Если невозможно посоветоваться с духовником, как поступать?

Аудио
Скачать .mp3

Иногда трудно посоветоваться с человеком в острой ситуации. Нет времени на то, чтобы спросить совета духовника. Нужно принять сиюминутное решение. Как быть в такой ситуации?

У Святых отцов было такое правило: на каждый поступок, на каждое слово, а желательно и мысль мы должны иметь свидетельство Священного Писания или Святых отцов. Возникла какая-то ситуация, возьмём, например, проблему новогодних корпоративов. У человека возникает дилемма. С одной стороны я нахожусь в обществе, в общей связке, а с другой стороны никто не может служить двум господам: или одного возлюбит, а другого возненавидит, или об одном будет усердствовать, а о другом нерадеть. Человек начинает думать, пойти на этот поступок или нет? Отказываться или нет? А если пойти, то как пойти? Если ему нужно дать конкретный ответ, то можно призвать имя Божие и вспомнить, что по этому поводу говорит Священное Писание. Относительно корпоративов есть такое свидетельство апостола Павла. «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог». Ты находишься в общем коллективе, ты пришёл на какое-то время, отметился, а сидеть там час, другой, третий, это уже лишнее. С одной стороны ты оказал уважение тем людям, с которыми ты работаешь, но когда все выпили и начались танцы, то можно уйти. Всё красит мера. Поэтому важно иметь свидетельство Священного Писания или Святых Отцов о том, как поступить в конкретной ситуации.

Бывает, что ничего не приходит на ум, и не знаешь, что сказать. Например, меня о чём-то спрашивают. Я знаю, что если скажу правду, то кого-то подведу. Соврать я не могу, поскольку помню слова Священного Писания: «Ложь от лукавого». И псалмопевец Давид говорит: «Погубиша вся, глаголющие лжу». И Христос про Себя говорит: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь». Христиане не должны врать. С одной стороны и правду не можешь сказать, а с другой есть так называемая «художественная ложь», например, про похороны любимой бабушки, которую человек хоронит уже пятый раз за год. Если ты опоздал на работу из-за того, что проспал, просто скажи, что так сложились обстоятельства — не надо ничего выдумывать про аварию, в которую ты якобы попал. Если спрашивают мнение относительно какого-то человека, то лучше сказать, что не знаешь, что сказать, чтобы не врать и не осуждать. Нужно стараться, чтобы не было лжи, и чтобы не идти против заповедей Божьих. Лучше промолчать, но не врать. Все наши поступки должны быть регламентированы заповедями Божьими. А когда возникает совсем сложная ситуация, в которой вроде бы и заповеди не при чём, но надо что-то сделать, то я вспоминаю совет отца Иоанна Крестьянкина, о котором мне рассказал один монах: «Когда Вы не будете знать, как конкретно поступить в той или иной ситуации, пусть это будет обдуманный поступок с совета и согласия трёх: Вашего ума, Вашей воли и Вашей совести. Когда они вместе или согласятся или отвергнут какое-либо решение, то придерживайтесь этого совета трёх». Это тоже тонкий вопрос, который нужно решать не без участия молитвы, и не без призывания имени Божьего. Хотя бы трёх кратких молитв: «Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, надоумь!» Или просто «Господи, благослови!», потому что иногда решение нужно принимать мгновенно, и призывание имени Божьего в эту секунду просветит человека. Нужно всё время призывать в свою жизнь Бога, а уж Он подскажет [как поступить]. Отец Амвросий говорил: «Отчего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог». Если бы у нас была эта память, тогда наши мысли, слова и поступки были бы в соответствии с духовной жизнью. У людей есть выражение: «Без царя в голове». Какого царя? Царя Небесного. Царь Небесный должен быть в голове.

10 лет назад мне делали операцию под общим наркозом. Потом я у хирурга, который пришёл проведать меня после операции, спрашиваю: «Я во время операции не ругался? Вы же мне голову отключили!» «Да нет, вроде не ругался. Только всё какого-то царя звал». А я перед этим думал: «Вот они сейчас войдут в операционную, я прочитаю «Царю Небесный», благословлю, и они начнут операцию». Оказывается, укол, который мне сделали перед операцией, меня отключил, и я не видел ни врачей, ни начала операции, но мысль-то была: помолиться, прочитать «Царю Небесный», чтобы призвать благословение Божие на их труды, на эту операцию. Вроде бы ум отключён под наркозом, но что-то там осталось. Даже в таком состоянии возможно иметь памятование о Боге. Если бы эта память была у нас всегда, мы бы делали добрые дела, и убрали бы из своей жизни какие-либо [недолжные] слова и мысли.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать