Свет невечерний. Чудо по расписанию

23 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В конце XIX века в Ельце в гимназии учился один замечательный мальчик, которого звали Мишей Пришвиным. Он учился не очень успешно и два раза оставался на второй год. Но нельзя не отметить то удивительное место, в котором он учился, потому что оно стало моментом притяжения гениев или просто очень больших талантов той эпохи. Михаил Пришвин – это замечательный писатель, интереснейший человек, мудрец, оставивший свои бесценные дневники, которые он вел 54 года. Это огромная полка текстов, которые в три раза превышают изданные написанные им книги. Такой памятник самопознанию!

Так вот, когда Михаил Пришвин учился в  Елецкой гимназии, в это же время в гимназии учился будущий философ и богослов Сергей Булгаков. Он был ненамного старше Пришвина, они были почти одногодками. Этот будущий священник, сильнейший философ, один из самых крупных мыслителей нашего времени, учился в стенах этой же Елецкой гимназии. А одноклассником по гимназии Миши Пришвина был Николай Семашко. Это тот самый человек, который создал сложную архитектуру советской медицины, человек, чье мышление настоящего организатора медицинской работы было настолько востребованным, что мы до сих пор пользуемся плодами его трудов.

А преподавателем географии в этой гимназии у Миши Пришвина, у Коли Семашко, у Сережи Булгакова был Василий Васильевич Розанов – наш гениальный русский философ и богослов, который спорил на уроках с талантливым Сережей Булгаковым, а с Мишей Пришвиным так сильно спорил, что в конце концов добился его изгнания из гимназии. Так Миша Пришвин оказался за бортом классического образования и был вынужден уехать к дяде в Тюмень, где он, правда, потом окончил реальное училище, получил образование, а какое-то время еще учился в Германии.

Но речь не об этом, а о том, что Михаил Пришвин оставил потрясающую книгу воспоминаний, которая называется «Кащеева цепь». В этой книге есть воспоминания его гимназической поры и даже некоторые сюжеты, связанные со святым Амвросием Оптинским, к которому ездили его родственники. Представляете, какая это была интереснейшая эпоха, какие интересные люди, как они все близко находились друг от друга.

Я вспоминаю сегодня Михаила Пришвина потому, что у него есть интереснейшие наблюдения, связанные с религиозным опытом православного человека. Таких наблюдений очень много. Они разной глубины, разной ценности, поэтому эту книгу нужно читать и изучать. Но он интересен именно тем, что смотрит на реальность религиозной жизни не как воцерковленный человек. Он был крещен в Православной Церкви, но все время оставался светским человеком, как тогда было принято. Даже в гимназии, как повелось в те времена, стал атеистом. Но он смотрит на церковную жизнь немножко со стороны.

Вот этот взгляд со стороны на нашу церковную жизнь, в том числе духовную жизнь, бывает очень полезным. Мы, православные и не просто православные, но и вообще религиозные люди, склонны к тому, чтобы подозревать врагов, клеймить наших критиков, анафематствовать оппонентов. Но на самом деле взгляд со стороны даже критика бывает очень полезным. Потому что на близком расстоянии мы каких-то вещей просто не замечаем.

Так вот, Миша Пришвин, будучи смышленым мальчиком, очень любопытным, со сложной духовной жизнью уже в детстве, однажды присутствует, как он описывает это в своих воспоминаниях, на службе в церкви на праздник Крещения Господня. На амвон выходит батюшка и читает яркую проповедь, которая сразила мальчика Мишу наповал. Чем сразила? Батюшка сказал, что доподлинно известно, что крещенская вода никогда не портится, что она может простоять в бутыли несколько лет и останется чистой как слеза младенца.

Миша Пришвин был просто потрясен этой истиной. Будучи мальчиком практического склада ума и очень чувствующим природу, он оббежал всех своих знакомых с сообщением о том, что он наконец-то понял, как избавить их край от комаров. Дело было в Сибири, а там комары летают как перелетные птицы, довольно крупные, и пьют кровь стаканами. Вот в таком озарении Миша прибегает к директору гимназии и говорит ему, что он понял, как избавиться от комаров.

Директор скептически смерил его своим туманным взглядом и сказал: «Выкладывай». А Пришвин ему ответил, что крещенская вода не портится, а значит, если освятить воду на болотах, вода там не будет портиться, не будет гнить; и там не заведутся комары. Умудренный опытом директор снисходительно посмотрел на Мишу и сказал: «Лучше бы ты нашел способ избавления от мух. Комар – полезное насекомое, а вот мухи так надоедают». После этого энтузиазм Миши как-то быстро исчез.

Но подумайте над этой интересной задачкой. Ведь крещенская вода действительно не портится. Мы знаем такие случаи. Почему бы нам действительно не пойти на болото, не освятить его крестом? И не только на болото, но и на реки и озера, которые находятся в районе Чернобыля, зараженные радиоактивными веществами... Ведь можно освятить воду, она станет целебной, и все исчезнет. Но мы этого не делаем. А почему? Может, мы непоследовательные люди?

А мы этого не делаем потому, что, даже не делая различия на уровне аналитической работы, мы все-таки каким-то своим чутьем, здравым смыслом понимаем, что чудо крещенской воды, как и все церковные чудеса, совсем другого порядка. Чудо не есть магическое действие, не есть предопределенное обуздание стихии, подчинение ее воле человека с помощью какой-то формулы или механизма. Именно так работает магия. Магия – это и есть своего рода агрессия или подчинение каких-то законов воле мага, обладающего формулой, знанием, силой, посвящением.

В христианском мышлении чудо есть личное событие, наделенное личным смыслом. Чудо – это откровение, знамение. Именно такое слово фигурирует в текстах Священного Писания. Есть люди, у которых крещенская вода цветет, есть люди, у которых она в течение дня покрывается пленкой. Есть люди, на которых не действуют никакие святыни. Они подходят к мощам угодников Божиих, к чудотворным иконам, и ничего не происходит, они ничего не чувствуют. Наоборот, бывает так, что человек, случайно попавший в Иерусалиме к Гробу Господню, из атеиста во мгновение ока превращается в верного христианина.

Что произошло? Дело в силе камней, в земле, которая выделяет какие-то флюиды? Мы пытаемся подверстать под это какую-то естественнонаучную базу. Если это так работает, то мы можем это использовать в народном хозяйстве. Рассыпал святую землю из Иерусалима в школе под партами, заходят буйные подростки, а выходят богообразные юноши и девушки, готовые идти на Афон, в какие-то пустыни или, по крайней мере, создавать многодетную православную семью. Нет, это так не работает!

Чудо – это всегда личное событие. Мы должны об этом помнить. Это то, что таинственно происходит между мной и Богом. Это всегда лично, событийно. Чудо является частью моей биографии, оно всегда исторично, потому что оно – знамение. Через него проговаривается какая-то истина от Бога человеку. Человек что-то начинает понимать. Лично он. Тот личный язык, на котором Господь к нему обращается, может быть не услышан другим человеком и может не стать для другого человека событием.

Поэтому, если мы христиане, так важно не спускаться на естественнонаучный или магический уровень, когда мы говорим о чудесах. Важно не забывать о том, что мы всегда имеем дело с тайной и что между чудом и магией есть то самое различие: что чудо в христианском понимании – личное событие, неповторимое, исключительное, пророческое, личное обращение Бога к конкретному человеку.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать