Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Коханов

7 июня 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве священник Иоанн Коханов.

– В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит: всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Христос предупреждает о гонениях, которые ждут христиан и в I веке, и в XX веке. Как, ожидая гонений, случайно не оказаться на месте убивающего?

– Апостол Павел является ярким примером ревнителя, который гнал Христа, борясь за чистоту веры. По его жизни можно увидеть, что иногда возникает тонкая грань, переступая которую человек очень легко и быстро переходит на сторону гонителей.

Господь говорит: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Такой молитвенный настрой помогает. Перед молитвой мы должны подготовить себя: не держать ни на кого зла, чтобы в сердце не было греха, примириться со всеми, чтобы наша молитва была угодна Богу, чтобы мы действительно общались с Ним.

В первый век христианской истории была очень характерная ситуация, о которой Господь предупреждает апостолов: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Из истории апостола Павла мы знаем: когда он последний раз пришел в Иерусалим, его взяли под стражу как раз на почве таких второстепенных вещей. Апостол Павел – человек, воспитанный в иудейской традиции. «Я фарисей, сын фарисеев», – говорит он про себя. Наученный закону, апостол Павел был ревнителем отеческих преданий, все исполнял. После обращения ко Христу, когда Христос явился ему по пути в Дамаск, апостол идет с проповедью к язычникам в Малую Азию, на Балканы и так далее. Опыт его проповеди язычникам показывает, что важно именно Евангелие, весть о Царствии Божием, о Христе воскресшем, поэтому не нужно язычников учить всем премудростям и законам Моисеевым. Закон во Христе отмирает – и приходит благодать. Поэтому тех, кто обращается к христианству из язычников, Павел не обучает законам, но требует исполнять Божии заповеди, верить в воскресшего Христа и совершать Евхаристию.

Этим многие иудеи были недовольны. Они считали, что апостол Павел предает веру и закон. История показывает, что впоследствии закон уходит, и христиане уже не нужны в синагогах, но они и сами уже не ходят в синагоги, потому что в этом месте нет Духа Святого, нет Духа Божия. Даже апостольские правила последующих веков запрещали христианам не только молиться вместе с иудеями, но и заходить в синагогу. Такое расхождение началось довольно быстро. Почему? Апостол Павел говорит: буква убивает, а дух животворит. Христиане поклоняются Богу не только в Иерусалиме в храме Соломоновом и на горе Гризим, а в духе и истине. Тот, кто со Христом, не становится гонителем, потому что он следует за Господом, следует Его жизни. Если человек любит Бога, он любит и другого человека. Чуткость, бдительность и молитвенный дух важны, и тогда мы никогда не проглядим в нашем ближнем образ Христа.

– Что мы называем законом, когда говорим о законе и благодати?

– Из Нового Завета мы знаем, что закон – это то, чем жили иудеи, евреи, народ Божий до пришествия Христа. Это и заповеди, которые получил Моисей на горе Синай, и свод правил о жизни евреев среди других народов. Вся масса закона. Центральная идея закона: помочь народу Божию сохранить веру в Бога, не потерять ее. Для этого нужно приобрести добрые качества души. Законом полагалось и обращать через это язычников к истинной вере в Единого Бога. Но народ Божий во многом этого не исполнял. Только единичные люди, праведники. Поэтому Господь и говорит: «Вы из закона потеряли главное: суд, милость и веру; а формальные внешние правила оставили». Собственно, это и привело к краху. Они во Христе не признали Мессию, Спасителя.

Благодать – это жизнь в Духе Святом, жизнь в Церкви. Сейчас пасхальный период завершается, на 40-й день Христос возносится и обещает, что пошлет Утешителя: «Пошлю вам Утешителя, Который наставит вас на всякую истину». Недостаточно только доктрины, учения, обязательно нужно освящение Духом Святым. Тогда человек живет в благодати, в Церкви и служит Богу.

– Вопрос телезрителя о сегодняшнем законе и нынешних гонителях (не совсем разборчиво).

– Закон принят не Церковью, а государством. Задача государства обеспечить мир и порядок в обществе. Мы граждане нашей страны, Церковь доверяет это государству. Оно так регулирует нашу жизнь, чтобы был порядок. Это закон не евангельский, а мирской, хотя и говорит о вере. Такая сложная ситуация.

По Евангелию – мы должны простить обидчика, молиться за обижающих нас. Преподобные старцы говорят о том, что важно даже заблуждающегося человека если и обличать, то с любовью; ни в коем случае не проявлять к нему злобы, ненависти. Молиться за него. Преподобного Паисия Святогорца спрашивали о том, как быть, если человек при тебе ругает Церковь или Бога. Он отвечал: «Молись за него, чтобы ты не потерял брата, а приобрел его для Бога». Такая парадигма. Государство принимает такие законы, а нам важно, как людям веры, проявлять максимум человеколюбия, снисхождения к другим и молиться за всех.

Как мы можем оспаривать те или иные законы? Гражданское общество может это делать. Мы не можем провести здесь прямую параллель. Власть занимается жизнью на земле. Очень много законов, которые регулируют наше здоровье, нашу жизнь в обществе. Можно вспомнить историю из «Повести временных лет». Когда князь Владимир принял веру, крестился, он практически перестал преследовать нарушителей порядка, захотел всех отпустить из тюрем, всем дать свободу. Тогда к нему пришли архиереи и священники и сказали: «Княже, ты не зря носишь меч при бедре твоем, ты должен наказывать виновных, вразумлять их, чтобы в обществе был порядок. Это твое дело от Бога, твое послушание. Следуй ему. Будь справедлив и милосерден». Какие-то законы и правила нужно вводить. Я не юрист, мне сложно об этом говорить. А в Евангелии сказано, что мы должны молиться за тех, кто нас обижает, и благословлять тех, кто нас проклинает. Человек, который является гонителем веры, безумен. Об этом говорил и царь Давид: безумен тот, кто говорит: несть Бог. Как нам поступать с такими людьми? Спокойно, с любовью и молитвой.

– Место гонителя может занять и верующий человек? Например, апостола Павла гнали верующие правоверные иудеи. Они верили в Бога и верили, что делают богоугодное дело. Как и сам Павел до этого. Почему так сложилось, что они гнали, по сути, одного из своих?

– Почему в мире происходят конфликты? Из-за нехватки любви. И в Церкви, и вне ее. Любви не хватает – и происходит недопонимание. Даже иерусалимским евреям хорошо было бы послушать апостола Павла, вникнуть в то, что он говорит, и с молитвой проверить его слова. Каждое дело мы должны проверять молитвой, истина это или нет, сверять это с Евангелием. Апостол говорит: буква убивает. Если верить только букве закона, а не сути, которую он отражает, – это опасный путь, который прошли фарисеи и те, что гнали Спасителя на земле.

– У них, как у верующих людей, любви должно было быть в избытке, но тем не менее они гнали апостола Павла.

– Потому что человек оправдывается не делами закона, а верой. Апостол говорит: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. Три камня, на которых строится наша жизнь, наши отношения с Богом и ближними. Без веры любовь становится тяжелой и для других, и для себя. Без любви вера становится фанатизмом. Мы должны избегать крайностей, воспринимать все с рассуждением, любовью. В Книге Деяний апостолов описан эпизод, когда старейшины еврейского народа посоветовали апостолу Павлу исполнить обряд, положенный по закону. Сделать это нужно было для того, чтобы уверовавшие братья не соблазнились его образом жизни и тем, что он якобы оставил закон. И Павел исполняет эти правила, но это все равно никак не вразумляет тех, кто был настроен против него. Апостол пошел на компромисс, на послушание старшим, проявил любовь к ближним, но все равно не избежал столкновения. Но он поступил верно, когда не стал говорить: «Зачем мне выполнять эти мелочи? Это для тех, кто не уверовал в Христа. Мы же в Нем обрели полноту благодати истины». Апостол Павел поступает в духе любви и смирения, которого нам всем не хватает.

– Апостол Павел говорит: Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает. Если ты что-то не совершил и это вызывает смущение в ком-то, то лучше это совершить. Пусть для тебя это не так принципиально, но кого-то это может ввести в соблазн.

– Апостол говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Если мясо может оказаться жертвенным или есть подозрение, что оно имело какое-то участие в языческих жертвоприношениях, то лучше никакого мяса не есть, чтоб никого не соблазнять. Это проявление любви и понимания, что даже своим видом мы можем ввести близкого в искушение и соблазн.

– Мы должны совершать поступки, боковым зрением оглядываясь на ближнего.

– Конечно. Но в этом должна быть любовь, а не страх осуждения со стороны людей.  Мы делаем это для того, чтобы никого не ввести в грех, в осуждение, в подозрительность и так далее.

– Господь говорит про Утешителя, Которого Он пошлет ученикам после Своего вознесения. В это воскресенье праздник Святой Троицы, день сошествия на апостолов Святого Духа. Остался ли Святой Дух в Церкви и есть ли Он в ней сейчас?

– Несомненно. Мы верим в это. Каждое молитвенное правило и богослужение начинаем с молитвы Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны». В Символе веры мы поем, что верим в Духа Святого, Господа Животворящего.

Господь наделил Церковь Святым Духом через апостолов, потом они передавали дары Святого Духа через рукоположение. Святой Дух пребывает в Церкви. Господь говорит, что никогда нас не оставит. Об этом нужно помнить. Он говорит, что пошлет нам Утешителя, Духа Святого, Который будет с нами, и что Церковь будет стоять до скончания века, никакая сила ада не сможет ее поколебать. Церковь стоит не благодаря какой-то своей безупречности, а благодаря действию Духа Святого. Господь Сам хранит Свою Церковь. Мы верим в это. И пока на земле существуют люди, существует Евхаристия, совершается литургия, Церковь живет. Даже если это будет в лице одного человека. Хотя такого не будет. Господь говорит: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Когда мы рассуждаем об историческом течении христианства, то говорим о некоем преемстве от апостолов. Оно выражается в двух вещах: в передаче учения, доктрины Церкви через заповеди, каноны, Евангелие, правила святых отцов; с другой стороны, это преемство проходит через дар рукоположения, сообщения Святого Духа от одних другим: от епископов епископам и священству. И в таинстве крещения мы рождаемся в эту христианскую жизнь через схождение Святого Духа.

– Ириней Лионский писал, что каждый правильно поставленный церковный епископ может проследить свое преемство вплоть до апостолов.

Вопрос телезрителя: «Как любовь к ближнему отличить от человекоугодия?»

– Иногда нам кажется, что от нас требуется невозможное, что мы должны с подобострастием относиться к человеку. Об этом писали многие святые отцы, среди них святитель Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Святитель Игнатий пишет, что в человеке надо любить образ Божий, видеть в человеке Христа, тогда не будет человекоугодия. Мы должны любить, почитать в человеке образ Божий, отражение тех качеств, которые Господь сообщил ему в творении.

Мы ненавидим грех, ведь это соединение воли человека с волей бесовской. Мы призваны к тому, чтобы любить в человеке все доброе и не принимать, не соглашаться со злым в нем. Если мы не можем помочь человеку в борьбе со страстями, то молимся за него, чтобы Господь его направил, вразумил, просветил. Мы должны проявлять чуткость к человеку.

Человекоугодие – это грех, когда мы хотим польстить кому-то ради своей выгоды. В грехе проявляются наши страсти. Одно дело – служение ближнему из любви к нему как к образу Божию, как к чаду Христову, другое дело, когда мы пытаемся кого-то задобрить ради личной выгоды. Тогда мы совершаем грех.

– Вам не кажется, что служение ближнему без выгоды – это какое-то неблагодарное дело?

– Не соглашусь. Благодарность мы получим от Бога. Мы знаем, что делаем Божье дело. Господь говорит, что если мы сделали что-то доброе, то должны говорить себе и всем, что мы рабы, ничего не стоящие, и сделали то, что повелел нам Господь.

Мы не должны ждать благодарности от ближних, иначе сильно разочаруемся. Мы все живем в грехе, который мешает нам поступать по заповедям Божиим и удаляет нас ото всех. Хорошо, когда нас поблагодарили, но ждать этого не нужно. Это неполезно для души. Она знает, что мы делаем правильное дело.  Господь повелел быть милосердными, кроткими, иметь сострадание, быть миротворцами.

– Есть идеальные отношения с ближним, заповеданные Богом. Но если эти отношения искажаются, то появляются какие-то грехи или страсти.  Например, человекоугодие. А зависть? Это тоже одна из сторон отношений людей друг с другом. Как ее победить?

– В чем зависть выражается явно? Мы желаем того, что есть у ближнего. Моисей в заповедях перечисляет, что это может быть: жена, земля, скот, имущество и так далее. Когда мы становимся настолько жадными и корыстными, что нам мало того, что есть у нас, и мы хотим заполучить то, что есть у ближнего. В этом кроется корень проблем. Нехватка любви. И еще стремление к какому-то накопительству, стяжанию.

С завистью нужно бороться так же, как с жадностью: благотворить, быть жертвенным. Жертвовать и свои вещи, и свое личное время, не искать выгоды в общении с людьми, стремиться к бескорыстию. Нужно довольствоваться тем, что у нас есть, быть благодарным Богу. Нужно быть щедрым и во внешнем выражении, и во внутреннем. Щедрость – это не только то, когда человек раздает всем одежду и что-то еще. Нужно быть щедрым душой: не скупиться на добрые слова, на доброе отношение к людям, приходить к ним на помощь и не жалеть своего времени. И нужно растить в себе любовь к Богу и к ближнему.

Грех – это проявление страсти. А страсть – искаженная добродетель. Святые отцы писали, что страсть всегда паразитирует на чем-то добром, на тех качествах, которые сами по себе не имеют негативного оттенка. Предположим, гнев паразитирует на силе человеческой души бороться со злом за добро. Если человек впадает в страсть гнева, то эта внутренняя здоровая сила преобразовывается в ненависть к другим людям, в агрессивное отношение к ним. У святителя Игнатия (Брянчанинова) описана система борьбы со страстями.

– Вы сказали, что зависть можно и нужно побеждать щедростью. Это действительно интересный принцип: хочешь что-то получить от ближнего, завидуешь – вместо этого отдавай сам. А как быть с честолюбием?

– Апостол Павел повторяет слова, которые услышал от других апостолов, что лучше отдавать, нежели принимать. Это слова Христа, мы читаем их в Новом Завете. Знаменитый генералиссимус Суворов писал, что есть честолюбие хорошее и плохое. Он говорит, что солдат должен быть честолюбив, но это не то состояние, о котором мы читаем у святых отцов, говоря о борьбе со страстями, не тщеславие, это любить честность, быть правдивым человеком. А плохое честолюбие больше говорит о тщеславии, о стремлении к почестям, похвале. Наверное, можно сказать: надо, чтобы тебя больше ругали… Конечно, не надо, но и похвалы не искать.

Возвращаемся к разговору о благодарности. Ты человека боготворишь, а благодарности не получаешь от него. Важно успокоиться на этом. Ничего страшного, мы делаем то, что нам повелел Господь: не ждем в ответ благодарности. Радостно, когда это есть, но этого может и не быть. Наверное, это такая простота, которая была у святых. Мы читаем их житие, вдохновляемся их простотой, добросердечием. Преподобный Серафим Саровский все трудности переносил с благодарностью Богу. И Амвросий Оптинский говорил: нужно жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение. Честолюбие, любовь к похвальбе, к тому, чтобы заслуги оценили, – это путь в никуда, потому что душу надо питать общением с Богом в молитве, в творении добрых дел. Надо отдавать.

– Вопрос телезрителя: «Мне 74 года, у меня диабет. Я не соблюдаю ни среду, ни пятницу, к сожалению. Но хожу в храм, причащаюсь, воцерковлена, участвую в жизни храма. Я все равно грешница?»

– Почему же Вы так говорите? Никто не безгрешен. Только Господь Бог. Помните, как Господь говорит в Евангелии: кто первый без греха, пусть бросит в грешницу камень? Как мы можем так говорить? В общем смысле мы все грешники. Наверно, Вы имеете в виду, что, нарушая пост, не соответствуете тому, к чему нас призывает Церковь. Я здесь не соглашусь, потому что все оставлено на суд Божий, все в Его руках. Господь сердце сокрушенное и смиренное не уничижит, как мы читаем в 50-м псалме. Мы должны в смирении принимать то, что есть у нас, в смирении переносить трудности житейские и болезни. И самое главное: никого не осуждать. Если священник вас благословляет причащаться, то нужно причащаться с благодарностью Богу и с любовью к тому, что ваш духовник вас не осудил.

Господь говорит, что мы спасаемся болезнями и скорбями. Сказано в Евангелии, что многие болезни и скорби будут сыпаться на людей, но тот, кто претерпит до конца, спасется. Поэтому пост (воздержание от пищи) – это уже своего рода болезненное состояние, когда мы свою плоть, физическую природу воспитываем, утруждаем внимательной молитвой, поклонами и ограничением в пище. Древние святые, монахи, которые уходили в пустыни, молились в монастырях, вообще имели в виду, что пост – это когда совсем не принимаешь пищи до определенного времени (например, до захода солнца, до шестого часа, как это описано в патериках). Плоть хочет пищи, не получает нужного количества полезных веществ и страдает, болеет. Постящийся как бы наносит на себя некое состояние болезненности.

А Вы уже болеете, уже несете немощь и возраста, и болезни. Поэтому я за тех духовников, которые призывают людей не ставить себе препятствий на пути к Чаше в виде таких постов, потому что человек и так болеет, страдает. Многие знают, что диабет предполагает строгие ограничения в пище. Тут даже постникам надо поучиться. Поэтому со смирением, с любовью и кротостью принимаем всё как дар Божий, берем у священника благословение и причащаемся. Если священник не благословляет, значит, в этом есть какой-то Божий замысел. Если благословляет, то с благодарностью Богу верим в то, что Господь нас ведет. Сказано, что меньшее от большего благословляется, так и в Церкви: если есть такое благословение, то ни в чем вы не согрешаете. Конечно же, если душа болит за то, что не получается во всех тонкостях исполнить пост или молитвы не все прочитаны, то смирением мы просим у Бога прощения, что по болезни, по немощи не можем всё исполнять как положено. С верой в милость Божию мы подходим к Чаше и причащаемся и испытываем радость от общения с Богом – это самое главное. Ту радость, которую мы получаем, у нас никто не может отнять, кроме нас самих.

– Болезнь – это уже своего рода пост?

– Я вспоминаю старца Амвросия Оптинского, который много лет болел, он больше тридцати лет провел в своей келье, не выходил. Он говорил, что болезнь болящему в пост вменяется. К нему приходили люди, которые действительно тяжело болели, и никто их не заставлял поститься так, как постились здоровые и молодые люди, которым как раз полезно поучиться воздержанию (начиная с телесного и духовного поста).

– Болезнь болезни рознь. Получается, что тут мы переходим в плоскость, где все индивидуально?

– Должен быть дар рассуждения. Внимательный духовник-священник всегда поможет человеку справиться с трудными вопросами. У меня бывает часто в повседневной священнической практике, что люди говорят: «Батюшка, я не был на исповеди полгода, год не причащался». Начинаешь вникать – почему. Человек говорит, что не может поститься, потому что болеет, поэтому и не приходит. Жалко, что человек боится, что будет такое препятствие на пути к Чаше.

– Вопрос телезрителя: «Подскажите, как быть? Соглашаться детям или нет, когда в школе принимают в пионеры? Если нет, то почему?»

– К сожалению или к счастью, я не был пионером. В это время я был маленький и в школу еще не ходил. Насколько я понимаю, одним из заветов пионера было следовать курсу советского государства, а этим курсом было гонение на Церковь и преследование веры. Не важно, сказано это было в законе или нет, – мы видим на деле, что государство преследовало веру, запрещало людям молиться, детей в школе ругали, если у них оказывался крестик. Поэтому верующие люди не становились пионерами. Пионер официально присягал на верность идеям коммунистической партии, которая в своей доктрине несла преследование религии, веры православной. Было очевидно, что если ты принимаешь эти заветы, то волей-неволей предаешь свою веру – в этом была опасность.

Были дни безбожника, субботники по дежурству около храмов на Пасху, когда запрещалось людям ходить в храм. В этом должны были активно участвовать все граждане: и добровольцы, и пионеры. Это было для человека верующего недопустимым. А сегодня, слава Богу, у нас нет таких правил. Даже если возрождаются какие-то подростковые движения (пионерия, юнармия) – там нет таких страшных вещей.

В нашем государстве на уровне Конституции признана свобода совести и свобода вероисповедания. Слава Богу. Такой свободы не было даже, наверно, и в царские времена, когда Церковь часто принуждали следовать курсу государственной машины. И это иногда приводило к трудностям, даже преследованиям. Сейчас такого нет. Если не принуждают отрекаться от веры и не принуждают бороться с верой, то можно принимать присягу пионера. Если ребенок не хочет, его не будут заставлять. Я не думаю, что сегодня кто-то кого-то заставляет присягать на служение делу пионерии или чему-то еще. В армию, понятное дело, человек идет служить государству, своей Родине, тогда, конечно же, он принимает присягу. Опять же эта присяга не противоречит нашей вере.

– В заключение программы прошу Вас, отец Иоанн, напутствовать наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос в Евангелии очень часто нам дает надежду и уверенность, что мы не одни. Там так и говорится: Господь пошлет нам Утешителя, Который научит нас истине. И нам не нужно бояться, что нам отвечать, как нам жить по Евангелию в этом мире, потому что Господь всегда рядом. Он всегда присутствует здесь, все Собой наполняет, нам только надо протянуть руку к Нему, помолиться, попросить Его о вразумлении и помощи. Господь всегда придет на помощь. Поэтому Он говорит о Духе Святом, то есть о Самом Себе как об Утешителе, Он дает нам утешение, мир, радость, любовь о Духе Святом. Поэтому будем хранить эту надежду, помощь Божию, Его присутствие в нашей жизни. Тогда наша вера действительно будет твердой и безбоязненной. Храни всех Господь!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать