Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в Евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДС и МДА сторонников пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?
Суть очень простая: концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело, не в мертвое же тело Христа, правда же? Не мертвое, то есть в Самого Христа. В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходят материальные изменения – изменения материи. И затем мы с вами причащаемся, как там написано, извините, это ужасные слова, я не могу произносить их без содрогания, «невареное мясо» - это называется Причащение. Это есть доктрина пресуществления.
Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения, то есть хлеб Причастия – не простой хлеб». Вы обратили внимание? - «Хлеб Причастия – не простой хлеб». Хлеб, но соединенный с Божеством. То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое Таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа; и потому мы причащаемся Самого Христа, и потому этот хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа, становятся чем? – Его плотью, не мясом, а плотью.
Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления «атомистическим чудом», как будто бы атомы превращаются один в другой.
Вот в чем разница между двумя вещами. Та католическая доктрина, к которой, Вы правы, многие преподаватели сейчас возвращаются, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной Церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами.
Но, вот и я – то же самое, и целый ряд наших профессоров, выступили и сказали, нет, для нас не приемлема эта вещь, никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит. Евхаристия называется бескровной жертвой, вы слышите? Бескровной называется жертва. А если хлеб превращается в настоящее тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной. И мы становимся? Вот в чем суть разногласий.
Приходится только удивляться тому, что мы слышим, что будто бы между православным и католическим пониманием Евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие. Нет материальных превращений.
По-моему, это наследие материализма, когда первичным считается всё материальное.
Святой Григорий Нисский пишет, тело Христово – это хлеб и вино. Подумайте, теперь-то уж и физика говорит, что сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же, так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть телом и кровью; почему мы называем «истинным», потому что это – Христос. Вот в этом вся суть.
Расшифровка:Римма Адомайтите
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!