Православный взгляд. Архимандрит Иосиф (Еременко) отвечает на вопросы

12 мая 2022 г.

– Грядет пора выпускных экзаменов, выпускных вечеров, и молодым людям нужно определиться с тем, чем им заниматься в жизни. Я предлагаю тему нашей сегодняшней программы назвать так: «Пусть меня научат». На Ваш взгляд, как молодому человеку правильно выбрать направление в жизни, по которому ему следует двигаться дальше? Как Вы его выбирали? Поделитесь своим опытом.

– С одной стороны, это вроде бы легкая тема, с другой стороны, опыт показывает, что она сложна. Иногда спрашиваешь молодых людей, которые оканчивают школу: «Ну, куда дальше? Чего вы хотите дальше?» А они, будучи уже в 11-м классе, ничего еще не знают. И они подают документы в разные вузы одновременно, благо в Томске их много, есть из чего выбрать. Но, наверное, в 11-м классе уже поздновато думать. Вы предложили такую тему нашей передачи, а ведь есть известное стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?» «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…»

– Я мечтал об этом в первом классе.

– В этом стихотворении поэт в игровой форме рассказывает маленьким детям о том, чем хороши профессии летчика, шофера, плотника, врача, учителя, инженера. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Задача родителей – внимательно наблюдать за своим ребенком, как только он родился, замечать его особенности и склонности, не навязывая что-то, не грубо, но с любовью, по-родительски корректно направлять ребенка. Вот девочки играют в куклы, но они же не просто играют, они разыгрывают какие-то ситуации. Мальчики тоже играют; во всяком случае, в мое время играли.

– Мы в детстве чаще всего играли в войнушку, в прятки.

– Конечно, каждый человек имеет право на ошибку. Я ведь тоже не сразу пошел учиться на священника.

– Расскажите.

– Я учился в университете на физическом факультете, кафедра физики космоса и ядерной физики, потом преподавал в школе. Но я, конечно, не пример для всех. В детстве я хотел быть и учителем, и священником, и все это шло параллельно. Может быть, я понимал, что священник – это тот же учитель, поэтому никакого слома у меня не произошло, когда из школы я ушел в семинарию. Если человек ошибся и, уже учась в вузе, понял, что это не его, он может сменить вуз. Можно сменить и факультет, и вуз, но в какой-то момент человек должен выйти на свою тропу.

– Я думаю, молитва здесь самый надежный помощник.

– Да, прежде всего молитва родителей.

– И здесь может возникнуть проблема отцов и детей, широко описанная классиками. Если родители хотят, чтобы ребенок пошел по одному направлению, а он категорически с этим не согласен и считает, что ему нужно пойти по другому направлению, как поступать в такой ситуации?

– Любовь к своему чаду подскажет выход из этой ситуации. А жестко настаивать на своем – мне кажется, это уже не проявление любви.

– Это покушение на свободу ребенка.

– В данном случае это уже больная любовь, и ничего, кроме протеста и отторжения, она не вызовет. Ребенок даже может выбрать себе что-то другое, чтобы не сделать так, как хотят его родители.

– То есть он будет пытаться проявить свое «я».

– Да, и в молодости оно проявляется крайне радикально и предельно ясно. Каждый может ошибиться, но эту ошибку можно исправить. Конечно, хочется пожелать, чтобы наши выпускники нашли себя в этой жизни. Все дороги хороши, только нужно выбрать ту, которая будет для тебя правильной, на которой ты сможешь реализовать себя на все сто процентов.

– Есть ли с точки зрения Церкви какие-то специальности, которыми человеку не стоило бы заниматься? По-моему, в Католической Церкви даже профессия массажиста вызывает определенные сомнения.

– Я таких профессий не знаю. Но, конечно, никто не благословит человека быть киллером или террористом.

– Ну, я надеюсь, что этому в высших учебных заведениях не учат.

– Да. Если бы Владимир Маяковский жил сейчас, наверное, это стихотворение он написал бы по-другому. Он ввел бы какие-то другие профессии, которых в его время не было. Хорошо все то, чем творческий человек занимается профессионально, увлеченно, что приносит пользу стране, обществу и ему самому.

– Раньше Церковь неоднозначно относилась к актерской профессии.

– Да, но о том, что она несет, мнения могут быть разными.

– Здесь важно, какую цель ставит перед собой человек. Действительно, человек играет разные роли, но, с другой стороны, где же взять столько хороших сценариев?

– Да. И если сейчас посмотреть на некоторые театры и на некоторых актеров, то, я думаю, лучше бы им этим вообще не заниматься.

– Тем не менее людям, которые собираются учиться на актера, не возбраняется взять благословение у священника.

– Нет, конечно. И есть много примеров наших выдающихся актеров – людей верующих.

– Которые проповедовали через искусство.

– Да. Ведь проповедь – это не только стоять в храме на амвоне и что-то говорить людям. Проповедовать можно и с экрана телевизора, и через Интернет, и на сцене.

– Единственное, что смущает меня в жизни актеров, это количество браков. Зачастую их бывает больше трех.

– Я думаю, это не самое главное. Наверное, здесь то же, что и с выбором профессии, – люди ошибаются.

– Отец Иосиф, исходя из того, что мы с Вами уже обсудили, может быть, мы сможем выстроить какую-то дорожную карту, как правильно выбрать профессию? Наверное, нужно прислушаться к себе, к родителям, обратиться к своему духовнику, если он есть. А если духовника нет, как быть?

– Здесь нужно все: и читать книги, и смотреть телевизор, и, конечно, если человек верующий, нужно молиться, чтобы Господь вразумил, направил. И в вузах есть дни открытых дверей. Нужно пойти, посмотреть, познакомиться, что это может дать, встретиться со студентами.

Сейчас ведь бывают встречи в разных форматах. Я знаю, что в Томской области бывают встречи с политиками, бизнесменами, общественными деятелями, инженерами – с людьми, которые реализовали себя, нашли себя. Здесь надо пробовать все, и тогда риск заблудиться будет минимальным.

– То есть нужно собрать как можно больше информации о том, чем ты хочешь заниматься.

– Да. И, конечно, должны помогать родители, еще раз повторю, не нажимая, не наседая на ребенка, как бы невзначай, чтобы ребенок даже не понял, куда его ведут.

– Многие люди святой жизни говорили, что родителям открыто свыше нечто сокровенное. Может быть, они, сами того не подозревая, знают, что для ребенка лучше. Это на самом деле так?

– Может быть, и так, и здесь важен их личный жизненный опыт. Все-таки родителей нужно слушать, потому что они сами через все это прошли.

– Сыграли ли родители какую-то роль в Вашем выборе профессии?

– Когда я учился в школе, они вдруг решили, что у меня какие-то особые способности в физике и математике, и привезли меня в Алма-Ату в Республиканскую физико-математическую школу. А я совершенно об этом не думал.

– На Ваш взгляд, это была ошибка?

– Опыт показывает, что нет, это не было ошибкой. Это было как раз то, что мне было нужно, и я благодарен им за это.

– Помогает ли Вам физика в жизни?

– Хороший вопрос. Мне кажется, физика и математика организуют ум.

– Да, мы знаем, что математику называют гимнастикой ума.

– Математика помогает мыслить более четко и конкретно. В других же науках может быть так, может быть иначе. И я спрашиваю: «А как же правильно?» – «Так все это правильно, все это имеет место». Так бывает, например, в юриспруденции, которую я тоже изучал. Для меня это было открытием. Вообще дважды два – четыре, и все, а здесь, оказывается, может быть и три с половиной.

– Отец Иосиф, Вы – человек, служащий Церкви, Господу, Вы являетесь секретарем епархии, и Вы непосредственно общаетесь с людьми, с прихожанами. На Ваш взгляд, какие самые востребованные, самые перспективные профессии в наше время? Вот будь Вы сейчас выпускником, куда бы Вы пошли?

– Я думаю, что это технические профессии. Было время, когда все рвались в экономисты, в юристы, сейчас же опыт показывает, что нужны хорошие инженеры, профессионалы своего дела.

– Но если все пойдут в вузы, кто будет работать у станка? Как Вы думаете, перспективно ли это направление?

– Есть колледжи, в том числе и в Томске, где обучают рабочим профессиям, и там тоже есть конкурсы. После них люди идут и к станку, и на поля.

– А священник – это профессия или призвание?

– Это жизнь.

– Кому бы Вы порекомендовали связать свою жизнь со службой в Церкви?

– Вот так, огульно, я сказать не могу. Нужно обязательно пообщаться с человеком. Вот приходят ребята поступать в семинарию, и мы присматриваемся к ним. Самое главное – не просто успешная сдача положенных вступительных экзаменов, самое главное – собеседование с человеком: откуда он пришел, зачем пришел.

– Важно узнать, чем он жил до этого.

– Конечно.

– Знания можно приобрести, а расположение души – далеко не всегда.

– В основном приходят ребята, у которых расположение души к этому есть. Ну а духовно мы все растем, и духовный рост никогда не заканчивается.

– В последнее время множество копий было сломано о тему ЕГЭ. На Ваш взгляд, ЕГЭ нужен? Есть ли ему альтернатива? Будь Вы министром образования, изменили бы что-либо?

– Лично я никогда не приветствовал это тестирование.

– Почему?

– Когда мы сдавали экзамены – писали сочинение, отвечали на вопросы билетов, здесь проявлялся результат твоего обучения в школе, проявлялся твой кругозор, знание предмета. А ЕГЭ, мне кажется, совсем не показывает степень развития ребенка, его образованности.

– Сторонники ЕГЭ приводят такой аргумент: мол, это способ защитить человека, с одной стороны, от человеческого фактора (ведь когда отвечаешь устно, все равно присутствует какой-то субъективизм), а с другой стороны, это как бы противоядие коррупции.

– Может быть, не знаю. Ну, это большой разговор, мы с Вами сейчас все равно этот вопрос не решим. Но я думаю, что ЕГЭ – это большая ошибка. Советская система образования была далеко не самой худшей в мире. А тут мы скопировали вообще что-то непонятное.

– Вы говорили, что молодым людям хорошо бы собрать как можно больше информации о своей будущей профессии. Но я ни разу не видел, чтобы в семинарии были дни открытых дверей. Бывает ли такое?

– Да, такое есть. Собственно, это некая акция, например, в пасхальную неделю, когда экскурсанты идут и в семинарию, и в кафедральный собор, на звонницу, колокольню, где можно посмотреть, как звонят в колокола, с высоты посмотреть на город. Когда еще можно увидеть город в такой перспективе? И это проходит во всех храмах, где есть колокольни. Я думаю, если это не профориентация, то, во всяком случае, духовная ориентация точно.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 14 мая память благоверной Тамары, царицы Грузинской. Насколько я знаю, ее почитают многие и в России.

– Мы уже говорили о том, что святые национальности не имеют. Если к ним обращаться, они отвечают на наши вопрошания и помогают нам. А великая благоверная царица Тамара Грузинская – это вообще удивительный человек в истории. Она стала царицей в 19 лет. Мужчины сначала не поняли этой перспективы – подчиняться женщине.

– Тем более такой молодой.

– Да. Но католикос-патриарх Николай I тогда привел как аргумент тот факт, что Грузия – это апостольский жребий Самой Божией Матери и христианство в Грузию принесла девушка – святая Нина. Против этого никто ничего сказать не мог, и Тамара стала правительницей Грузии.

Правила Тамара 29 лет. За время ее правления Грузия достигла такого величия, какого не было ни до, ни после нее. Это была действительно великая царица, при которой Грузию знали, уважали и боялись все соседи. Это было время расцвета всех сфер жизни Грузии – архитектуры, культуры и так далее. Достаточно вспомнить великое имя: Шота Руставели.

Тамара мудро правила, была милосердной, справедливой. Память ее празднуется 14 мая, по старому стилю 1 мая. Во многих странах этот день называется праздником цветов. Таким благоуханным цветком, ангелом-хранителем грузинского народа и стала царица Тамара. Она строила храмы, в Иерусалиме восстановила грузинский Крестовый монастырь, вдохнув в него жизнь. В этом монастыре похоронен великий Шота Руставели. Мы были в этом монастыре.

Посещая Грузию, везде можно ощутить присутствие этой великой правительницы. Вот мост, замок, храм царицы Тамары. Причем они были построены через сотни лет после ее жизни. Просто в сознании народа все настоящее, качественное связано с именем царицы Тамары – вот какое отношение, какую славу она получила в грузинском народе.

Царица Тамара была глубоко верующим человеком. За величием, грудами золота и драгоценных камней скрывалась настоящая христианка, молившаяся ночами Божией Матери, призывавшая Ее помощь в правлении страной и называвшая Ее Царицей Грузии. Царице Тамаре было 48 лет, когда она завершила свой земной путь. Для Грузии солнце померкло, когда царица Тамара ушла. Летописцы писали о тех, кто не видел царицу Тамару: «Как родился ты слепым, так слепым и ушел из этой жизни».

Никто не знает, где она похоронена. Это огромная тайна, вокруг которой сложено множество легенд. Но грузинский народ знает: когда Грузии станет плохо, царица Тамара придет, сядет на свой трон и утешит свой народ.

– Правильно ли я понимаю, что почитание царицы Тамары в Грузии возведено до национального уровня?

– Да. В Грузии день памяти царицы Тамары – выходной день, причем память ее празднуется дважды в год – 14 мая и во второе воскресенье после Пасхи, в день жен-мироносиц. В этом году это 8 мая.

– Отец Иосиф, Вы сказали, что рекомендацию ей дал католический иерарх. Почему же православные ее тоже почитают?

– Это не был католический иерарх. Грузия стала православной еще за 600 лет до Крещения Руси, примерно в 326 году. Но грузинский патриарх до сих пор титулуется Католикосом-Патриархом всея Грузии.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Что делать, если к кому-то испытываешь неприязненное чувство и избавиться от этого не получается? Нужно стараться не общаться с этим человеком?»

– Человеческими силами ничего не получится. Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже. Нужно найти в себе силы молиться за этого человека. Это невероятно трудно, но иного выхода нет. Конечно, можно не общаться с этим человеком, но чувство будет все время присутствовать, и в какой-то момент оно может снова вспыхнуть. Человек, который стал источником твоих проблем, возможно, о тебе уже забыл и живет спокойно, а ты этим мучаешься. Так вот, нужно его простить и ради себя, чтобы тебе жилось хорошо и спокойно.

– «С какого возраста принимают сейчас в монастырь? Я читал, что раньше на Руси могли совершать постриг даже несовершеннолетних. Это так?»

– В истории были разные прецеденты. Сейчас, чтобы стать священником, нужно достичь 30-летнего возраста. И в монастыре монахом сразу не станешь. Есть время искуса, время испытания, когда, живя по монастырскому распорядку, ты исполняешь какие-то послушания, возложенные на тебя, и испытываешь себя.

Представления о монастыре, как правило, совершенно не соответствуют реальности. И вот ты  присматриваешься к жизни в монастыре, смотрят на тебя, и если тебя по какой-то причине что-то не устраивает или ты не устраиваешь монастырское начальство, вы прощаетесь без всяких обид и обязательств. Но если прошло три года и ты понимаешь, что это твое, тогда уже и начинается настоящая монастырская жизнь.

– Возраст имеет значение в данном случае?

– Я думаю, да. Чем человек взрослее, тем он лучше все понимает. Потому что возраст юноши – это еще время хаотичное, спонтанное. Сегодня так, а завтра все может выглядеть совсем иначе.

– А в каком возрасте Вы пришли в обитель?

– В 29 лет.

– Тогда Вы уже сформировались и окрепли.

– Да. Во всяком случае, я знал, куда иду.

– И сколько длилось Ваше испытание?

– Нет, я-то в монастыре не был.

– Тем не менее Вы приняли монашеский постриг.

– Да. Это тот вариант, когда монах живет в миру.

– «Кому лучше молиться, чтобы сменить работу на более интересную и более высокооплачиваемую?»

– Я никогда не задавался этим вопросом.

– Думаю, любой святой может помочь в этом деле, в том числе и царица Тамара.

– Да. Но молиться о том, чтобы найти себе высокооплачиваемую работу, на мой взгляд, не совсем правильно.

– А что здесь плохого? Нужно ведь содержать семью, родителей.

– Когда человек живет в Церкви, когда он – человек церковный, он знает, что нужно делать. А когда забегаешь в храм как в какую-то контору, чтобы тебе помогли решить твою проблему, я думаю, это не всегда работает. Церковь – это не контора для устройства земного благополучия.

– Церковь – это о вечном.

– Это о вечном, это твоя жизнь. А когда живешь с Богом, Он тебя и направит, и здесь не нужно никаких специальных молитв.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 07 июля: 12:30
  • Воскресенье, 10 июля: 05:30
  • Четверг, 14 июля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​