Слово в образе. Цикл картин "Из жизни Христа" художника В.Д. Поленова

18 мая 2022 г.

Мы с вами однажды уже говорили о Василии Дмитриевиче Поленове, говорили о его большой программной работе «Грешница», которая находится в Русском музее. Одной из частей подготовительной работы этой картины была поездка в Переднюю Азию: Турцию, Палестину, Ливан, Египет. И из этой поездки Василий Дмитриевич привез большое количество эскизов.

Работа над образом Христа не завершилась только этой картиной, которая, наверное, для нас является как бы эпицентром всего программного творчества Поленова. Вообще-то работа над этим образом началась еще раньше, в Академии художеств, когда он писал дипломную работу на ту же самую тему, что и Илья Ефимович Репин: воскрешение дочери Иаира.

Но если для Репина эта тема все-таки является периферийной в его творчестве, то для Поленова, которого мы с вами, прежде всего, знаем по картине «Грешница» (при этом, наверное, в большей степени по его замечательным пейзажам и по его, конечно, очаровательному «Московскому дворику»), работа над образом Христа является программной, самой главной.

Когда в конце жизни Поленов будет подводить итоги своей длинной творческой жизни, он скажет, что многочисленные работы, которые были написаны художником именно на эту тему, были самыми главными в его жизни.

В 1923 году очень большое количество работ Поленова именно на эту тему – почти вся серия «Жизнь Христа» – было вывезено в Соединенные Штаты Америки (кстати, вывозил их художник Грабарь) и продано за 5 700 долларов.

Эта серия появилась за десятилетие, условно говоря, с 1899 по 1909 год. И когда в 1909 году она была выставлена в Москве (а разрешение на экспозицию давали сразу три цензора), она не прозвучала так, как это, наверное, ожидалось художником. Или, скажем так, его коллеги оценили эту серию, но публика проявила интерес и, пожалуй, не более.

Этой серии тоже предшествовало путешествие в Переднюю Азию, второе – когда Василий Дмитриевич посетил Палестину. Ему было необходимо поехать в Палестину для того, чтобы напитать себя впечатлениями, ощущениями, но, наверное, еще для того, что он сам писал однажды в 1897 году:

«…До нас дошли некоторые подробности, как по археологии, так и по этнографии, дающие возможность восстановить до известной степени внешность жизни этой эпохи. В самих Евангелиях есть очень ценные бытовые черты, рисующие картину того времени и указывающие на сходство тогдашней жизни и обстановки насущей. Но что, вероятно, не изменилось или, если изменилось, то очень мало, – это природа: небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы – все это осталось приблизительно тем же».

Вот для того, чтобы создать серию картин из жизни Христа, Поленову необходимо было поместить Его не в какое-то условное, фантазийное пространство, а в то пространство, которое, как ему кажется, могло бы быть на самом деле. Художнику хотелось поместить Его в реальность и тем самым приблизить Христа к современникам. Это ведь было тяжелое время, когда рационализм, позитивизм разъедали общество, когда уже мало людей искренне исповедовало веру, хотя многие и соблюдали некоторые формальности.

И, поехав в Переднюю Азию, Поленов за очень короткое время, с января по март 1899 года, написал огромное количество эскизов, которые легли в основание его работ. Как эти работы можно было бы определить стилистически? Это исторический реализм, это попытка восстановить историческое, визуальное: так было. И картины несут на себе удивительную достоверность, и одновременно с этим они являются в известной степени итогом творческих исканий не только самого Поленова, но и исканий всего XIX века.

В них сохраняется выверенность академической формы, высокое техническое мастерство и те достижения, которые мы связываем с французами, с барбизонской школой, с импрессионизмом. В сущности, ведь Поленов в этих работах выступает как естественный и законный продолжатель той творческой линии, которая воплощена в русском искусстве – в работах Александра Иванова.

Эти замечательные этюды, в которые Поленов помещает действующих лиц, производят удивительно сильное впечатление. Городские прекрасные виды ведут – это путь на Голгофу в узкой и темной улице – вот она, Виа Долороза. Совершенно замечательная работа «Мечта», где Христос изображен на склоне горы, над Генисаретским озером, и все напоено солнцем, светом, краски обладают той звучностью, той полнотой цвета, какие мы с вами, наверное, можем увидеть в фресках Феофана Грека или Андрея Рублева.

Тем не менее, увы, мы с вами вряд ли можем поставить иконы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия в один ряд с творчеством Поленова, потому что время все-таки наложило отпечаток на творчество Василия Дмитриевича. В его работах – таких, как «У колодца», где Христос изображен полулежащим в разговоре с самарянкой, или «Христос у Марфы и Марии», бытовая сцена – все правда, и веришь, что это было именно так: будто бы мы мгновенно перенеслись сквозь время и оказались в I веке нашей эры. В них отсутствует Божественная природа Христа.

Уже после посещения Палестины, когда серия была закончена и выставлена, Поленов пишет: «И вот путешествуя по разным странам трех частей света: по Германии, Франции, Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии, бродя по развалинам большей частью храмов или ступая по плитам существующих святилищ и запечатлевая их себе в этюдах, мне стало ясно, что как искусство, так и религия имеют одно и то же происхождение, то есть происходят от человека, или, точнее, его способности творчества».

Это замечательная фраза. Она каноническая, если мы мыслим в рамках европейского гуманизма, но в этой фразе Поленов раскрывает и свое понимание религии и природы Бога. Собственно, Бога-то у Поленова нет, есть замечательный человек, поразительный мыслитель, невероятной чистоты в своих помыслах и действиях.

Это, кстати сказать, заметили практически все коллеги-современники Поленова. Они все в письмах или статьях писали о невероятной чистоте, которая исходит от этих работ, от образа Христа, Который там запечатлен, но метафизической природы, Божественная природа у Поленова в этих работах никак не отражается. Отражается мучительная мысль, отражается радость, спокойствие, благожелательность, но не то, что определяет надмирную природу.

Что это означает? Это означает, что и Поленов тоже является частью того мира, который вошел в эпоху модернизма, то есть эпоху ревизионизма всех ценностей, который пытается все унифицировать, объяснить с рациональной позиции. А ведь какая замечательная была идея постигнуть в живописи образ Спасителя! Спасителя там нет, и это очень горько. Это никоим образом не умаляет выдающихся качеств серии, поразительной по техническому мастерству, по исторической достоверности, по устремлению познать основы бытия.

Ведущий Юрий Соколов

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать