Опасно ли виртуальное общение?

Аудио
Скачать .mp3

– Понимаете, эта ситуация, как сейчас принято говорить, является вызовом – и всему современному человеческому обществу, и особенно церковному христианскому сообществу. То есть это вызов нашей человечности, это попытка покушения на фундаментальные основы человеческого общежития. И грустно сознавать, что значительная часть людей сам факт вызова отрицает. Превозносить разные интернет-устройства как способ доступа к информации, как способ обмена информацией, конечно, можно, но разумный человек при этом должен видеть недостатки этого способа. А вот этой трезвости не хватает. И потому возможность сопротивляться этому вызову становится у человечества вообще очень слабой. Ведь когда люди консолидируются, понимая, что некая техническая новинка разрушает их как человеческое сообщество, они могут объединить усилия – и вместе у них обычно получается как-то сгладить негативные последствия этого вызова. Но когда общество неоднородно, когда то один, то другой значимый его член говорит: «В принципе, ничего плохого, все нормально», – это не позволяет людям объединиться, отлаженной политики сопротивления вызову нет, и разрушительные последствия проявляются очень масштабно.

Грусть увеличивается потому, что даже в самом церковном сообществе, которое, казалось бы, должно в отношении подобных вещей быть достаточно единомысленным, тоже единомыслия нет. Потому что некоторые плюсы информационных технологий, интернет-общения  есть. Пусть маленькие, крошечные, но есть. И люди, видя эти плюсы, игнорируют минусы, забывают о разрушительных последствиях, не думают стратегически, не мыслят вдаль, а хотят быть в тренде. В этом смысле Церковь в тренде никогда не была и по определению быть не может. Церковь всегда на стороне истины, правды и человека, а не на стороне моды, чем бы эта мода ни была вызвана. Поэтому внутри церковного сообщества отношение к тому, что представляет собой интернет-общение, должно быть трезвым.

Как это регулировать, как к этому относиться, как этим заниматься – об этом сейчас говорят в Церкви, говорят очень много, говорят люди медийные, говорят специалисты, в том числе специалисты по интернет-технологиям. И, слушая все это, обращая на это внимание, каждая конкретная семья, каждый конкретный человек должны выстроить для себя, как сейчас тоже модно говорить, дорожную карту отношения к тому, что представляет собой интернет-общение в разных его видах и формах. Если человек будет просто разумно к этому относиться, понимать, что это такое, то можно будет, по крайней мере, в рамках отдельной личности, или отдельной семьи, или отдельного прихода сгладить негативные последствия этого вызова.

Что имеется в виду – если от общих фраз перейти к делу? Надо увидеть, что интернет-общение имеет некоторые плюсы. Надо осознавать, какие минусы оно имеет. Надо отнестись трезво к тому, что представляет собой интернет-общение, и понимать при этом, что интернет-общение пытается вытеснить личное общение; в этом его негативное влияние. Личное общение ничто не может заменить хотя бы потому, что для верующего человека очевидно: в том мире, куда мы все стремимся, будет личное общение, а интернет-общения, безличного общения там не будет. Поэтому если мы разучимся лично общаться, шансы попасть в мир, где есть только личное общение, для нас уменьшаются; мы можем услышать слова, которые Господь Иисус Христос сказал Марфе: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

А у нас отнимется. Если мы занимаемся только этим, мы проиграем, потому что в мире, в который мы идем, делать нам будет нечего. И вот это трезвое отношение, видение этих вещей помогает найти в Священном Писании модели отношений, которые помогают нам вписать проблему интернет-коммуникаций в нечто, упомянутое в Священном Писании. Например, есть слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». То есть нельзя это запретить, но можно назвать что-то неполезным. Или еще он говорит: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. То есть  этим можно пользоваться, но нельзя отдавать этому свою душу, потому что это все временно.

Апостол Павел говорит: …пользующиеся миром сим как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. То есть если ты пользуешься Интернетом, ты должен постоянно контролировать, насколько ты в отношении к нему свободен. Если чувствуешь, что у тебя развивается страсть (я про христиан сейчас говорю), что он завладевает твоим вниманием, чувствуешь, что когда сидишь в социальной сети и подходит твой ребенок («Выслушай мой пересказ!»; или: «Выслушай, как я выучил стихотворение!»; «Мне сегодня Димка по голове дал. Что мне делать?»), а тебя это раздражает, тогда – гаджет убрал, спрятал. Потому что это уже страсть.

Первый признак страсти – изменение отношения к близким людям. Если оно меняется, значит, интернет-общение нужно отодвинуть в сторону. Если страдает личное общение с близкими, дорогими мне людьми. Интернет уже мешает. Он должен быть ровно в тех рамках, которые не мешают личному общению как минимум с членами моей семьи – это дети, жена, родители. Если я чувствую, что меня они не раздражают, и я нахожу ту лакуну времени, когда можно пообщаться по Интернету с людьми, которые далеко, с теми, кому я нужен или кто мне нужен, то в этом ничего плохого нет. Главное – быть трезвым, понимать, что ничему нельзя отдавать свою душу. А первым показателем того, что что-то завладевает нашей душой, является раздражительность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать