Как правильно слушать человека?

Аудио
Скачать .mp3

– Как правильно слышать человека? Очень важно иметь внимание к человеку, с которым разговариваешь, чтобы суметь услышать то, о чем он говорит, вообще иметь внимание ко всем своим действиям, словам, событиям, которые происходят каждый день. Какое место уделяется вопросу внимания в рамках семейного клуба?

– Умение управлять своим вниманием – одна из важнейших задач духовной жизни. Надо научиться собирать себя здесь и сейчас. Общаясь с человеком, мы входим в контакт, и очень важно быть здесь и сейчас. У Святейшего Патриарха есть эта удивительная способность: у него всего три-пять минут для общения с человеком – и он концентрированно, всем своим существом присутствует здесь и сейчас. У нас это очень редко получается, для этого мы должны быть очень сильно заинтересованы чем-то или кем-то, потому что здесь можно быть только при таком условии – «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если тебя это очень интересует, тогда ты максимально концентрируешься. Если это вроде как и не важно для тебя, то ты хотя и пытаешься себя собрать, а на часы смотришь или в окно, а когда есть еще какой-то фон (например, с утра поссорился в семье, и эта ссора «фонит» в течение дня), то с кем бы ты ни общался, не можешь отключиться и собрать внимание; ты очень рассеянный, а люди все равно приходят и ждут от тебя поддержки, помощи, доброго слова.

Если нет способности концентрировать внимание, ты ничего не можешь дать, просто формально изображаешь его, например, киваешь головой и параллельно думаешь о своем. Кивок головы – просто привычка, которая располагает твоего собеседника, и ему кажется, что его слушают, а у тебя на уме совсем другие мысли. Это я, на самом деле, про себя говорю, потому что давно заметил, что когда, глядя в глаза человеку, помогаешь ему кивком головы, он гораздо легче общается. Когда говоришь проповедь в храме, среди десятков людей находишь того, кто кивает головой, и краешком глаза все время на него смотришь, потому что понимаешь, что если он так участвует, значит, интересно, значит есть диалог.

Навык концентрации внимания – это труд молитвенный. Один из вопросов был о том, как читать Псалтирь об усопшем. Технически читается по кафизме в день, после первых двух «Слав» читаются заупокойные молитвы, если молимся об упокоении, и третья «Слава» – о живых. Псалтирь сама по себе – это учебник молитвы, очень непонятный, потому что там переплетены и личные переживания пророка Давида, и какие-то исторические сведения, а с другой стороны, псалмы наполнены молитвенной энергией: эти слова вырывались как крик души к Богу. Но для того чтобы эту энергию воспринять, нужно научиться концентрировать свое внимание.

Принцип молитвенного внимания очень простой – ум должен быть вниманием в словах молитвы, а сердце должно сочувствовать этим словам, это взаимное сообщение ума и сердца. И когда человек пытается внимательно и неспешно читать Псалтирь, у него тренируется этот навык, который может потом проявляться в разных ситуациях. Нам в жизни, на самом деле, больше всего не хватает внимания, не в смысле пребывания друг с другом, потому что можно два часа просидеть вместе, а быть где-то далеко. Проблема в том, что человек приходит с работы, а душа его все равно на работе. Нужно научиться отключаться. Можно на три-пять минут, но всецело и внимательно отдать себя другому, и у человека будет насыщенность души. Отдавать себя – это тоже искусство, которому надо учиться.


протоиерей Евгений Попиченко

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать