Беседы с батюшкой. Священник Душан Михайлович

1 июня 2022 г.

Сегодня у нас в гостях клирик Вознесенского архиерейского подворья Екатеринбурга священник Душан Михайлович.

– Поздравляю с праздником Вознесения Господня! Недавно в Интернете прочитал интересную, на мой взгляд, статью, которая начиналась словами: если хотите увидеть силу единства и веры сербского народа, приезжайте в столицу Сербии – Белград на праздник Вознесения Господня, или Спасовдан, как его называют сербы. С чем связана такая характеристика этого двунадесятого праздника?

– Последний раз, когда мы встречались в этой студии, мы говорили о традициях сербского православного народа, что у нас одним из главных в нашей религиозной жизни является праздник славы. Если говорить в узком смысле, то это день покровителя семьи. В каждой семье свой покровитель, свой святой. Слава может быть у военных, медиков, ремесленников. Может быть и городская слава. Вознесение Господне, или Спасовдан, – это праздник города Белграда, столицы Сербии.

Как слава города этот праздник установлен в 1403 году князем Стефаном Лазаревичем, сыном князя Лазаря, который погиб на Косовом поле в 1389 году. С тех времен каждый год город празднует Вознесение Господне как городскую славу.

В этот день совершается крестный ход. Собирается священство во главе с патриархом, военные, все городские коммунальные службы, полиция, народ. Обычно крестный ход начинается от храма Вознесения Господня (он находится в центре города, построен в 1863 году), и, проходя по главным улицам города, люди идут до храма святого Саввы. Храм святого Саввы – один из самых больших храмов в православном мире, он является средоточием всех наших праздничных служб и важных событий. В этом храме обычно проходит молебен.

В Белграде живет примерно два миллиона жителей. В этот день на празднике можно увидеть несколько сотен тысяч человек. У нас так принято, что во время праздника славы назначается хозяин славы: он всех угощает, руководит процессом, все организует. Хозяином городской славы обычно является градоначальник или кто-то из важных представителей города; каждый год кто-то назначается на эту должность.

– Вы сказали, что это большое торжество. В советское время, наверное, были запрещены подобные празднования?

– У нас не было советского периода, у нас был период Иосипа Броза Тито, похожий на социалистический. Правда, у нас было больше свободы в целом, но такие торжества не приветствовались, их не было во время того периода. Но с 90-х годов все вернулось, и уже больше тридцати лет такие праздники проходят...

– Вы упомянули, что в столице Сербии примерно два миллиона жителей и несколько сотен тысяч людей присоединяются к этому торжеству, участвуют в службе, в крестном ходе. Если сравнивать с Екатеринбургом, то здесь тоже население больше миллиона, но такое огромное количество людей собирается только на Царские дни. Если речь идет о каком-то общегородском празднике, не собирается такого количества людей...

– В каждой стране, в каждом регионе свои какие-то традиции. Просто у нас так сложилось, что праздник славы – это торжество. Это праздник и земледельцев, и скотоводов. В этот день вообще не принято работать. Сербы стараются на праздники ничего не делать, не предпринимать тяжелые работы. Обычно в это время хорошая погода (сейчас у нас почти 30 градусов тепла). В этот день есть возможность встретиться с друзьями, пообедать и так далее.

Народы, которые проживают южнее, ближе к морю, любят хорошо посидеть. У нас это называется кафана – нечто среднее между кафе и рестораном, где можно встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы, покушать, выпить. Это традиция, которая очень важна для сербов, и более важно посидеть так, чем дома. Всегда на такие праздники люди собираются семьями, идут в парк, где есть хорошая кафана, где подают традиционные сербские блюда, хорошее мясо. У нас любят с семьей, друзьями устраивать такой праздник.

И в этот праздник сначала проходит литургия, собирается огромное количество народа, крестный ход. И потом есть возможность где-то посидеть, пообщаться.

– Получается, что праздник не ограничивается часом...

– Этому посвящается фактически целый день. Среднестатистический православный человек в этот день полностью свободен от работы. С утра человек идет на богослужение, потом крестный ход. Потом люди встречаются и вместе проводят время. У нас слава – нерабочий день. Когда у человека личная слава, он в этот день тоже имеет право не работать.

– Вы сказали о хорошей погоде, об атмосфере, которая царит на этих торжествах. Праздник Вознесения Господня как бы подводит некий итог весенним праздникам, когда мы переходим в лето. Погода, конечно, в регионах очень разная: на Урале и снег может идти, а на юге – жара, люди купаются в море...

– У нас в Сербии в это время фактически уже лето. Весна у нас довольно короткая, недели две, не больше. И сразу температура поднимается до 20, 25, 27 градусов тепла, как летом.

– Вы служите в храме в Екатеринбурге, клирик Вознесенского архиерейского подворья. Как готовитесь к празднику Вознесения Господня?

– Для нас это всегда очень радостный праздник, потому что это престольный праздник. И это очень ответственное событие. Мы радуемся, что владыка Евгений обязательно будет присутствовать на службе. Для меня лично радость еще в том, что мы служим в этот день в Вознесенском храме, который находится наверху.

У нас храм особый, самый древний в городе Екатеринбурге. Изначально в храме было шесть приделов, сейчас используются три. Есть нижний большой храм и верхний – Вознесенский. В Вознесенском храме мы служим очень редко. Приглашаю всех, кто не был в нашем храме, присутствовать на службе в день Вознесения Господня – это тот редкий день, когда служба проходит в верхнем храме (обычно мы служим в нижнем храме). Верхний храм очень красивый, светлый. Все знают, что когда приезжает владыка – это особая служба. Хотя владыка, по сути, наш настоятель и бывает у нас каждые два-три месяца, но все равно это очень ответственно. Надо все подготовить, почистить. Храм огромный, у нас много работников. Но все эти заботы очень приятны. Как и в любом доме, когда ждут дорогих гостей.

– У Вас наверняка был опыт, когда по разным причинам (например, в пандемию) в храме собиралось мало людей даже на праздник...

– В Вознесенском храме такого не было почти никогда. У нас всегда есть народ. Нас отличает от многих храмов именно то, что у нас и в будние дни есть народ. У нас служба идет каждый день, каждый день литургия. Есть возможность каждый день исповедоваться, причаститься. И вечерняя служба каждый день.

Я живу в Екатеринбурге почти два года, до этого служил в Чили, где как раз ситуация была такова, что в миссионерских приходах в будний день собиралось мало людей. Во многих приходах за рубежом даже смещают праздники на выходные дни, чтобы было больше людей. Я этого никогда не делал. Там было такое правило: если служить часто, народ появляется. Если служить только раз в неделю, народ так и не появится. Но там была другая изюминка: собирались самые верные. Иногда это 10–15 человек, иногда даже меньше, но это близкие люди. Получалось в некотором смысле семейное празднество, когда все очень скромно, зато была радость общения, тоже был обед.

Я поддерживаю связь со своими прихожанами до сих пор. Владыка Леонид, епископ Южноамериканский (раньше он был епископом Алапаевским), на прошлой неделе был в Чили, в нашем приходе, встречался с нашими прихожанами. Они до сих пор собираются, стараются поддерживать друг друга, ходят на службы. В общем, жизнь продолжается. Но действительно есть разница в том, как проходят большие праздники там и у нас. Я всегда говорю, что мы должны ценить то, что имеем. Но, к сожалению, в жизни происходит так, что нужно почувствовать что-то другое, чтобы оценить то, что имеешь. Все познается в сравнении.

Здесь в нашем храме прекрасный хор, прекрасные певцы из филармонии, из оперного театра. Но все это воспринимается как должное. Так не должно быть. Все, что происходит в храме, это очень ценно; и это большой труд. Надо понимать, что в других странах люди этого лишены.

– Наверняка даже с поиском помещения для служения возникают проблемы. Не станешь же посреди улицы в незнакомой стране служить.

– Иногда батюшки служат в каких-то съемных залах. Иногда католики дают помещение. Священник в каждой стране выходит из ситуации как может, как получается. Для меня это всегда было печальной темой, потому что у меня никогда не было своего храма. Даже приходилось служить дома, на собственной кухне. Это тоже имеет свою изюминку, дает чувство сплочения. Когда в твой дом приходит народ со своими детишками, всех надо разместить и одновременно служить. Потом нужно все убрать, накрыть стол. Это тоже хорошо, но не рекомендую, чтобы всю жизнь было так. Хочется служить в нормальном храме, где есть помощники. Сейчас, слава Богу, у меня все это есть благодаря митрополиту Кириллу, который меня пригласил, и митрополиту Евгению, который меня поддерживает до сих пор и назначил в этот храм.

– Мы поговорили о традициях Сербии. И в России тоже есть свои традиции на праздник Вознесения, и в гости люди друг к другу приходят, поздравляют, общаются. Мне кажется, это нормально, это естественный ход жизни. Но за этим общением, за этими торжествами иногда на второй план уходит сам смысл праздника. Я хочу, чтобы в нашей беседе мы затронули эту тему, акцентировали на этом внимание...

– Конечно, это великий праздник. Если сказать вкратце, что для нас праздник Вознесения, то это прославление нашего человеческого естества, нашей природы. В каком плане прославление? На первом этапе религиозной жизни иудеи знали только одного Бога. Потом появился Сын Божий, показал Себя в человеческом естестве, искупил нас, во время Своего воскресения открыл врата ада для тех верующих, которые там находились, можно сказать, в заточении, а вознесением Он открыл врата рая, вознес нашу человеческую природу.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Он мог невидимо вознестись, мог просто исчезнуть, но Он специально возносится перед апостолами, чтобы они увидели, как Господь Свое человеческое естество возносит к Престолу Святой Троицы. И с этого момента начинается отсчет времени, когда мы с нетерпением должны ждать Второго Пришествия. Не бояться, а с нетерпением ждать.

Мы сейчас привязываемся к нашему миру, мечтаем, чтобы все у нас здесь было хорошо, желаем подольше пожить, быть здоровыми. Я не хочу сказать какую-то ересь сейчас, но мы не должны цепляться за этот мир, здесь мы не можем найти блаженной жизни, потому что наше тело поражено грехом. Грех разъедает наше тленное тело, и оно должно умереть.

К сожалению, так же поражена и вся природа. Когда Господь показал Адаму всех животных и велел дать им имена, это означало заниматься ими, быть им добрым хозяином. Не предполагалось, что будет вражда между человеком и животными или между разными видами животных. Предполагалось, что в мире будет гармония. А что мы видим сейчас? Даже если вокруг красивая природа, то постоянно кто-то на кого-то нападает. Мы не хотим этого. Это не может быть картиной идеального мира. Казалось бы, смотришь на море, все красиво, но большая рыбка съедает меньшую. Так не должно быть.

Как сказал апостол Павел, Господь будет сворачивать мир в одночасье. Это звучит страшно, но, с другой стороны, он говорит: те, что верят в Бога и любят Его, тоже будут восхищены, когда Господь снова сойдет с неба. Ведь когда Господь возносился, а апостолы смотрели, ангелы сказали им: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). И тогда, как говорит апостол Павел, мы, верующие, любящие Бога, пойдем Ему навстречу, тоже будем вознесены. Это интересный момент, обратите на это внимание. А те, что не любят Господа, останутся внизу и в страхе будут ждать встречи и Суда.

Вознесение Христа – радостная разлука. Господь в течение сорока дней готовил апостолов: встречался с ними, разговаривал, подготавливая их к тому, чтобы через некоторое время послать им Духа Святого. То есть сначала был Бог, потом появился Сын, и последний этап – включается Святой Дух. Святая Троица знакомит нас с Собою. Бог в трех Лицах, и третье Лицо – Святой Дух – подключается после того, как Христос возносится в человеческом естестве на небо.

Поэтому апостолы после вознесения Христа уходят радостные. До этого момента, когда Господь им говорил, что покинет их, они плакали. Но Бог не может оставаться в этом мире. Если бы Он вернулся, Его снова распяли бы, потому что этот мир не выносит такой святости. Все святые и были гонимы потому, что этот мир, к сожалению, лежит во зле. И мы не должны печалиться о том, что этот мир перестанет существовать, потому что нас ждет другой мир. Господь, возносясь, приглашает и нас идти за Ним, потому что там  счастье, вечная жизнь, радость и нет болезней, боли, смерти. Вот это очень важно каждому из нас понимать, празднуя этот праздник.

– При таком понимании все не так страшно...

– В том-то и соль. Несмотря на эти страшные времена, многие святые (и, по-моему, Паисий Святогорец) говорили: как бы хотелось жить в это время. Это будет идеальное время для спасения, для возможности показать себя. Сейчас такое время, когда каждый может показать, кто он есть на самом деле, показать свою веру, свою любовь к Богу прежде всего. Не перестану повторять, что мы не стараемся быть просто православными и воцерковляться. Наша главная задача – полюбить Бога. Это центр всего, от этого идет все остальное. Полюбить так, чтобы принимать все Его решения, понимать, что это для нас полезно и хорошо. И если мы сделаем всё как надо, то получим награду и будем вместе с Ним радоваться. Вот самое главное.

Я тогда уточню этот момент, который Вы озвучили сейчас. Если становиться православным человеком, который просто носит крестик, – зачем тогда это все?

– Это как раз вопрос о Святом Духе. Допустим, вы присутствуете на каком-то концерте, звучит музыка. Она вроде хорошая, вы знаете эту музыку, но она вас не трогает. Приходит другой исполнитель – и вы вдруг что-то почувствовали. Потому что внутри его есть соль, о которой говорил апостол Павел, воодушевление, вдохновение. Это всё дары Святого Духа. Мы можем проповедовать, даже говорить умные слова, но никто ничего не будет понимать. И вроде красиво говорили, а что сказали – люди не запомнили.

То есть наша жизнь должна быть исполнена содержания, которое называется «благодать Святого Духа». Поэтому святой Серафим Саровский и говорил, что стяжание Святого Духа – наша главная задача, чтобы все, что мы делаем, было освящено Духом Святым. Поэтому Господь, уходя, сказал: «Я с вами останусь до конца века, но вы будете спасаться в Духе Святом». Он будет как бы солить все, давать внутреннее содержание и слову, и живописи, которая тоже может быть мертва, как и музыка. Человек может ходить в храм, креститься. А посмотришь на него – как будто не живой. Мы должны быть живыми, настоящими, реальными. Это наша задача.

– Вы меня натолкнули на мысль, что все материальные и мирские составляющие праздника даны нам по слабости.

– Это вспомогательные вещи.

– Да, они помогают нам проникнуться праздником, чтобы мы двигались дальше. А движение дальше говорит о каком-то внутреннем духовном возрастании. Что на этом пути помогает, кроме того, чтобы прийти в храм, побыть на службе, пообщаться с батюшкой? Что-то еще может помочь?

– Надо быть честным с самим собой, проводить самоанализ и не врать самому себе. Это одно из самых главных дел, которое мы можем сделать. И мы должны благодарить Бога за все. Потому что любовь к Богу возникает не просто так, она дается. Сам Господь сказал, что она дается избранным. Кому? Тому, у кого хорошее расположение духа. Если у человека есть открытость и хорошее расположение духа и он понимает, что все происходящее – от Бога,  то он благодарит Его за все, что есть сегодня. За то, что он здоров, цел, у него есть семья. Он благодарит Бога постоянно, и это потихоньку переливается в любовь. Тогда развиваются и вера, и добродетель, потому что человек не хочет обидеть Господа, сделать Ему больно.

Допустим, мы иногда пропускаем праздник. Сейчас начинается сезон огородов, люди перестают ходить в храмы. Но дело не в том, что Церковь требует быть в храме, а мы занимаемся огородами. Дело в том, что как-то нехорошо так поступать: есть святые, которых надо помянуть, какие-то праздники, а мы на огороде. То есть мы не благодарим Бога за то, что у нас есть. Нам кажется, что важнее сейчас окопать что-то, чем прийти на службу и выразить благодарность Богу. Есть эта благодарность или нет? Если нет живой связи с Богом, все превращается в формальность. Вроде надо быть в храме, отстоять службу, но это чистая формальность. Богу это не нужно. Ему нужно чистое сердце.  

И когда Христос разговаривал у колодца с Фотинией, будущей святой, которая, по сути, была блудницей, то ей первой сказал, что Он Мессия – Спаситель. Он не говорил другим такие слова, а этой женщине, у которой было открытое сердце и простота душевная, раскрыл, кто Он есть. Он выбирает таких людей, Он любит простодушных (не примитивных). Потому что все гениальное – просто, а все сложное, сконструированное – не настоящее. Мы же сами узнаем, когда кто-то говорит фальшь. А когда человек искренний, будь это простая старушка, у которой вообще нет образования, хочется открыть душу, что-то сказать, посидеть с таким человеком. Потому что нет в нем двойного дна. Мы должны стараться, чтобы в нас не было этого двойного или тройного дна, чтобы мы были такие, какие есть.

– Это не приближает к Богу?

– Когда двойное дно? Наоборот, лицемерие полностью отдаляет от Него. Это такая грань, которая абсолютно не дает прохода Богу. Это очень опасная вещь, когда говорим одно, а думаем другое. Мы должны быть открыты и просты.

– И если мы идем на праздник, мы должны идти на праздник.

– Идти на праздник, радоваться, знать, для чего он. Сейчас мы немного раскрыли суть этого праздника. И если день какого-то святого, надо почитать что-то о нем. У нас недавно было второе обретение мощей святого Симеона Верхотурского. Одно дело, когда мы знаем, что сегодня память Симеона Верхотурского и надо быть на службе. А другое дело – узнать все детали, как произошло второе обретение мощей, что происходило с ними в том городе, где они находились, прочесть о директоре краеведческого музея, который спас эти мощи в Нижнем Тагиле. (Его арестовали в 1934 году, он десять лет отсидел и умер в лагере. Потом Нина Гончарова, сотрудница музея, тоже хранила эти мощи, которые находились в специальном помещении.) Тогда вы начинаете это воспринимать абсолютно по-другому.

А если просто сказать, что сегодня память Симеона Верхотурского, – вроде да, знаем такого святого, уважаем, произносим: «Святый Симеоне, моли Бога о нас». Совсем другое восприятие, когда мы знаем его историю, каким он был в жизни. Одной женщине, которая обещала ему принести что-то в храм, но забывала, он трижды являлся. Каждый раз приходил и говорил: «Пожалуйста, сделай». Обычно в житиях такие истории: на второй раз уже более строго говорит святой, а на третий еще строже. А он каждый раз мягко давал ей понять, что надо бы выполнить обещание. Вот какой он был человек. То есть вы как бы начинаете с ним знакомиться через чтение о нем, и он становится ближе. А когда он ближе, тогда и молитва к нему теплее. И когда его праздник, тем более хочется приложиться к его мощам. И тогда состоится контакт.

Все должно быть живое. Если мы говорим про наши православные праздники или традиции отвлеченно – это не то, празднование должно быть осолено духом, чтобы люди почувствовали сердцем и праздник, и его значение. Но для этого нужно постараться: что-то почитать, инвестировать в это свое время. И Серафим Саровский говорил, что самое лучшее, говоря современным языком, – это инвестировать себя в стяжание Духа Святого. Так я говорю предпринимателям, которые думают, что важнее заниматься бизнесом, чем прийти в храм, или спешат в храм только тогда, когда дело не идет.

– Эти истории известны: как поступать, кому помолиться, куда побольше пожертвовать, чтобы ситуация поправилась... После этого обычно следует вопрос: а если не получится?

– Значит, надо начинать с себя. Что-то не получается – где-то сделал ошибку. Ошибки бывают самые разные. Основные – какой-то грех: человек живет так, как не надо жить, делает то, чего не надо делать. Совершает ошибки в плане работы: не обратил на что-то внимание. Если директор фирмы – выбрал не те кадры или не обратил внимание на работу отделов. Может быть что угодно, но начинать надо всегда с себя.

Если начать винить кого-то – мы всё потеряем. То есть мы должны всегда начинать анализ с себя. Если нас критикуют (даже если человек это делает злонамеренно или устраивает козни) – все равно доля истины в этом есть, и мы на это должны обратить внимание. В конце концов, раз так случилось – значит, Господь допустил. А раз допустил – есть за что.

– Слава Богу за все!

– Слава Богу, но надо поработать. Бывает, человек поехал в паломническую поездку, куда-то пошел – там искушения. Вроде бы что-то внешнее, но в искушении Господь как раз проявляет то плохое, что есть в нас. И это не просто искушение, а как бы урок, вразумление, на что надо обратить внимание: на формализм, лицемерие, ложь. Но мы должны обратить на это внимание, а не просто сказать: вот искушение произошло… Искушение – это на самом деле школа жизни.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​