О Святой Троице

Аудио
Скачать .mp3

Наверное, в здешней жизни мы до конца не поймем, что такое Святая Троица, и все-таки православному человеку хотелось бы понять некоторые моменты. Например, можем ли мы понимать каждое Лицо Святой Троицы, как отдельную, самостоятельную Личность? В молитвословах часто используется обращение к какому-либо Лицу Троицы, но когда этого конкретного обращения нет, можем ли мы понимать обращение "Господи" или "Вседержитель", как совокупность всех трех Лиц Троицы?

Второй вопрос: может ли каждое Лицо Троицы действовать самостоятельно, либо прежде чем дать ответ человеку в его вопрошании, Троица "держит совет" между собой?

То, что каждое Лицо Троицы является тем, что мы называем личностью - это так, но чтобы Оно было отдельным, это ни в коем случае.  Василий Великий пишет о Святой Троице: Единотройственная благодать, у Лиц Пресвятой Троицы нет какой-то отдельной благодати, нет отдельного действования и нет отдельного понимания чего-либо. У Них все едино, но не потому что есть какое-то слияние, а по иной причине.

Первичным положением христианского вероучения, догматом из догматов является то, что Бог есть Любовь. Даже в нашей практической жизни, когда мы видим тех, кто сильно любит друг друга, мы говорим: они, как одно, одинаково мыслят, одинаково хотят и одинаково действуют. Существует даже латинское выражение alter ego: когда друг, как второе я. Даже в нашем грешном мире, где мы грешим самолюбием, тщеславием и эгоизмом, и то, какое бывает поразительное единство.

Во Святой Троице все едино: один ум, одна воля, единое действие. Поэтому ни в коем случае не надо мыслить, как три отдельных Лица, Которые могут действовать сами по себе. В том и необычность догмата, которого никогда прежде не было в истории человечества, это уникальное, потрясающее открытие в истории религиозного сознания: Троица - Единый Бог, но в Трех Лицах.

Когда подобный вопрос мне задали мусульмане, то я отвечал им таким образом:

- Посмотрите на греческую философию, где искали, из чего построен весь этот мир, и приняли положение, что должна быть первая, самая элементарная частица, уже неделимая, которую по-гречески назвали атом. Вот из чего образован весь этот мир. И так считали в течение всех двух тысяч лет. А в начале ХХ века произошло потрясающее открытие: оказалось, что неделимый атом внутри себя имеет целый мир: и протоны, и электроны. Это великолепный образ, аналог: Троица Неделимая, Единая, но внутри Нее оказывается божественная жизнь. Не три отдельных Бога, но триипостасность внутри этого единства. Как внутри атома мы увидели целый мир, так и внутри Божества нам были открыты Три Ипостаси, Которые живут полным единством любви. И эта любовь имеет такую абсолютную силу, что Троица является уже ЕдИницей, и никакое разделение невозможно. Эта та аналогия, которая дает некий намек.

Но мы должны понять, что, задавая такие вопросы, мы касаемся таких вещей, которые просто превышают возможности нашего понимания. Ведь мы до сих пор не пониманием сущности материи, до конца не понимаем, что такое пространство, не знаем, конечна ли Вселенная - множество вопросов с тем, что мы наблюдаем, трогаем, и то не можем понять. Здесь мы хотим понять то, что выходит за пределы этого мира, что на философском языке называется метафизическая реальность.

Так что мы должны осознать этот факт и смириться. Почему это открыто только Христом? Иначе мы не могли бы понять самого главного христианского догмата о том, что Иисус Христос есть не кто иной, как Вторая воплощенная Ипостась Святой Троицы. Не Бог воплотился, а Вторая Ипостась.

Потому пришлось открыть нашему грубому разуму, что Бог есть Троица, что иначе мы не смогли бы этого понять, подобно мусульманам, которые спрашивают: как это: Аллах воплотился? Мы же отвечаем, что не Аллах, не Бог Отец и не Дух Святой, но произошло воплощение Второго Лица Святой Троицы, Которое на  греческом языке именуется Логос. На русский язык его перевели, как Слово, не знаю, удачно ли это. Логос - это ум, разум, понятие логоса имеет около сотни значений. Воплотился Логос. Как и все, что окружает нас в нашей жизни, является воплощением нашего человеческого логоса, то есть нашей мысли, слова, нашего разума. Итак, произошло воплощение Божественного Логоса.

Это Единый Бог, внутри Которого Три Ипостаси, а не три рядом стоящих Бога. Мы исповедуем не три Бога, но Единого. Символ веры начинается словами "верую во Единого Бога", и далее мы показываем, Кто этот Единый Бог.

 

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать