Как быть, если живешь церковной жизнью, но ничего не меняется к лучшему?

Аудио
Скачать .mp3

Отец Мелхиседек, часто люди говорят, что они ходят в храм, ставят свечи, бывают в паломнических поездках, причащаются, исповедуются, но у них в жизни ничего не происходит, не меняется. Хотя им говорили, что у них будут какие-то позитивные изменения. Как быть в такой ситуации?

Вопрос непростой. Действительно, мы этим живём, мы на это надеемся, и людям, которые попали в затруднительное положение, мы говорим, что началом благоустройства внешней жизни, будет благоустройство духовной жизни. Конечно же, надо как-то наладить, регламентировать духовную жизнь, вести её в соответствии с евангельскими заповедями, но здесь у людей возникает соблазн получить быстрый результат. Они думают, что первый приход в храм, первая свеча, первая исповедь и причащение Святых Христовых Тайн, и с неба сразу посыплется манна небесная. Многие люди на этом претыкаются. «Мне сказали, что будет вот так, а ничего не произошло». «Мне батюшка сказал, что всё наладится, а ничего не наладилось». Здесь должно быть духовное благородство и понимание того, что Церковь — это не бюро добрых услуг, она предназначена не для того, чтобы У НАС всё было хорошо. Церковь — это духовный организм, созданный Богом ради того, чтобы В НАС всё было хорошо. Мы не можем переменить этот миропорядок, мы не можем естественным путём сделать свои волосы белыми или чёрными. Если уже есть седые волосы, ничего ты не сделаешь, возраст идёт по своему расписанию. Поэтому человек изначально должен настроиться не на внешний успех — пришёл в храм и вдруг у него появилось здоровье, деньги, работа, жена/муж, послушные дети…Конечно желательно, чтобы это всё было, но в первую очередь должны поменяться мы. В первую очередь мы должны просить у Бога перемены нас самих и ждать от духовной жизни именно этого результата, а не внешнего благополучия. Искать внешнего благополучия, если ты стал духовным человеком — ошибка. Да, у многих духовная жизнь сопровождается внешним благополучием, а у многих нет, а у праведников иногда бывает даже ещё хуже. Мы же помним праведного Иова, который был настолько предан Богу, был настолько святым человеком, но его жизнь вдруг повернулась в худшую сторону, потому что это было испытание, это был крест, это была его судьба, и он свою судьбу и свой крест принял достойно. Он знал: «Я хожу под Богом. Бог мой отец». Как он сам сказал: «Благая от Господа приняли, злых ли не стерпим? Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Нагим я вышел из чрева матери, нагим отыду. Господь дал, Господь и взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Писание говорит: «И не дал Иов безумия Богу» — «Не сказал Иов безумных слов Богу». Надо вот так настроиться на свою жизнь. Всё принимать: и сладкое, и горькое, и чёрное и белое, зная: «Да, это моя жизнь, это моя судьба, я буду делать всё возможное, [чтобы она изменилась] к лучшему. Получилось — слава Богу, не получилось — опять слава Богу. Я сделал всё возможное, что мог». Вспомним образец молитвы нашего Господа в Гефсиманском саду: «Господи, да минует меня чаша сия!» — Его человеческий вопль о своих страданиях. А заканчивает через большую запятую «Но не Моя воля, но Твоя да будет». Когда человек живёт с настроем на то, что наша временная жизнь это испытание, что никто не обещал нам рая на земле, никто не обещал нам, что мы здесь будем полностью «упакованы» и помрём каждый в своей кроватке с витаминами и без болезней.

Ко мне пришла одна бизнес-вумен, я чувствую, что это человек далёкий от Церкви, но мне хотелось направить её на духовные рельсы через какое-то потрясение, и я спросил у неё: «Как бы Вы хотели умереть?» (потому что у человека всё только здесь). Это был неожиданный для неё вопрос. «А никто умирать и не собирается, всё только здесь! Мне ещё рано» И вдруг она говорит (как, наверное, любой светский человек): «Я бы хотела умереть так, чтобы раз, и нету!». То есть так, чтобы пить чай или кофе, раз и душа вышла. Но мы же знаем, что самая несчастная смерть — это смерть внезапная. И такого не бывает. Также как младенец рождается в этот мир через страдания. Когда человек желает избежать проблем в своей жизни, он обязательно столкнётся с проблемами, которые выбивают его из колеи, и человек не знает, что дальше делать и как жить. А человек, который настроился на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига (как говорил старец Христофор, духовник Тульской епархии, с которым я имел счастье общаться), когда человек настроен на подвиг, он увидел его, проходит его, и это не вызывает у него никакого удивления — он к этому готов. Псалмопевец Давид так и говорит: «Уготовихся и не смутихся», а святые отцы дают нам замечательный девиз: «Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби». Когда человек настроился: «вот, я приеду туда, там меня ждут, там всё совпало, там мне ковровая дорожка, получка, цветы и поздравления с Рождеством и Новым Годом». Приезжает, а там ничего нет. Человек в шоке. А когда ты уже подготовился к худшему, и это худшее случилось, ты к этому готов. Когда случилось лучшее, ты счастлив, потому что рассчитывал на худшее. Христиан называют воинами Христовыми. Когда воин идёт на задание, он не ждёт от него никаких благ, но настраивается отдать свою жизнь, и если вдруг этого не случилось, он просто счастлив: «Слава Богу, что живой!». Когда христианин идёт по жизни с таким настроем: «Я воин. Я готов ко всему. Случилось лучшее — слава Богу! Случилось худшее — я к этому готов». Люди, которые воспринимают Церковь не как военный институт, а как санаторий, ошибаются.

Церковь даёт нам возможность стать воинами Христовыми. Когда крестят младенца, его так и называют: «Новоизбранный, новозапечатанный именем Христовым воин Христов». Даже младенцев уже называют воинами! Поэтому мы, находясь в Церкви, должны понимать, что мы воюем, и у каждого человека есть возможность записаться в воинство Христово. За этим воинством — победа и венцы. Поэтому не будьте полуфабрикатами! Мы должны быть не за белых или за красных, а за Христа. А раз за Христа, то мы воюем. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: «На земле идёт брань [между Богом и дьяволом] и поле битвы сердца людей». Если ты готов к этой брани, то знай, что на войне бывает по-всякому. Ещё до революции была пословица «Или грудь в крестах или голова в кустах». То есть отношение к жизни должно быть как к воинскому долгу. Человек должен быть готов к любому исходу, но отдыха на войне не будет. Человек, приходя в Церковь должен настроиться на то, что Бог даст ему силы пережить события этой жизни, а не поменяет саму жизнь. В самой жизни часто ничего не прибавляется — ни здоровья, ни получки, как муж пил, так и пьёт, как жена болела, так она и болеет. Но приобретаются силы терпеливо взглянуть на чужую или на свою болезнь, на своё неустройство. Я знаю семью, которая жила всемером (!) в однокомнатной квартире. Муж, жена и пятеро детей. И только когда у них родился шестой ребёнок им дали две двухкомнатные квартиры и эту однушку сохранили за ними. Но они это перетерпели. И из такой тесноты они перебрались на такое пространство. Вот такая жизнь. А дети в таком количестве — это гарантированная пенсия. Один из них обязательно останется с ними. У вас на «Союзе» недавно был отец Александр (Ильяшенко). 12 детей! 48 внуков! Семья состоит из 62 человек! Два человека через поколение умножили свою семью на 60 человек! Вот это образец семьи! Тяжело невероятно, но зато и брошенными в старости они не останутся. А когда рожают одного-двух — то одни проблемы по жизни. Поэтому мы должны приходя в Церковь надеяться на помощь, на заступление, на решение своих проблем, но через запятую «Не моя воля, но Твоя да будет. И пусть это будет в то время и таким образом, такими средствами, какие Ты знаешь». Не надо ставить Богу сроки и условия, как лучше сделать, а предоставить это Ему. И просить у Него самого главного — утверждения в вере, когда есть ощущение [того], что Бог видит, знает, слышит, и готов всё повернуть в одну секунду, но пока не время, не место и неполезно это для души моей. Нет ничего надёжней и твёрже этого стержня и этого ощущения. Тогда человек по жизни идёт очень легко — независимо от того, какие обстоятельства сложились в его жизни. У него есть стержень, фундамент, основание. Он как воин. Нет военных действий — слава Богу. Начались — я к этому готов. Церковь создана ради того, чтобы у нас было такое настроение и такое состояние. Чтобы дать нам силы пройти и преодолеть препятствия, а не переменить эту жизнь, и не убрать эти препятствия с нашего пути. Это дорогого стоит.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы