Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Думаю, никогда не будет лишним еще раз раскрыть притчу о блудном сыне. Несмотря на то, что этот евангельский отрывок читался в воскресенье, мы были бы рады, если бы Вы продолжили для наших телезрителей свой духовный анализ этой притчи.
– В начале каждой недели у нас встречи с сотрудниками «Службы милосердия» и в соборе Пресвятой Богородицы, где мы обычно что-то разбираем. Мы как раз читали этот отрывок, и люди делились какими-то своими переживаниями и мыслями.
Сказано «придя в себя», то есть дойдя до определенного состояния страдания, голода, нужды, на краю пропасти. Так часто бывает, что Господь попускает нам впасть в те или иные потрясения, чтобы потрясти железобетонный состав нашей души и возникли хоть какие-то расколы, в которые могла бы проникнуть благодать милости Божией. Блудный сын стал нуждаться и пришел в себя – это очень важное указание на духовное состояние, с которого начинается восстание от греха. Мы все находимся вне себя, мы вышли из себя, в каком-то смысле мы сшедшие с ума, потерявшие здравый ум, блуждающие. И наш ум, наша энергия души расплескиваются в этом мире, а лукавый очень крепко держит наш ум в своей власти через воображение, помыслы, память и не дает уму вернуться в свое законное место, потому что наша энергия должна быть внутри нашего организма.
И вот блудный сын пришел в себя, вспомнил об отце и готовит исповедь: «Отче, согрешил я на небо и пред тобой уже недостоин нарещись сын твой, прими меня в число наемников твоих». Приготовил исповедь – и здесь в нем происходит то, что зачастую не происходит в нас. Потому что наша жизнь обычно в мечтах: начну новую жизнь с понедельника, брошу курить, только сегодня еще немножко покурю, а вот с понедельника… Все время откладывание решительного восстания от греха. А блудный сын «встал и пошел». Очень непросто отвязаться от «жителя страны той», потому что он крепко держит нашу душу в своей власти.
Кстати будет вспомнить такое заблуждение (которое мы порой встречаем и в Церкви), когда люди не хотят оставлять грех, думая: сейчас еще немного погрешу, а потом согрешу – покаюсь, согрешу – покаюсь. На этой неделе у нас была встреча с психологами, которые несут свое послушание в женских консультациях и беседуют с женщинами, идущими на прерывание беременности. Это тяжелейшее послушание, потому что приходящие женщины, конечно, бесноватые: невозможно в нормальном состоянии пойти на такой поступок, это вещь противоестественная, даже животные так не поступают. Это одержание души, какое-то особое состояние, когда человек перестает быть человеком и поступает демоническим образом. Конечно, требуется очень собранная жизнь, чтобы не погибнуть при контакте с тяжело больными духовно людьми. И вот одна из сотрудниц рассказывает, что приходит как бы верующая женщина, то есть она осознает, что аборт – это грех, убийство, отдает себе в этом отчет, но у нее такая идея: что поделаешь, сейчас такие обстоятельства, но я сделаю сейчас этот шаг, а потом схожу, покаюсь, поставлю свечку, и Бог меня простит. На самом деле, надо серьезно порассуждать об этом: бывают ситуации, когда Господь не прощает. Можно вспомнить эпизод с Иудой, которого Господь неоднократно пытался выправить: что ты делаешь, зачем, куда ты идешь? Но он целенаправленно шел к своей цели – за сребренниками, то есть осознанно выбрал грех, в каком-то смысле это хула на Святого Духа, потому что он понимал, что это предательство, но совершил этот грех.
Другая история – апостол Петр, который с самоуверенностью говорит: «Если даже и все отрекутся, я не отрекусь», и Господь его самоуверенность смирил, попустив ему быть испытанным. Петр смалодушествовал, испугался женщины, отрекся, вышел и горько заплакал. И эти слезы оживили душу, они смогли пробудить покаяние, вернуться к Богу.
Иуда тоже раскаялся, но его покаяние привело его к окончательному отчаянию, и он «шед, удавися». И когда человек осознанно выбирает страшный грех в надежде, что когда-то вернется, может случиться так, что дьявол абсолютно завладеет его душой и понадобится сверх промыслительная забота Бога: может быть, несколько лет поболеть раком, пострадать, вымучиться, переболеть такое сознательное отречение от Бога и каким-то образом вернуться.
Притчу о блудном сыне можно читать всякий раз, когда тоскует душа, когда наступает отчаяние и руки опускаются, потому что как бы далеко мы не ушли, но когда сын был еще далеко, отец увидал его и «мил ему бысть, и текнападе на выю его, и облобыза его». Сын начинает свою исповедь: «Отче согрешил я на небо и пред тобой и уже недостоин назваться сыном твоим...»– и здесь отец его обрывает. Потому что недостойным сыном мы можем быть, а наемником у отца быть не можем, не так нас задумывал Господь – Он для нас уготовал царство. И отец принимает покаяние, возвращает сыну прежнюю одежду, возвращает перстень как знак власти в его доме, вводит в свой дом, то есть бесконечно любит его, каждый день он выходил и всматривался, когда же появится силуэт любимого сына.
Дальше идет тема старшего сына, который пришел с поля, услышал ликование и спросил у слуг, что произошло. Ему ответили, что брат вернулся живым и здоровым и отец его принял и устроил праздник. И старший сын не захотел войти: зависть, неприязнь, злоба стали изъедать его сердце. А когда отец вышел и попросил: «Сын, зайди, порадуйся моей радости, что я обрел сына живым», то упрекает отца: «Этот твой сын – не говорит «мой брат»– который изъел твое имение с любодейцами. Я всю жизнь тебе служил, и ты не дал мне утешиться немногим, а этот вернулся, и ты ему заколол тельца упитанного». И отец напоминаем ему: «Сын, брат твой погибал и ожил, пропадал и нашелся». Надо думать о том, что душа спаслась. Это тема о том, что мытари и блудницы кающиеся восхищают Царствие Божие перед фарисеями и мнимыми праведниками.
Часто бывает, что мы застреваем в самонадеянности и наше покаяние теряет силу, потому что мы считаем, что все делаем правильно. Сейчас начнется пост, и мы будем искоса и свысока смотреть на людей, которые будут кушать мороженое: «Грешники! Мы постимся, мороженое не едим!». Когда человек впервые приходит в храм, то мы думаем: «Вот пришел в неподобающем виде! Как он молится! Как он крестится!» Господь же говорит: надо порадоваться, что пропадал и нашелся, пришел в храм. Это тоже замечательный опыт переживания этой истории.
протоиерей Евгений Попиченко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!