. Потому что именно это нас ждет там, куда мы все в конце отправимся.

Если мы достигнем этого духовного спокойствия здесь, научимся тишине, исихазму (молчанию, умной молитве), тогда наш ум начнет ставить преграды помыслам. Мы научимся изменять информацию посредством Евангелия; мы будем понимать, что информация должна пройти через Евангелие, а потом решение должно прийти от Духа Святого. (Есть такие выражения: «я в духе», «я не в духе».) Тогда эта информация будет правильно принята умом, и будет дана правильная команда, что делать: приходит молитва.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия описывается сотворение души: что в материальное тело было вдунуто дыхание жизни и стал человек душою живою; и тело, и дыхание жизни вместе. Я нигде не нашел, чтобы было описано, что душа живая – это отдельная субстанция. Такое понятие появилось в христианстве намного позже от греческой философии Платона и Аристотеля. А это Моисеево описание о душе. Какого учения придерживаться: Моисеева или греческих ученых-язычников, которые исповедовали многобожие?»

– Действительно, древние греческие философы считали тело темницею души. Душа, которая вдруг возжелала каких-то телесных ощущений, сходила с неба и вселялась в тело; потом пыталась вырваться из клетки тела, чтобы вернуться в гармонию с миром.

Мы читаем в Библии, что было взято тело. Мы же понимаем, что тело не было мертво, но в нем еще не было Божественной души. Мы не можем сказать, в какой временной отрезок это произошло. Жил ли человек без души в какой-то период времени, а потом Господь вселил в него душу? У нас нет такого учения, которое отвечало бы на этот вопрос. Мы не знаем, когда душа вошла в человека. Может быть, это произошло одномоментно, а может, в несколько этапов.

Как дети играют в куклы? Сначала они делают из пластилина, например, человечка, а потом он у них оживает, они дают ему жизнь. Но сначала должно быть тело, нельзя вдохнуть дух вне материи. Материя и тело – это одно.  Дыхание, которое дал Бог, происходит в тот момент, когда тело соединяется с душой. А где она была до того? Это вопрос. На него нет ответа. Мы либо впадем в ересь, либо будем придумывать что-то свое. Поэтому я и сказал в начале передачи, что у нас нет четкого догмата по поводу этого вопроса.

– У Каина была уже душа, поэтому мы говорим, что душа может быть разной. Получается, что образ Божий можно исказить не нанесением татуировок, а погибелью души. Вы говорили про пять чувств. У Н. Гумилева есть такие строки:

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо…

Так век за веком – скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Мне кажется, Гумилев здесь размышлял о том, что существует некое чувство, которое неподвластно материи. Если это так, тогда мы не принимаем такие образные выражения, как «душа в пятках».

У праведного Иоанна Кронштадтского есть замечательная книга «Симфония души», в ней он размышляет о душе. Я предлагаю телезрителю почитать эту книгу, потому что она очень полезная. Удивительное название придумано отцом Иоанном: «Симфония души». Это значит, что душа не одна, она находится в изумительном музыкальном контексте нашего сознания, общества, всего мира. Тогда возникает вопрос о соотношении нашей души и душ других людей. Мы говорим: «родная душа». Это значит, что с этим человеком мы можем общаться каким-то другим образом. Мы говорим: «чужая душа – потемки». Очень интересен вопрос взаимоотношения душ.

В вашем храме я вижу разных людей, это пожилые, дети, молодежь, у всех свой опыт, разное воспитание. Но во время литургии все объединяются и становятся душою одною. Расскажите об этом.

– Это и есть шестое чувство, о котором говорят многие философы, в том числе и Н. Гумилев: это душа Христа. Это та мера познания Христа, посредством которой мы можем  войти в мир возраста Христова, познавая Его на земле. Есть такое понятие – возраст Христов, но он не обозначает количество лет; это когда душа должна достигнуть полноты во Христе.

