Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вопрос о частоте Причащения. В Апостольских Правилах сказано о том, что христианин, не причащающийся три недели подряд, исторгается из Церкви, а христианин, присутствующий на Литургии и не приходящий причащаться, должен уйти из храма. Так ли это?
Все правила, которые существуют в Церкви, всегда соотносятся с тем временем, в которое установлены – временем, ситуацией и обстановкой. Я особенно хочу сказать о Причащении за каждой Литургией. Да, было время, начальное время, время особых духовных дарований, без которых, если бы их не было - например, в 1 веке, христианство было бы уничтожено, стерто с лица земли. Жуткие гонения были подняты. Скажите, кто пошел бы в христианство, стал бы христианином, только один раз посмотрев в цирке, как звери растерзывают христиан? Кто бы принял это христианство? Никто. Ни за что. В страхе, если бы только услыхал, отскочил бы от него. Даже пообщаться не смог бы с ним. Христианство уже было бы уничтожено в первом столетии.
Только благодаря чрезвычайным дарованиям, которые получали первые христиане – во-первых, необычайная радость, дар исцеления, дар прозрения, дар пророчества, дар языков и так далее – только благодаря этим потрясающим дарованиям, которые просто поражали окружающих людей, христианство не только сохранилось в истории, но и распространилось по Римской империи. Иначе оно было бы уничтожено.
Так вот, эти правила – это правила первых столетий. Они соотносились с жизнью той эпохи. В наше время ситуация такова, когда мы должны смотреть за тем, чтобы Причащение не оказалось нам в суд и в осуждение. Надо смотреть за тем, чтобы я мог, хоть более или менее – но подготовиться к Святому Причащению, а не подойти просто так, чтобы в меня потом вошел сатана, как в Иуду. Поэтому эти строки предписания в отношении того, чтобы причащаться каждую Литургию, уже едва ли могут, то есть даже не могут сейчас быть применены к нам. Но какова ситуация – если я не могу причащаться, я чувствую, что я не могу, значит – что, я не должен и ходить тогда на Литургию? Что лучше? Я пойду к Литургии и не причащусь, или я не только не причащусь, но и не пойду к Литургии?
Церковь сказала – нет, ты побудь хотя бы на Литургии. То есть, Литургия в данном случае для этого человека уже является богослужением, на котором он может помолиться, покаяться, побыть с собой, побыть с Богом. Поэтому уже в столь строгом виде это правило, конечно, уже неприменимо к нашему времени. Но, тем не менее, это правило напоминает нам, что долгое непричащение – это явное свидетельство охлаждения человеческой души.
Поэтому вы должны – насколько это возможно, причащаться. Тут разные вещи. До революции, например, читаешь: хоть раз в год, или – ну, четыре – в четыре поста. Вы прочтете это не у кого нибудь – у митрополита Филарета (Дроздова). Хотя бы каждый пост, ну, если можешь – то хорошо бы каждый месяц.
Все зависит от того, в каких условиях мы находимся. К тому же, надо сказать, что еще налагают бремена неудобоносимые на готовящихся к Причащению. То, что соответствует, например, монастырской жизни - когда пост три дня и больше, то едва ли может подойти каждому мирянину, который находится в условиях работы, этой суеты и так далее. Здесь, по крайней мере, пост хотя бы один день. Один, ну, два – надо смотреть, но не меньше хотя бы одного дня. То есть, нужны вот эти ограничения, и они должны быть разумными. То, что очень многих – и это священники знают, задерживает в Причащении - трехдневный пост. Ну, не может он никак три дня – это для него просто невыносимая вещь. Надо же это учитывать. И здесь священник, зная человека, поговорив с ним, может регулировать количество дней подготовки.
Профессор МДА А.И.Осипов.
Расшифровка: Галина Парамошина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 марта
День ангела. 19 марта
Церковный календарь 19 марта. Преподобный Фридолин Зекингенский
Евангелие 19 марта. Так сотворил мне Господь во дни сии
Читаем Апостол. 19 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!