3 июня. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня

3 июня 2022 г.

Евангелие от Иоанна, глава 14, стихи 1–11

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, Святая Церковь чествует Пресвятую Богородицу в честь Ее чудотворной иконы, именуемой Владимирская, а также память святых равноапостольных Константина и Елены, предлагая за богослужением особые евангельские чтения в дополнение к рядовому Евангелию от Иоанна (Ин. 14, 1–11).

14.1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

14.2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

14.3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

14.4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

14.5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

14.6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

14.7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

14.8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

14.9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

14.10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

14.11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

(Ин. 14, 1–11)

Желая приободрить учеников перед грядущей Крестной смертью, которая прославит Его, Спаситель говорит: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).

Этими словами Христос показывает апостолам, что отшествие Его из этого мира необходимо, чтобы привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Спаситель открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовить им место в доме Своего Отца.

Борис Ильич Гладков отмечает: «Казалось бы, апостолы должны были понимать, что Христос идет к Своему Отцу, то есть к Богу, и что путь этого восшествия к Богу есть путь страданий, смерти и Его Воскресения. Но они так еще были отуманены ложными еврейскими понятиями о Царстве Мессии, что никак не могли догадаться, о чем говорит Христос. И вот один из них, Фома, сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5)».

Спаситель говорит в ответ: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). То есть путь, ведущий Христа к Богу, – это Его страдания, смерть и Воскресение.

Путь же, ведущий к Богу людей, – это Сам Христос, открывший людям истину Божию и путь к вечной жизни. Именно этим путем они должны идти к Отцу, чтобы наследовать жизнь в ожидающих их вечных обителях.

Ранее Господь обращается к ученикам как к понимающим Его предназначение: куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин. 14, 4). Но затем добавляет: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14, 7).

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что этими словами Господь «не противоречит Себе, потому что ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало. Бога они знали, а Отца еще не знали. Уже впоследствии Дух, сошедший на них, сообщил им совершенное знание. Смысл слов Христа такой: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы и Отца».

Несмотря на такие пояснения, маловерие все еще смущало апостолов, а потому Филипп, сходный по характеру с Фомой и, следовательно, отличавшийся рассудительностью, обратился ко Господу со следующей просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14, 8). Конечно, Филипп хотел видеть Бога Отца телесными очами, быть может, он слышал, что такого видения удостаивались пророки. Но Христос наставляет его на путь истины и убеждает познавать Отца через Себя: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9). И под этим видением Христос подразумевает веру. Господь внушает Филиппу ненужность его просьбы, поскольку через дела, учение и саму Богочеловеческую Личность Христа они давно должны были познать Бога Отца.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «"Видеть" Отца во Христе – все равно что "верить" в то, что Сын пребывает в Отце, действует во имя Его и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает… на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец».

Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос; и во Христе Отец. И эти чудеса не только убеждают в Божественности Христа тех, кто не знает Отца, но и утверждают веру последователей Христовых.

И как Господь доказывает Свое посланничество от Бога Божественностью Своих дел, так и мы, дорогие братья и сестры, будем свидетельствовать о том, что мы Его ученики, наполняя этот мир милосердием посредством наших добрых дел по отношению к ближним.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать