Беседы с батюшкой. Взаимодействие Церкви и армии. Протоиерей Николай Булгаков

8 мая 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в поселке Кратово Раменского района Московской области протоиерей Николай Булгаков.

– Сегодня мы говорим о взаимодействии армии и Церкви. Тема очень актуальная, серьезная. Сейчас всех волнует военный вопрос. Какая связь исторически сложилась между Церковью и армией? И как она длится до сегодняшних дней?

– Это взаимодействие всегда было исторической основой нашего государства. Только лишь в советские годы это было внешне, идеологически прервано. Внутренне эта связь оставалась и тогда. Наши полководцы, военачальники, воины и бойцы Красной армии молились во все времена. Можно сказать, мы победили в Великой Отечественной войне потому, что наш народ и армия молились. Мы знаем такие примеры. Со слов невестки маршала Бориса Михайловича Шапошникова, начальника генерального штаба Красной армии в 1941–1942 годах, он молился каждый день с земными поклонами: «Спаси, Господи, мою Родину и русский народ». В наши дни так и хочется молиться его молитвой, его словами. Молились люди и на передовой. Этих примеров очень много. А сколько было чудес! О них сейчас написаны целые тома.

Во все века нашей истории прежде всего была надежда на Матерь Божью. Когда были по-человечески безвыходные моменты, наш народ бросался на колени перед ее иконами: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». И приходили чудесные избавления, которых по всем земным обстоятельствам просто не могло быть. Поэтому и сегодня дай нам Бог не тратить много времени на какие-то разговоры и сводки новостей. Конечно, мы интересуемся и смотрим, наша душа болит, но время дорого. То, что будет, мы узнаем. А повлиять на события мы можем молитвой.

– Молитва творит историю?

– Господь творит историю. Наша история вся заполнена этими примерами – начиная с благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, с благословения преподобного Сергия Радонежского на Куликовскую битву и так далее. И Великая Отечественная война закончилась на Пасху 1945 года, в день великомученика Георгия. В тот год день Пасхи совпал с днем великомученика Георгия. В первый день войны правительство заявило: «Враг будет разбит, наше дело правое, победа будет за нами». А тогдашний митрополит, будущий патриарх, Сергий Страгородский в этот же день предсказал: «Господь дарует нам победу». Именно «Господь дарует победу», а не просто «она придет». Дарует в ответ на что? На молитвы, покаяние, жертвенность, подвиг, на любовь к Родине, к народу, к своим святыням. Мы защищали наши святыни, наши храмы, наши иконы. И в ответ на этот подвиг народа Господь действительно даровал победу. Именно Господь даровал, она не пришла сама собой. Он показал это тем, что победа пришла именно на Пасху, в день Георгия Победоносца.

– Господь дарует победу, потому что народ защищает прежде всего свою веру, а не свою территорию и какие-то материальные блага?

– На полях сражений в нашей истории всегда защищались высочайшие ценности: «За веру, царя и Отечество!» Шли сражения за веру, за народ, за свой язык, за независимость. Мы защищались от врагов, которые посягали на нашу веру. Народ не просто так поставил на первое место: «За веру…» Для верующего человека высшая святыня, высшая ценность – это вера. Спасительная вера, которая дает жизнь вечную.

– Как простой мирянин может своей молитвой повлиять на ход событий?

– У нас есть гениальная русская народная сказка «Репка», изумительная по своей простоте и глубине. Все ее помнят. Дедка не мог вытащить репку, бабка стала ему помогать, но опять не получилось. Пришла помогать внучка. Их было уже трое, все достаточно сильные, но опять не получилось. И только когда мышка пришла и поучаствовала в общем деле, вопрос решился. Мышка самая маленькая, и сила ее мала по сравнению с остальными. Но тем не менее вопрос решился.

Поэтому сегодня, когда идут сражения, когда наши ребята приносят жертвы, вплоть до своей собственной жизни, за наш народ, за наше Отечество, очень важно, чтобы молились все. Чтобы молились, не задумываясь: «А что может моя молитва?» Это дьявольские приемы. «А кто я такой?» Представь, что ты мышка или даже меньше ее. Но когда таких мышек много, когда весь народ старается молиться как умеет, Господь все это видит. Он слышит каждую молитву. И тогда совершается чудо победы там, где по-человечески ее не должно вроде быть.

– Как лучше молиться: взять на себя регулярное правило или просто своими словами?

– Преподобный Нектарий Оптинский дал такую молитву: пошли, Господи, ангела-хранителя и благодать Святого Духа отроку такому-то, рабу твоему такому-то. Эта молитва очень короткая, но это серьезное обращение к Богу. По этой молитве Господь может мгновенно послать избавление человеку и нашим воинам. Можно просто молиться, говорить то, что Бог на душу положит. «Все святители земли Русской молите Бога обо всех русских воинах». Кто как. Лишь бы было желание им помочь. Они действительно делают святое дело. Господь сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя. Высшая любовь – это жертвенность, это крест. Сам Господь совершил этот подвиг – взошел на крест ради всех нас. И воин идет на крест сознательно. Когда он решает идти в армию, то уже готов отдать жизнь за Отечество, за правое дело.

Вы сказали, что молитва дарует мгновенное избавление в ситуации, которая, казалось бы, безвыходная. Расскажите, пожалуйста, случай, который произошел с архимандритом Тихоном (Агриковым).

– Схиархимандрит Пантелеймон, до схимы архимандрит Тихон, был фронтовиком. Почти все наши великие старцы прошли фронт. И отец Тихон, и отец Кирилл (Павлов), и отец Наум (Байбородин). С отцом Тихоном произошел такой случай: был взрыв, и его накрыло землей, вроде уже – конец, и тут он помолился: «Матерь Божья, помоги». И второй взрыв, и с него вся эта земля сметается.

Это не значит, что обязательно после каждой молитвы произойдут события такого значения. Но ни одна молитва у Бога не остается неуслышанной. Мы можем не знать, как Господь ее услышал и что произошло, но можно не сомневаться в том, что каждая искренняя молитва принимается Богом. Господь видит нашу душу, видит наши стремления, знает наше сердце. Для Него имеет большое значение каждый положительный порыв нашей души.

День Победы – это главный результат всех молитв, всех подвигов всех людей, которые у нас тогда были, которые молились и у нас, и за границей. Тогда даже патриарх Антиохийский призвал мировое православие молиться за Россию. А в 1941 году Илия, митрополит Гор Ливанских, затворился и молился, и ему явилась Божья Матерь и сказала, что нужно сделать. Он передал это все в Москву, и тогда стали открываться храмы, в 1942 году разрешили праздновать Пасху, даже сняли комендантский час, чтобы можно было пойти ночью освятить куличи и помолиться. И многое другое тогда было сделано. Это все было вкладом в Победу. Можно не сомневаться в том, что молитва решает судьбу страны. Нашей уж точно. Мы знаем это из нашей истории. Молитва решает судьбу каждого человека и на поле брани, и в тылу, где бы ни происходили те события, которые являются вкладом в общую победу.

В 1991–1992 годах, когда наша страна испытывала очень большие трудности, в Троице–Сергиевой лавре был насельник иеросхимонах Моисей Боголюбов, друг отца Кирилла (Павлова). Распадался Советский Союз, а для армии этот вопрос чрезвычайно острый, ведь она сильна своим единством, мощью. Было Всесоюзное армейское собрание, на котором наша Церковь кричала о том, что ее режут по живому. На этом собрании от Церкви слово произнес тогдашний митрополит Кирилл, наш нынешний Патриарх. И отец Моисей молился в келье в лавре, и он сказал: «Надо армии помогать». И решили написать статью о том, что необходимо соединение Церкви и армии. Статья называлась: «На острие меча». Эта статья положила начало книге «Сим победиши! Православие. Армия. Держава». На обложке изображен молодой боец в БТР с иконой Божией Матери. Я привез ее на остров, чтобы подарить протоиерею старцу Николаю Гурьянову. Он взял эту книжку и стал нас ею благословлять. Батюшка придавал огромное значение Церкви и армии. Прежде всего молитве каждого воина и молитве за каждого воина. Это имеет чрезвычайное значение для судьбы страны.

И батюшка Николай Гурьянов, и отец Кирилл (Павлов), и отец Моисей (Боголюбов), и отец Наум (Байбородин) – все они прошли войну, различные испытания, лагеря и считали, что для судьбы Отечества чрезвычайно важно верующее, молящееся воинство. Об этом говорит вся наша история. И генералиссимус Суворов учил солдат: «Молись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». В книге А. В. Суворова «Наука побеждать» написано, что у победы непременно есть духовная составляющая: молитва, покаяние, чистая жизнь. Есть также православное предание о воине, который воздержался от греха, и потом ему было показано место, где он мог погибнуть, но не погиб, потому что сохранил свою чистоту.

– Слово «держава» редко употребляется сейчас и кажется каким-то архаизмом. Что заключает в себе это понятие? Почему именно это слово в названии книги?

– Есть такое понятие: державное строительство (то есть крепость государства, страны). Страна – это географическое понятие. А держава – это прежде всего крепость духовная. Основа крепости страны – камень веры. Наша страна всегда была крепка своей верой. Господь потому и хранит нашу страну, потому и учит скорбями. Он дал нам такое послушание в истории – хранить истинную православную веру.

Стоит оглянуться даже на ближайший век: катастрофические события 1917 года происходили в ответ на оскудение веры. Люди начинали каяться, когда понимали, что теряют свое главное сокровище, свою главную ценность – православную веру и дух. И Господь даровал победу в ответ на их покаяние, на их молитвы, на их обращение к Богу. Люди начинали ходить в церковь каждую неделю, потому что понимали, что на следующей может и не получится причаститься. Господь все это видел и принимал.

Великая Отечественная война – это испытание, подобного которому не было в истории человечества. Но не было в истории и более безбожного государства, в котором было объявлено, что имя Бога должно быть забыто. Оно не было забыто. Люди шли на фронт, сражались, молились, каялись, обретали Бога на полях сражений. Господь все принял и даровал победу.

– Не всякое государство можно назвать державой. Держава зависит от того, какие люди по качествам входят в ее состав. Какими качествами призваны обладать люди, чтобы составлять именно державу?

– Это как раз именно евангельское православное ощущение. То, о чем Господь нам все время говорит: «Если хочешь душу свою сберечь, то ее потеряешь, а если ты душу свою положишь за други своя, то ее обретешь».

Наши ветераны встречаются 9 Мая. Сейчас их почти не осталось. Мы помним эти встречи у Большого театра: какие они всегда были счастливые, как они были рады видеть друг друга. Вершина их судьбы, их жизни – когда они готовы были отдать свою жизнь за Родину, веру, народ. Жертвенность – это высота человеческой личности. Господь дает эту духовную силу. Крепость державы в том, когда народ, страна человеку важнее, чем его собственное благополучие и даже жизнь. Тогда этот народ неодолим, подтверждение чему мы видим во всей истории нашей страны.

На нас 30 лет надвигалась с Запада либеральная идеология. В этом году мы видим, как она себя изжила, показала свою несостоятельность, в ней нет правды, той правды, которую веками хранил наш народ. Русский дух, – дух жертвенности. Когда человек понимает, что есть ценности, которые выше земных, личных и даже семейных, тогда он обретает свою вершину, свою духовную высоту, и тогда страна становится не просто каким-то местом под солнцем, она становится державой. Это и духовное понятие: держава – это страна, удерживающая мировое зло. Мы призваны не просто жить на земле, мы призваны быть вестниками истинной веры, ее хранителями. Мы призваны удерживать мировое зло. Об этом сейчас и президент говорит, и мы много говорим, потому что это стало очевидным буквально в последние два или три месяца.

– Почему оскудевает дух жертвенности в наши дни? Что делать, чтобы его укрепить, развить, чтобы он был впитан нашими детьми,  шел дальше от поколения к поколению?

– Это задача, которую мы все сейчас очень остро почувствовали, – нам нужна идеология. У нас долгое время ее не было. Нам нужна традиционная идеология.  Как Господь говорит Своим ученикам: не знаете, какого вы духа.

В Троице-Сергиевой лавре в 1992 году была интересная встреча. Игорь Николаевич Родионов, генерал-полковник, прибыл в лавру к отцу Моисею получить благословение. Он проявлял большой интерес к Церкви. Отец Моисей в то время был болен и лежа благословил его крестом. Потом Игорь Николаевич стал министром обороны, в день преподобного Сергия. И на территории лавры случилась интересная встреча. Тогдашний архимандрит Феогност позвал их к себе. Они сидели за столом и обсуждали все эти вопросы. Владыка Феогност сказал, что раньше в семинарию принимали только после службы в армии и что тогда был другой дух. Это очень важный вопрос.

Сейчас в семинарию принимают без службы в армии, но и дух другой. Даже в чисто духовном отношении он более разбавленный. Это сказывается и на духе церковном, и на духе всего народа. Мы сейчас вспоминали наших фронтовиков, как они пришли в гимнастерках в семинарию учиться сразу после демобилизации и принесли дух жертвенности, патриотизма, любви к Родине. Для них это было не абстрактное понятие, они действительно положили жизнь за Родину. Отец Кирилл Павлов в Сталинграде обрел Евангелие. Потом он сказал: «Я шел с Евангелием и не боялся». Они прошли через горнило войны и обрели чувство жертвенности, величайшего смирения.

Армия – это смирение. В этом отношении православие и армия имеют единый дух: и там, и там идет сражение. В православии с врагом невидимым, в армии с видимым, но которого направляет невидимый враг. Именно поэтому так важно это взаимодействие, ведь когда воин молится, Господь помогает. Даже в эти дни сколько было примеров. Буквально два дня назад был пример жертвенности, как наш воин за семь минут до того, как погибнуть, не стал отступать, но принял свое решение и спас целую роту. Это же Господь помог, это чудо Божие. Одно из тех чудес, которые совершались и во время Великой Отечественной войны, и сейчас совершаются. Этот дух жертвенности, крепость духа нам очень нужны. Когда на первом месте не эгоизм, не материальные блага.

Сколько у нас было за эти годы соблазнов, везде эти надписи на иностранном языке... Какое-то мнимое превосходство западного образа жизни – это просто беда последних десятилетий. Соответственно, это сказывается и на духовной жизни. Поэтому нам очень нужно восстановление традиционного русского православного жертвенного духа.

– Еще, наверное, материальное благосостояние народа тоже имеет влияние на этот дух. То есть когда человек находится как бы в своем коконе благополучия, ему нет смысла выходить за рамки этой скорлупы, чтобы помочь кому-то, взаимодействовать с этим миром, что-то отдать. Наверное, наблюдается такая взаимосвязь: когда человек чего-то лишается, терпит скорби, он внутренне возрастает.

– Конечно. Николай Васильевич Гоголь сказал очень сильно: «Человек так способен оскотиниться, что даже страшно желать ему жить в безнуждии и довольствии». То, о чем Вы сейчас говорите, испытывалось еще в раю. Яблоко было и вкусное, и красивое – и дьявол соблазнил Еву.

Мы все испытываемся, насколько готовы предпочесть небесное, духовное земному. И наш народ даже непонятен многим на Западе. Наш народ полюбил крест. А крест для Запада непонятен. Как это: страдания лучше, чем комфорт? Как может быть, что человек отказывается от комфорта? Сколько было примеров: пленный немец заболел, а бабушка его пожалела – сама легла на пол, а его положила на печку. Или кормили их и приговаривали: «Ешь, бедненький». А когда тот приехал к себе домой, родная сестра ему счет выставила. Я знаю очень много таких примеров, что наша победа была прежде всего духовной. Это действительно делало наш народ непобедимым.

– То есть мы можем сделать вклад в благополучный исход любых событий, если будем развивать в себе этот драгоценный дух жертвенности и искренне молиться.

– Когда мы принимаем такие решения, ставим на первое место духовное, то это уже победа. И даже более важная победа. Внутренняя победа самая важная. Суворов сказал: «Победи себя – и будешь непобедим». Точнейшая формула на все времена. Это же чисто духовный, евангельский подход – победить себя.

– И, что ценно, каждый человек может совершить эту победу независимо от каких-то внешних обстоятельств. Не нужны специальные условия, нужно просто внутри себя совершить эту победу.

– Да, закрой свою клеть и помолись втайне, и Господь, видя тайное, воздаст тебе явно. В Евангелии все сказано, есть ответы на все вопросы.

– Хотелось бы наших телезрителей к этому сегодня призвать, как-то вдохновить.

– Конечно. Дьявольская ложь, когда говорят: «Что я могу один?» Не надо даже думать так, надо молиться. А там уже как Бог даст.

– Какой, на Ваш взгляд, самый яркий момент нашей истории, который может проиллюстрировать эту мысль: прежде всего совершается духовная победа, а уже затем победа на внешнем, зримом уровне?

– Историй на эту тему неисчерпаемое море. Они всё больше и больше открываются, всё больше мы узнаем о том, что иначе и быть не могло. Такое было не только тогда, но и сейчас тоже. К нам в храм недавно привозили икону Божией Матери «Умиление». И пришло очень много людей, все как-то узнали, что она у нас будет. Я думаю, что это связано с событиями, которые происходят сейчас на Украине. Народ пришел помолиться. И потом мне говорят о трех случаях исцеления. Два случая – исцеление ног, а один случай – исцеление сердца у отрока. Господь постоянно призывает нас к молитве этими чудесами, да и всеми событиями.

И когда что-то происходит, три мысли могут быть ответом на все случаи жизни. Первая мысль: «Слава Тебе, Господи!» Что бы ни было, все равно: «Слава Тебе, Господи!» Болезнь, какие-то скорби, страдания – что в них хорошего? Ничего, молись, потом разберешься. Если будешь благодарить – никогда не ошибешься. Опять вспоминается Николай Васильевич Гоголь: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам».

Вторая мысль: «Господи, помилуй меня, грешного». Тоже не ошибешься никогда. И третья мысль: «Господи, помоги». Какие еще нужны особенные раздумья?

– Перед началом беседы Вы говорили о том, что каждый христианин может крестить другого человека без помощи священника.

– Да. Когда мы встречались с нашими воинами (в Жуковском довольно долго стоял полк), напутствовали новобранцев, то всегда хотелось сказать: «Ребята, бывают моменты, когда очень трудно (я сам был солдатом, знаю), по-человечески просто невозможно, безвыходно. Запомните, что надо делать в таких случаях: молиться. И помощь придет.

А второе, что хотелось бы сказать: каждый крещеный человек может крестить другого, некрещеного, в случае опасности. Только надо знать точную формулу крещения: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (если есть святая вода, то ею окропить, если нет, то простой водой, хоть из лужи), аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». И человек уже крещеный. Если выживет – придет в храм, батюшка только дополнит крещение (второй раз его крестить не будет). А если умрет, тогда за него можно будет молиться и поминать его за упокой в Церкви.

Это очень важно, потому что бывает такое, что ребята приходят в армию некрещеные. Мне тоже приходилось крестить воинов. Об этом нужно знать.

– Давайте подведем итог нашей беседе.

– Прежде всего хочется вспомнить День Победы. Это действительно великий день. Это та высота, на которую взошел наш народ и шел к ней очень долго, веками. Это главная победа в человеческой истории. И нам нужно ориентироваться в нашей жизни на эти самые высокие исторические примеры.

Сейчас, к сожалению, молодежь увлекается совсем не теми учениями. Бывает, совсем уходят в сторону. Надо знать лучшее, что совершил наш народ в своей истории, и стараться свое хранить и умножать. Быть верными нашим предкам, которые создали нашу землю, отвоевали ее, полили своей кровью и передали нам. Мы должны сохранить и саму землю нашу, и веру.

Ведущий Денис Береснев 

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​