У Иоанна Кронштадтского есть еще одна книга: «Жизнь во Христе». Там он говорит о том, что его душа гармонирует с душой Христа, входя в Него через литургию. Мы крестимся во Христа, во время литургии причащаемся Его Крови и Тела и становимся Ему близки. Причем мы входим в Его уже прославленное Тело, причащаемся Тела и Крови воскресшего Христа. Происходит как бы прирастание клетки, которая была отброшена или сама отвалилась. Во время крещения мы присоединяемся к Церкви – Телу Христову. Христос – Глава Церкви, а мы все ее члены. На литургии мы все собираемся в Тело, а у Тела должна быть единая душа – это душа Христа.

Во время литургии мы снова входим в Него, потому что мы отпадаем от Него грехами. Как быстро отпадаем? У каждого свой опыт. После причастия мы во Христе. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский каждый день служил литургию, чтобы быть всегда во Христе. Даже когда он отпадал (мы знаем об этом из его дневников), он каялся. Каялся, что грешит, – и снова на литургии входил во Христа. Вот его вера: быть во Христе постоянно! Это познание Христа через Его чувства. Даже апостол Павел говорит: у нас должны быть чувства как во Христе. Мы должны чувствовать как Христос; должны относиться к другому человеку так, как отнесся бы к нему Христос; до такой степени может дойти наша душа. Это и есть тот земной предел. А там познание еще более глубокое. Здесь мы видим через мутное стекло, здесь мы еще не познали самих себя, а не то что какие-то Божественные откровения. О них мы можем прочитать только в книгах святых, их откровениях. А наши откровения – это только покаяние и причастие. И слава Богу! А после этого как можно дольше надо удержать в себе Христа.

– Пять минут – это уже подвиг.

– Да, подвиг: за пять минут никого не осудить, всех расцеловать…

– Вопрос телезрителя: «Если человек ведет богоугодную жизнь, старается жить по заповедям, может ли Господь продлить его жизнь, чтобы он дольше служил Богу и людям?»

– Конечно! У нас есть примеры из Ветхого Завета, когда люди, даже цари, каялись и продлевались дни их жизни, несмотря на то, что пророки предвещали другое. Это и есть исполнение заповедей: не прожить подольше, а послужить людям подольше. Как говорил апостол Павел: «Я давно уже разрешился бы и пошел ко Христу, но нужнее быть в плоти для вас, потому что пока я в плоти, я могу проповедовать, могу вас обнимать, показывать любовь, показывать Христа на земле».

Вот чем занимался апостол Павел, и это учение он оставил для нас. Мы тоже должны этим заниматься, показывать Христа в своей жизни через добрые дела. Если ты уже покаялся, утвердился в вере, если нет сомнений в Православной Церкви, теперь твоя очередь идти вперед и доказывать веру делами. Вера без дел мертва. Вот этот путь.    

– Даниил Гранин говорил: милосердие дается человеку вместе с рождением, инстинктами и душою. Если человек не упражняется в этом милосердии, оно атрофируется и становится бесполезным. Это он говорил про милосердие, но здесь можно провести параллель с душой.  Возможно ли упражнять душу? И каким образом?

– Тертуллиан говорил: каждая душа – христианка. В душе это заложено, потому что в душе заложен Логос. Логос – Сын Божий. Развивая Логос в себе, мы развиваем чувствования Христа в себе. И тогда милосердие – это не просто акт пожертвования, а обоженность души, к которой мы должны все прийти. Милосердие – это имя Бога, как и Любовь, Радость. Это всё плоды Духа Святого, любовь – наивысший плод. А начинать надо все с воздержания, первой ступени; поднимаясь по ним, мы приходим к Богу, к любви.        

– Мы дожили до Троицы, в этом году она совпадает с Днем России. Мы все вновь обратимся к Святому Духу и будем читать: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины; будем просить защиты, утешения.   

– Даже в этой молитве мы просим, чтобы наша душа стала истиной.

– Везде существующей и все собою наполняющей. Сегодня мы так радостно поговорили о том, что такое душа и можно ли ее потерять или приобрести... Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит, чтобы мы не потеряли свои души, а находили их во Христе, в милосердии друг к другу. Храни вас Бог!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​