5 мая. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь

5 мая 2022 г.

Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 24–30

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 24–30).

5.24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

5.25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

5.26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

5.27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

5.28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

5.29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

5.30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

(Ин. 5, 24–30)

Строки сегодняшнего евангельского чтения посвящены продолжению речи Спасителя, обращенной к иудеям. Слова Христа, приведенные евангелистом Иоанном, содержат дальнейшее откровение о власти, которую Отец отдал Сыну, и упоминание о суде, ожидающем всех людей. Вера в Спасителя как в Сына Божия и повиновение Его словам есть главное условие для восприятия истинной жизни, которая является залогом телесного блаженного бессмертия, а потому Христос указывает: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).

То есть верующий в Бога, пославшего Христа, и исполняющий Его волю прямо переходит к единению с Богом, к духовному воскресению, а значит, не подлежит уже осуждению и наследует вечную жизнь.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). В этих словах Спасителя речь идет о духовном оживлении в результате Его проповеди, так как Сын есть источник жизни, заимствованной Им от Отца.

Борис Ильич Гладков пишет: «Время это наступает, да оно уже и настало: бывшие до сих пор мертвыми духовно слышат голос Сына Божия, слышат Его учение и, приняв это учение, нравственно оживут, духовно воскреснут к новой жизни, ибо Сын есть источник жизни, как и Отец. К такому именно пониманию слов Господа об оживлении мертвых приводит нас выражение Его, что время для такого оживления (возрождения) настало уже, настало с тех пор, как люди услышали проповедь Самого Сына Божия».

Чтобы показать, что в обещании воскрешать мертвых нет и следа какого-либо самопревозношения, Христос говорит, что Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин. 5, 27). То есть Господу принадлежит и власть суда, потому что для этого Он и стал Человеком, будучи по естеству Сыном Божиим. И эта власть Сына Божия как Судии завершится в конце концов всеобщим воскресением и праведным возмездием: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28). Но чтобы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, Христос добавляет: изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло  в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Только тогда вера и бывает истинной, когда сопровождается делами.

Святитель Феофан Затворник пишет: «И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию… Мертвые дела – все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении».

И дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, Господь говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30).

И эти слова Спасителя, сказанные для вразумления слушающих, указывают на равенство Сына и Отца. Он судит согласно тому, что слышит от Отца, с Которым пребывает в постоянном теснейшем общении.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят о том, что без веры невозможно спастись, потому что именно на ней основывается все человеческое и духовное. Но вера мертва без дел, равно как и дела без веры. Пусть же то, что мы истинно веруем Христу, будет явлено на основании наших добрых дел во славу Божию и соблюдения Божиих заповедей.

Помогай нам в этом воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать