Какая власть может принести наибольшую пользу народу?

Аудио
Скачать .mp3

Может ли государство быть проводником или помощником для воспитания лучших людей, противодействовать глобальным тенденциям центра, как Вы сказали, сатанинского?

Смотря, что мы будем называть государством, и как, на чем оно устраивается, государство.

У И.А. Ильина есть очень хорошая мысль, ничего нового там нет, но которую он показал так выпукло, ярко: «Государство правильное, государство, которое действительно может отвечать нуждам народа, общества, если хотите, религии – только то, которое устроено на принципе (дальше он употребляет греческое слово, которое мы уже рассматриваем, как русское, но я обращаю внимание – греческое слово), на принципе аристократии». Что это значит? «Аристос» значит «лучший». То государство нормальное, которое имеет механизм выдвижения к управлению лучших людей. Там, где этот механизм есть, где этот механизм работает, там государство будет наилучшим. Неважно, каким оно будет: это будет монархия, монархический строй, демократический, республика – неважно. Самый главный принцип, это действительно верно, чтобы работал в государстве, в этом обществе, принцип возможности выдвижения к власти лучших людей. Причем, лучших не только с нравственной стороны, это, конечно, необходимейшее условие, но лучших и по своим способностям, потому что один может управлять, другой нет. Один может разбираться в политических вопросах, другой нет, и т.д. Но самый основной принцип – именно  этот, этот принцип. Такое государство будет наилучшим, когда способно будет выдвигать наилучших людей. Там, где это принцип не работает, независимо от строя, каким бы он ни был, это государство не принесет людям блага. Никогда. Почему? Если за руль будут садиться люди, не умеющие управлять, можно себе представить, что будет с машиной. Можно себе представить. Мы уже знаем, на наших глазах это уже было. Совсем недавно, в 90-е годы, вы видели, что начало твориться – такой катастрофы у нас не было, наверное, со времен 1917 года. Вот что тогда произойдет. Какое значение здесь Церкви, я думаю, что у Вас присутствует этот вопрос? Так вот, значение Церкви здесь может быть огромным. Огромным. Кто может воспитывать лучше всего? Кто может дать этот реальный идеал человека, которого называют «с большой буквы», кто? Где он?

Ведь различные философские, социальные доктрины, все говорят о человеке, и все рисуют образ человека. Что ни философ, то рисует свой образ этого идеального или нормального человека.

Чем отличается христианство? Оно не рисует этого образа. Оно указывает на него – это исторически существующий Иисус Христос. Исторически. Я уж не буду приводить вам свидетельств, что Он исторически был.  Это Его слова описаны в Евангелии. Вот те нормы, те свойства человека, которые даны в Евангелии, вот он, этот нормальный человек.

Церковь призвана не просто говорить об этих нормах, хотя и говорить надо, но прежде всего показать пример тех людей, которых она воспитала по образу и подобию этого Человека – Иисуса.

Итак, когда Церковь воспитывает этих людей, и когда мы их видим – слава Ей, честь и достоинство! Тогда само общество воспитывается на этих принципах и началах. Тогда постепенно эти лучшие люди поднимаются к верху. Тогда начинает работать этот принцип аристократии. Аристос – лучший, кратос – власть, это два греческих слова. Так?

Если же Церковь не соответствует этому, если же Церковь не воспитывает таких людей, тогда начинается деградация общества. Вы слышите? Эта деградация касается тогда всех сторон общественной жизни. Всех сторон общественной жизни, учтите. И вы теперь поймете, как вдруг на Руси Великой произошел страшный взрыв 1917 года. Тогда вы поймете. Если бы только вы посмотрели, что писали о состоянии, прежде всего, нашего монашества, духовенства, нашего народа православного перед революцией. Иоанн Кронштадтский произнес страшные слова: «Всеобщее отступление от веры». Хотя все ставили свечки и подавали поминания, не беспокойтесь, и раз в год причащались. Все были православными… Так называемое «православие»: воспитание оказалось выбитым из колеи.

Церковь есть закваска общества. Если закваска не работает, всё – тесто не вскиснет. Или, как Христос сказал: «Если соль потеряет свою силу…» Что с ней делать? Выбросить только вон.

Вот оно каково, соотношение, мне кажется, главный Ваш вопрос, соотношение между Церковью и государством. Государство – это механизм, но этот механизм может работать только тогда, когда его содержание, его одухотворение, именно Церковь, которая воспитывает человека, она окажется на высоте.

Кто изучал историю древнего мира, ну, или хотя бы историю средних веков, римскую историю,  те знают, что было в средневековье в католицизме, какие ужасы, и к чему это привело. Помните, к чему это привело, к какой страшнейшей деградации всего западного общества, которая закончилась чем? Реформацией. И начались: пантеизм, деизм, материализм, атеизм, наконец, анти-религия, анти-религиозность. Вот оно что. Вот почему очень важно видеть, что собой представляет Церковь; следует ли она этому, или нет; воспитывает ли она таких людей, или нет. Вся суть в человеке, в человеке. Хороший человек и худое сделает хорошим. Ненормальный, безнравственный человек, так он и лучшее всё испортит. Поэтому, всё упирается в кого? В человека. И, какие будут человеки, таково будет и общество. Какова будет Церковь, таково будет и общество. Но под Церковью подразумевается, не думайте, что вся вот эта внешняя сторона, внешняя сторона была не хуже и в языческих религиях: такие были манифестации, такие ходы были, такие торжественные богослужения – все это былое, было во всех религиях. Не в этом сила религии. Сила религии в воспитании человека на тех началах, которые для данной религии являются священными. Вот в чем вся суть. 

 

Расшифровка – Римма Адомайтите

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать