Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вопрос о понимании Евхаристии. Это заклание Христа или преложение Святых Даров? Вот в «Отечнике», составленном святителем Игнатием, находим изречение Арсения Великого: «Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на святой трапезе, то сошел с неба ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, ангел резал младенца на малые части». Поясните, пожалуйста.
Первое, что я Вам скажу – мы должны хотя бы понять, какое значение имеют эти образы, эти явления. Они имеют (это очень важно!) какое значение? То, что здесь совершается великое таинство, связанное с жертвой Христовой и что здесь мы причащаемся самого Христа. Вот задача.
Для каждого человека, для удостоверения человека есть разные образы, которые убеждают его. И Господь, видя устроение человека, каждому дает своё. Для кого-то, для кого это было открыто, это явилось удостоверением, для другого это может никаким удостоверением не являться. Поэтому Господь дает это только тем, кому это нужно. Понятно, для чего: чтобы понять, что здесь действительно великое Таинство, связанное с жертвой Христовой, и что мы причащаемся действительно Христа.
А теперь, чтобы показать, что это действительно только образ, имеющий, как говорили «ad hominem», то есть «применительно к человеку», подумайте только – разве мы верим в закланного младенца Христа? Это откуда же такое учение? Тогда его хорошо было убить, когда Ирод сказал. Убили Христа – и всё в порядке. Нет, не в младенца Христа мы верим; жертва Христова совершена Христом когда? Когда он был в полном сознании, в полном развитии, когда полночеловечностное развитие совершено, а совсем не младенец. Это же надо понять такие вещи. А в силу такого рода явления все связаны с чем? С младенцем! Представляете? Почему? Чтобы еще раз подчеркнуть человеку. Это первое.
Второе. Дело вот в чем: если мы посмотрим, что говорят святые отцы о понимании Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся. Слышите? Мы причащаемся истинного Тела, истинной Крови Христовых. Что это значит? Читаем: многие отцы просто не объясняли – говорят и всё, другие объясняли, о чем говорят. Кратко скажу: Иоанн Дамаскин (это уже VII-ой век) подвел итог святоотеческому учению. Что он говорил? «Хлеб Евхаристии (он называет его «хлеб общения») – не простой хлеб, а соединенный с Божеством». Слышите – не превращенный, а соединенный с Божеством. Он приводит великолепный образ из пророка Исайи, Иоанн Дамаскин пишет: «Как горящий уголь состоит из двух вещей: из огня и угля, так и Евхаристия (слышите?) состоит из двух вещей: из Хлеба и Божества Христа». А Иоанн Златоуст решительно пишет: «Пока мы видим только хлеб и вино, они остаются таковыми. Как только же мы совершим возношение молитвы, то по нисшествию Святого Духа мы называем этот хлеб и вино Телом и Кровью Христовыми, но естество хлеба (то есть и природа хлеба) остается». Понимаете, чем отличаемся мы от католического учения? Мы говорим, что происходит не превращение, это не алхимия, а Тело Христово появляется почему? Всё то, что соединяется с Божеством Христа, является его Телом.
Еще раз говорю – всё, что соединяется с Божеством Христа, а Божество Христа – с тем, что воспринимает, это становится его Телом, так что этот хлеб есть Его Тело.
Вопрос: Феофилакт Болгарский пишет, что «Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса» и так далее.
Ответ: Это не он, это православное исповедование веры. Я об этом сейчас скажу.
Иоанн Златоуст пишет об этом (это тот Иоанн Златоуст, литургию которого мы до сих пор служим), Василий Великий - то же самое, употребляет понятие «преложение» (μεταβολή), а не «пресуществление», то есть ни о каком превращении речи даже не идет.
Теперь хочу вам ответить. В православии есть «вероисповедование восточных патриархов», документ XVII-ого века, в котором мы читаем слова (я думаю, многих они поразят): «поскольку человеку не естественно вкушение невареного мяса, а человеку необходимо приобщиться к Крови и Телу Христовой, то нам преподается это под видом хлеба и вина». Слышите? Никогда в Церкви такого учения не было, чтобы мы причащались невареного мяса Христа. Я неслучайно вам сказал, что это документ XVII-ого века: идея пресуществления, то есть превращения одного вещества в другое, была (не буду рассказывать всю историю) догматически закреплена в римской католической церкви на Тридентском соборе в XVI-ом столетии. Православие само не знало эту идею, слышите? Никогда не знало.
Само понятие Евхаристии никогда не существовало. В 1453 году Византия пала. Всё, не стало Византии, стала Турция, которая до сих пор ею и является. И что началось? Куда же греки ездили учиться? Куда - в Италию, на Запад, в католические школы. И вот, как говорят наши исследователи, особенно такой компетентный исследователь (я бы сказал афонский монах), который прожил только на Афоне двадцать с лишним лет, который действительно великолепно знает греческих отцов, как архиепископ Василий Кривошеев; он со скорбью пишет: «Вот этот документ XVII-ого века, так называемое «Исповедание православной веры восточных патриархов», - один из самых «прокатолических» документов, который мог написать такие страшные вещи, будто мы причащаемся невареного мяса Христа». Это жутко даже услышать: будто мы пьем натуральную Кровь Христа.
И теперь скажу, последнее: можно только удивляться на тех святых отцов первых веков (а их целый ряд, этих отцов), которые один за другим говорят о следующем: что все вещи нашего материального мира единосущны, слышите? Хлеб, тело, камень, животное, растение – единосущны. Это поразительно, что они об этом пишут. Это пишет Афанасий Великий, Анастасий Синаит. Только в XX-ом веке ученые увидели, что оказывается верно – весь материальный мир единосущен, и, если хотите, можно из этого (берет со стола стакан) сделать и золото. Только это будет так дорого, невероятно! Вся материя одна – пожалуйста, из меди можно сделать золото; вся материя единосущна, слышите? Следовательно, и Григорий Нисский пишет: «Что такое Тело Христово? Это хлеб и вино». Потому что это одно и то же, поэтому сама идея пресуществления уже в XX-ом веке даже с точки зрения науки показала свою абсурдность.
Но термин этот вошел в православие очень поздно: 15 веков вообще (полторы тысячи лет!) православие не знало не только этой идеи, даже термина этого не знала. К нам в русскую Церковь термин уже практически вошел (и в богословскую литературу) только в XIX-ом веке. Архиепископ Василий Кривошеев пишет: «В катехизисе митрополита Платона, в первой редакции катехизиса даже митрополита Филарета не было этого термина, они даже употребляли наше исконное, православное, то, что мы видим в литургии Иоанна Златоуста, у Василия Великого – μεταβολή, преложение Святых Даров». Но этот термин вошел, мы употребляем и можем употреблять и этот термин, но никак не учение. Никакое превращение на Святом Престоле не имеет места, Святой Престол – это не алхимический котел, в котором одно вещество превращается в другое. В принципе не может быть пресуществления, потому что Хлеб и Тело по своей сущности одно и то же.
Вот в чем дело. А образы такие в истории встречаются неоднократно, когда были видения (например, заклание младенца), они убеждали. Помните, Григория Двоеслова, там просфорница: «Как это – называют Телом Христовым? Я сама это пекла эти просфоры!» и вдруг он говорит - это Тело Христово. Вот ей было такое видение. Ну, как Иоанн Златоуст и говорит: «для простого, грубого народа Господь иногда дает вот такие знамения», чтобы показать людям, что мы действительно причащаемся Христа, а не простого хлеба, который у нас на столе лежит.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!